Родился 22 июня 1967 года в Красноярске, откуда семья будущего художника переехала на юг в Хакасию.
Учился в школе в Черногорске, закончил Хакасский технический институт - филиал КГТУ. Отслужил в рядах ВМФ (1985-1988). Училища и вуза художественной направленности он не кончал. Художественные навыки получил самостоятельно. Занимается живописью с 1988года, (станковая живопись, графика, резьба по дереву и кости, гравюра на металле, скульптура). Персональные выставки с 1996 г.: выставочный зал союза художников Хакасии, выставочный зал АфКПИ, экспозиция в музее г. Черногорска, картины в частных коллекциях в России и за рубежом
Становление Виктора Катющика как художника пришлось на годы перестройки. Основным направлением его живописи является: «Психологический лабиринт». Стремление создать изобразительный сюжет, находящийся на грани понятного и непонятного. Сюжет, в котором заложено несколько смыслов одновременно. Изобразительно - интеллектуальный лабиринт, в котором зритель не теряет надежды найти свое смысловое решение. Попытки найти свой смысл заставляют зрителя думать. Зритель задерживается у картины и находит свое, оригинальное объяснение увиденному. Получил признание за рубежом. - включен в 1000 художников сюрреалистов всех времен и народов. Занимается научными исследованиями в области физики.
Катющик В.Г. Водопей. 90 х 100 см, холст/масло, 2000 г.
Виктор Катющик говорит: « Есть картины, на которых все понятно. У меня иная задача. Смотрите на работы и не теряйте надежду докопаться до смысла, который не лежит на поверхности, чаще всего — есть намек на возможность его присутствия. Самостоятельно ищите то, что вам понятно, вкладывайте свой интеллектуальный потенциал».
Катющик В.Г. Велосипедик
«В процессе создания картин две стороны: созерцательная и интеллектуальная. В моих работах можно говорить о сюрреализме и символизме. Мои картины — попытка в рамках символизма разработать направления психологического лабиринта» — объясняет Катющик
Катющик В.Г. Полет над гнездом кремлюшки
Да, чужая душа — потемки. Вот и выворачивает Виктор эту душу зрителя наизнанку, заставляя работать клеточки мозга: думай, думай. Поэтому-то и не забываются его работы.
Катющик В.Г. Игроки. Холст/масло, 80 см x 100 см, 2008
Аннотация к картине с сайта http://artsophia.ru/katuschik1.html
В наши дни далеко не каждый художник решится изобразить простую сцену, типа игры в карты. Почему-то сюжетная живопись репинского типа стала непопулярна, ее все больше вытесняют комиксы и карикатуры. А между тем, такие славные живые сцены, с такими колоритными типажами, запечатленные на холсте, гораздо лучше продаются, чем, например, приевшиеся пейзажи с видами природы и даже ню.
Ценность подобной картины не только в реалистической прорисовке деталей или удачном выборе момента, который не сможет поймать никакой фотограф, но и в авторской идее.
Ценность подобной картины не только в реалистической прорисовке деталей или удачном выборе момента, который не сможет поймать никакой фотограф, но и в авторской идее.
А что тут особенного в идее? – скажете вы. – Есть ли вообще здесь какая-то идея? Подумаешь, три человека праздно проводят время за азартной игрой. Ну, еще деревянная бочка посреди деревенского двора, еще петух, еще один из игроков бьет другому щелбан – где здесь идея? Или в том, что один из них проиграл?
И где только художник откапывает такие рожи! Даже если и верно, что похожие пещерные ископаемые еще встречаются в жизни, то зачем переносить их на холст? Какой смысл в этом бытовом сюжете, не говоря уже о красоте?
Однако, вы обратили внимание на руки игроков, что они покрыты чешуей?
Из чешуи состоит и одежда играющих, напоминающая панцирь из металлических пластин. Причем, чешуя очень крупная и твердая, принимающая естественный цвет кожи или одежды, а кое-где прикручена к телу болтами
Что хотел сказать этим приемом художник? Может быть, что они как рыцари своего игрального ремесла, как воины, надевшие на себя на себя защитную кольчугу?
Нет, на рыцарей они мало похожи.
Может быть, он хотел указать на их непробиваемость? Что они, мол, деградировали до того, что покрылись змеиной кожей?
Ну, да – до мировых финансовых кризисов им вроде бы дела нет. Однако аморальный облик хорошо передан и так – через ухмыляющиеся физиономии, наплевательско-дурацкое выражение, отсутствующие зубы. Чешуя-то при чем?
Вы видите, что чешуя здесь самая главная странность. Без нее картина была бы как картина. А чешуя добавила непонятку. Зачем только художнику понадобилось вносить в картину этот странный элемент?
Действительно, зачем?
Когда художник изображает людей, он глубоко проникает в их внутреннюю сущность. Гораздо глубже, чем обычный человек. При этом он может видеть людей совсем по-другому, чем люди с неразвитым художественным чувством. Так он может получить от человека ощущение, которое схоже с ощущением сбрасываемой змеиной кожи. Затем он старается передать свои ощущения на картинах.
Змеиная кожа – не абстрактный феномен. В древности на земле обитали ящеры и динозавры. То была эра пресмыкающихся. От этих древних пресмыкающихся, в принципе, произошли и современные люди. Однако, хотя внешние свойства пресмыкающихся и не проявляются видимым образом в современных людях, но внутренне эти свойства остались и, может быть, еще проявятся в будущей эволюции, если люди, конечно, не пройдут через духовное развитие. Тогда от нормального человеческого вида отделится новый звериный вид существ, покрытых, как древние ящеры, чешуей.
Но причем здесь карты? – спросите вы.
Дело вот в чем. По художественному ощущению игральные карты и чешуя - это одно и то же. Пластиковая игральная карта – это одна маленькая чешуйка, одна пластинка от чешуи, в которую заключена душа.
Когда человек играет в карты, он пытается отделаться от нехороших свойств, доставшихся ему по наследству от пресмыкающихся предков. Каждый раз, кидая карту на стол, он снимает с себя частичку змеиной кожи.
Вы знаете, что есть много карточных игр, в которых играющий должен избавиться от выданных ему карт – например, игра в дурака. Не важно, играет ли он с живыми приятелями или собутыльниками, как на картине, или с компьютером, или с невидимым партнером через интернет, он всегда инстинктивно пытается сбросить с себя панцирь древнего пресмыкающегося. От древности нам достались в наследство животная сообразительность, смекалка, животный ум, которые собственно и используется в игре в дурака. Игрок рассчитывает на удачу, хитрость, на свою природную сообразительность. Вместо того, чтобы развивать высшие духовные способности, он хочет вылезти за счет своей низшей способности ума, за счет того, что переложит свои неприятности на партнера. И тогда он становится игроком в карты.
Как знать! Может быть, игра в карты чем-то и помогает? Может быть, если будешь все время выигрывать, тебе и удастся когда-нибудь снять с себя всю чешую! Но если кто-то побьет твою карту более сильной картой, змеиная кожа к тебе возвратится вновь. Если ты не успел за игру сбросить все свои карты, про тебя говорят, что ты остался в дураках, то есть, остался со своими старыми способностями, со своею старой чешуйчатой кожей, которая и дальше будет тебе мешать.
Перекладывая друг на друга свои проблемы, далеко не уедешь.
Итак, мы разобрали и идею картины, и смысл карточной игры - почему люди играют в карты и что за этим стоит.
Или вы еще не верите?
Не чувствуете, что есть невидимая связь между картами и змеиной кожей?
И не видите на игроках в карты их чешуи?
И где только художник откапывает такие рожи! Даже если и верно, что похожие пещерные ископаемые еще встречаются в жизни, то зачем переносить их на холст? Какой смысл в этом бытовом сюжете, не говоря уже о красоте?
Однако, вы обратили внимание на руки игроков, что они покрыты чешуей?
Из чешуи состоит и одежда играющих, напоминающая панцирь из металлических пластин. Причем, чешуя очень крупная и твердая, принимающая естественный цвет кожи или одежды, а кое-где прикручена к телу болтами
Что хотел сказать этим приемом художник? Может быть, что они как рыцари своего игрального ремесла, как воины, надевшие на себя на себя защитную кольчугу?
Нет, на рыцарей они мало похожи.
Может быть, он хотел указать на их непробиваемость? Что они, мол, деградировали до того, что покрылись змеиной кожей?
Ну, да – до мировых финансовых кризисов им вроде бы дела нет. Однако аморальный облик хорошо передан и так – через ухмыляющиеся физиономии, наплевательско-дурацкое выражение, отсутствующие зубы. Чешуя-то при чем?
Вы видите, что чешуя здесь самая главная странность. Без нее картина была бы как картина. А чешуя добавила непонятку. Зачем только художнику понадобилось вносить в картину этот странный элемент?
Действительно, зачем?
Когда художник изображает людей, он глубоко проникает в их внутреннюю сущность. Гораздо глубже, чем обычный человек. При этом он может видеть людей совсем по-другому, чем люди с неразвитым художественным чувством. Так он может получить от человека ощущение, которое схоже с ощущением сбрасываемой змеиной кожи. Затем он старается передать свои ощущения на картинах.
Змеиная кожа – не абстрактный феномен. В древности на земле обитали ящеры и динозавры. То была эра пресмыкающихся. От этих древних пресмыкающихся, в принципе, произошли и современные люди. Однако, хотя внешние свойства пресмыкающихся и не проявляются видимым образом в современных людях, но внутренне эти свойства остались и, может быть, еще проявятся в будущей эволюции, если люди, конечно, не пройдут через духовное развитие. Тогда от нормального человеческого вида отделится новый звериный вид существ, покрытых, как древние ящеры, чешуей.
Но причем здесь карты? – спросите вы.
Дело вот в чем. По художественному ощущению игральные карты и чешуя - это одно и то же. Пластиковая игральная карта – это одна маленькая чешуйка, одна пластинка от чешуи, в которую заключена душа.
Когда человек играет в карты, он пытается отделаться от нехороших свойств, доставшихся ему по наследству от пресмыкающихся предков. Каждый раз, кидая карту на стол, он снимает с себя частичку змеиной кожи.
Вы знаете, что есть много карточных игр, в которых играющий должен избавиться от выданных ему карт – например, игра в дурака. Не важно, играет ли он с живыми приятелями или собутыльниками, как на картине, или с компьютером, или с невидимым партнером через интернет, он всегда инстинктивно пытается сбросить с себя панцирь древнего пресмыкающегося. От древности нам достались в наследство животная сообразительность, смекалка, животный ум, которые собственно и используется в игре в дурака. Игрок рассчитывает на удачу, хитрость, на свою природную сообразительность. Вместо того, чтобы развивать высшие духовные способности, он хочет вылезти за счет своей низшей способности ума, за счет того, что переложит свои неприятности на партнера. И тогда он становится игроком в карты.
Как знать! Может быть, игра в карты чем-то и помогает? Может быть, если будешь все время выигрывать, тебе и удастся когда-нибудь снять с себя всю чешую! Но если кто-то побьет твою карту более сильной картой, змеиная кожа к тебе возвратится вновь. Если ты не успел за игру сбросить все свои карты, про тебя говорят, что ты остался в дураках, то есть, остался со своими старыми способностями, со своею старой чешуйчатой кожей, которая и дальше будет тебе мешать.
Перекладывая друг на друга свои проблемы, далеко не уедешь.
Итак, мы разобрали и идею картины, и смысл карточной игры - почему люди играют в карты и что за этим стоит.
Или вы еще не верите?
Не чувствуете, что есть невидимая связь между картами и змеиной кожей?
И не видите на игроках в карты их чешуи?
Катющик В.Г. Красноярск. Левый берег. Холст, масло,
80 х 100 см.
80 х 100 см.
Аннотация (в близком стиле, из смежной шутореальности картины) « Красноярск. Левый берег»
Водка была не свежая и медведя потянуло на подвиги.
Тащит он часовню в Красноярск (часовня будущий символ и без часовни не произойдёт усибирение Хакасии к России.) Притащил ее к птице разволшебной и говорит:
- Здравствуй женский организм. Говори быстрей где ентот Красноярск? Мне ещё пирамиды в Египту таскать. А она говорит:
- Простите, а с вами всё в порядке?
А медведь:
- Показывай давай, со мной все в полном половом порядке.
А та говорит :
- Не чем показывать. Видишь рук у меня нету. Читай давай табличку.
А медведь говорит:
- Ну ты дура, баба. Я ж медведь - животное. А животные читать не умеют. Показывай быстро, где этот Красноярск, а то закусаю больно.
Ну, поругались, короче, и птица не приходя в сознание впала в астральную камасутру.
Пришлось это срочно рисовать, а птицу эвакуировать...
И только потом другой учёный изобрёл велосипед, а Менделеев начал делать чемоданы.
Вот такой глубокомысленный сюрреализм.
Водка была не свежая и медведя потянуло на подвиги.
Тащит он часовню в Красноярск (часовня будущий символ и без часовни не произойдёт усибирение Хакасии к России.) Притащил ее к птице разволшебной и говорит:
- Здравствуй женский организм. Говори быстрей где ентот Красноярск? Мне ещё пирамиды в Египту таскать. А она говорит:
- Простите, а с вами всё в порядке?
А медведь:
- Показывай давай, со мной все в полном половом порядке.
А та говорит :
- Не чем показывать. Видишь рук у меня нету. Читай давай табличку.
А медведь говорит:
- Ну ты дура, баба. Я ж медведь - животное. А животные читать не умеют. Показывай быстро, где этот Красноярск, а то закусаю больно.
Ну, поругались, короче, и птица не приходя в сознание впала в астральную камасутру.
Пришлось это срочно рисовать, а птицу эвакуировать...
И только потом другой учёный изобрёл велосипед, а Менделеев начал делать чемоданы.
Вот такой глубокомысленный сюрреализм.
Катющик В.Г. Георгий Победоносец
Марина АЛЕХИНА пишет: “Самоучка, возомнивший себя гением”, — отозвался о нем один из художников Хакасии. Или гений, который сам добился признания в жизни? Правда, себя он таковым не считает. Ему времени не хватает для творчества, в котором он идет вперед, и науки, в которой и по сей день докапывается до сути. И в отличие от “братьев” по кисти он востребован. Не потому, что моден, а потому, что его работы пронизаны духом, умом и идеей. Будущим. И это главное».
Кроме живописи В. Катющик занимается резьбой по дереву и изготовлением кукол.
Катющик В.Г. Куклы из кедра
Каждая кукла неповторима, она создана в единственном экземпляре. При изготовлении куклы не используются металл и другие материалы. Также не использовались морилки и красители, цветовое решение достигается посредством подбора древесины различных оттенков. Его деревянные человечки, собранные без единого гвоздя, имеют поразительную подвижность и принимают любые положения, свойственные человеческому телу.
Виктор для них придумал целую деревянную сказку: “В тени вечнозеленого бамзелюка”.
“…Во время грозы молодые дровики собирались под деревом в надежде, что ветром сорвет ветку, и из нее потом можно будет сострогать себе жену. Это можно делать только из бамзелюка, и только один раз дерево дает дровику нужную ветку. Из других пород дерева женщины вообще не получаются.
Задача не из легких — подхватить ветвь на лету, иначе от удара из нее вышибется дух, и, кроме как на растопку, она никуда не сгодится.
Потом ветку надо долго сушить, иначе жена будет очень скрипучей.
Пока ветка сохнет, нужно тщательно продумать, какую жену ты хочешь сострогать. Здесь, конечно, свобода полная, полет для фантазии, если хочешь — высокую, хочешь — низкую, стройную — да какую угодно, на сколько ветки хватит. В строгании жен дровики — большие специалисты. Да и строгать жену — одно удовольствие…”
В Абакане, на площади у здания Министерства внутренних дел Хакасии открыт памятник сотрудникам милиции, погибшим при исполнении служебных обязанностей. В скорбном списке - 27 фамилий.
Эта работа Виктора КАТЮЩИКА стоит почти в центре Абакана. На красно-коричневом гранитном постаменте — глыба белого мрамора. Из камня выступает рельефное лицо. Рядом надпись: “Погибшим при исполнении сотрудникам МВД”. Этот памятник был открыт в ноябре, в профессиональный праздник работников правоохранительных органов. Просто мужское лицо с правильными, пропорциональными линиями, но значимо — и в мирное время при исполнении служебных обязанностей можно погибнуть в любую минуту. Министр МВД Хакасии вручил благодарность, в которой — слова признательности создателю.
Из саянского мрамора — это единственная такая работа. Материал хрупкий, что называется, не скульптурный. Зато у мастера мускулатура окрепла, пальцы стали более чуткими.
Источники:
http://artsophia.ru/katuschik.html здесь картины В. Катющика
http://viictor.livejournal.com/profile здесь картины В. Катющика
Комментариев нет:
Отправить комментарий