Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 4 сентября 2011 г.

Георгий Дмитриевич Лавров 1895-1991

Лавров Г.Д. фото 1930 года,
 
К сожалению не нашла сведений об этом замечательном скульпторе ни в одной печатной энциклопедии, в то время как он был знаковым человеком в мире искусства в советские годы. Узнала я о Лаврове Г.Д., прочитав статью Владимира Конькова в газете «Хакасия». И тогда я отправилась в розыски по Интернету, где, кстати, собрала почти все сведения  о яркой и необычной судьбе этого скульптора. 
 Памятник шахтерам г. Черногорска, автор скульптор Лавров Д.Г.



Родился Георгий Дмитриевич Лавров 18 апреля 1895 году в Сибири, в селе Назимово Енисейской губернии. Его отец был иконописцем, художником-реставратором и большим другом великого Сурикова. Свое образование Георгий начал с Красноярского духовного училища. Три года Лавров занимался под руководством известного сибирского художника  Каратанова Д.И. в Красноярской вечерней студии рисования и живописи. В 1915 г. Георгий Дмитриевич, выйдя из семинарии, принял решение продолжить свое художественное образование. Не имея материальной возможности поехать на учебу в Петроград или Москву, Лавров поступил на медицинский факультет Томского университета, чтобы основательно изучить анатомию, так нужную настоящему художнику. Одновременно он в течение трех лет повышал свои знания в классах рисования и живописи Общества томских художников. Революцию 1917 г. Лавров принял и без колебаний встал на сторону советской власти. В годы гражданской войны сражался в одном из партизанских отрядов против режима Колчака. В 1923 году приезжает в Москву, где сотрудничает вместе с Маяковским в знаменитых "Окнах РОСТА". Тогда же он начинает всерьез заниматься скульптурой. Восемь лет провел художник во Франции, где прошел прекрасную школу и стал признанным мастером-профессионалом. Вернувшись в 1935 году в Москву, он создает много произведений, участвует в выставках, разрабатывает и патентует специальную конструкцию скульптурного станка. В 1938 году неожиданно был арестован по доносу. Попал в Магаданские лагеря. Он и там находил в себе силы активно заниматься творчеством. Лишь в 1954 ему разрешили вернуться в Москву. Вновь он стал членом МОСХа (Московского отделения Союза художников). Создал значительное число работ, в том числе мемориал в память шахтеров, погибших при аварии в Черногорске в 1931 г. (сооружен в 1961 г.) В 1984 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за заслуги в области изобразительного искусства присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». Ушел из жизни в 1991 году в возрасте 96 лет. Похоронен в Москве.
Более подробно о его биографии можно прочитать на сайтах 
Итак, удалось узнать, что Георгий Лавров 8 лет с 1927 и по 1935 год провел в Париже, где он имел уникальную возможность делать с натуры скульптуры великой русской балерины Анны Павловой. 
«Созданные мной, — вспоминал Георгий Дмитриевич, — за короткий месячный период работы с Анной Павловой, естественно, не все завершены, не все равноценны, но все хранят тепло воспоминаний о замечательной актрисе и чудеснейшем человеке». И далее: «Во время похорон Анны Павловой в январе 1931 года на сцене «Гранд-опера» стоял бюст балерины. Глядя на него, многие плакали». 
 Фотография скульптора Лаврова Д.Г. из  газеты "Хакасия". Приношу свои извинения за плохое качество. Газета была в ветхом состоянии.


Ряд работ из этой серии были привезены в Москву. «Стрекоза» была помещена в Третьяковскую галерею, «Умирающий лебедь», «Жизель» и «Одетта» — в Центральный музей им. А.А. Бахрушина. К сожалению мои поиски в интернете не дали никакого результата по розыску фотографий этих скульптур. а они - бесценны, т.к. нравились самой Анне Павловой.
"Так интересно меня еще никто не изображал", — говорила балерина.
Буду благодарна каждому, кто поможет мне найти изображения  скульптур балерины автора Лаврова Георгия Дмитриевича.
Наталья Царева, искусствовед,  ГХМАК, член СХ России написала диссертацию, посвященную жизни и творчеству этого замечательного скульптора из Сибири. Именно ей удалось вызвать из небытия трагические события этой удивительной судьбы, достойной быть воплощенной в романах и фильмах.
Сталин и Геля. Скульптура в Мемориальном музее И.В.Сталина в Иркутске.

О трагической судьбе девочки-легенды СССР Гели Маркизовой много написано. Прочтите, например, материал Анастасии Гнединской, опубликованный в 2009 г. в «Московском комсомольце» и представленный на одном из бурятских сайтов. 
Об этой истории был снят документальный фильм «Сталин и Геля» (режиссер: А.И. Алай при участии А. Котелевского. 2004 г.). 
Георгий Лавров напишет в своих воспоминаниях: «28 января 1936 года в одной из газет я увидел фотографию, на которой улыбающийся «добрый» И.В.Сталин, нежно прижимающий к своей груди семилетнюю девочку – Гелю Маркизову. Эта фотография вдохновила меня на создание скульптуры, изображающей И.В.Сталина с девочкой, преподносящей ему цветы. И.В.Сталина я лепил по фотографиям, а для лепки Гели Маркизовой поехал в Улан-Уде. Сегодня многие могут задать естественный вопрос: Зачем я это сделал? Отвечу откровенно. Тогда было совсем другое время. Большинство из нас искренне верило Сталину, его «великим» делам. Верил и я. Это и побудило взяться за работу». 
Геля была дочерью наркома земледелия Бурятии Ардана Маркизов.
После того, как А. А. Маркизова расстреляли, вышло так, что на агитплакатах и скульптурах, воспевающих счастливое детство в СССР, великий вождь обнимает дочь врага народа. Решение было найдено: подобрать похожую девочку и подменить ею Гелю. Причем у “клона” должна быть незапятнанная репутация: пионерка, спортсменка… После недолгих поисков на роль Гели подобрали Мамлакат Нахангову — пионерку-стахановку, которая первой научилась собирать хлопок двумя руками.
Дело встало за малым – устранить свидетелей подмены. 
В ночь с 15 на 16 сентября 1938 года Георгий Лавров был арестован. Ему было предъявлено обвинение по статье номер 58, пунктам 8 и 11 УК СССР. 
Г.Д.Лаврова обвинили в участии в антисоветской террористической организации и в подготовке покушения на И.В.Сталина. Через несколько месяцев осужденный оказался в Магадане, откуда был направлен на прииск «Разведчик» добывать золото. Об аде, что из себя представлял прииск, он впоследствии вспоминал: «Условия жизни и работы заключенных были столь тяжелыми, что редко кто выживал более трех месяцев. Я, от природы здоровый человек, через полтора месяца работы на участке «Скрытый» оказался на грани жизни и смерти. Как и многие другие заключенные, в первые же дни заболел цингой и водянкой. Мое тело, от головы до пояса, представляло скелет, обтянутый кожей, а от пояса до пяток — наполненный водой мешок... А я не только физически работать, но и ходить был не в состоянии». Спасло его то, что он был переведен в лагерный пункт «Оротукан» ночным сторожем культбазы, с использованием как скульптора на строительных работах.
 Магаданский Дом культуры

Весной 1941 г. Лаврова Г.Д.направили на строительство магаданского Дома культуры. Там, на парапете, он выполнил четыре трехметровые статуи: «Забойщик», «Бурильщик», «Партизанка», «Красноармеец». Им же созданы бюсты Ленина, Станиславского, Н. Островского, Горького. 
Георгий Дмитриевич вспоминал об этом времени: «Кладка кирпичных стен магаданского Дома культуры и их штукатурка были уже закончены. Мне было приказано приступить к выполнению скульптуры. Условия были тяжелые, в Магадане и в его окрестностях не нашлось пригодной для лепки глины. Имелись только алебастр, проволока, металлическая сетка и цемент. С этими материалами я был вынужден приступить к скульптурным работам. В Магадане за период с 1941-го по 1943 год мной были выполнены следующие скульптурные работы: четыре трехметровые цементные статуи на парапет Дома культуры — «Красноармеец», «Партизанка», «Забойщик», «Бурильщик»; бюсты Маркса, Энгельса, Ленина, драматурга Островского, Горького, Станиславского и другие. Эти бюсты были установлены в большом фойе Дома культуры. Трехметровая железо-цементная многофигурная скульптурная композиция «Героическая эпопея обороны СССР», четыре коринфские капители на колонны фасада Дома культуры и вся декоративная лепнина внутренних помещений были выполнены и установлены мной. Несколько скульптур на антифашистские темы для Магаданской художественной выставки в 1944 году выполнены мной в том же материале. За все эти работы я был премирован буханкой черного хлеба, восьмушкой махорки и 50 граммами спирта. Хлеб я съел, махорку отдал заключенным, а спирт выпил начальник «за мое здоровье».
После разгрома гитлеровских войск под Москвой ему было поручено в фойе ДК создать на эту тему скульптурную группу. В результате упорного труда была сооружена трехметровая железоцементная скульптурная композиция «Героическая эпопея». Политуправление «Дальстроя» выдвинуло ее на соискание Сталинской премии. Однако представление не стали рассматривать из-за того, что «автор этого произведения репрессированный и являлся врагом народа». 29 ноября 1943 г. наступило долгожданное освобождение, но без права выезда с Колымы.
 Бюст В.И. Сурикова в городе Красноярске, автор скульптор Лавров Г.Д.

Весной 1945 г. по распоряжению заместителя министра внутренних дел СССР А.П.Завенягина Лавров был направлен в Красноярск. Предполагалось привлечь его к изготовлению изделий из металлов, добываемых в Норильске.
В Красноярске в 1945 г. Георгий Дмитриевич познакомился с художницей Валентиной Пименовной Солдатовой, ставшей вскоре его женой. Жизнь стала относительно благополучнее, что не могло не сказаться на его творчестве. Им были выполнены большие работы, бюст В.И. Сурикова (к 100-летию со дня рождения), установленный на территории усадьбы дома-музея, мраморный бюст Сурикова, находящийся сейчас в Доме-усадьбе великого художника и скульптура "В.И. Суриков на этюдах"
Бюст Сурикова снятый в его доме-музее в г. Красноярске. С http://club.foto.ru/gallery/30/photos/1158751
 
В этот же период Георгием Дмитриевичем был создан величественный памятник бойцам 31-го Сибирского стрелкового полка, восставшим против Колчака и погибшим при подавлении восстания белыми в июле 1919 г. в Красноярске. 
Памятник бойцам 31-го Сибирского стрелкового полка, восставшим против Колчака, в городе Красноярске, автор скульптор Лавров Г.Д.
(цемент, алюминий, мрамор; макет памятника был представлен на 9-й краевой выставке произведений красноярских художников в 1948 г.).
 Красноярский период жизни закончился ссылкой на юг края (в 1948 г. вышел указ, запрещающий бывшим репрессированным проживать в режимных городах, а Красноярск являлся таковым). В это время он больше живет и работает в Минусинске, Абакане, Черногорске. Несмотря на бытовую неустроенность, скульптор продолжал трудиться.
В 1950 г. им был создан памятник партизану гражданской войны П.Е. Щетинкину, воздвигнутый в центре Минусинска. 
Памятник Щетинкину П.Е. в городе Минусинске, автор скульптор Лавров Г.Д.
Материал - искусственный камень, 1951 г.

У здания знаменитого Минусинского краеведческого музея, в 1951 г. установлен бюст его основателя — Николая Михайловича Мартьянова. 
В октябре 1954 г. в Минусинске Лавров получил сообщение: «Дело по обвинению Лаврова Георгия Дмитриевича, осужденного особым совещанием НКВД 11 июля 1939 г., пересмотрено Военной коллегией Верховного суда СССР 10 апреля 1954 года. Постановление особого совещания от 11 июля 1939 года в отношении Лаврова Г.Д. отменено, и дело производством прекращено».
Двор краеведческого музея. Бюст Н.М. Мартьянова в г. Минусинске. Скульптор Г.Д. Лавров. Материал - искусственный камень,1950 г.

 В начале 1950-х годов скульптор и его жена художница В.П.Солдатова жили в городе Мариуполе и оставили здесь творческий след. Это бюсты Белинского и Мичурина на аллее классиков в Городском саду (стоящие там и поныне) и небольшая станковая скульптура «Суриков на этюдах».
Скульптор Лавров Г.Д. Бюст В.Г. Белинского в г. Мариуполе, фото с сайта http://www.promariupol.com/Content_18.html
Лавров Г.Д. Бюст В.Г. Белинского в г. Мариуполе, фото с сайта http://www.promariupol.com/Content_18.html
 
В Москву вернулись 5 ноября 1954 г. Начались хлопоты о жилищно-бытовом и творчески-трудовом устройстве. Далее слово предоставим Георгию Дмитриевичу: «Впереди была нормальная творческая жизнь. Я вновь почувствовал себя полноправным членом МОСХа (Московского отделения Союза художников. — Ю.Б.). Радости нашей не было границ». 
В Москве он ведет большую творческую и выставочную деятельность. Создает целую портретную галерею героев войны, деятелей науки, культуры и искусства. Но самой интересной и поистине фундаментальной его работой является мемориал в память погибшим шахтерам при аварии в Черногорске в 1931 г. на шахте № 8 треста «Хакасуголь». (Сооружен в 1961 г.) 
10 февраля 1931 года катастрофа на черногорской шахте №8 унесла жизни 109 горняков. 
В 1956 году руководство треста "Хакасуголь" обратилось к скульптору Г.Д. Лаврову с просьбой создать монументальный памятник. Заказ был принят и выполнен. Формы и размеры основания (стилобата) памятника продиктованы размерами, покрывающей могилу железобетонной монолитной плиты, над и вокруг которой разместились все остальные части монумента. Гранитные стеллы на вершине всех трех холмов монумента олицетворяют выходы горных пород несметных сокровищ Хакасской земли, над разработкой которых трудились наши предки, сменяя поколение за поколением.
Мемориал в память погибшим шахтерам при аварии в Черногорске в 1931 г. на шахте № 8 треста «Хакасуголь». (Сооружен в 1961 г.) , автор Лавров Г.Д.
Композиционно мемориал берет свои истоки от древних курганов, повторяя их пластику. Над небольшим холмом, засеянным степной травой, возвышается постамент.   По краям расположены камни красного гранита.
В трех бронзовых фигурах монумента развивается тема смены поколений и преемственности трудовой эстафеты, о чем свидетельствуют фигура юноши (на левом холме) и фигура девушки (на правом холме). Юноша, преклонив колено, благоговейно возлагает дубово-лавровый венок-символ славы и чести труду. Девушка возлагает пальмовую ветвь - символ мира и цветы - символ великой жизни и любви. Третья центральная фигура монумента изображает могучего шахтера, поднявшегося на вершину стелы среднего холма с обнаженной головой, с шахтерской каской на полусогнутой левой руке, с высоко поднятым куском пылающего угля в форме сердца в правой руке.
В монументе тесно связаны между собой два разных мотива: реквием трагически погибшим шахтерам и жизнеутверждающий гимн вечной славы шахтерскому труду. Находясь в окружении густой зелени, имея спокойную линию фронтального силуэта, памятник располагает к покою и размышлению.
Бронзовые фигуры памятника были выполнены на Мытищинском заводе художественного литья.
В 1961 году состоялось торжественное открытие памятника в присутствии Г.Д.Лаврова.

Трагизм и монументальная величественность сочетают здесь с истинной красотой и истинным гуманизмом. Это не просто прекрасные бронзовые фигуры, исполненные на высочайшем художественном уровне, это живые люди с особенным характером и своеобразными портретными чертами. Это люди высоконравственные. Для них понятия Родины, созидательного труда, память об ушедших товарищах — естественны и гармоничны, В этом произведении отражены самые высокие эстетические, нравственные, духовные силы народа. Оно направлено в будущее, к грядущим поколениям.

Автор словно предвидел предназначение этого места в будущем. Рядом вознес свои купола храм Рождества Пресвятой Богородицы. Мемориальный комплекс расширился, стал более значим.
Монумент погибшим шахтерам — это гимн силе и духу нашего народа. В нем заключены понятия Веры, Надежды, Любви. Автор замечательного произведения, одного из лучших мемориалов России, создал скульптуры "Шахтер", "Хакас", "Из забоя" и другие, непосредственно связанные с Хакасией и Черногорском. 
Скончался Г.Д.Лавров в Москве в 1991 году. 6 сентября в газете «Московский художник» был опубликован некролог, в котором, в частности, сказано: «Георгий Дмитриевич был добрым, чистым, обаятельным человеком, его жизнелюбие, доброту, ясный ум не смогли сломить тяжелые испытания, выпавшие на его долю, он прожил долгую жизнь достойно и честно»


Источники: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий