Доможаков А.В. Солнечные корабли 1989
«Мне нравилось плыть между кустов, смотреть сквозь зеленоватое мерцание воды на дно реки, высматривая быстрых хариусов и пищуг, просто разглядывать причудливые камни. Хотелось плыть бесконечно, открывая пространство за этим поворотом, за тем. Именно тогда я полюбил бесконечность реки, которая всегда знает - куда течет». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Дух, сидящий в юрте
«У каждого человека своя легенда в душе, где-то внутри его сознания, подсознания и бессознания, и, наверно, это очень плохо, если ее нет вообще». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Птица и горы 1989
«Как легко упасть с обрыва, и почти невозможно вскарабкаться наверх». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Пейзаж с елью 1989
«Воздухом мы дышим». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Девушка 1990
«Как нелегко стоя на развилке, принять правильное решение. В жизни часто встречаются головоломки. Хорошо, если есть кому окликнуть тебя, если ты ошибся». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Баба Мотя 1982
«Надо, чтобы в жизни был хоть один человек, который бы верил в тебя». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Усть-Алаган 1989
«Туристы-водники...Зачем они ходят по воде? Что тянет их в походы? Трудно ответить на этот вопрос. Вот и я не знаю... Ходил по рекам, любовался природой, видел разных людей, обычно горцев.
Да, в горах люди отличаются от тех, которые живут внизу. Сама природа делает людей иными. И живут эти люди иначе. И по характеру они иные. Они гордые и ... добрые. Почему? Наверное, потому, что они с древних времен пришли в эти высокогорные места, обжили их. Они построили для себя жилища очень удобные и приспособленные к суровым условиям. Одни построили себе каменные жилища, другие из дерева. И стоят эти аалы, аулы, кишлаки в красивейших местах ~ их предки были мудры, это они выбрали условия жизни для своих потомков и потомки ценят это".
Доможаков А. Гора Изых 1979
Горцы - народ не избалованный. Они привыкли обходиться тем, что у них имеется. Они не привыкли жаловаться на свою судьбу. Вещи, одежды, утварь имеют свою многовековую историю и мало изменились с тех давних времен.
Смотришь на горских женщин и восхищаешься их обветренными лицами, наскоро повязанными платками, и характерными только для этих мест платьями. Какая-то неведомая сила заставляет смотреть на них и любоваться ими. Они с детства впитали дикую красоту природы, которая разлита повсюду: в освещенных макушках скалистых гор, в бурлящем рокоте горной речки, в шуме ветра и в маленьком кусочке ночного неба, освещенного луной.
Мужчины спокойны и не суетливы. Каждый умеет подковать лошадь и спеть песню любимой. На охоте они знают повадки каждого зверя и птицы, поэтому редко возвращаются без дичи.
Доможаков А.В. Осенние песни
Горцы живут в полной гармонии с природой. Обычаи их таковы, что они берут от нее ровно столько, сколько им нужно для жизни - ни больше, ни меньше. Так они живут изо дня в день, из года в год, из века в век. Эта человеческая духовность высоких гор сохранилась в них до сих пор, и если не вмешиваться в их суровую жизнь, то они сохранятся вечно.
Вот и тянет нас, туристов, туда, мы оставляем внизу серые пропитанные смогом кварталы городов, мирскую суету и скучный быт. Тянет в горы, потому что хочется хоть немного почерпнуть духовность тех настоящих людей, духовность гор и рек. Потому и ходим каждый год. И каждый из нас когда-то начинал с тихой речки, что протекала в долине. Постепенно что-то звало нас: «Поднимайся выше». И мы поднимались». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Дух черного солнца 1990
«Есть внутренняя гармония души, к чему стремится каждый человек, особенно художник. Эту внутреннюю гармонию художник создает себе сам. И это могут быть не только реальные вещи, но и вещи абстрактные и непонятные для простого зрителя. Ведь невозможно понять физика с его квантовой теорией простому человеку. И искусство тоже трудно понять, его можно только почувствовать. Если каждый будет создавать свою внутреннюю гармонию, только тогда наступит всеобщая гармония. Из маленьких кусочков будет великое целое. «Дух черного солнца» - это маленький кусочек моей внутренней гармонии». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Портрет сестры 1990
«Портрет сестры»
Мне надоел классический колорит и все законы гаммы. Они начали меня сковывать. Чтобы вырваться из школьной живописи, потребовался долгий путь. Эта картина характеризует мой переходный период к живописи, которую я нашел в данный момент». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Бубен шамана 1990
«Звуки бубна усиливались и учащались, так продолжалось, пока шаман не приходил в состояние возбуждения. Постепенно звуки бубна затихали, и шаман начинал говорить речитативом, иногда переходя на пение. Он описывал свое путешествие по другим мирам, встречи с духами, разговаривал с духами, задавал им вопросы, связанные с камланием, обращался с просьбами ... и т.д.
Во время камлания часто душа шамана путешествовала в мире духов, покинутое тело шамана лежало без движения до ее возвращения. Иногда духи вселялись в шамана; внешне это проявлялось в сильном возбуждении, которое испытывал шаман. Он начинал делать резкие движения, прыгать вокруг костра и, наконец, падал в изнеможении». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Двойник шамана 1991
«Мир шамана»
«Это вознесенная душа шамана в межпланетном пространстве парит. Хакасская культура в своей основе очень богата по формам. Но не надо слепо копировать, надо развивать хакасское искусство, только тогда наша культура, как дробление ядра атома будет бесконечна и пойдет вверх по восходящей.
В основе этой картины был наскальный рисунок Тазминской культуры, но из него получилась совершенно другая работа. А впрочем, может быть, все было не так. Я не уверен». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Холод 1989
«Изучал древнее искусство по эстампажам, копиям Капелько. Смотрел на скалы с изображениями, и со временем стали появляться свои образы, не похожие ни на что - ни на современный авангард, ни на древних художников. Я почувствовал желание сказать не свое отношение к наскальным рисункам или интерпретацию их по-своему (как это делают некоторые художники). Я пишу образы, которые возникают независимо от меня». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Конь-олень 1990
«На этом холсте писал три картины, но ни одна не нравилась, и только на четвертый раз возник образ коня - образ нереального коня, с нереальной головой, фантастической гривой-рогами.
Полуконь. Полуолень, полу- еще какое-то существо, оно проявлялось нежно и исчезало. Я старался ухватить его образ, символичный для древних хакасов. Он явился весело играющим в солнечном свете и очень гармоничны». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Энергия 1980
«Для себя крашу. В поисках внутренней гармонии. Дискомфорт мучает». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Детство Динлина 1991
«Это розовое детство человеческой цивилизации. Детство человеческого разума.
Как я работал? Закрасил желтой краской фон, как всегда, не зная, что напишу и чем закончу. Вспомнилась идея древней ладьи древнего рисунка. Я нарисовал контур ладьи, потом возникла магическая лестница, ведущая к солнцу-личине, божеству.
Мне понравился этот ход. Душа была на месте. Чтобы закрепить хорошее настроение я нарисовал пятерых маленьких пляшущих человечков. Получилась картина - «Детство Динлина». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Тайна духа 1990
«Тайные знаки духа»
Кто-то водил моей рукой по холсту.... Думаю, что это была попытка запечатлеть отделенную от тела душу. Душа в полете.
Поверхность холста была закрашена темно-коричневым цветом. Я еще не знал, что будет здесь....
Нарисовал сначала три магических глаза, потом рука сама пошла. Кисть очертила контур головы, и тут увиделась фигура человека. Я ее просто обвел по контуру, и она проявилась на холсте. Вдруг стали появляться какие-то линии, черточки. Я стал их обводить.
Видимо, этот образ был для меня необходим, подсознательно сидел в душе и мучил меня. И вот он «родился». Где-то нарисовал маску, личину, справа солнце, слева солнце другого мира. Нарисовал лучи от головы - так захотелось, и получилась картина «Тайные знаки духа»». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Алтын хан 1991
«Но одними пейзажами и портретами душу нашего народа не выразишь, вот я и ищу все время что-то, чтобы выразить это точнее». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Бинарный бог 1991
«Я стараюсь приблизиться к сложному душевному миру великого древнего художника. Я учусь у него... Я считаю, что древнейшее искусство Хакасии достигало небывалых вершин, оно было богаче по отражению мира, оно не копировало мир, а улавливало его суть... Я отправляюсь в путешествие по древним мирам и стараюсь увлечь за собой зрителя».
Доможаков А.В. Ожидание 1997
«Женщина долго стонала, пот прошибал ее. Почти каждая это испытывает. Мужчинам этого не испытать. Он может быть рядом: сопереживать, сочувствовать, но не испытать ему никогда того, что принимает на себя женщина, когда Бог дает ей великие силы родить на свет человека. Человек рождается в болях и страданиях». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Механическая личина
«Мне не остановить мгновение.
Где ты, новое поколение?
Слышу печальный ответ:
Поколения больше нет!
Нету смены - она не пришла.
Плохи, браток, мои дела». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Личина
«Донкихотство назрело.
Наступает такой момент, когда трудно молчать, берешь перо и начинаешь писать. Все это вырывается из глубины сознания, сердца и бессознания, и подсознания и души....
Душевная гармония хакасского народа ... ?
Тысячелетняя древность - седая, неповторимая.
Средневековое государство древних хакасов.... Как все уберечь?». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Сагайка 1996
«Дорогая Элизабет Тейлор!
Впервые я увидел Вас в фильме «Клеопатра» и был потрясен Вашей красотой. На протяжении многих лет я не решался написать Вам письмо, и вот, наконец, решился.
Недавно я увидел снова Вас в телевизионной программе и был очарован неувядаемой Вашей красотой.
Вы такая же красивая и нежная.
Позвольте поздравить Вас с наступившей Весной. Я желаю Вам всего самого хорошего в этом мире, всего того, что только может пожелать мужчина любимой женщине.
С любовью Александр Доможаков».
Доможаков А.В. Как я ощущаю мир
«02 ? Болит голова
и мочи нет.
Кто-нибудь дайте конфет,
нет и конфет -
всем общий привет!
Наверное, опять попаду в лазарет». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. О прошлом 1992
«Улетело детство навсегда.
Синий-синий иней лег на провода;
Ты стоишь в трамвае,
И кругом вода.
Ломтик каравая.
Близкая звезда...». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Без названия 1990-1991
«Когда же семь равняется восьми,
тогда уже не пляшут черти.
Когда же семь равняется восьми,
тогда уже все меньше смерти». (Доможаков А.В.)
Доможаков А.В. Улыбающийся идол
«Я хочу своим творчеством приблизиться к древним художникам, я вхожу в группу художников великой древности и стараюсь постигнуть мир, в котором они жили. Мне в данный момент не интересно писать современную жизнь, пейзажи и жанровую картину. Я сейчас путешествую по древним мирам и зову в путешествие всех, кому интересно мое творчество». (Доможаков А.В.)
Источники:
- Алимова Л.А. В круге Солнца: О художнике Александре Доможакове. IN THE CIRCLE JF THE SUN (ABOUT ALEXANDER DOMOZHAKOV, THE ARTIST)./ Людмила Артемовна Алимова. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2005. - 140 с., илл.
- ДОМОЖАКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ. ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА. Избранные произведения./ Составитель альбома, автор статьи и каталога Л.Н. Ларина, музеевед, директор Новокузнецкого художественного музея; Фото - Долинин Борис Веньяминович – Абакан: ООО «Поликор», 2009. – 88с. – (Избранные произведения ИЗ СЕРИИ АЛЬБОМОВ «ПАЛИТРА ХАКАСИИ»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий