Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 5 сентября 2011 г.

Чебодаева Маина Петровна, кандидат искусствоведения

Маина Петровна Чебодаева - ведущий искусствовед в Республике Хакасия. Благодаря ее трудам выходят издания, посвященные творчеству художников Хакасии с профессиональным анализом их картин. Особенно интересна вступительная статья Маины Петровны к альбому - каталогу "Живопись Хакасии".


Источник: Живопись Хакасии: Альбом-каталог./ автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с.
Богатая, огромная по исторической и культурной протяженности, обилию культурных памятников история хакасского искусства измеряется тысячелетиями. В то же время изобразительное искусство Хакасии молодо, процесс формирования его станковых видов - живописи, графики и скульптуры пришелся на послевоенный период и получил развитие на традициях русской реалистической школы. Художественная культура республики с древности и до наших дней рассматривалась в основном в историко-этнографическом и археологическом аспектах, тогда как в художественном изучены лишь ее отдельные факты. Поэтому многие важные проблемы в истории искусства, интересные явления древней и современной культуры оказались малоизученными. Своеобразие национальной живописи в настоящее время базируется на широком использовании богатого художественного наследия древних эпох, традиций декоративно-прикладного искусства хакасов и русской реалистической школы. Интерес к этой проблеме не угасал, однако до сих пор нет специальных исследований по вопросу становления хакасского искусства, не существует работ, посвященных многообразию видов и жанров живописи, графики и скульптуры в их станковых и монументальных формах. Все это делает актуальным обращение к проблеме изучения искусства Хакасии.
До 1917 г. Хакасия входила в состав Минусинского, Ачинского уездов Енисейской губернии и Кузнецкого уезда Томской губернии. В 1923 г. был образован Хакасский уезд, преобразованный в 1930 г. в Хакасскую автономную область в составе Западно-Сибирского края, а в 1934 г. область вошла в состав Красноярского края.
Несмотря на некоторое влияние русских переселенцев, культура коренных жителей-хакасов продолжала значительно отличаться от русской культуры. Она отражала особенности уклада жизни кочевников-скотоводов, охотников и рыбаков. Скульптура и рисунок были связаны с традиционной системой верований хакасов, которая представляла собой поклонение различным божествам природы - неба, рек, земли и т.п. Изображения духов-покровителей (тёс) наносились на шаманские бубны и на аппликации на лентах шаманских костюмов, которые отличались крайней условностью и схематичностью. Скульптура же носила анималистический и антропоморфный характер и была связана с культом священных животных.
В 1920-е гг. в Хакасии начинается культурная революция. В аалах были открыты школы грамотности для взрослых, ликпункты, «Красные юрты», избы-читальни, культурно-просветительные кружки, клубы, библиотеки, народные дома и красные уголки. В 1925 г. была создана хакасская письменность, что послужило толчком к развитию литературы и появлению печатных изданий: «Хызыл аал» (1927) и «Советская Хакасия» (1930). На страницах газет публикуются стихи, рассказы, очерки первых поэтов и писателей: А. Топанова, В. Кобякова, К. Самрина, М. Кокова, М. Аршанова и др.
С созданием в 1931 году областного книжного издательства, областного краеведческого музея и областного национального театра, где начинали работать немногочисленные художники, оживляется художественная жизнь. Важную роль в становлении реалистического искусства в эти годы сыграла книжная графика. В конце 1930-х гг. в Абакане начинали свою творческую деятельность первые профессиональные художники: К.Т. Солдатов, А.Г. Андронов, Р.К. Руйга и И.И. Ряскин, ГЛ. Лисовский, С.И. Казановский. Однако, отсутствие профессиональной организации и помощи со стороны местных властей не позволило вывести искусство из состояния изолированности, что обрекало его на большие трудности и только в 1940 г. местные художники впервые принимают участие в художественной выставке, проходившей в Красноярске. На ней были представлены картины К.Т. Солдатова «Самолет в Хакасии» и «Набережная в Минусинске», Р.К. Руйги - «Гражданская война», рисунки на хакасскую народную тему И.И. Ряских. Произвести художественный анализ представленных работ невозможно, т.к. они не сохранились.
В ноябре 1939 г. в Абакане при Доме культуры была впервые организована изостудия, руководителем которой стал К.Т. Солдатов. В ней обучалось двадцать пять человек. Но студия просуществовала недолго, и уже в 1941 г. была закрыта.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) искусство Хакасии, как и искусство других регионов СССР, было полностью направлено на борьбу с фашизмом. Хакасское искусство того периода приобрело характер массового агитационного искусства и по своим художественным средствам приблизилось к плакату. Но и эти работы не сохранились. Большинство художников ушло на фронт, многие из них не вернулись - К.Т. Солдатов, В.П. Лосев, А.Е. Тищенко, Н.П. Чебодаев и многие др.
В военный период в Хакасию были эвакуированы многие мастера советского искусства. В частности, здесь жили четыре члена Союза художников СССР: в Абакане - Б.Н. Соколов из Москвы, в Шира - пейзажист Муравьев из Ленинграда, С.Ф. Грошев - архитектор из Москвы, в с. Означенное Г.Я. Комар - профессор живописи из Украины. Они пробыли в эвакуации недолго, и их художественная деятельность ограничилась выпусками плакатов и боевых листков. В Абакан в первые дни войны были доставлены экспонаты фондов Харьковского художественного музея. Коллекция этого музея была - одна из старейших в СССР. Ее начало было положено в 1804 г. основателем Харьковского университета известным ученым и общественным деятелем В.Н. Каразиным. Перед Великой Отечественной войной ее фонды составили 75 тыс. экспонатов, из всей богатейшей коллекции удалось эвакуировать в Абакан, ее основу - около 3000 экспонатов. Фашисты во время оккупации сожгли здание музея, тысячи произведений были разграблены и вывезены в Германию, среди них работы И.Е. Репина, Г.Г. Мясоедова, В.А. Серова, С.И. Васильковского и др. художников.
С первых дней войны художники Хакасии активно принимают участие в создании плакатов, монтажей для «Окон Сатиры», призывая усилить помощь фронту. Местные газеты «Советская Хакасия» и «Хызыл аал» печатают на своих страницах рисунки: Р.К. Руйги, К.Т. Солдатова, П.И. Сарычева, А.Е. Тищенко, Н.П. Чебодаева, В.Г Шоева и Б.Н. Соколова. Работы ярко выражали решимость советского народа, бороться до полной победы с фашизмом.
Инициаторами создания «Окон Сатиры», выходивших в газете «Советская Хакасия» в 1941-1943-е гг., стали художник Б.Н. Соколов и поэты А. Фейгельман и И. Ерошин. Тема борьбы с фашизмом в рисунках раскрывалась путем последовательного изложения отдельных эпизодов, сопровождавшихся стихотворным текстом. Со временем рисунки и тексты в «Окнах Сатиры» становятся более лаконичными, создаваемые образы усложняются. Около тридцати агитационных щитов было установлено в 1942 г. в Абакане. Редакция газеты «Советская Хакасия» занимается выпуском серии плакатов-листовок Б.Н. Соколова на сельскохозяйственную тему: борьбе с расхитителями, потере при уборке урожая, сбору зерна на семена, подготовке коня к севу, о пользе воды, как одного из сильнейших средств повышения урожайности в хакасских степях и т. д. В 1943 г. газета «Советская Хакасия» проводит открытый конкурс на лучший рисунок, посвященный военной тематике. Около 100 рисунков было прислано в газету из разных городов и районов Хакасии. Этот конкурс показал увлечение молодежи изобразительным искусством и выявил среди них немало одаренных людей.
Художник Б.Н. Соколов в статье «О художниках» впервые поднял проблему состояния изобразительного искусства в Хакасии. Он писал: «Пора подумать по-государственному об использовании творческих сил художников для того, чтобы запечатлеть великую творческую работу трудящихся в дни Отечественной войны. Пора по-настоящему воспитывать талантливую молодежь Хакасии. В ряде национальных областей - Ойротии (Горный Алтай) и Бурятии, например, есть хорошая традиция воспитания ИЗО-молодняка. Там видим целое поколение молодых национальных художников, впитавших навыки русского художественного мастерства и сохранивших одновременно национальные традиции в искусстве. Ничего подобного в Хакасии нет. Здесь не существует даже сколько-нибудь серьезного кружка».
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в искусстве Хакасии получает развитие, главным образом, плакат, ведущим жанром становится графика. После войны художественная жизнь Хакасии заметно активизировалась. Вернулись художники-фронтовики, в культурную жизнь области постепенно включались молодые живописцы, чаще организуются выставки их работ. В этот период устанавливаются более тесные контакты с художниками Красноярска и Новосибирска. В 1946-1949 гг. работы Д.П. Черепанова, Н.П. Харанжевич и А.Х. Харанжевич экспонировались на выставках в Красноярске и Новосибирске. Встречи с опытными мастерами этих городов влияли на рост исполнительского мастерства, приобщая к проблемам изобразительного искусства страны. В 1946 г. в Абакане при Доме культуры возобновила свою работу художественная студия, которой руководил Д.П. Черепанов. Это был деятельный, инициативный человек, первый собиратель народного орнамента хакасов. В 1947 г. он был принят в члены Союза художников СССР. В период его руководства лучшие работы кружковцев изостудии отправлялись на выставки в Красноярск и Москву.
В 1949 г., с целью выявления творческих сил в области, Хакасским обллитом был проведен анализ состояния изобразительного искусства, по результатам которого были сделаны следующие выводы: художники не объединены в единый творческий коллектив, не имеют руководящего центра, работа над совершенствованием художественного мастерства ведется от случая к случаю. И, как следствие, зачастую их творчество ограничивалось набросками и этюдами, выполненными на низком художественном уровне.
В 1950-е гг. экономика Хакасской автономной области активно развивается: строятся шахты, рудники, прокладывается железная дорога Абакан-Тайшет, осваиваются целинные земли. Города и села Хакасии быстро растут и благоустраиваются. Художники получают заказы по оформлению столицы области Абакана и районных центров.
1950-е гг. стали периодом объединения художников Хакасии в единый творческий коллектив. С марта 1953 г. начинает свою работу основанный в 1950 г. Абаканский филиал Красноярского отделения художественного фонда СССР (бывшее товарищество «Художник»), где работало 20 художников. При филиале был утвержден художественный совет в составе: А.Ф. Калинина, A.M. Новоселова и Д.П. Черепанова. Коллектив художественного фонда работал в основном над выпуском копий с картин и портретов, панно и плакатов, выполнением различных оформительских стендов, досок почета и другой наглядной агитации. Создание художественного фонда значительно стимулировало деятельность местных художественных сил, активизировалась их выставочная деятельность. Ведущей в творчестве художников в эти годы становится тема труда на мирной земле, строительство южно-сибирской железнодорожной магистрали, освоение целинных земель, находящее свое выражение в новых для хакасской— и, в целом, советской—живописи сюжетах.
В ноябре 1952 г. в Абакане открылась областная художественная выставка, которая была названа «Первой». Сейчас трудно с достоверностью установить, почему ее так назвали, ведь до этого состоялись шесть выставок (1941,1943, 1946, 1947,1948,1951). Возможно, она стала первой после образования более или менее устойчивого коллектива художников. Не представляется возможным выделить среди экспонировавшихся работ наиболее значительные произведения. Литературные и архивные источники отличаются крайней малочисленностью, существует лишь небольшая статья в местной газете. На выставке экспонировалось около 200 произведений живописи, графики и скульптуры, многие из которых не сохранились. Это портреты передовиков сельского хозяйства и промышленности, пейзажи - A.M. Новоселова, В. Мешкова, Д.Е. Ярошенко, И.П. Ломтева, В.М. Новоселова и М.И. Черненко.
Важным событием в художественной жизни области явилось проведение в апреле 1959 г. в Абакане Всесоюзного «Дня художника». В рамках этого мероприятия открылась выставка мастеров искусств.
Становление живописи Хакасии в 1950-х гг. происходило в непростых условиях. К сожалению, полное описание процесса этого становления затруднено немногочисленностью литературных, архивных и иных источников, незначительной сохранностью самих произведений живописи. Редкие статьи и рецензии в областной печати носят в основном информационный характер. В настоящее время существует большое количество «белых пятен» в искусстве того времени, которые следует заполнить. При исследовании проблемы формирования станковой живописи необходимо подчеркнуть, что большую роль в утверждении искусства сыграло творчество русских художников, живших здесь и внесших весомый вклад в становление хакасской живописи. Вместе с тем и национальными мастерами был внесен немалый вклад в изобразительное искусство. Именно в 1950-х гг. закладывается основа для развития многих жанров живописи: тематической картины, портрета, пейзажа и натюрморта.
К красочной и прекрасной природе Хакасии обращались А.Ф. Калинин, В.М. Новоселов, П.А. Полежаев, М.И. Черненко, Е.А. Букреев, И.П. Ломтев, A.M. Новоселов, Д.П. Черепанов. В их творчестве наметились и получили развитие стилистические особенности хакасского пейзажа - романтическая приподнятость, внутренняя связь с народным бытом, светлый живописный колорит природы.
В развитии живописи 1950-х гг. существовали определенные недостатки.  Портретная живопись  нередко страдала статичностью, иллюстративностью, внешние приметы трудовой деятельности часто не сочетались с глубоким раскрытием внутреннего мира героев. В ряде произведений проявилось стремление приукрасить действительность и затушевать реальные противоречия в жизни. Некоторым художникам часто еще недоставало подлинного мастерства, продуманного решения взятых тем. Даже удачным по тематике картинам присущ этот недостаток. Они были слабы в рисунке. В композиционном решении не производят нужного впечатления. Многим работам, экспонировавшимся на выставках, не хватало настоящего мастерства, они были слабы по колориту и композиции, отсутствовало подчинение всех деталей единому замыслу. В творчестве многих живописцев тех лет сохранилась тенденция низкого профессионального уровня, скорее дилетантизма, связанная с разными обстоятельствами, среди которых - плохие условия для творческой работы и отсутствие возможности повышать свой профессиональный уровень, отдаленность от культурных центров - Москвы, Ленинграда, Красноярска. В этот период жанры живописи еще не сложились, но важным явилось расширение внешних контактов с мастерами других регионов Сибири и всей страны. В то время были созданы интересные произведения, сыгравшие определенную роль в становлении живописи. В целом изобразительное искусство 1950-х гг. было рождено историческими условиями, во многом формировалось на традициях русского реалистического искусства и отражало вполне определенную социально-культурную обстановку, созданную для национальных регионов, входивших в состав СССР.
Для развития российского искусства в 1960 гг. имело значение создание в 1960 г. Союза художников РСФСР. Организованные им зональные выставки сыграли важную роль в развитии искусства национальных республик. Хакасия вошла в зону «Сибирь социалистическая», которая объединяла Красноярский и Алтайский края, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую области, а также Тувинскую АССР. Живописцы Хакасии принимали участие во многих зональных, республиканских «Советская Россия», всесоюзных и международных выставках. Данные выставки явились не только формой творческого отчета перед общественностью, но и школой художественного мастерства. В 1960-80-х гг. творчество художников определялось стремлением к более глубокому проникновению в сущность происходивших в стране событий, которые в Хакасии значительно активизировались в связи со строительством Саяно-Шушенской ГЭС, Саянского мраморного завода, Абаканвагонмаша, а также с открытием мемориального музейного комплекса В.И. Ленина в Шушенском. Живописцы обращаются к истории родного края, революционным событиям, Великой Отечественной войне, будничным делам рабочих и колхозников. Этот период развития живописи характеризуется не только расширением и углублением тематики, но и стремлением всесторонне осмыслить ее, дать глубокое идейное и живописное толкование. В эти годы Хакасия приняла выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Московского художественного института им. В.И. Сурикова, Московского полиграфического института, Харьковского художественно-промышленного института, Алматинского, Красноярского, Свердловского и Фрунзенского художественных училищ, выпускников других специальных учебных заведений. Каждый из выпускников в соответствии со своей творческой индивидуальностью стремился найти наиболее близкие темы и сюжеты, это помогло молодому искусству Хакасии подняться на более высокую ступень в своем профессиональном развитии.
В 1962 г. в городах Абакан и Черногорск были организованы мастерские Красноярского отделения художественного фонда РСФСР, в которых был утвержден художественный совет в составе А.Ф. Калинина, Черенова, А.И. Туманова и Д.П. Черепанова.
В развитии изобразительного искусства Хакасии в 1960-80-е гг. ведущую роль сыграла живопись. Была сформирована творческая индивидуальность многих живописцев, созданы произведения, обогатившие искусство, широко раскрывшие тему родного края, которая зазвучала по-новому, глубже и полнее, в тесной связи с прошлым и будущим. В лучших произведениях живописцев эпичность образов, выдержанная в национальном колорите, сочеталась с современной трактовкой и возросшим техническим мастерством исполнения. Ощущается тяготение к образу-символу, к экспрессии, усиливается эмоциональная роль цвета. Уровень развития различных жанров свидетельствует о преодолении былого отставания хакасского искусства от советского искусства в целом. Наибольшее влияние на формирование живописи Хакасии в 1960-е гг. оказала ленинградская художественная школа. Представителями ее были М.А. Бурнаков и А.А. Топоев, учившиеся на живописном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в мастерской Е.Е. Моисеенко. Своих учеников Моисеенко учил стремлению к емкой и точной изобразительной метафоре, овладению искусством композиции и рисунка, четкой организации холста, пониманию цвета, тона и их взаимодействия, воспитанию самостоятельного мышления. Воспитывая у студентов зрительное воображение, Моисеенко не раз повторял, что только неразрывная связь рисунка и живописи является основой профессиональной подготовки. В институте у Бурнакова и Топоева проявилась любовь к натуре, материалу, краскам, способность к строгому анализу и самоконтролю в работе. Навыки, приобретенные в мастерской Моисеенко, послужили фундаментом развития живописных и композиционных способностей, проявившихся в дальнейшем. Знания, полученные в академической школе, способствовали развитию мастерства других живописцев Хакасии, вобравших многое из творческой манеры Топоева и Бурнакова. Не меньшее влияние оказали на хакасское искусство красноярские художники. Наиболее известными были Д. Каратанов, А. Лекаренко, Б. Ряузов, Т. Ряннель, Ю. Худоногов, А. Поздеев, В. Сергин, Г. Горанский и Р. Руйга. Многие из них преподавали в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова, в котором получили образование такие хакасские мастера, как А.З. Асочакова, В.А. Тодыков. Не только учеба в этом училище, но совместное участие в различных выставках, личные контакты художников Красноярска и Хакасии способствовали творческому росту этих мастеров.
Ведущую роль в живописи Хакасии 1960-80гг. играл пейзаж. Кажется, сама природа с ее удивительным и неповторимым растительным и животным миром стала главным слагаемым их творчества. Потрясающие по красоте курганные степи, окаймленные хребтами Саянских гор и Кузнецкого нагорья, особенная и быстрая смена ландшафта - суровой тайги и широкой степи, высоких гор и зеленых долин, быстрых рек и глубоких озер. В пейзажах живописцы стремились передать необычное освещение, неповторимость колорита и атмосферу, придать широту и открытость. Художники, неразрывно стремясь связать свои работы с родной землей, ее природой, людьми, их нравами и обычаями, невольно обращались к образам Родины. У каждого из них это происходило по-своему, осознанно или нет, но всегда эта тема захватывает их, часто на всю жизнь. Многообразие природных явлений, многоликость жизни родного края давали богатейший материал для творчества художников. Наблюдая за природой, они познавали законы гармонии и совершенства, черпали из нее не только новые формы, темы и сюжеты, но и внутреннюю энергию-вдохновение. Пейзаж развивался в тесном взаимодействии с другими жанрами и видами изобразительного искусства. Художественный образ многих пейзажных произведений стал разнообразнее, сложнее и тоньше по настроению, по своей эмоциональной окраске. Именно в пейзаже велись наиболее интенсивные поиски живописной формы, постижение своеобразия природы края. В нем, наряду с индустриальными, эпическими, героико-романтическими, получили развитие нежные, проникновенные лирические мотивы. Индивидуальные особенности таланта и мировосприятия живописцев придали яркую качественную определенность, которую составили романтическая приподнятость, некоторая сказочность в трактовке мотивов, декоративная звучность палитры, тяготение к картинному решению. Во многом развитие пейзажа окрашено преемственностью традиционной русской реалистической школы с ее многоплановостью в раскрытии образа родной природы.
Существенное место в 1960-80 гг. в творчестве художников занимали портрет и тематическая картина. Художники начинают создавать произведения с большими обобщениями. Не внешняя красота природы, а сам дух ее, не экзотическая национальная одежда, а сам человек, его психология и духовный мир - вот что начинает составлять задачу устремлений мастеров. Сильной стороной тематической картины стала ее связь с народной жизнью. Ее особенностями являлись: динамичность композиции, большая эмоциональная роль пейзажного элемента, связь с цветовым богатством хакасского орнамента. Проблемы ответственности человека за судьбу земли, его личная причастность к социальным процессам, новые этические и эстетические ценности, гармония человека с окружающей средой, проблема преемственности национальных традиций и связь поколений - вот темы, привлекавшие мастеров живописи, каждый из которых находил свои способы решения этих проблем.
В портрете 1960-1980 гг. был важен жанровый мотив для раскрытия образа человека. Как правило, на полотне изображается рабочая и деловая обстановка, что обогатило характеристику модели. Однако в изображениях некоторых современников слишком акцентируются мужественно-волевое начало и стремление к монументализации образа. В искусстве портрета выявилось последовательное стремление к утверждению героического идеала, к раскрытию волевого, сильного характера человека труда, богатства и сложности духовного мира современника.
Таким образом, в 1960-80-е гг. значительно возрос уровень мастерства художников Хакасии во всех видах и жанрах, более разнообразными стали стилевые приемы, глубже и убедительнее художественный анализ действительности. Многие мастера принимали участие в международных, всесоюзных и российских выставках. Если в 1950 гг. наблюдалась некоторая незавершенность, иллюстративность многих произведений, то теперь были решены сложные творческие задачи, главными из которых явились образно- эмоциональное осмысление жизни и постижение внутреннего мира и психологии человека.
В 1991 г. Хакасская автономная область вышла из состава Красноярского края и была преобразована в республику. В 1990 гг. произошли изменения в художественной жизни республики. Были созданы Союзы театральных деятелей и художников, начали самостоятельную жизнь русский и национальный драматические театры, государственным стал Театр малых форм «Чижен», сформировались культурные центры - хакасский, татарский и немецкий. В июне 1991 г. был создан Союз художников Хакасии. Председателем правления был избран В.А. Тодыков, куда вошли В.П. Бутанаев и Г.С. Краснов. Заметьте, что вопрос о его создании был поднят еще в 1952 г. Н. Гудилиным - секретарем Хакасского обкома КПСС: «В Хакасии до сих пор нет отделения Союза художников, художники предоставлены сами себе, нет руководящего творческого центра, между тем, в области имеется целый ряд одаренных, способных художников, о чем свидетельствует только что закончившаяся первая областная выставка». В декабре 1991 г. в Абакане состоялось открытие Дома художника. Главным событием праздника стала выставка произведений профессиональных художников: Г.С. Краснова, А.А. Топоева, В.А. Тодыкова, В.Ф. Капелько и Л.К. Ярошенко. В 1992 г. в Абакане была создана первая в республике частная картинная галерея современного искусства «Энс», директором которой стала О. Ахремчик. Главной задачей галереи стало формирование достойной, художественной среды и сбора коллекции современного искусства Хакасии. Галерею интересовали яркие художники со сложившимся мировоззрением, умеющие наиболее точно воплотить свои размышления в художественные образы. За три года существования галереи были организованы двадцать три выставки, в которых приняли участие более пятидесяти мастеров.
В 1993 г. в члены Союза художников России была принята большая группа мастеров живописи: В. К. Ананьин, А.З. Асочакова, Л.Р. Барановский, В.Ф. Смертенюк, Г.В. Никоненко, Н.Ф. Парков и Г.А. Серебряков.
В августе 1997 г. в Москве в выставочном зале Союза художников России, в рамках «Дней культуры Республики Хакасия», представлены работы тридцати восьми мастеров искусства. Для деятелей искусства республики это событие имело огромного значение: впервые была представлена возможность показать столичной публике, искусствоведам и художественным критикам весь диапазон современного искусства. Были представлены работы зрелых мастеров М.А. Бурнакова, А.А. Топоева, В.П. Бутанаева и П.М. Боргоякова.
В современном искусстве довольно четко выявляются два направления: с одной стороны - профессиональное искусство и архитектура, с другой - традиционное народное творчество. При всем различии эти направления не изолированы, а дополняют друг друга. Мотивы и образы народного творчества питают профессиональное искусство: выработанная в народном творчестве национальная орнаментика проникает в изобразительное и монументальное искусство. Так, например, в эти годы в республике построены современные здания и туристические комплексы, по форме напоминающие традиционное жилище - юрту, возводятся монументальные памятники, аналогичные древним каменным изваяниям.
В художественной жизни Хакасии нач. 1990-х гг. создалось направление «Сибирский стиль», обращенное к мифологической традиции. Оно связано с именами В.Ф. Капелько, А.В. Доможакова, А.Л. Ултургашева, Г.Н. Сагалакова, В.Н. Кызласова и И.Х. Сейфулина. Каждый из них создавал свою концепцию нового искусства, черпая вдохновение в археологических древностях и шаманизме. Взяв за основу архетип или знак-символ, они пропускали его через свою художественную концепцию и тем самым продолжали древние традиции.
Изобразительное искусство Хакасии прошло долгий и сложный путь. Глубоко связанное с историческими событиями, происшедшими в XX веке в России, оно стало важным фактором социального и культурного развития республики, активно участвуя в формировании общественного мировоззрения. Прослеживая процесс формирования национальной живописи, нельзя не учитывать, что сибирский регион по своей малоизученности представляет собой сложное явление, в котором слиты несколько художественных культур разных народов. Первоначальный этап культурной революции в Сибири был характерен бурным подъемом отдельных национальных культур, в том числе и хакасской. Многообразное по своей основе, искусство Хакасии развивает художественные традиции хакасского народа и вместе с тем оно неотделимо от искусства других народов России. Взаимодействуя и взаимообогащаясь, национальное искусство образует целостное, постоянно развивающееся художественное явление. Исторические условия развития определяют собой характерные особенности национального изобразительного искусства, в котором следует выделить основные моменты.
Русско-хакасские культурные связи способствовали проникновению в Хакасию русской культуры и зарождению профессионального изобразительного искусства на основе русской реалистической традиции. Творческая деятельность на хакасской земле русских художников, их эстетические принципы оказали активное воздействие на становление первых национальных художников. Несомненна связь хакасского профессионального искусства с национальным художественным наследием и традициями русской реалистической школы. Она не была постоянной, и находилась в соотношении с процессом социально-культурных изменений, происходивших в обществе. Одни художники ограничивались пристрастием к определенным художественным формам, связанным с реализмом, имеющим длительную историческую жизнь в Хакасии. Другие воспринимали в основном национальные традиции собственно хакасской художественной культуры, основанной на изобразительном фольклоре и декоративно-прикладном искусстве, находя опору в духовном опыте народа. Преломление национальных традиций в творчестве художников выявило самобытность современного хакасского искусства. Это проявляется, главным образом, в глубинном постижении народной жизни, в показе характерных черт национальной действительности. Однако, не всегда художники республики достигали подлинной глубины изображения, и вопрос о художественном уровне изобразительного искусства по-прежнему остается актуальным. Но все же современные достижения в области изобразительного искусства Хакасии, которое берет свое начало от наскальных рисунков эпохи неолита, традиций хакасского народа и русского реализма, сказались на его развитии. В течение длительного времени культурная традиция хакасского искусства, к сожалению, прерывалась, но свободолюбивый дух народа, его древние языческие символы продолжали жить в орнаменте одежды, ковров и др. предметов. Потребность в красоте сказывалась и в особом отношении людей к земле, природе, где каждая речка, гора, дерево или камень были одухотворены, возвышены и воспеты. Духовные и культурные ценности прошлого были бережно сохранены народом в произведениях декоративно- прикладного искусства и необычайно богатом образном видении мира.
http://www.dslib.net/muzee-vedenie/chebodaeva.html здесь диссертация Чебодаевой М.П. «Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии (1920-2000-е годы) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : СПб., 2004 149 c. РГБ ОД, 61:05-17/66»


Комментариев нет:

Отправить комментарий