Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 8 сентября 2011 г.

Скифо-сибирский звериный стиль

Источник: Зубков В.С. Скифо-сибирский звериный стиль./ В.С. Зубков. .// Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-х т./ Гл. редактор В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 2: О-Я. – 320 с. – с.
Скифо-сибирский звериный стиль - особая манера исполнения изображений животных, широко представленная в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей, включая и территорию Хакасско-Минусинской котловины. Появление здесь этого стиля связано с памятника­ми каменоложского этапа карасукской культуры (10-8 вв. до н.э.), его расцвет с тагарской культурой (8 – 7- 3 вв. до н.э.). Этот стиль представлен изображениями на скалах (петроглифы) и наход­ками в погребениях.
 Петроглифы на горе Оглахты. Тагарская культура Копии. В.Ф. Капелько
 Петроглифы на горе Суханика. Тагарская культура Копии. В.Ф. Капелько

Отличительная черта тагарского звериного стиля — преобладание стилизованных образов летящего оленя с развевающимися рогами и горного козла. 


Помимо зооморфных образов, здесь присутствуют и другие изображения. На знаменитых Боярских писаницах изображены целые поселки с домами, жителями, стадами.
Встречаются на наскальных рисунках фигурки лыжников и лучников, всадники, лодки с гребцами и, конечно, множество изображений животных. Многофигурные писаницы тагарского времени — самые выдающиеся по своим художественным достоинствам.
Боярская писаница большая. Прорисовка

Объектом для изображения являлись 3 группы животных: копытные (кабан, лось, олень, горный баран, лошадь), хищники (кошачьи, волки) и птицы. Для скифского звериного стиля характерен строго ограниченный набор канони­ческих поз животных. В качестве образцов, опреде­ляющих его специфику, исследователи приводят изображения свернувшегося кошачьего хищника, оленя с подогнутыми ногами и откинутыми на спину рогами, копытных животных, стоящих на копчиках копыт («на цыпочках»).
 
Звериный стиль скифо-сибирского искусства из собрания Минусинского краеведческого музея им. М.Н. Мартьянова

Общепризнан­ным среди исследователей является утверждение о сакральном значении этих образов, поскольку подавляющая часть известных археологических вещей, выполнен­ных в скифском зверином стиле, найдены в погре­бениях и связаны с погребальными и поминаль­ными культами. Образы скифо-сибирского искусства (олень, горный баран, сцены борьбы и др.) несли в себе идеи, понятные всему обществу. Они одновременно ла­коничны и многозначны. 
Звериный стиль скифо-сибирского искусства из собрания Государственного Эрмитажа

Образ свернувшегося коша­чьего хищника в памятниках тагарской культуры встречается редко. 
Стилизованные изображение свернувшейся в кольцо пантеры. По краям два отверстия, украшенные спиральными завитками. Минусинский краеведческий музей

Наиболее выразительными образцами скифо-сибирского звериного стиля в памятниках тагарской культу­ры являются изображения следующих животных: фигурок баранов (на колоколовидных навершиях, «штандартах - факельницах», на рукоятках ножей и обушках чеканов), оленные бляхи, скульптурки оленей, помещенные на обушках чеканов и ножей, иногда на зеркалах. 
Великолепное навершие с фигурой архара. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург. Навершие с фигуркой горного козла, стоящего на полусферической подставке, отлито в сложной двустворчатой форме. Подставка и частично фигурка полые. Горный козел изображен готовящимся к прыжку, со слегка выгнутой спиной. Крупная голова увенчана изогнутыми рогами, касающимися спины. Глаза и ноздри переданы выпуклым валиком, Изображение монументально и декоративно. Мотив стоящего козла широкоизвестен в скифо-сибирском искусстве, но лаконичная манера исполнения - местная. Скульптура относится к расцвету Тагарской культуры.

Главным предметом изображения был горный козел. Он высекался на многочисленных писаницах, бронзовыми фигурками козлов декорировали различные изделия: навершия, штандарты, чеканы, ножи, подвески, бляхи, пряжки, кинжалы, зеркала. Другими образами животных украшали, как правило, строго определенный вид изделий: кабанами — ножи и кинжалы, оленями — бляшки. Характерным отличием являются изящные и утонченные формы и наличие украшений в виде орнамента.

Оружие скифского времени

Ритуальные бронзовые чеканы скифского времени

Наибольшие споры среди ученых (ар­хеологов, историков, искусствоведов) вызывает вопрос о смысловом значении скифо-сибирского изобразительного канона. Высказаны различные точки зрения, порой противоположные. В свер­нувшемся кошачьем хищнике видели и спящее животное, и отражение некой идеальной формы и именно этим объясняли подобную его канони­ческую позу. В олене с подогнутыми ногами пред­полагали лежащее животное, приготовленное к жертве. Трактуется образ оленя и как воплощение определенных представлений людей тагарской куль­туры об окружающем мире — о происхождении людей и всей вселенной, идея культа солнечного божества (олень — золотые рога) — источника света и жизни на земле. 



Звериный стиль скифо-сибирского искусства из собрания Хакасского республиканского краеведческого музея

Весьма вероятно, что в основных кано­нических образах скифо-сибирского звериного стиля, через удачно найденные художественные приемы, передано двоякое со­стояние животных: с одной стороны, движение, экспрессия, а с другой, гармония и уравновешенность. Именно так в изобразительных традициях было передано, как считает Е.Д. Паульс, осознан­ное людьми единство противоположных начал — жизни и смерти, одновременное преодоление смерти. 
Бронзовый олень. Тагарская культура

Источник: Вадецкая Э.Б. Сказы о древних курганах./ Э.Б. Вадецкая; отв. ред. В.Е. Ларичев – Новосибирск: Наука, 1981. – 112 с. – (Страницы истории нашей Родины)
Самые многочисленные курганы Енисея оставлены людьми, жившими здесь в скифское время (VII — III вв. до н. э.). Курганы приметны и впечатляют своей величественностью. Неудивительно поэтому, что узнать их тайны стремились многие. Эти курганы раскапывали Д.Г. Мессершмидт, П.Р. Гмелин и многие другие ученые- путешественники. В конце XIX в. лишь на одном Тагарском острове, находящемся около Минусинска и теперь ставшим частью города, археологами-любителями Л.В. Адриановым, Д.А. Клеменцем, И.П. Кузнецовым-Красноярским было исследовано более 30 могил этого времени. По названию острова археологи стали называть обитателей енисейских степей скифского времени «тагарцами».
Охотник с луком. Гора Оглахты III-II вв. до н.э.

… Тагарцы носили короткие кафтаны, а на голове — островерхие шапки и капюшоны. К шапкам ремешками прикреплялось несколько бронзовых круглых бляшек. Высокую обувь стягивали бронзовыми браслетами. Некоторые «модницы» украшали шеи бронзовыми обручами-гривнами. С V в. до и. э. появилось особое украшение па шапке, одежде, оружии — бронзовые изображения оленей. Тагарцы были замечательными литейщиками-ювелирами и многие свои изделия украшали высокохудожественными литыми скульптурами животных. Эти фигурки кабанов, лошадей, оленей, горных баранов, видимо, имели не только декоративное, но и магическое значения. Они выполняли роль тотемов, родовых предков.
Бронзовое навершие на стойке погребального ложа у с. Тесь. Раскопки автора.

… Тагарские племена, как и народы, тогда же жившие на Алтае и в Казахстане, имели много общего со скифами степного юга европейской части нашей страны. Похожи их бронзовые наконечники стрел, формы кинжалов, оленные бляшки, навершия с фигурками животных. Все изображения животных выполнены в одинаковой манере, поэтому археологи, говоря об искусстве скифского времени, употребляют даже общий термин «скифо-сибирский звериный стиль». 
Бронзовое навершие в виде горного козла НГУ Навершие выполнено в виде фигурки горного козла, изображенного в характерной для тагарского звериного стиля позе - с соединенными ногами и закинутыми назад рогами. Фигурка рельефная, отлита в двухсторонней форме. Короткое изогнутое туловище заканчивается маленьким выступающим хвостиком. На голове рельефными кружками с точками показаны глаза. На морде коротким углублением обозначен рот.

В связи с этим давно ведется спор, кто больше оказал влияния друг на друга: скифы Причерноморья на сибирские племена или наоборот. Дело в том, что в настоящее время курганы скифского времени значительно лучше исследованы, да и известно их больше на территории Сибири и Монголии, чем на территории европейских степей. Тем не менее, до сих пор сохраняется представление о Сибири как о далекой окраине, куда культура скифов доходила в измененном виде. Существование такой точки зрения в определенной степени объясняется тем, что хорошо известны лишь «царские» курганы Причерноморья. Между тем подобные же величественные погребальные сооружения характерны и для Азии.
Бронзовые изображения оленей из кургана у с. Тесъ.

Всеобщее удивление вызвал каменный курган в Туве, у поселка Аржан. И как было не удивляться, если высота кургана достигала 7 м, а диаметр 110 м. В связи с предстоящими строительными работами на этом месте он в 1971 — 1974 гг. был раскопан экспедицией под научным руководством М.П. Грязнова. Интерес вызвала не огромная насыпь, а сама оригинальная конструкция кургана. Под трех-четырехметровым слоем бутовых камней весом но 20—50 кг и более археологи обнаружили не погребальную яму, а 100 деревянных камер и 70 срубов. Они были сооружены прямо на поверхности земли и тесно примыкали одна к другой, образуя круг. Высота срубов составляла 2,5—3 м, сверху срубы закрывались бревнами. В 16 камерах найдены захоронения, остальные оказались пустыми. В центральной камере похоронили «царя с царицей» или наложницей, восемь «вельмож» и шесть коней. В девяти камерах были захоронены одни кони, а еще в шести — «вельможи», либо «вельможи» и кони. В виде подношения «царю» положили не менее 160 верховых коней разной масти в богатом убранстве: с бронзовыми удилами, золотыми налобными бляшками, цветными камнями, подвесками из клыков кабана. 
Хвосты коней опоясаны золотыми полосками, особенно богато убраны те кони, которых положили в «царскую» гробницу. Все 15 мужчин, похороненных одновременно с «царем», судя по их богатым одеждам оружию, являлись «вельможами», составлявшими его свиту. Ни в одном из «царских» курганов скифов не известно такого большого числа людей, сопровождавших «царя» в страну мертвых. К сожалению, курган Аржан был ограблен еще в древности, но найденные в срубах остатки одежд из дорогих привозных тканей, украшения из серебра, золота и драгоценных камней, не оставляют сомнения, что некогда в нем хранились большие сокровища, достойные владыки обширных территорий. Видимо, здесь похоронили вождя крупного союза племен. 
Удила с головами волков и архаров. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

По набору найденного оружия, конной сбруи, бронзовой бляхе с изображением пантеры, навершиям с фигурками козлов Аржан принадлежит памятникам скифского мира. Руководитель раскопок Грязнов относит время сооружения кургана VIII—VII вв. до н. э., т. е. к самому началу скифской культуры. Интересно, что все известные скифские «царские» курганы датируются более поздним временем. Таким образом, нельзя считать, что скифы оказывали влияние на сибирские племена, а последние не влияли на скифов.
Колоколовидные наворшия и их детали из кургана у с. Тесь.

… Курганы вождей в те же «скифские времена» известны на Алтае и в Казахстане. Гораздо меньше их раскопано на Енисее, но имеющийся материал позволяет утверждать, что и в тагарском обществе наблюдался процесс выделения родовой и племенной знати. В Абаканской степи еще А.В. Адрианов раскопал монументальный курган VI в. до н.э., так называемый Кара-Курган («Черный курган»). Объясняя это название, археолог писал, что на сухих серых степях такие большие курганы издали представляются темными пятнами и являются единственными точками, на которых останавливается глаз.
Племена азиатских степей создали столь же высокую культуру, что и собственно скифы.
Золотая пантера - шедевр древнего искусства Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Гладушевский А. Торговец драгоценностями./ А. Гладушевский. .// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10)
С.508-509
Многие древности Хакасско-Минусинской котловины были найдены местными жителями во время земляных работ, пахоте, на песчаных выдувах, речных размывах почвы. Так, значительная часть из почти десяти тысяч древних бронзовых орудий, хранящихся в Минусинском Мартьяновском музее, относится к случайным находкам. Далеко не все, что находили отдельные лица, поступало в местный музей. Много древних вещей оказалось в музеях Петербурга, Москвы, Красноярска, Томска, Иркутска, Казани и в частных коллекциях, а также за границей: в музеях Америки, Англии, в Париже, Хельсинки и пр.
Золотой браслет. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург из сибирской коллекции Петра I. Массивный ажурный браслет из состоит из трех литых рельефных лент, спаянных между собой. Несомкнутые концы браслета украшены фигурками лежащих тигров. Нижний рельеф разделен пластинкой с треугольным орнаментом на две половины, представляющие повторяющуюся сцену нападения двух волков на горного барана. На среднем рельефе ¦ два волка терзают поверженную лошадь. Детали нижнего и верхнего рельефов снабжены фигурными гнездами для вставок из цветных камней. Изображения на браслете исполнены в том же скифо-сибирском зверином стиле, что и большие пластины со сценами борьбы зверей

В приобретении древностей с целью их продажи особенно преуспел до революции житель Минусинска Товостин. Будучи человеком предприимчивым, он разослал по уезду отпечатанный бланк, где сообщал, что покупает у населения древности. Сам много ездил по деревням и аалам в поисках лиц, у которых можно было приобрести случайные находки. Со временем у него образовалась целая сеть агентов, которые поставляли необходимую информацию и вели посреднические операции. По мере того как у него собралось большое количество древностей, расширилась и торговля ими. 
Золотые бляхи. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург Поясные бляхи из сибирской коллекции Петра I - шедевр древнего искусства. Пара ажурных рельефных блях, зеркально повторяющих одну композицию, выполнена в технике лисья и чеканки. Мифический крылатый хищник с телом льва и рогами антилопы терзает припавшего на передние ноги коня. Фигуры даны в профиль. Крупы коня и хищника перекручены. На плече и бедре коня, бедре хищника - углубления в виде треугольников и кружков для заполнения цветными вставками. Инкрустированы были также глаза. Эти декоративные композиции чрезвычайно выразительны и динамичны. На левой бляхе имеется крючок для застегивания, на оборотной стороне каждой, припаяно по две пары колец с вертикальным расположением отверстий. В Сибирской коллекции Петра I имеются парные бляхи, браслеты, гривны, исполненные в своеобразном зверином стиле. Представленная пара блях характерна для этой группы. Хотя точное место и условия находок этих предметов остаются неизвестными, они стилистически близки алтайскому варианту звериного стиля. Их роднит выбор сюжетов, любовь к изображениям фантастических хищников и сцен борьбы, приемы передачи движения посредством показа перекрученных тел, подчеркивание мускулатуры геометрическими фигурами.

Первыми солидными покупателями стали известный красноярский промышленник, историк и коллекционер И.П. Кузнецов и финский археолог профессор Й.Р. Аспелин, исследовавший в то время петроглифы и курганы Хакасии. И.П. Кузнецов на протяжении двух лет покупал древности. И.Р. Аспелин приобрел целую коллекцию древностей для финского общества археологии.
Товостин установил прямо и через посредников связи с рядом музеев и отдельными коллекционерами, предлагал вещи и через бюро «Тарторг». Одну большую коллекцию, которую Товостин собирал 20 лет, через посредничество Аспелина в 1915 году предложил и купить Национальному музею Финляндии. Коллекция состояла из 1053 предметов, в том числе 39 из камня, 660 — бронзы, 2 — золота, 160 — железа, 10 — кости и т.д. 12 предметов относились к каменному веку, около 400 бронзовых предметов датировались V-I веками до нашей эры, железные и другие вещи — VII—VIII веками. 
Коллекция была выкуплена и оказалась в Финляндии. Благодаря Товостину ряд музеев пополнил свои собрания древностей, но его деятельность имела негативные последствия для археологии, так как рассеяла по всему миру сибирские сокровища, тем самым затруднив их научное изучение. Многие древности, проданные частным лицам, были утрачены.
Скифское украшение. Золотое Солнце (Коло-Хоро) и небесные коровы (древнерусское «скотъ» = «богатство»). Знак счастья, богатства и благополучия.

Источник: Чебодаев П.И. История Хакасии (с древнейших времен до конца XIX века)./ П.И. Чебодаев. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1992. – 160с.
В тагарское время в Центральной Азии, в том числе и в Xакасско- Минусинской котловине, сложилась самобытная культура, которую принято обозначать понятием "скифо-сибирский звериный стиль". Этот художественный стиль сложился под воздействием общих черт хозяйствования и быта, постоянного контакта между различными степными племенами Азии - саков, скифов, сарматов, динлинов и др. Искусство звериного стиля - это декоративно-приклад­ное искусство, реалистическое по форме и мифологическое по содержанию. Основной темой его было изображение зверей, птиц и вымышленных чудовищ.
Украшения и  амулеты  Тагарской эпохи








Сюжетной основой этого искусства были пришедшие из глубины веков мифы о происхождении людей от различных животных. Человек мыслил себя частью природы. Поэтому в образе предка того пли иного рода или племени выступал зверь, животное или птица: волк, олень, орел и т. д. Бытовые вещи, ножи, кинжалы с изображением зверей или птиц почитались и служили талисманами. Родовой зверь - тотем, украшавший оружие воина, по его представлению, незримо помогал ему, придавая смелость, и делал его неуязвимым, а раз­личные изображения животных он носил в качестве аму­лета, который был призван обеспечить своему владельцу те способности, которые присущи изображаемым животным - силу, стремительность, зоркость, выносливость и т. д.

Бронзовое и железное оружие тагарцев
1, 2, 4 бронзовые ножи, 3 - железный клевец, 7 - бронзовое копье, 8, 6, 13 бронзовые кинжалы; 5, 9, 10, 11 – бронзовые клевцы, 12 - бронзовый топор.

Тагарцы, подобно другим степным народам, любили изображать зверей  как бы застывшими  в движении.  Мускулы, пасти, уши, глаза их всегда своеобразно подчерк­нуты. Часто изображался летящий олень в галопе, с под­жатыми к животу ногами и приподнятой головой. Хищные звери - или свернувшимися в клубок, или нападающими на копытных.
В Хакасско-Минусинской котловине археологами най­дено большое количество изделий, выполненных в зве­рином стиле. Среди них замечательные золотые бляхи, находящиеся в так называемой Сибирской коллекции Петра I. На этих бляхах как бы оживает богатый животный мир сибирских рек, лесов и степей. В 1986 г. неподалеку от села Знаменка Боградского района найден боевой кинжал, относящийся к VI-V вв. до н.э У него узкий четырехгранный клинок. Перекрестие на рукоятке оформлено в виде двух сросшихся голов хищника из породы кошачьих. А на верш и с представляет собой изображение льва со змеей. Сейчас этот татарский кинжал хранится в государственном Эрмитаже. Многие замечательные произведения татарских мастеров-худож­ников украшают витрины Музея антропологии и этно­графии Санкт-Петербурга, Государственного Исторического музея в Москве и др.
Литература:
  • ТАСКАРАКОВ С. Мир наскальной живописи./ Сергей ТАСКАРАКОВ.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.342-346
  • Чебодаев П.И. История Хакасии (с древнейших времен до конца XIX века)./ П.И. Чебодаев. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1992. – 160с.
  • Гладушевский А. Торговец драгоценностями./ А. Гладушевский. .// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10)
  • Вадецкая Э.Б. Сказы о древних курганах./ Э.Б. Вадецкая; отв. ред. В.Е. Ларичев – Новосибирск: Наука, 1981. – 112 с. – (Страницы истории нашей Родины)
  • Зубков В.С. Скифо-сибирский звериный стиль./ В.С. Зубков. .// Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-х т./ Гл. редактор В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 2: О-Я. – 320 с.
  • Грязнов М. П. Саяно-Алтайскии олень (этюд на тему скифо-сибирского звериного стиля ).// Проблемы археологии вып. 2. Л., 1978;
  • Завитухина М.П. Та­гарское искусство на Енисее. - Л., 1983;
  • Марты­нов А. И. Тагарская лесостепная культура. Новосиб., 1979;
  • Паульс Е.Д. О происхождении скифского ка­нона в изобразительном искусстве.// Степи Евразии в древности и в средневековье. К 100 летию со дня рождения М.П. Грязнова. Книга II. СПб, 2002;
  • Переводчикова Е.В. Язык звериных образов. Очерки ис­кусства евразийских степей скифской эпохи. М., 1994;
  • Членова Н.Л. Тагарская культура.// Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М. 1992
 Интернет-источники:
 Бронзовые изделия в скифо-сибирском зверином стиле

бронзовая пряжка

бронзовая пряжка
бронзовая концовка ремня

Бронзовая привеска


Пуговица

Бронзовый идол-человек

Бронзовая статуэтка коня

Бронзовое зеркало

Бронзовый котел


Бронзовое навершие кисти

2 комментария: