Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 19 сентября 2011 г.

Иркутский художественный музей имени В.П. Сукачева

Здание Иркутского художественного музея
имени В.П. Сукачева,

Фото с сайта http://www.museum.ru/alb/image.asp?7115
 Начало известному далеко за пределами края художественному собранию в Иркутске было положено еще в 1870-х годах, когда стала создаваться картинная галерея крупного общественного деятеля и мецената Сибири Владимира Платоновича Сукачева (1849-1920). Превосходный подбор картин производил большое впечатление. Французский профессор Жюль Легар (Легра) подметил важнейшую черту галереи В. Сукачева, написав о ней как об «...одной из редкостей Сибири... Галерея почти исключительно русская. Это патриотизм, который я высоко ценю». Собрание картин имело много примечательного. В нем находились работы передвижников А. Боголюбова, Ф. Бронникова, И. Ендогурова, К. Маковского, Н. Маковского, И. Репина, М. Клодта, В. Максимова, Г. Мясоедова. 
 
Добровольский Н.Ф. Переправа через Ангару. 1886. Холст, масло.
 В. Сукачев отдавал должное и русской академической школе живописи: в экспозицию галереи были включены полотна И. Айвазовского, Р. Судковского, П. Верещагина, Ю. Клевера, Б. Виллевальде и С. Бакаловича. Основательность и целеустремленность В. Сукачева в составлении собрания обеспечили галерею первоклассными произведениями «всех русских художников, выдвинувшихся после 70-х и до 1890 года». Это была первая общедоступная галерея сибирского края.
Репин И.Е. Нищая. Девочка-рыбачка. 1874,
Холст, масло. 74 х 50
 Небольшой по размерам шедевр «Нищая (девочка-рыбачка)» написан И. Репиным в 1874 году во Франции, в небольшом городке Вёль, где обосновалась колония русских художников. «...Девочка стоит в поле на фоне пожелтевшей нивы с маками, васильками и густой неяркой травой...Взлохмаченные белокурые волосы, лицо с еще не потемневшим розовым загаром, грустное, сосредоточенное выражение глаз, худенькая детская шея, загрубелые детские ручки... Все нарисовано безукоризненно, выписано тонко... Пейзаж сильно обобщен, почти не привлекает нашего внимания. Но девочка словно живет в атмосфере летнего светлого дня...» «Нищая», по сохранившимся воспоминаниям Владимира Владимировича Сукачева, была приобретена его отцом в мастерской художника в 1880-е годы и привезена в Иркутск. Пелена забвения на долгие годы скрыла ее от взоров исследователей. Вернулась «Нищая» в лоно большого русского искусства в 1948 году. По воспоминаниям Алексея Дементьевича Фатьянова, старейшего сотрудника и бывшего директора музея, «Нищей» еще до войны заинтересовался известный историк искусства И.Э. Грабарь и попросил привезти ее в Москву. С периодом пребывания «Нищей» в Москве связана попытка оставить шедевр в Третьяковской галерее. Когда в 1948 году А.Д. Фатьянов поехал в Москву за картиной, Третьяковская галерея предложила за нее портрет Л.Н. Толстого кисти И. Репина и два этюда В. Сурикова. А.Д. Фатьянов обратился к заместителю министра культуры с просьбой помочь вернуть работу городу Иркутску, и тот написал записку в фонды Третьяковской галереи, обязывающую выдать «Нищую». 
Антропоморфные фигуры. Бронзовый век. Глазковская культура. Бивень мамонта, резьба.
 За долгие годы созидательной работы последующих поколений энтузиастов, людей, преданных культуре, сложилось значительное собрание, в состав которого вошли редкие, высокохудожественные произведения русского, восточного и западноевропейского искусства. Но каковы бы ни были последующие приобретения, картинная галерея В. Сукачева продолжала оставаться драгоценной его частью, являя собой памятник человеку, чьи инициатива и проницательность стали для потомков примером высокого служения обществу.
Распятие. XVIII век. Сибирь. Дерево, резьба, темпера, запись маслом.
 Сибиряки с почтением отзываются о деятельности В. Сукачева на посту председателя Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, крупнейшего научного центра на востоке страны, о его участии в изучении края, в организации и проведении экспедиций в Якутии, Монголии, Китае и Тибете, в восстановлении Иркутска после опустошительного пожара 1879 года, в развитии народного образования, науки и культуры обширного сибирского края. В 1898 году Сукачевы покидают Иркутск и переезжают в Санкт-Петербург. Галерея по воле ее основателя остается в дар жителям города.
Икона. Беседа Христа с книжниками XV век. Москва. Дерево, темпера. 78 х 66
 В 1920 году галерея перешла в государственную собственность в составе Иркутского научного (краеведческого) музея. Экспозиции торжественно открылись для публичного обозрения в ноябре того же года, к трехлетию Октябрьской революции. Пост хранителя галереи занимал Константин Иннокентьевич Померанцев — талантливый живописец и скульптор. Он блестяще разбирался в древнерусском и восточном искусстве. Обязанности хранителя галереи Померанцев совмещал с постом председателя Иркутского общества художников. Члены этого общества оказывали активную помощь - выявлении художественных ценностей и пополнении ими галереи. 
Дмитриев-Оренбургский Н.Д. Генерал М.Д. Скобелев на коне дерево, 1863, масло. 47,4 х 32
 В музее, несмотря на крайне сложные условия, шел процесс учета культурного наследия, его изучения и пополнения. В экспозиции музея были представлены: редкая шпалера XVIII века работы русских мастеров с картины Ван Дейка «Елизавета и Филадельфия Уортон», скульптуры Е. Лансере, М. Анчольского, портреты кисти К. Маковского. П. Веденецкого, С. Тончи, К.Я. Рейхеля, жанр Е. Чепцова, пейзажи И. Айвазовского, В. Бялыницкого-Бирули, Ю. Клевера, Роберта Шульце и Аттилио Прателлы, акварели Н. Бестужева, А. Бенуа, М. Добужинского. К. Сомова.
Икона. Благовещение, 1790 Сибирь.
Дерево, темпера. 116 х 77
 Из собрания Иркутского научного (краеведческого) музея в галерею поступили ценнейшие раритеты старого восточного искусства, собранные экспедициями ученых Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Среди них уникальная деревянная китайская скульптура XVIII столетия, ценнейшие ритуальные сосуды из бронзы, изделия из лака, кости и камня, изумительный китайский фарфор, интересные серии гравюр и лубка.
Тончи С. Портрет поэта Г.Р. Державина. 1800, Холст, масло. 247 х 187
 Интересна судьба портрета Г.Р. Державина (нач. 1800-х, оригинал в ГТГ, авторское повторение в Иркутском художественном музее) кисти Сальватора (Николай Иванович) Тончи — итальянского художника, поэта, певца и музыканта, осевшего в России. Портрет написан по заказу Г. Державина для иркутского купца и городского головы М.B. Сибирякова в великолепных собольей папке и шубе, подаренных последним поэту, и отличается необычайностью аксессуаров и ярко выраженным романтическим характером.
Фон иркутского портрета менялся дважды: в начале XIX века по заказу М.В. Сибирякова был написан портрет поэта, в 1870-х годах, по заказу генерал-губернатора Н.П. Синельникова, польский политический ссыльный С. Вронский переписал фон, введя изображение Иркутска и величавых гор Хамар-Дабан.
Г.Р. Державин, выдающийся лирик, статс-секретарь императрицы Екатерины II, генерал-прокурор при Павле I, министр юстиции при Александре I, с уважением относился к деятельной миссии иркутян в освоении Сибири и северо-восточных пределов России. Иркутяне чтили и высоко ценили талантливого поэта и государственного мужа.
«И в Иркутске кто не знал, кто не имел стихов Державина! Всякий грамотей, часто не знавший правописания, поставлял непременным долгом списать несколько од великого поэта, в особенности: «Бог», «На счастье», «Вельможа», «На взятие Измаила», «На покорение Варшавы». Многие помнили их наизусть и любили цитировать». Писатель и мемуарист И. Дмитриев, увидев портрет Г. Державина, изображенного в зимней одежде, сказал ему: «Тебя, верно, писали на станции». Причину, почему Г. Державин избрал этот костюм, по-своему объясняет Вера Николаевна Воейкова: «В то время он ходил уже в парике, но не хотел быть изображен в нем на картине. Парик же надевал только для выездов или когда принимал гостей, обыкновенно же носил дома колпак». Судьба портрета складывалась непросто. Так, в годы гражданской войны во время штурма резиденции генерал-губернатора (дворца Сибиряковых, или, как он назывался в те годы, «Белого дома») холст сильно пострадал, был пробит пулями и штыками. 
Вронский С.Е. Хамар-Дабан. 1874. Холст, масло
 В 1926 году хранителем и душой галереи стал график и живописец Борис Иванович Лебединский. Лебединский разделял мнение тогдашней иркутской общественности о создании художественного собрания, представляющего историю мирового искусства. Новые поступления могли обеспечить только Ленинград и Москва. Среди поступлений из Государственного музейного фонда было много примечательного. Один из самых внимательных посетителей галереи, этнограф и литературовед Марк Константинович Азадовский, писал: «... отобранные и присланные вещи имеют огромную художественную и особенно музейную ценность... Мы можем теперь показать таких мастеров, как Кончаловский, Рерих, Жуковский, Похитонов, Сапунов... Мы можем теперь дать представление и о величавой поре начального периода русского искусства: огромное, мощное полотно Шебуева, работы мастеров XVIII века Рокотова и Боровиковского; наконец, в отдел передвижников прислан Куинджи, один из самых редких мастеров, особенно в провинциальных собраниях...»
Кончаловский П.П.. Натюрморт. 1918.Холст, масло.
 Это был успех и успех огромный! В экспозиции заняли свое место ценнейшие произведения: полотна С. Виноградова, К. Коровина, Б. Кустодиева, И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова. 
Виноградов С.А. Сад. (Усадьба в июне. Пионы в цвету). 1910. Бумага на картоне, смешанная техника.
 Галерею удалось пополнить произведениями западноевропейских художников и мастеров, работавших в Китае и Японии. В конце 1930-х годов в галерею поступает одно из интереснейших иркутских собраний — коллекция врача Л. Даукшо, ранее принадлежавшая сенатору Н. Еракову: редкие памятники из кости и перегородчатой эмали Китая, русское художественное серебро XVIII — XIX веков, полотна Доменико Цампьери, Шарля Клодта Дофена и Соломона Леонардуса Вервера, гравюры Питера Симонса Поттера, Е. Вернера и скульптура Е. Лансере. 
Вервер С.Л. Улица голландского города зимой. Холст, масло

Палларе Л. Париж. Ворота Сен-Дени. Вторая половина XIX века. Холст, масло.
 В1936 году Постановлением Совета Народных Комиссаров галерея выделяется в самостоятельное учреждение — Восточно-Сибирский художественный музей (с 1937 года — Иркутский областной художественный музей, которому в 1989-м присвоено имя В. Сукачева). С 1948 года директором музея и «главным собирателем его сокровищ» становится Алексей Дементьевич Фатьянов (1915-2001), проработавший в музее в общей сложности шестьдесят лет. Музей на долгие годы сделался частью его жизни. Энтузиазм и профессионализм талантливого исследователя обеспечили поступление в собрание ценнейших памятников.
Пластов А.А. Ужин трактористов. 1951,
Холст, масло. 203 х 170
 Интересную историю имеет одно из лучших произведений советской живописи кисти А. А. Пластова, «Ужин трактористов», поступившее в музей с Всесоюзной художественной выставки 1951 года в Москве. Не получившая признания в высших идеологических кругах страны, картина была отправлена в далекий Иркутск. С1956 года начался период общественного признания талантливого полотна. В составе международных выставок «Ужин трактористов» экспонировался в Москве, Венеции, Брюсселе, Лондоне, Нью-Йорке, странах Латинской Америки. Картина была передана Третьяковской галерее. В качестве возмещения в Иркутский художественный музей было направлено произведение А.А. Пластова «Девушка с велосипедом». После обращения иркутян полотно все-таки в Иркутск вернулось, для Третьяковской галереи художник исполнил авторское повторение. 
Икона-хоругвь выносная. Спас Нерукотворный XVII век Сибирь. Дерево. Темпера. 74 х 58
 Значительная часть собрания составлена благодаря щедрым дарам коллекционеров и частных лиц, их действенному и благородному отношению к искусству. Десятки имен дарителей из разных уголков страны вписаны в историю музея: старейший музейный сотрудник П. Корнилов из Ленинграда и московский коллекционер Ю. Невзоров, вдовы художников Н. Рождественская и Г. Савицкая, иркутяне Е. Бергман и губернаторы Иркутской области Ю. Ножиков и Б. Говорин. Они обогатили Иркутский музей произведениями живописи и скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства, книгами и личными архивами художников.
Андронов Н.А. Портрет родителей. 1962. Холст, масло.
 На формировании собрания музея благотворно сказалось влияние крупного потомственного московского коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского. В течение двух десятилетий фонды музея обогащались его подарками. Вишневский обладал глубоким знанием истории искусства и проявлял живейший интерес к музейному делу. Замечательной чертой его деятельности стали щедрые дары спасенных и сохраненных им сокровищ музеям страны. Свой дом, где когда-то бывали С. Рахманинов и А. Скрябин, и часть своих коллекций страстный собиратель превратил в музей (Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени в Москве). Подарки Ф. Вишневского Иркутскому музею (около двухсот произведений) столь значительны, что его имя входит в историю музея с тем же правом, что и имя основателя сибирской сокровищницы. 
Никола Можайский XVII век
Дерево, резьба, темпера, запись маслом. 39 х 22
 Составлению коллекции древнерусского искусства музей во многом обязан счастливом содружеству с Николаем Кирилловичем Величко, наследником и хранителем известной в Москве коллекции врача и большого почитателя искусства Валериана Вадимовича Величко. Стараниями Н.К. Величко иркутское собрание за четверть века приумножилось более чем на две тысячи экспонатов: ценные иконы московской, новгородской, ярославской школ XVI — XVIII веков, русская и западноевропейская живопись и графика, произведения старого китайского искусства.
По-прежнему дарители произведений — художники и друзья музея. Продолжается приобретение картин и благодаря государственной поддержке.
Иллюстрации к этой краткой статье дадут читателю лишь самое общее представление о характере замечательного по своему разнообразию и богатству иркутского собрания.
Елена Зубрий директор музея, заслуженный работник культуры РФ
Источник:
Зубрий Е. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева./ Елена Зубрий, директор музея, заслуженный работник культуры РФ.// Крестьянка. Музеи мира. – 2003. - № 7. – с.31-42
http://www.museum.baikal.ru/index.htm - официальный сайт Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева

Комментариев нет:

Отправить комментарий