Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 21 марта 2011 г.

Доможаков А.В. – Спаси и сохрани мир вечной красоты

Владимир Капелько и Александр Доможаков на открытии выставки.
 Из книги Алимовой Л.:
«СПАСИ И СОХРАНИ МИР ВЕЧНОЙ КРАСОТЫ» - название первой персональной выставки Александра Доможакова, где его поддержал учитель и друг Владимир Капелько, и которая состоялась в 1991 году.
На выставке было представлено древнее и современное искусство Хакасии: живопись Александра Доможакова, петроглифы Енисея, копии Владимира Капелько, древняя пластика (копии древних художественных изделий).
Такого еще в Абакане не было! Дерзкий взгляд в Зазеркалье прошлого глазами из будущего. На выставку много приходило любопытных: хотелось самому посмотреть на нечто, мало кому понятное. Привыкший к соцреализму зритель недоумевал: «Что это?». Даже те, кто говорили, что это, безусловно, интересное искусство, не до конца осознавали, насколько далеко это явление ушло в будущее. 
Доможаков А.В. Вечное яйцо
 …Так получилось, что это была первая и предпоследняя прижизненная персональная выставка Саши, которая состоялась благодаря усилиям Эры Антоновны и Владимира Феофановича. Еще не скоро художнику выделят мастерскую. Все представленные на этой выставке полотна были написаны в комнате родительской квартиры - она и была его основной мастерской, где родились почти все самые главные его работы, где хранились его туристическое снаряжение: резиновая лодка, гидрокостюм, спасательный жилет, каска, рюкзаки....» 
Доможаков А.В. Черно-белые духи
 … создавалось впечатление, что недопонимают, даже те, кто, казалось бы, говорит правильные умные слова. Он и сам не все понимал, да этого и не надо было - главное это ощущать. Ведь это искусство, а не математическая задача. У него все было построено на ощущениях, а не по законам композиции и цветоделения. И писал он в основном чистыми красками, не смешивая. Он хотел, чтобы люди почувствовали внутри себя ту же гармонию, что сам пытался выстроить на холсте. Иногда это удавалось, и он был счастлив. И еще хотелось перевести информацию, оставленную на камнях тысячи лет назад, на язык цвета и тем самым донести ее до своих современников. Он не хотел открывать ничего нового в искусстве - просто хотел высказаться доступным для него средством».
Доможаков А.В. Звук луны 1990
 «1991 год. Зеркальная дата. А теперь, оглядываясь назад, можно предположить, что эта выставка являлась к тому же точкой зенита его жизни и творчества, откуда спираль начала вращение против часовой стрелки. Это не значит, что остальные работы, написанные позже менее значительны, - они лишь продолжение достигнутого. И именно в точке зенита, чтобы удержать равновесие, нужна неимоверная скорость вращения. Хватит ли сил? Владимир Капелько верил: «Санька сможет». Он глубоко понимал живопись молодого друга и даже написал в честь него Оду Художнику».
Доможаков А.В. Единство человека и коня
«В июне 1992 года в Абакане открылась частная галерея «ENS», которая преимущественно выставляла художников с ярко выраженным индивидуальным почерком. На открытии были представлены графика Владимира Лагодича (9 листов), живопись Александра Доможакова (10 холстов) и Владимира Капелько (8 холстов), а также по три работы Юрия Лалетина и Натальи Хлебниковой. Самые яркие и неординарные и совершенно разные работы пяти художников Хакасии роскошным праздником цвета и форм взирали на зрителей…
…впервые увидев его картины, просто приклеилась к ним и могла лишь выдохнуть: «Вот это - настоящее!». Да и многие люди, еще ничего не понимая в тайнописи его знаковых картин, просто любовались их внутренней гармонией. И была в них особая харизма. И есть в них особая харизма. И будет в них особая харизма, ибо не потеряют они очарования и в далеком будущем!
Доможаков А.В. Изваяние 1990
 Директор галереи Ольга Ахремчик еще не раз выставляла Сашины работы в этом зале, ибо как она призналась: «Я впервые увидела эти картины на его персональной выставке, они меня сильно поразили, а потому и галерею нашу мы открывали картинами Александра Доможакова. Я думаю, Хакасия должна гордиться, что у нее есть такая звездочка».
«2 октября - 14 октября 1992 года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга абаканская галерея «ENS» и санкт-петербургское АО «Делис» представляли живопись художников Хакасии: Владимира Капелько, Александра Доможакова, Юрия Лалетина, Натальи Хлебниковой. Выставка состояла из 60 работ. Саша и Наталья Хлебникова представили по 19 живописных работ. Буклет объяснял питерским зрителям, что «в картинах хакасских художников неповторимый колорит древних изваяний, творческое исследование истории, уникальной архаичной культуры, своеобразное прочтение и интерпретация произведений неолитического искусства, национального фольклора». 
Доможаков А.В. Из глубины веков
 … Эта выставка вызвала большой интерес у зрителей, критиков, да и у художников тоже, а это означало, что наши живописцы, несомненно, являют миру настоящее большое искусство. Известный искусствовед, представлявший институт имени Репина, был поражен экспрессией современной древней живописи. «Я никогда не слышал про Хакасию, а теперь ясно себе представляю, как она выглядит», - сказал он. Каждый день приходил в Мраморный зал коллекционер Благодатов, чтобы еще раз полюбоваться Сашиными полотнами, ему очень хотелось встретиться с автором (художники с выставкой не выезжали) и познакомить его со своей коллекцией. Ему хотелось украсить свою коллекцию одной из этих работ, весьма необычных для европейского зрения и сознания.
Доможаков А.В. Плодородие 1984-1985
 Интересно заметить, что на открытии галереи «ENS» и на выставке в Санкт-Петербурге были представлены Сашины картины, только датированные 1990 и 1991 годами. Но он не прекращал работать, и рождались новые живописные холсты. Казалось, что начался новый виток, и снова с нуля, как будто и не было десятка ярких картин, которые уже живут новой, не зависящей от него жизнью. Начался новый виток, а значит и новый круг: «Зарождение круга», «Грезы» и «Рождение духа» - полупрозрачные образы вылеплены густыми мазками молочного цвета с еле заметными вкраплениями желтого или голубого. Эти три картины, написанные как части единого, сейчас находятся раздельно: «Грезы» - в Минусинской картинной галерее, «Зарождение круга» хранится в фондах Хакасского Республиканского краеведческого музея, а «Рождение духа» - в семье художника.
Доможаков А.В. Грезы 1991
 «А жизнь реальная иногда поворачивалась своей самой лаконичной одноцветной стороной, она была даже не черно-белой, она становилась просто черной - невыносимо черной. Он остался один, у него больше не было жены. Она больше не могла быть спутницей Великого Художника, ибо слишком трудна эта миссия. Был сын, но больше теоретически - потеряна духовная связь. А впрочем, чего он ожидал, ведь и в кругу семьи одиночество редко покидало его. Одиночество - это одинокие ночи, одинокие дни, один в своем искусстве, а может и во Вселенной один?! И такое бывало, когда долго смотрел в звездное небо, и вдруг казалось, что все люди планеты исчезли куда-то, и он один среди звезд, мельче самой мелкой песчинки. Наверное, тем и велик человек - размером мал, но в мыслях своих вмещает саму Вселенную и ее гармонические законы, ибо он сам есть космос».
Доможаков А.  Память 1992
 «Тропическое лето 1994 года - ливни сменялись жарой. Меня не было в городе около года. Случайно встретила на улице Сашу. Поразил его вид: болезненный блеск в глазах, уголки губ опущены и какая-то обреченность во всей фигуре. «Что-нибудь случилось?»,- спросила я его. «Да нет», - ответил он устало и улыбнулся. Так мог улыбаться только он - искренне и смущенно. Что-то мне не нравилось в его состоянии, чувствовалась глубокая внутренняя болезнь. «Что у тебя новенького?». «Собираюсь вот на Алтай, на сплав. Нужно собрать денег». Он каждое лето собирался на сплав, с каждым разом ему это давалось все труднее - постоянная нехватка денег, нарастающая болезнь. Водные походы были его отдушиной, миром настоящей непредсказуемой стихии, миром настоящих людей.
Доможаков А.  Степной дух 1990
 Весь день мне не давало покоя выражение Сашиных глаз, а вечером я взяла лист бумаги и села писать сценарий телепередачи о Художнике. Когда закончила, показала Саше, он обрадовался, что все еще интересен кому-то - интерес к его творчеству, вспыхнувший после персональной выставки заметно угас. Его все еще не понимали. На хакасском телевидении, хотя и не отказались снять передачу по моему сценарию, но особого энтузиазма не проявляли. Редактор же откровенно сказала, что такие картины ей не понятны, она предпочитает реализм, и это делает ей честь, ибо нам удалось отснять неплохой материал о художнике.
Доможаков А.  Солнце-всадник 1994
 Решили основной материал снять у Абаканского речного вокзала, разместить картины на ступеньках по возрастающей, когда самая последняя работа уходила прямо в небо. Но в день съемок с утра хлынул дождь - нельзя было выставить картины. А у Саши были проблемы с соседями - он накануне от полноты чувств бегал в дождь по проспекту Ленина босиком с голым торсом. Посчитали, что он нарушил общественный порядок, ибо, замкнув себя в каменных стенах, мы еще цементируем себя всевозможными условностями. Откровенно показывать свое единение с природой в городе считается неприличным. И все же есть на свете высшая справедливость: к обеду выглянуло солнце, и его яркие лучи стали вылизывать мелкие лужи. У Саши тоже все обошлось, к нему пришли ученики - Слава Кученов и Алеша Тагачаков.
Доможаков А.В. Серия на тему Окуневской культуры лист 2
 У реки Абакан, рядом с близкой для художника водной стихией, мы и отсняли эту телепередачу. Саша из предыдущей телепередачи и отснятый нами у реки - это один человек, но выписанный разными красками. Первый портрет - солнечный, полный оптимизма и энергии, а во втором чувствуется некая скрытая свинцовая тяжесть, которая не выступает на поверхность, но весьма ощутима. Это была последняя телепередача, посвященная Саше и его творчеству».
«Саша создавал эскизы театральных костюмов для спектакля молодого драматурга Карима Чако «Цветок расцвел» (о богине Умай). Ему хотелось проиллюстрировать хакасские эпосы, но не так, как это делали Андрей Топоев или Ричард Субраков, у него были свои представления об этих сказаниях. Он уже начал готовить рисунки для иллюстрации эпоса «Алтын Арыг».
Доможаков А. Богатырша Алтын Арыг
 «Когда земля создавалась,
Тогда же и звезды рождались, говорят,
На /всем/ белом свете
Народ начинал жить».
Зарождение земли, представленное во вступлении сказания, Саша изобразил как выход из яйца.
Доможаков А.В. Связь с космосом
 «Из первобытного хаоса возник космос, со временем принявший вид бесформенного шара, а затем мирового яйца, из которого возникла Вселенная. Из верхней половины яйца возникло небо, из нижней - земля, а из желтка - солнце. Подобные космологические представления имели место не только в древних Месопотамии, Египте, Индии и Китае, они же сохранились и у финно-угорских народов». (Л.Р. Кызласов из книги «Древнейшая Хакасия»)»
Саша призывал художников Хакасии писать исторические полотна, чтобы подвиг богатырей сохранился не только в устном народном творчестве. И как всегда, явившись инициатором, сам же и начинал реализовывать свои идеи.
Получается, что люди стали слишком умными, чтобы быть мудрыми, и возвращение к древнему искусству - это и есть возвращение к мудрости. Вот о чем Саша пытался сказать в своих картинах. И, находясь в плену собственного разума, мы никак не можем выйти к просторам мудрости, которые художник открыл для себя и для нас.
Доможаков А.В. Сон тазминца 1991
 5 апреля 1997 года Александр Доможаков был принят в Союз художников России, ему выдали членский билет за №2820. Это означало, что его признали официальные художники, хотя от этого ничего не изменилось. Он просто продолжал работать.

Из статьи Севастьяновой Э.А.:
«В 1997 году задумал поступить в аспирантуру Института искусств в Красноярске, но, побывав там и ощутив несвободу для творческого развития, незаинтересованность в таких, как он, художниках, не стал даже подавать туда документы.
Примерно в это же время часть его других работ, посвященных древнему искусству Хакасии, экспонировалась на выставке "Древность Хакасии в искусстве современных художников". Эта экспозиция была создана по инициативе В.Ф. Капелько для международного симпозиума археологов "Палеолит Сибири". Сначала она проходила в культурно-историческом музейном комплексе Красноярска, а затем в художественном музее им. В.И. Сурикова. Его работы украшали также выставку "Спасенные древности" в Хакасском республиканском музее краеведения, но самые лучшие и сейчас находятся в Минусинской городской картинной галерее, где работают искусствоведы-профессионалы, по достоинству оценившие талант хакасского художника.
Работы Александра Доможакова могли бы стать гордостью Хакасского культурного центра хакасских организаций "Тун", "Чон чобi», министерства культуры РХ, но... у них нет и не было никогда средств для приобретения».
Доможаков А.В. Лошадь 1989
 Из книги Алимовой:
…Надо торопиться говорить людям хорошее, ведь жизнь так коротка, и так прекрасна.
Вот если бы не это дьявольское лицо болезни, которое часто смотрело ему в упор, отнимало покой, оставляя лишь безумные ночи без сна.
Когда не спалось, когда не было сил работать кистью и красками, когда не хотелось ничего изображать, Саша просто так рифмовал, безо всякой цели, для собственного успокоения, словно писал сам себе колыбельную. Даже если получался откровенный бред он оставался доволен собой: «Высказался!». Такое не всегда можно высказать даже самым близким людям. Так и жил, свои мысли оставлял холсту и бумаге, свою боль также доверял бумаге, при помощи символов и слов. А когда тех и других накопилось слишком много, решил организовать свою персональную «Черную выставку», которая почти незаметно прошла для общественности Хакасии.
Доможаков А.В. Мрак 1995
 …Сентябрь. На улице было уже по-осеннему прохладно, но мне еще помнилось теплое море и Судак, ибо только вернулась из отпуска. Вошла в юрту и замерла: «Что это?». «Сашина выставка», - ответили мне. Это словно его картина «Черная юрта» вдруг выбралась из плена холста и подрамника и осколками застыла на стенах большой реальной юрты. Я испугалась, но не картин. Я испугалась за Сашу: что надо было пережить, чтобы такое выразить?! По стенам юрты были развешены черные полотна с выписанными красными, а иногда белыми спиралями на них. Вообще черный цвет преобладал. Даже летопись своих водных походов художник представил на черных листах. Каждый поход был схематически обозначен на бумаге знаком, напоминающим букву «Т» с излишне длинной верхней перекладиной, которая, словно качели, принимала разные углы наклона. Рядом также черной тушью был обозначен год. 
Доможаков А.В. Как я ощущаю мир
 Я не знаю, была ли пресса на открытии, по крайней мере, никаких откликов я в газетах не встречала. Оказывается, все это было выставлено две недели назад. Меня попросили провести экскурсию, но я не знала, как, ибо не знала основной идеи, концепции. Пришлось приглашать автора, чтобы он хоть что-нибудь прояснил нам. На простенькую бытовую видеокамеру мы записали некое подобие интервью.
 - Саша, почему у тебя такой неожиданный «черный» цикл?
 - Так я сейчас чувствую свою внутреннюю гармонию. Это мои рассуждения.
- А куда девались все твои яркие краски?
 - Никуда. Они все во мне. Чтобы сказать правду - не надо много красок.
 - А что, правда бывает черной?
 - Она всякая бывает. Но в черном больше правды.
 - Почему здесь так много спиралей?
 - Мы ведь на месте не стоим.
Доможаков А.  Выхода ищу 1995
 …Из выставленной живописи мне более всего приглянулось довольно большое полотно, где был изображен некий мираж. В верхней части картины были небольшие белые и черные треугольники, а внизу несколько черных дисков. Непонятно, что там было: кто-то видел там призрачный город, а кто-то говорил, что это горы. В этой картине не было агрессии и боли, а может быть, страха, что было в других живописных полотнах, размещенных по стенам. Я даже поставила возле этой картины пластиковую бутылку из-под кока-колы с живой красной гвоздикой.
Доможаков А.В. Вечность 1996
 После небольшой паузы я задала Саше еще несколько вопросов для видеозаписи.
- Саша, почему ты отошел от реализма?
 - Там нет достаточных средств выражения. Нельзя выплеснуть внутреннее состояние. Человек постоянно меняется - реализм за этим не успевает.
 - Если бы ты не стал художником, то кем бы был? - ловлю себя на мысли, что начала задавать банальные вопросы.
 - (Пауза). Если бы не художником?... Я просто не знаю - кем. Не думал об этом.
 - Из всех видов спорта ты выбрал именно водный туризм. Почему?
 - Туризм вообще относится к высокодуховным видам спорта, так же как дельтапланеризм и некоторые другие. А водный туризм – это джаз. В нем ярче выражено мироощущение каждого человека. Мне так кажется.
 - Саша, а что тебе бывает в удовольствие?
 - Вот сейчас сидим, и это хорошо. Это в удовольствие.
Доможаков А.  Вырваться надо 1995
 Из книги Алимовой:
«Абсолютное равнодушие общественности к «Черной выставке» ввело художника в пучину депрессии, опустошающей душу. Все холсты, снятые со стен юрты, были освобождены от подрамников и вымочены в ванной. Эта же печальная участь постигла и «Мираж» (не помню реального названия картины), от которого веяло покоем. Капеле Саша сказал:
 - Представляете, я теперь богат - у меня много холстов.
 - Санька, ты опять картины размочил? - догадался седой живописец. - Зачем? Ты лучше приноси их мне, а я тебе буду давать чистые холсты взамен.
Доможаков А.  Как я ощущаю мир
 С неугодной графикой он поступил проще - сжег в камине юрты. Для некоторых работ устроил специальный костер за гаражами у дрены. Это было похоже на жертвенный костер богам. Все мысли, небом подаренные, небу же возвращались. В результате таких освобождений художника от бремени, нахлынувшей на него информации, я нигде не могла найти некоторые его живописные полотна, сохранившиеся на фотографиях.
Немало трудов своих, а значит, мыслей и видений Саша предал воде и огню. Эти стихии уносили частицы его стихийной беспокойной души.
Доможаков А.В.  Из серии «Духи и механизмы»
 Канун нового 1998 года. Я сказала Саше, что ухожу из юрты, и не желаю более быть старшим научным сотрудником, ничего не делающим. Я привыкла работать как свободный художник, а потому не было больше сил тратить время на бессмысленную деятельность.
Он сидел, ссутулившись, и спросил:
- А куда же я пойду?
Доможаков А.В. Из серии «Духи и механизмы»
 Вопрос был не ко мне, а куда-то вообще. Я промолчала, ибо не знала, что сказать. Возможно, он надеялся, что я смогу предложить какой-то выход. Ему тоже не хотелось оставаться там, но уходить было некуда, да к тому же все чаще появлялось ощущение, что он попал в западню. Хотелось освободиться от всего этого и снова дышать полной грудью, как в детстве, как в походах. Воспоминание о походах всегда грело его душу, а потому Саша решил поехать к друзьям в Барнаул. Хотелось развеяться, глотнуть свежего воздуха. Но люди в походе, не всегда такие же, как в реальной жизни. В горах, наедине с дикой природой, они чище и искреннее, в реальной жизни всякие бытовые проблемы как-то измельчают души. И в Барнауле не удалось развеяться.
Доможаков А.В. Рождение Еренека (Иренека) 1997-1998
 «Наконец-то врачи отпустили домой. На стене комнаты висела большая недописанная картина «Рождение Еренека» (200 x 300). Ему не удалось собрать команду, чтобы организовать сплав по Чулышману в память 310-летия со дня гибели Великого хакасского князя Еренека, и он написал картину. Оставалось добавить несколько штрихов, чтобы вдохнуть жизнь созданным образам, но заснежило, и Саша рассыпал по холсту крупные хлопья снега. Все. Он решил, что больше не надо ничего там трогать».
«В 1998 году исполняется 310 лет со дня гибели Великого хакасского князя Еренека на реке Чулышман на Алтайских горах.
Чтобы поддержать и развить чувство Донкихотства, я предлагаю создать туристическую группу водников, куда бы входили хакасы, русские и люди другой национальности. Эта интернациональная команда в 1998 году посвятила бы свой поход на реках Башкаус и Чулышман памяти князя Еренека.
Важно не упустить это лето и осень для усиленных тренировок на реке Она в Таштыпском районе (4 класс сложности).
Если будут деньги, я постараюсь создать мобильную группу в кратчайшие сроки, и на следующий год это будет наш посильный вклад памяти князя Еренека.
С уважением художник Доможаков-Темирпашев, неоднократный участник Международных сплавов по горным рекам».
... Начинать новые холсты не хотелось, да и не было сил. Хотелось пойти куда-то, поговорить с кем-нибудь по душам. Его что-то гнало из дома. В научно методическом центре сказали, что намерены его уволить. Это, наверное, хорошо, а что дальше?»
Доможаков А.В.  Огонь 1993
 «Он хотел написать огонь, который не давался в руки. Огонь, который с жадностью зверя съедал его газетную выставку, его мысли и чаяния. Надеялся - поймут. Он мог так много сделать. Он хотел так много сделать. Но Донкихотство в нашем обществе давно вышло из моды. В кабинетах встречали его преуспевающие молодые люди с гладкой жизнью, им казались Сашины проекты слишком наивными. С экономической точки зрения они не находили в них реальной выгоды. Никто не хотел даже вслушаться в то, что он предлагал. А ведь из старой водонапорной башни, что возле Никольской церкви, при определенных усилиях на самом деле можно было сотворить Музей искусств, который бы спиралью уходил вверх: внизу - древнее искусство, а на самом верху - современное. 
Доможаков А.В. Эскиз Музея искусств Башня
 И это была бы одна из главных достопримечательностей города, где так много художников и поэтов, но нет настоящего храма искусств. Есть лишь некие плоские пространства.
 - Саша, зачем ты сжигаешь? Нельзя так, - Эрна Антоновна сделала слабую попытку приостановить это пиршество огня.
 - Эра Антоновна, здравствуйте. Я сейчас все это сожгу и приду к вам.
 - Пожалуйста, пока не приходи. Капеля составляет свою книгу стихов и просит, чтобы его не отвлекали. Приходи на следующей неделе.
Доможаков А.В.  Как я ощущаю мир 1993
 Думаю, он уже разгребет тогда все свои бумаги.
- Хорошо, - ответил он, хотя на самом деле все было очень плохо.
На каменном дне камина остался лишь пепел. Здесь больше нечего делать.
Саша решил навестить своего ученика Славу Кученова, зашел к нему в мастерскую. Посидели немного поговорили, и художник пошел дальше.
«Надо зайти к Ирине», - подумал он и пошел искать ее. Она была еще одним лучиком в его нелегкой жизни. Ему нравились ее живость и чувство юмора, и то, что не смотрела свысока, как делали многие. Он писал ее портрет, рассказывал о своих проектах. Ирину он застал дома, но она собиралась идти на хор. Поговорить особо не удалось.
Теперь уже нет никого, с кем можно было хоть как-то обогреть озябшую душу. Город еще спал зимним февральским сном. Все спешили укрыться в теплых квартирах. Послышалось где-то ржание лошади. Откуда в городе лошадь? 
Доможаков А.В.  Без названия
 На самом деле проехала повозка - редкое явление для Абакана сегодня. Почему-то вспомнилась лошадь на реке Чулым, которая сорвалась с крутого обрывистого берега в воду. «Она жалобно ржала и, разбежавшись по воде, снова и снова пыталась взобраться на берег, но срывалась. И снова разбег, который все так же возвращал бедное животное в воду». Ему все еще виделась очередная попытка бедного животного, и слышалось его отчаянное ржание. Откуда в городе лошадь?!
В ту ночь не было даже звезд. И утро не принесло надежд - оно было бесстрастно. Сердце устало биться. Он ушел из города. Он завершил свой круг. Он отчаянно хотел жить. Он умер 3 февраля 1998 года».
Доможаков А.В. Птица хранит планету
 За свою короткую творческую жизнь Александр Доможаков успел немало: им создано около тысячи живописных и графических работ. Большая часть из них хранится в Хакасском республиканском краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова (460 произведений), часть - в Минусинской и Черногорской картинных галереях, значительное количество - в частных коллекциях. Множество работ под давлением обстоятельств было уничтожено самим автором.
Случилось так, как часто бывает - о нем стали активно писать только после смерти. Компьютерный каталог его персональной выставки, сделанный Эрой Антоновной Севастьяновой в 1998 году, стал посмертным. Он назывался «Памяти художника Александра Доможакова». На обложке каталога - портрет счастливо улыбающегося автора и два ранних рисунка, карты Южной Сибири. На всех картах Хакасия - в середине, словно центр мира.
Доможаков А.В. Продолжение 1991
 Сейчас имя этого хакасского художника обрастает легендами и слухами. Его творчеству трудно дать однозначную оценку: оно кажется слитком неожиданным, странным и сложным в общей канве искусства Хакасии того периода. Однако сегодня становится очевидным тот факт, что Доможаков был одним из самых современно мыслящих художников республики.  Он интуитивно чувствовал наступление переломной эпохи, ознаменовавшейся началом сложного процесса утверждения постмодернистской эстетики, разрушающей традиции и устои предыдущего времени.
Доможаков А.В. Автопортрет Бумага, карандаш
 Из статьи Севастьяной Э.А.:
«В последние годы он создал такие прекрасные реалистические и фантастические, экспрессивные и статичные работы, как: "Ледоход", "Таежный мотив", "О прошлом", "Шаман", Танец огня", "Золотые стрелы", "Туеса", "Тун пайрам", "Рождение духа"... В них столько жизнерадостности, красочности, любви к родной земле, ее природе, обычаям, культуре!
... Его не стало 3 февраля 1998 года. Мечта создать в Хакасии интересные водные маршруты для туризма и музей искусств Хакасии, увы, осталась неосуществленной... Но в современном искусстве нашей республики, как и в мировом, он оставил свой яркий след.
Когда-нибудь о нем будут написаны книги. Его назовут хакасским Ван Гогом. А он навсегда останется для всех, кто близко его знал, Александром Доможаковым — Художником и Человеком с большой буквы. Не раз, вспоминая о нём, будет плакать небо Хакасии...»
Источники:
  • Алимова Л.А. В круге Солнца: О художнике Александре Доможакове. IN THE CIRCLE JF THE SUN (ABOUT ALEXANDER DOMOZHAKOV, THE ARTIST)./ Людмила Артемовна Алимова. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2005. - 140 с., илл.
  • Севастьянова Э. Александр Доможаков - художник и человек./ Эра Севастьянова.// Хакасия. - 2000. - 2 февраля, № 20. - с.6
  • ДОМОЖАКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ. ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА. Избранные произведения./ Составитель альбома, автор статьи и каталога Л.Н. Ларина, музеевед, директор Новокузнецкого художественного музея; Фото - Долинин Борис Веньяминович – Абакан: ООО «Поликор», 2009. – 88с. – (Избранные произведения ИЗ СЕРИИ АЛЬБОМОВ «ПАЛИТРА ХАКАСИИ»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий