Серебро таинственно манило
В тишине Вселенной — это ты!
Бросил в память солнечной Хакасии
Красок Млечного пути.
Осветил мазком дорогу,
Снег истек ручьями по весне.
Глубина немерена таланта свежести,
Звезд окалины метутся — это ты!
Заплетают в чудную спираль,
Истекают в новое виденье.
Это Саши Доможакова следы,
Доможаков А.В. Чир. Земля 1988
Автор текста :Л.Н. Ларина, директор Новокузнецкого художественного музея
В ранний период творчества Александр больше работал в графике в русле реалистической традиции. В собрании Хакасского республиканского краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова хранится много работ этого периода, в том числе этнографического характера.
Огромное количество пейзажей было написано во время туристических походов по Хакасии, Алтаю, Киргизии. Пейзажному жанру автор оставался верным на протяжении всей жизни, начиная с 1975 года. Даже в самые тяжелые периоды он не оставлял эту тему. Менялось лишь отношение к пейзажу - от трогательно нежных разбеленных ранних: «Черемуха» (1982), «Гора Ызых» (1979), «На реке Катунь», «Верхний Матур», «Алтай. Юртовище» и эпически-стилизованных алтайских 1989 года до контрастных, жестко графичных поздних: «Оттепель» (1996), «Все хорошо весной» (1996).
Доможаков А.В. Цветущая черемуха 1982
Для его работ характерно тонкое, чувственное проникновение в природу, ощущение онтологического единства и нерасчлененности мира. Содержанием произведений стало общение с миром близкой его сердцу Хакасии, которое из глубоко личного, частного перерастает в полотнах художника в глобальные обобщения, в универсальные сакральные символы. Поэтому уже ранние его картины отмечены поисками некоего общечеловеческого начала, которое выразилось в способности молодого художника видеть в повседневном нечто большее.
Доможаков А. Пейзаж с одиноким всадником 1980
В серии хакасских пейзажей особое ностальгическое эмоциональное состояние вызывает «Пейзаж с одиноким всадником». Композиция имеет горизонтальную структуру, глубокое, не заполненное, почти пустое пространство. Взгляд зрителя в поиске объекта непроизвольно замирает на дальней силуэтной фигурке всадника, затем устремляется на передний план к двум кустам, переходит к подножию горы, к небольшому обрыву с выступами камней и, наконец, возвращается к всаднику, замыкая круг. Но художник своей созидающей волей словно пытается разорвать круг времени, магическим образом поворачивая часы истории назад. Кажется, еще мгновение - и мы увидим прошлое его глазами.
Тысячи лет назад на этом холме уже стоял всадник. Кто он был - гунн, кыргыз или древний таштык? Все повторяется? Своеобразное возвышенное, одухотворенное отношение автора к действительности способно вызвать отклик в душе зрителя. И уже кажется, что капли дождя, когда-то упавшие на непросохший лист и оставившие легкие следы, теперь стали похожими на слезы самой Вселенной, плачущей то ли от неизъяснимой неизбывной тоски по прошедшему, то ли от счастья осознания себя в настоящем. Перед нами поэтический, мифологизированный образ родной земли. Реалистический по стилю, эпический по образности, символический по форме и внутреннему смыслу «Пейзаж с одиноким всадником» содержит глубокие общефилософские идеи о бесконечности пространства, о конечности и одиночестве в нем отдельной человеческой жизни, о непрерывности и необратимости исторического времени.
Доможаков А. Долина в горах 1981
К реалистической пленэрной серии примыкает работа «Долина в горах». Произведение написано с высокой точки обозрения. Художник разворачивает перед нами широкую панораму с грядами далеких гор, окаймляющих маленькую долину, и вершинами, касающимися облаков. Суровая, знакомая по походам красота подтаежных мест навсегда пленила художника.
В обобщенной декоративной манере исполнен графический лист «Птица и горы». Тревожным чувством пронизан пейзаж с птицей, где на кроваво-красном фоне две горы уподобляются двум человеческим фигурам, тесно прижавшимся друг к другу до слияния в единое светящееся отраженным светом целое. Смутно ощущается спрятанное за горами закатное солнце, которое в эту минуту может видеть только летящая над горами птица. Горы сомкнулись, словно спешат насладиться его последними горячими лучами; но это ненадолго - скоро ночь.
Пейзажи Алтайской серии 1980-х годов - преимущественно реалистические, с определенной долей эпической стилизации. Большое впечатление производят графические работы «Бочка посте Чертова моста» с бурными алтайскими реками и многочисленные пейзажи без названия, созданные в 1989 году, очевидно, во время одного из водных походов.
Доможаков А.В. Бочка 1989
«Бочка» - небольшой по размерам графический лист, который передает не только остроту эмоций автора, но и оставляет впечатление эпической борьбы стихий. Река, зажатая мощными камнями, бурлит, движется, огибает препятствия, ищет выход и, найдя его, обрушивается водопадом вниз, образуя белоснежную пену. Использование приема декоративного обобщения в реалистическом рисунке (белые волнистые линии) не только не вносит противоречия, но и, напротив, добавляет работе динамизма, экспрессии, вызывает метафорические ассоциации. Подобный прием использован в пленэрном «Пейзаже с елью», где массивные камни, рассыпанные по склону, едва помечены по контуру. Авторский мазок серого цвета настолько точен и обобщен, что камни обретают вес и предметность. Пронзительная хрустальная синева неба уводит взгляд вдаль, за линию горизонта, куда-то в бесконечность. Алтайские пейзажи написаны живо, пленэрно, на едином дыхании.
Доможаков А.В. Сплавщик 1982
Экспрессивно выполнена графическая работа «Сплавщик». Лодка несется в водовороте безумствующей реки. Впереди узкий проход, слева - два огромных камня-«быка», угрожающе опустившие в воду головы, справа - сурово нависший каменистый берег. Письмо «по влажной бумаге» позволяет передать скорость, стремительное движение стихии, разлетающиеся брызги, ощущение опасности и «адреналиновый» восторг сплавщика - победителя реки. Строчки из дневника Александра: «Туризм вообще относится к высокодуховным видам спорта, так же как дельтапланеризм и некоторые другие. А водный туризм - это джаз. В нем ярче выражено мироощущение каждого человека».
Доможаков А.В. Кыргыз. Менгир 1982
В начале 1980-х Александр страстно увлекся изучением истории искусства Хакасии. Он перечитал все книги по этой теме, а по вечерам после работы приходил в краеведческий музей, где В.Ф. Капелько оформлял залы, посвященные древней Хакасии. Молодой художник часто с энтузиазмом помогал ему в оформительских работах. Древнее искусство заворожило его своей цельностью, непосредственностью, искренностью, оно стимулировало художника к творчеству.
Всматриваясь в сложную шероховатую фактуру камня, любуясь причудливыми неровностями его форм, суровостью оттенков серого цвета с бесчисленными нюансами и переходами, художник стремился к созданию своего живописного образа древнего бога - неповторимого, грозного и драматичного. Так появились работы «Два идола» и «Менгир» (1982).
Доможаков А.В. Серия на тему Окуневской культуры лист 1 | Доможаков А.В. Серия на тему Окуневской культуры лист 4 | Доможаков А.В. Серия на тему Окуневской культуры лист 3 |
По-другому, более декоративно, был решен образ древнего божества в графической серии на тему Окуневской культуры, где основными выразительными средствами стали плоскостность и форсированный звенящий чистый цвет. Обладая фантазией, художник пытался реконструировать прошлый мир и примерить на себя сознание предков, подчас используя общие знаки и символы. Он стремился к некоему виртуальному перевоплощению, возвращению к первоистокам, где мир - целостный организм, где земное бытие сопричастно небесному и космическому. Не случайно уже в ранний период творчества в одном из интервью Доможаков сказал, что хочет ощутить себя древним художником, хочет так же видеть и писать. В связи с этими установками постепенно начинает вырабатываться особый индивидуальный стиль художника. В Окуневской серии автор, увлеченный древностью, впервые совершает такое «перевоплощение» в предка. Он непосредственен, по-детски искренен, его личины легко превращаются в лица, лица - в лики, а лики - в знаки. Таким способом Александр словно пытается уйти от событийности, вырваться из повседневности, духовно возвыситься, хочет уловить и вскрыть некий глубинный смысл жизни.
Доможаков А.В. Гора Куня весой 1989
В конце 1980-х, обычно весной, А. Доможаков вместе с В.Ф. Капелько и его женой, археологом Э.А. Севастьяновой, часто ходили на пленэр, бродили по берегам Енисея, любовались степью в Моховской долине, освободившейся от снега, ходили на священную гору Куню. А чтобы лучше увидеть и ощутить в полной мере величественность панорамы, Александр совершал облеты этих мест на дельтаплане. Эра Антоновна рассказывала художникам об историческом прошлом этих мест, что подогревало фантазию и вдохновение. Работа спорилась, восторг и эмоции переполняли душу, и вскоре появилась серия живописных работ - «Гора Куня», «Моховская долина». Автору точно удалось передать не только состояние природы, но и настроение в пейзажах: торжественное безмолвие заснеженной Куни и ее праздничное сияние в лучах ослепительного весеннего солнца, широкую панораму Моховской долины со змейкой дороги, убегающей в сторону дальнего улуса. От глубины пространства, обилия света и воздуха, от почти осязаемой «арбузной» свежести льда у берегов, пряных запахов просыпающейся степи захватывало дух.
Доможаков А.В. Гора Куня зимой 1989
Однако в дневнике Доможакова в эти годы появилась запись: «Одними пейзажами и портретами душу нашего народа не выразишь, вот я и ищу все время что-то, чтобы выразить это точнее». «В реализме нет достаточных средств выражения. Нельзя выплеснуть внутреннее состояние. Человек постоянно меняется, реализм за этим не поспевает». В результате творческого поиска он впервые обращается к абстрактному искусству. В работах «Розовое» (1987), «Свинцовая бесконечность» (1990), «Зарождение круга», «О прошлом», «Думайте» он полностью уходит от рисунка и словно стремится зафиксировать главенство цвета, его доминирование над всеми остальными компонентами искусства.
Доможаков А.В. Думайте 1990
Нефигуративная живопись понимается им как освобождение в творчестве от всякого подчинения и идеологической зависимости. В беспредметной живописи чувствовались неограниченные возможности. Художник самозабвенно играет мерцающими мазками, отдаваясь ликующей стихии цвета, дразнит неискушенного зрителя, шокирует его, умышленно разрушая привычные в картине сюжет и предмет. Упиваясь свободой, он несколько выходит за рамки эстетических представлений тех лет. Надо ли говорить о том, что такое искусство тогда не было понято и принято в Хакасии?
Александр существует в это время в постоянной душевной и творческой борьбе с самим собой, подчас побеждает, иногда ошибается, возвращается к старым приемам и снова ищет. Интуитивно блуждает он в поисках своего пути в искусстве, а его растерянность и неудовлетворенность выливаются на холсты. Особенно привлекало художника в эти годы наивное искусство, близкое к искусству древних.
Доможаков А.В. Солнечная ладья 1989
Увлечение силуэтностью, графикой и колористикой наива не снижает живописной ценности его работ. Напротив, в работах 1989 года по мотивам «Солнечной ладьи» наблюдается возрастание цветовой энергии. Художник добивается подлинной чистоты цвета при лаконичности композиционных построений, как это понимается в народном искусстве. Характерно, что плоскостные цветовые зоны набираются открытыми красочными мазками, которые, собственно, и придают композиционным формам непосредственное живописное движение.
Доможаков А.В. На моей родине 1990
Графичные силуэты, несмотря на уплощенность, не становятся безжизненными, а наоборот, получают некую естественную наполненность, благодаря живому цвету. В этой серии он стремится уйти от повествовательности, событийности, сюжетности, ищет свой язык для более емкого самовыражения в символическом концептуально-смысловом плане. Художник развивает тему этнографического наива: «На моей родине», «Девушка» (1990). Теперь он воздействует посредством очищения мотива, путем максимальной экономии средств. Это период отказа от прямой перспективы, светотеневой моделировки, рефлексов, а часто и от объемной моделировки; усиливается роль контура, а также декоративные, орнаментальные начала живописи.
Доможаков А.В. Рождение духа 1985
В картинах «Рождение духа» и «Степной дух» краски превращаются в светонесущие субстанции, а форма складывается из разных, словно в калейдоскопе, мозаичных частиц.
В начале 1990-х и до 1993 года увлечение знаковым искусством стало господствующим.
Круг организует композицию в работе «Белое». В него вписана свастика, центр круга - это центр симметрии, относительно которого расположены правая - женская и левая - мужская фигуры. Существенно то, что каждый из нас, выхода из помещения на открытое место, неизбежно оказывается как бы в центре круга. Круг очерчен линией горизонта: это облик мира, каким он предстает человеку. Этот видимый облик архетипичен. Он идет из глубин прошлого и существует в некотором глубинном слое подсознания, общем для всего человечества.
Доможаков А.В. Белое 1994
Древний архетип воплощается в современном произведении искусства. А воздействие произведения подчас усиливается архетипической его первоосновой. История изображения и история человеческой психики взаимосвязаны, и этапы этих отношений хранятся в коллективной памяти. Как и почему происходит процесс приобщения творца к древнейшей коллективной памяти человечества - механизму, скрытому в глубинах психики человека? Ответа на этот вопрос пока нет. Поистине: «Нет ничего более ускользающего, чем действительность, и нет ничего более устойчивого, чем древность».
В творчестве Александра в этот период прослеживаются основные образы, имеющие, помимо древнетюркской, сложную общецивилизационную семантику: всадник, лодка, знак солнца, юрта, впоследствии ставшие ключевыми в его работах. Для художника важны также этнографические детали, орнамент, элементы которого он искусно вплетает в структуру своих произведений. Подчас кажется, что он, разрывая народный орнамент, берет один его элемент и рассматриваем его как некую самоценность, знак, фрагмент, как воплощение целого, как носитель информации о целом.
Доможаков А.В. Лодка в страну предков
В этом проявился своеобразный подход к идее всеединства мира, всеобщности макро - и микрокосмоса («Белое и черное»). Увлекшись изучением наскального искусства, он пытается создать синтетический универсальный язык, вобравший в себя суть понятий не только своего народа, но и общечеловеческого значения.
В кризисные 1990-е годы Доможаков выбирает позицию художника, который словно «археологизирует» культуру, накопившую критическую массу для очередного «распада» и утрачивающую свои смысловые формы. Но ортодоксальность видения, своеобразие художественного подсознания оказываются способными интегрировать в своих формах «утраченные» стой, хранить, сберегать не только ушедшие образы-знаки, но и те, еще не выговоренные, потенциальные смыслы как жесты - послания из будущего.
Доможаков А.В. Движение 1994 холст, масло 80 х 140
Проблема выживания этих сакральных знаков-ориентиров оставалась актуальной почти во всех работах этого периода: «Звук луны» (1990), «Мир Наки» (1992), «Желтый конь с духом» (1993), «Белое», «Белое и черное», «Солнце-всадник», «Движение» (1994). Пространство в этих работах становится единой плоскостью, одним миром, еще нет первого и второго планов, первостепенных и второстепенных персонажей и объектов. Есть вечность, в которой все предначертано и определено.
Возможно, первоосновой, одним из побудительных мотивов к созданию этих работ стали древние тамги. Подобные лаконичные изображения, заменяющие подпись на документе, были личными знаками скотоводов, обозначающими их принадлежность к определенному роду. Они уже тогда могли иметь не только определенное социальное, но и символическое значение. Тамга (тавро) была одновременно и знаком собственности, печатью. Ею клеймили скот, орудия труда, обозначали территорию путем затесей на деревьях, выбиванием или рисунком на камнях. Традиции начертания некоторых из них не изменились на протяжении многих столетий и дошли до позднейшего времени. Есть некоторые основания полагать, что понимание семантики этих знаков и осмысление их в качестве древних архетипов может послужить одним из ключей к пониманию современного искусства. Неудивительно, что Доможаков, как человек своей земли, как представитель своего народа очень большое значение придавал подобным знакам.
Доможаков А.В. Конь-олень 1994
Первая половина девяностых годов ознаменовалась сложением своего стиля; это было время расцвета его творчества. Стратегию художника в это время определяет идентификация себя с «духом места», как последствие внутреннего опыта. Это проступает в этноархаических цитатах, в естественном встраивании авторского «текста» в интернациональный контекст, в автоцитации. Подчас кажется, что знаковая информация, заложенная в его работах, сама способна материализоваться, трансформируясь в некий образ или супрематическую фигуру.
Художник, словно завороженный древними знаками, вдохновляется ими, ищет сложные психологические ассоциации в идеографической письменности. Здесь он обращается уже не к реальности, а к универсальному языку человечества, выстраивая свои работы в соответствии с принципами знаков-идеограмм. В этой сложной, им самим созданной художественной системе автор подчас превращается не то в странника, не то в завоевателя в мультикультурных лабиринтах времени и пространства.
Духовные и философские поиски Доможакова проявились в его лаконичной и выразительной графично-знаковой живописи. Предпринимая попытки самоанализа, размышляя о смысле жизни, он обращается к философской онтологической тематике. Пытаясь выразить изобразительными средствами состояние своего внутреннего мира как состояние крайней неудовлетворенности, балансировки на грани реального и нереального, он создает серию «Как я ощущаю мир» (1993), наполненную хаотически движущимися объектами.
Доможаков А.В. Как я ощущаю мир
Но хаос в постмодернистских концепциях Доможакова не теряет структурных оснований - он лишь объявляет так называемый «мир с конца». Миры его произведений - многосмысловые тексты. Картины-лабиринты, где встречаются «корневая» и «древесная» культура, воплощают мистерию личного мифа художника, его внутренний театр, где ангелы и демоны прошлого провоцируют рождение нового, где корни уходят в бессознательное, а «древесное» транслирует рефлексивные образы и определяет драматургию глубоко личного видения.
В 1994-95 годах автор, переживая очередной творческий кризис, впервые обращается к эсхатологической тематике. Создаются работы со спиралями и стрелами, где знаковая подчеркнуто-экспрессивная стилистика достигает апогея. Внутренняя борьба нарастает, искусство становится крайне тревожным, самоистязающим.
Работы со зловещими спиралями напоминают пластические формулы с доминированием черного и красного. Красный цвет здесь - цвет внутреннего кипения, для которого характерно движение внутри себя, и одновременно он словно стремится выплеснуться наружу к зрителю. На первый взгляд это - графическое выражение внутреннего состояния автора, его реакция на внешнее воздействие, на процессы, происходящие вокруг. Но образы более многозначны. Подчеркнуто простая форма погружена в трасцендентную Доможаков А.В. Куда идем 1995
«Знак развития» в виде тугой спирали, «знак движения» - вектор, стрела... Эти знаки обладают сильной энергетикой из-за странного соединения графичности и сильных крупных мазков. Его искусство стало тяжелым с проблемным, сложным личным содержанием, не очень удобным для обсуждений и интерпретаций. Однако в нем обнаруживаются несколько сквозных тем, связанных с поиском своего места в мире, в творчестве. Это и постоянное мучительное душевное напряжение автора, это и бесконечные мрачные мысли, связанные с разрушением привычного внутреннего мира агрессивными внешними силами. Все работы стали крайне экспрессивными, в основе композиции - часто раскручивающаяся красная спираль или сжатая пружина в упоре на черном фоне.
Доможаков А.В. Противостояние
Это чрезвычайно напряженное размышление о своем внутреннем мире, которое травмирует художника. Его заключения не просто малоутешительны - они безысходны; перед нами искусство самой высокой тревожности. Это проявляется в самоцитации, явствует из сюжетов, из их композиции, из агрессивных колористических решений. Это душевный крик, выливающийся на холстах, полный ужаса и предчувствия скорого конца. Эсхатологистские мотивы с этого времени уже не покидают его творчество: то ослабевая, то усиливаясь, они сохраняются до последних дней. Вообще, мысли о собственной смерти волновали человечество всегда. С древнейших времен человек, сталкиваясь с фактом смерти, страстно желал познать тайны рождения и умирания. Этот факт, подобно Сфинксу, стоит и сегодня перед каждым и требует ответа на его загадку.
Доможаков А. Вечное яйцо 1989
«Человек, - писал Б. Паскаль, - несомненно сотворен для того, чтобы думать... и начать ему следует с размышлений о себе самом, о своем создателе и о своем конце».
В серии абстрактно-символических работ «Вечность», «Ревела буря», «Вечное яйцо» знак приобретает абсолютное значение еще и благодаря исключению его из контекста конкретной среды. Все композиции условно можно назвать симметричными, включая те, в которых нет четкого повторения частей по разные стороны оси симметрии, но используется эффект отражения. Сам мотив симметричной композиции говорит о желании автора обнаружить общие закономерности, божественный порядок. Отсутствует момент земного притяжения. Пространство в картине «Вечность» окончательно утрачивает всякую связь с реальностью и предметностью, превращаясь в нейтральный, ровно закрашенный фон. Предмет же однозначно главенствует над пространством, что говорит об определенном стремлении к сакрализации образа. Форма не стиснута в раме, но имеет достаточно простора вокруг. Все это, включая вертикальный формат, говорит о стремлении к равновесию, спокойствию и гармонии.
Доможаков А. Ревела буря. 1996
В работе «Ревела буря» пространство предельно упрощено, оно тревожно-вибрирующее, «вспенивающееся»; многочисленные дугообразные клубящиеся линии и цветные пятна делают его живым и подвижным, а вытянутый горизонтальный формат словно вторит течению реки.
Знак у Доможакова всегда имеет множественность значений, которую можно охарактеризовать как неисчерпаемую бесконечность. Причем в этой бесконечности противоположности зачастую сходятся: один и тот же символ вдруг предстает как своеобразное единство противоположностей, означает одно и вместе с тем противоположное: свет и тьму, мужское и женское, жизнь и смерть, чистоту и порочность и т. д. Словом, полисемантичность - существеннейший признак его символической образности. Некоторые символические произведения Доможакова как концентрированные отражения энергии общезначимых культурных проблем определенного отрезка времени стали осознаваться в качестве символических не сразу. Их семантика определенное время пребывала как бы в скрытом состоянии и только по прошествии времени начинает проявляться в должной мере.
Доможаков А. Пляски шаманов 1995-1996
В 1995-97 годах художник попытался отказаться от знаково-эсхатологической тематики. Под давлением общественного неприятия он начинает приходить к выводу о непродуктивности своих последних поисков и осознавать крайний пессимизм работ последних лет. В это время им были созданы жанрово-этнографические полотна: «Пляски шаманов», «Ожидание», «Рождение Еренека».
«Тенденции сепаратизма, внутренней изоляции в культурной среде второй половины 1990-х годов вызвали глубокую депрессию и растерянность у многих художников», - писал тогда журнал «Декоративное искусство». Доможаков, в силу особенностей своей личности, очень остро переживал процессы, происходящие в республике и стране. Особенность его взгляда на окружающий мир состояла в том, что все объекты, даже самые незначительные, рассматривались им не с внешней видимой стороны, а со стороны некой глубинной сущности. Он постоянно пытался найти в них изначальный основополагающий смысл и выразить сущностное при помощи знака. Поэтому его реальность словно распадалась на нематериальные знаковые метафизические категории. Неустроенность, погруженность в себя приводит его к состоянию некоей аутентичности в творчестве, к созданию произведений концептуально сложных и не всегда понятных окружающим.
Доможаков А.В. Все хорошо весной. 1996
Период с 1996 по 1998 год был самым трудным в эмоциональном и творческом плане - видимо, художник находился на грани срыва. В попытке выхода из этого состояния он вновь обращается к пейзажу: «Весной все хорошо», «Чистота», «Весенняя благость». Он как будто хотел убедить в позитивном настрое самого себя. Видимо, через общение с природой надеялся обрести душевное спокойствие.
Соединяя реалистические приемы со знаковым искусством, Александр создает странные синкретические произведения.
Доможаков А.В. Стрела времени 1997
В работе «Стрела времени» он словно подводит итоги своего творчества. Его состояние - как перед прыжком. Куда? К истине или в бездну? Стрела времени, пронзившая фантастическое пространство картины, словно скрепила миры Александра Доможакова: исчезающий этнографический мир народной культуры, образом которого стали три обереговые нагрудные украшения - пого, стоящие вертикально в виде крепости; образ вторичного мира, вымышленного самим творцом - работающий телевизор; и - архаический «корневой» мир с луной, солярными знаками и лодкой, плывущей в страну предков. Настроение общего волнения в картине вызвано не только стрелой. Автор демонстрирует нарушение гармонии во всех сферах своего мира: этнографический мир объят пламенем, мир воображения подвергся коррозии и обледенел, а в архаическом мире, ассоциируемом с космосом, виден диссонанс - значок космической станции. На первом плане - средневековая крепость (случайно или нет?), похожая на металлическую дорожку самолетного трапа, призывно открытого в пространство картины. Куда идти? Верх горит, середина ветшает и разрушается. Тупик? Автор композиционно указывает единственный путь - синяя бездонная дыра космоса-небытия, откуда строго взирают лики давно ушедших древних богатырей и манящая лунная дорожка с одинокой фигурой, уходящей в невозвратное. Обрывающаяся дорожка под ногами...
Доможаков А.В. Шаман 1991
К сожалению, нам не удалось познакомиться с Александром Доможаковым лично. Когда в 1998 году мы приехали в Абакан с целью подготовки выставки по искусству Хакасии в Кузбассе, его уже не было в живых. Мы взяли на выставку все его работы, какие смогли найти. Они заняли целую стену огромного зала Новокузнецкого художественного музея. Это было одно из самых зрелищных мест в экспозиции. Восемь болыпеформатных полотен, написанных смело и современно в период наивысшего расцвета творчества, вошли в музейный каталог «Алтын чер Саяно-Алтая». Ни у кого из нас не было сомнений в том, что автор талантлив, обладает оригинальной манерой письма. Мы опоздали совсем немного. Наше общее опоздание уже необратимо. Но мы можем позволить себе сказать, что знаем Доможакова. Главное мы увидели в его работах - в них вся его жизнь и биография.
…в современном искусстве республики он успел оставить свой короткий, но яркий неповторимый след. Продолжительность жизни человека определяется в общем-то не годами, не астрономическим временем, а делами, личностно и социально значимыми поступками, духовными свершениями, временем бытия и развития человека. И именно в освоении этого времени, в его содержании, его наполненности лежит смысл творческой деятельности художника.
Доможаков А.В. Цветной дух 1998
Мощная живописная энергетика полотен Доможакова, их образная глубина, полифония чувств, внутренняя напряженность, словно звенящая струнами нервов, рожденная внутренней, духовной причастностью ко всему сущему, не перестает удивлять и волновать.
При кажущемся разнообразии отдельных периодов творчество этого художника по сути своей отмечено цельностью и целеустремленностью. Главное в нем - искренность в общении со зрителем, обостренное восприятие духовно-нравственной ситуации времени, неизменная приверженность «духу своей территории», способность удивительно точно изобразительными средствами передать сущностную правду о своей земле. Его творчество и сегодня продолжает питать искусство республики, оставаясь образцом высокой живописной культуры, отражая неугасимую потребность человеческой души в истине и красоте.
Л.Н. Ларина, директор Новокузнецкого художественного музея
Источники:
- ДОМОЖАКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ. ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА. Избранные произведения./ Составитель альбома, автор статьи и каталога Л.Н. Ларина, музеевед, директор Новокузнецкого художественного музея; Фото - Долинин Борис Веньяминович – Абакан: ООО «Поликор», 2009. – 88с. – (Избранные произведения ИЗ СЕРИИ АЛЬБОМОВ «ПАЛИТРА ХАКАСИИ»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий