Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 23 августа 2011 г.

Таштыкские погребальные маски

Этому лику древнего человека более 2 тысяч лет тому назад.  Страшно представить из какой глубины веков эта маска дошла до нынешнего времени
Таштыкская культура существовала на территории современной Хакасии с I века до н.э. по V век н.э. Одним из самых интересных и уникальных памятников этой культуры являются погребальные маски. 


... По знакомой горной долине ехал верхом пастух. Вдруг конь его провалился в глубокую яму. Из темноты провала на пастуха смотрело белое человеческое лицо... Он с криком выбрался на поверхность и в ужасе умчался прочь. Так в 1902 году в горах Оглахты был открыт почти не имевший внешних признаков могильник рубежа нашей эры. 
Погребальная маска таштыкской культуры из собрания Хакасского республиканского краеведческого музея
...Раскопки, проведенные в 1903 году в Оглахтинском могильнике красноярским археологом А.В. Адриановым, показали, что на ранних этапах открытой таштыкской культуры, кроме крупных коллективных погребальных склепов, существовали и скромные семейные гробницы — небольшие деревянные срубы, опущенные под землю и накрытые бревенчатыми накатами. Дальнейшие исследования показали, что в них хоронили как кожаные манекены с косточками сожженных тел, так и сами тела умерших. Но во всех случаях были использованы портретные погребальные маски.
Погребальная маска таштыкской культуры из собрания Хакасского республиканского краеведческого музея
К сожалению, вскоре после первых раскопок Оглахтинский могильник забыли на целых 65 лет. Он был повторно обнаружен лишь в 1968 году профессором МГУ Л.Р. Кызласовым, годом позже организовавшим его раскопки. 

Л.Р. Кызласов на каменной стене в горном массиве Оглахты. 1958

...Гробница представляла собой добротный сруб из десяти лиственничных бревен, соединенных в углах «в лапу». Все бревна были хорошо отесаны топориком и теслом с узким лезвием, так что их внутренняя поверхность была гладкой. Следов пилы или рубанка не обнаружено. Сруб был изготовлен в лесу, перевезен на место и собран в яме (размер 3 х 2,4 м, глубина 1,4 м). 
Погребальная камера таштыкского кургана в ходе археологических раскопок 2005 год
Пол погребальной камеры был покрыт двумя слоями толстой бересты, уходящей под нижние бревна сруба. Крыша собрана из девяти двухметровых, поперечно уложенных бревен, концы которых отесаны сверху округло, а снизу плоско. На них-то и лежал плотный берестяной покров. Бревна крыши для удобства сборки были помечены счетными зарубками от 1 до 9. Древние плотники не пользовались особыми цифровыми знаками и считали, прибавляя всякий раз одну зарубку.

Погребальная маска и предметы одежды из Оглахтинской гробницы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже

Сняв берестяной покров, участники экспедиции удивились совершенно свежему виду бревен перекрытия. Через щели потолка можно было разглядеть камеру и различные предметы в ней. Спустя две тысячи лет в гробницу снова проник луч солнца. Беглый осмотр показал, что все сохранилось в первозданном виде.

Портретная маска женская. 1969 г. Государственный Эрмитаж
   Лица были покрыты великолепными погребальными масками из гипса — искусными скульптурными портретами умерших. У женщины на щеках, лбу и подбородке на белом фоне нанесены красивые темно-красные спирали. Губы и щелочки закрытых глаз также покрыты краской. У мужчины все лицо закрашено красным, а по бровям и под глазами от висков идут черные горизонтальные полосы, сужающиеся к концу. Это и есть лица далеких предков современных хакасов. Очевидно, до погребения забальзамированные мумии с масками находились для совершения необходимых обрядов в каком-то святилище, как этого требовал культ предков.

Обтянутая шелком берестяная часть женского головного убора

Вся обнаруженная в Оглахтинских горах коллекция вместе с деревянной гробницей были переданы в Государственный Эрмитаж. Там лучшие в стране реставраторы вот уже почти 40 лет работают над сохранением и воссозданием одежд и предметов двухтысячелетней давности. Их детальное изучение еще впереди, но уже сейчас красочно и ярко перед нами предстает оригинальная и самобытная культура затерянных в веках енисейских земледельцев и скотоводов.

Маска. Профиль. 1903 г. Государственный Эрмитаж

Антропологическое изучение таштыкских масок показало, что "в общем таштыкские маски представляют смешение европеоидных и монголоидных черт, напоминая больше всего современных шорцев и хакасов..."

Маски создавались различными способами: либо снимались с лица усопшего, либо лепились отдельно. В состав материала, из которого создавались маски, входили каолиновые глины, гипс, известняк, кварцевый песок. Маски обычно раскрашивались краской: красной, черной и реже голубой и зеленой. Женские маски раскрашивались красной краской в виде узоров и спиралей на лбу, висках, щеках и подбородке. Мужские - сплошь покрывались красной краской, сверху расписывались черной.
 На масках также рисовали ресницы, ожерелья из бус и подвесок. Возможно, раскраска на маске передавала татуировку на лице умершего.
Погребальная маска таштыкской культуры из собрания Хакасского республиканского краеведческого музея

Благодаря этим маскам, передававшим индивидуальные черты лиц мужчин и женщин, мы можем восстановить облик людей, живших почти две тысячи лет назад.

Но для чего создавались эти маски?

Кто эти люди, так своеобразно хоронившие своих умерших? Что за племя оставило гробницу, обнаружившую сложный культ почитания посмертных масок и погребальных кукол, имитирующих тела людей? Ведь на рубеже нашей эры портретными погребальными масками пользовались лишь в Древнем Риме... и здесь, в далеких степях Абакана и среднего течения Енисея.

Погребальная маска таштыкской культуры из собрания Хакасского республиканского краеведческого музея
Возможно, в Хакасско-Минусинской котловине маски создавались с целью сохранить черты лица умершего как условие сохранения жизни души. Но, может быть, маски создавались для "изоляции" умершего от внешнего живого мира. Подобный обряд существовал у некоторых народов севера Сибири - лицо покойника закрывали меховой маской.

Таштыкские погребальные маски являются замечательными памятниками искусства. Они создавались опытными художниками, воссоздававшими довольно реалистично лица своих современников.

Погребальная маска таштыкской культуры из собрания Хакасского республиканского краеведческого музея
 Источники:
1. Кызласов И. Мумии и куклы Оглахтинской гробницы./ Игорь КЫЗЛАСОВ, доктор исторических наук; фото Л. Кызласова.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). -
С.426-429

2. Таштандинов И. ТАШТЫКСКИЕ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ МАСКИ: Буклет Хакасского республиканского музея краеведения./ И. Таштандинов. - М.: Рекламное агенство «Эксклюзив», 1995. - 2с.

           
каждая маска изображала конкретного умершего человека. Такой подход позволял художнику создать скульптурный портрет и проявить свой индивидуальный талант. Творческий процесс создания масок являлся частью религиозного обряда погребения умерших. Сложный ритуал изготовления масок предполагал наличие в таштыкском обществе особых кланов жрецов-художников, жрецов-скульпторов, занимающихся исключительно ритуальными действиями.
В настоящее время большинство масок представлено фрагментами гипсовых осколков, но мастерство исполнения столь высоко, что по отдельным фрагментам лица можно восстановить целый образ человека. И, что удивительно! Даже эти отдельные фрагменты лица на фотографиях, особенно губы, нос, подбородок, позволяют дополнить, представить, дорисовать умозрительно полный образ человека - «каким он был при жизни, какой был у него характер, какая у него могла быть судьба».
Маски, как уже говорилось выше, являются результатом творения древнего скульптора и передают индивидуальные особенности внешнего облика человека таштыкской эпохи.
Известный исследователь древней истории Хакасии С.В.Киселев писал, «таштыкские маски являются бесспорным памятником искусства». Как правило, в научных статьях и монографиях иллюстрации представлены сухими документальными фотографиями, а высокое мастерство исполнения археологического изделия обычно скрыто схематизмом графического рисунка или фотографии. С.В. Киселев считал, что «таштыкские художники превзошли многих из западных товарищей. В эллинском Египте, например, в то же время создавались погребальные маски, очень близкие к таштыкским, но они уступали им в подлинной портретности. Это объясняется, очевидно, той высокой школой, которую прошли таштыкские художники, участвуя в развитии скифо-сибирского, хунно-сарматского искусства». С другой стороны С.В.Киселев находит большое сходство таштыкских масок с римскими масками, одновременно указывая, что они существенно отличаются от китайских погребальных масок. Если первые имели поразительную портретность, то вторые создавались в рамках ритуальной условности.
В настоящее время маски хранятся в Государственном Эрмитаже (г.Санкт-Петербург), в Государственном Историческом Музее и в музее культуры народов Востока (г. Москва), в Минусинском региональном краеведческом музее им. И.М.Мартьянова (г. Минусинск), в Хакасском республиканском краеведческом в музее им. Л.Р.Кызласова и в музее Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова ( г.Абакан).







                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Комментариев нет:

Отправить комментарий