Котожеков Александр Иванович – человек-универсал. Ему подвластны и кисть, и перо, и театр. Он имеет отношение даже к шаманизму. Является автором герба Республики Хакасия и одним из духовных лидеров своего народа.
КОТОЖЕКОВ Александр Иванович (псевд. Александр Чапрай) (р. 01.09.1948, с. Аршаново, Алтайского р-на, ХАО) — хакасский драматург, художник, заслуженный деятель искусств Хакасии (1998), доцент кафедры культурологии ХГУ, член Омской лаборатории драматургов Сибири, член. Союза писателей России (1996), член Союза театральных деятелей. Окончил Ленинградский гос. ин-т музыки, т-ра и кинематографии по специальности театральный художник (1971-1977), высшие театральные курсы по специальности "Драматургия"., (1987 - 1988), аспирантуру ХГУ (1998). Опубликовал 17 научных работ. Работал в драматическом театре г. Златоуста (1977 1978), киностудии «Казахфильм» (1988). В разные годы работал художником в театрах Хакасии, оформил около 100 спектаклей, был художнком - постановщиком первой хакасской оперы.
Человек разносторонних интересов, А.И. Котожеков занимался в литературном объединении "Тан солбаны" ("Утренняя звезда"), откуда и берет начало его путь как писателя-драматурга.
Его пьесы вошли в репертуар Хакасского национального театра: «Абахай Пахта» («Красавица Пахта». 1990) реж. С.Я. Верхградский; «Ах пуға» («Белый бык», 1991) реж. М. Топоев; «Хай пырыс - Хай Ова Ота» («Доблестный предок подобный барсу». 2006). В т-ре «Читиген» поставлены его пьесы: «Небылицы Албанаха» (1993), «Хуу хат тағхыpы» («Горная ведьма», 1996); «Абахай Пахта» («Красавица Пахта», 1997); «Чуртас харабааны» («Караван жизни», 2005). Трагедия «Абахай Пахта» удостоена Государственной премии Министерства культуры СССР и награждена дипломом 1-ой степени фестиваля тюркоязычных театров в г.Уфе (2000).
Котожеков А.И. Забытый Бог 1989 Холст, масло 111 х 92
Как художник Александр Иванович отдает предпочтение хакасской национальной теме. Основные работы: «Портрет шамана». «Забытый бог» (Хакасский республиканский краеведческий музей), «Ханская стрела», «Седло дедешки», «Ожидание», «Портрет Катанова» (Картинная галерея г. Черногорска); Триптих «Мир»; «Сотворение мира». Лауреат специальной премии ТЮРКСОЙ в области изобразительного искусства (2005).
М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения пишет о художнике Котожекове А.И.:
«Одним из первых, кто в 1980-е гг. провозгласил идею возврата к национальным истокам, стал известный художник А.И. Котожеков. Свое творческое вдохновение он черпал из героического сказания, повествующего об истории и жизни предков хакасского народа. Его художественное кредо последовательно реализовалось в поисках национальных героев и символов. В творчестве художника соединяются наследие окуневской культуры и традиционных хакасских верований. Творческий поиск Котожекова приводит к созданию работы, синтезирующей академический изобразительный канон и художественное наследие архаики. Возрождение забытого определения «сибирский стиль» объясняется художественной ориентацией Котожекова на сплав древней и современной культуры в живописи. В картине «Забытый Бог» на переднем плане яйцеобразное каменное изваяние «Кизе палазы» (ребенок каменного изваяния). Замысел картины родился у художника из желания напомнить современникам о духовной устремленности... На картине каменный Бог забыт в результате кровавой войны. И прервалась связь поколений. Если мы не вспомним катаклизмы нашей истории, то не вспомним: что и где мы оставили... Картина символична, она служит предостережением для будущих поколений, о том, что нельзя забывать своих Богов. «Кизе палазы» воспринимается, как воплощение духовной силы хакасского народа. В хакасском мировоззрении есть понятие «узы-пазы». В современном мире многие народы теряют свои узы-пазы, теряют свои духовные ориентиры. И пока в обществе не выработается национальная идея - до тех пор народ не преодолеет разобщенность. Древнее, прежнее поколение давало четкий ориентир человеческой морали.
По мнению А.И. Котожекова «Проблема современного мира в том, что мы потеряли смысл понятия: «Что значит быть человеком? Традиционные культуры всех народов во главу угла ставили четкое отделение человека от животного состояния. А современный либеральный мир, давая индивидууму абсолютную свободу, провоцирует человека на проявление животных качеств. Я считаю, что это гибельный путь. Во все времена должен главенствовать духовный идеал: каким должен быть настоящий человек. Вот это и побудило меня написать эту картину».
***
Котожеков Александр Иванович является автором государственного символа республики Хакасия – ее герба:
Герб Республики Хакасия
Щит символизирует хакасское женское национальное украшение ПОГО. Этот оберег, защищает и охраняет народ Хакасии. Красный цвет символизирует природу и ее животворящие силы. На щите изображен крылатый барс, который встречается в наскальных рисунках древних хакасов. Барс - это память о предках, символ идеи, верности, символизирует духовность, идейность, прямоту, мужество. По представлениям хакасов, является представителем высших Небесных сил на Земле, является тотемом (первопредком) и хранителем. Голова барса развернута к зрителю - "позиция настороже", крылья барса смоделированы в виде хакасского орнамента. Солярный знак - символ Вселенной, символ солнца, звезды; четыре луча означают четырех - частный принцип мира. Щит обрамлен березовыми ветвями, которые изогнуты таким образом, что образуют четыре угла. Березовые ветви - это символ мужского и женского начала, изображающие божественные силы, они символизируют благопожелания, благополучие, достаток и благосостояние. Четыре угла олицетворяют четыре времени суток, четыре времени года, четыре стороны света. Государственный герб расположен внутри круга - символа Вечности.
***
Котожеков Александр Иванович) - хакасский шаман традиции тенгри. Он является исследователем традиционной культуры и верований хакасов. Одно время возглавлял общество традиционной религии хакасов «Ах Чаян». Председатель Религиозного Совета тенгриан г. Абакана. Автор «Книги гаданий «Толкелиг кинде» (Абакан, 1995), представляющей собой версию реконструкции древнетюркской предсказательной практики на камнях на основе традиционного мировоззрения. Так же эта работа вошла составной частью в сборник «Древняя мудрость шаманов» (М.-СПб., 2005), составленной О. Диксоном (см. Эльвиль) и А.С. Фраем. На данный момент работает над продолжением «Книги гаданий» ─ «Опытом реконструкции нумерологических оснований традиционного мировоззрения хакасов».
Внешняя сторона бубна хакасского шамана
Страшные и странные истории рассказывал Александр Котожеков, доцент кафедры культурологии Хакасского госуниверситета. Стать шаманом ему было не суждено, этот путь для него оказался заказан. И вот как он объясняет причины этого:- Я пытался, меня вводили в изменённое состояние, были и шаманские путешествия, но это не значит, что я могу быть шаманом, - говорил Александр Иванович. - Ещё в детстве у нас была игра, такая забава. Человека заставляли дышать громко, в полную силу, а потом перетягивали ему грудь - и он падал без чувств. А примерно через 2-3 минуты приходил в сознание и рассказывал, что видел и слышал. Вот так, через изменённое сознание, я летал несколько раз. И в каждом случае меня в том мире грозно спрашивали: "Зачем ты явился?" Без цели туда не ходят, а мне было просто интересно. Уже когда стал взрослым, отправили в подземелье, сказали, что там лежат какие-то три предмета, которые я должен получить. Я пошёл и увидел колодец. На дне, на глубине 200-300 метров блестела вода свинцового цвета. Я понял, что должен туда нырнуть, но чем ближе к воде подлетал, тем страшнее становилось - просто ужас охватывал. Я не смог преодолеть в себе этот ужас и вернулся обратно. В другой раз пробовал пройти дорогу шамана - все шаманы при посвящении должны её преодолеть. Там есть говорящий и дырявый камни, а потом волосяной мост через реку мёртвых. Для начала меня подвели к говорящему камню. Было ощущение, похожее на описание полётов богатырей на крылатом коне в хакасских сказаниях. Уши заложило - один сплошной свист, глаза не могу открыть из-за мощного ветра. Мне надо войти в камень в виде юрты, но я не нашёл дверь - кругом глухая стена. Обратился за помощью, сделал подношение духам, молился - ничего не помогло. Я понял, что эта дорога не моя. Я не шаман.
Костюм хакасского шамана
Сейчас, когда шаманизм, исконные традиции начали возрождаться, оказалось, что в Хакасии не осталось ни одного посвящённого шамана. Недавно Александр Котожеков проводил в последний путь старейшую представительницу своего рода профессии - бабушку Сарго, но и она не была посвящена. Других людей лечила, страждущим помогала, а сама всю жизнь мучилась. Потому что родилась в неудачное время - в 1924 году, в советской стране. Люди ополчились на традиционную религию, а главный дух Адам-хан (конечно, если в него верить) отвернулся от людей».
***
С именем Александра Ивановича связана и одна из достопримечательностей столицы Республики Хакасия Абакана – фонтан на Театральной площади.
Фонтан на Театральной площади г. Абакана летом
Более 20-ти лет фонтан радовал абаканцев, пока не треснула его чаша. И тогда проект нового фонтана, принадлежащий Александру Ивановичу Котожекову, нашел в Абакане всеобщее признание и был воплощен абаканскими градостроителями в 1999-ом году. Теперь жители и гости города любуются главным фонтаном нашего города да еще и с подсветкой дна. Стоит отметить, что зимой этот фонтан как бы не замерзает - на смену водному устанавливают оптический фонтан, мерцающие огоньки которого имитируют взмывающие к небу водяные струи.
Фонтан на Театральной площади г. Абакана зимой
***
Александр Котожеков – один из духовных лидеров Республики Хакасия, отдает свой талант делу возрождения национального и культурного достояния своего народа. Ниже приводим его высказывания:
«Помня о причине, мы можем предугадать следствие. Именно, помня о начале, можно оценить конечный результат. Цивилизация это и есть целый, единый процесс, растянутый на тысячи лет. Мы же как «Иваны, не помнящие родства» забыли свое начало, начало цивилизации, начало, где космос и микромир мыслились такой же реальностью, как сегодня телевизор и электричество. Сейчас мы укрылись пологом атмосферы, исключительностью человеческого разума и забыли ... о влиянии космоса на процессы, происходящие на земле, о предопределенности процессов микромира в себе, о софийности, о всеобъемлющей, всевоспринимающей душе нашей, о подкорке, о бессознательном.... Именно душа, как информационный канал космоса несет в себе образную информацию о едином сущем, неделимом и взаимосвязанном. И именно, в начале цивилизации, не слушая разум, люди слушали свою душу, поклоняясь душе своей, и разум их служил для осознания тех глубоких образов, которые им подсказывала душа.
Наряду с монументальными каменными изваяниями и стелами в древней Хакасии создавались также миниатюрные изваяния. У местного населения они получили название «кёзе палазы» — «дитя менгира». Фотография из книги: Есин Ю. Тайна богов древней степи./ Юрий Есин. - Абакан: Хакаскиий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 2010. - 184 с. - (Историко-культурное наследие и духовные ценности России)
Вглядитесь внимательнее в эти личины, рожденные на заре цивилизации - змеи, многолапые драконы, извиваясь волнами, плывут из космоса к личине, неся благовест. Но личина есть часть чудища, все пожирающего, и чтобы не быть ввергнутым в пучину небытия и нужен личине глаз, глаз начала, глаз силы, глаз конца. Не в память ли нам, после первых живущих, и начертаны из обилья знаков выбранные знаки? Ведь и в государства люди объединялись, чтобы сообща противостоять всепожирающему чудищу, теперь же забыв об этом, позволяем государству пожирать нас... Чтобы не беспамятны мы были...
Забыв о том, что разум нам нужен, чтобы понимать свою душу, мы разум водрузили над душой нашей. Посмотрите на детей своих. Ведь сколько ни обращайся к их разуму, что это плохо, что это больно, что это горячо - они не поймут вас, пока душой не почувствуют, что это такое - плохо, как это бывает больно, что значит обжечься. И именно потому, что мы забыли о душах своих, в людях растет черствость, эгоизм, амбиции.
Искусство - это язык души. Искусство древних - это голос души. Остановимся, люди, на время, послушаем, что говорят души наших предков, откроем свои души и, может быть, они смогут поговорить друг с другом.
Помнить и понимать прошлое - это, значит, знать и понимать настоящее. На время заглушите голос рассудка, послушайте голос души своей!
Человек познает мир двояко: логически и чувственно. Логическое познание мира - это познание схемы взаимоотношений людей, физических тел, химических соединений и пр.
Чувственное познание мира - это познание в художественных образах, которые воздействуют на наши чувства, чувства сострадания, боли, радости и счастья.
Общество, которое не субсидирует, не развивает чувственное познание мира сознательно воспитывает людей бесчеловечными, антигуманными. В тоталитарной системе это было нужно для воспитания производительной силы, «рабочей скотины», а теперь, когда мы хотим стать полноценными людьми, как понимать это?»
Источники:
1. Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-х т./ Гл. редактор В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 1: А-Н. – 432 с.
2. Живопись Хакасии: Альбом-каталог./ автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с.
3. Алимова Л.А. В круге Солнца: О художнике Александре Доможакове. IN THE CIRCLE JF THE SUN (ABOUT ALEXANDER DOMOZHAKOV, THE ARTIST)./ Людмила Артемовна Алимова. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2005. - 140 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий