Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 20 марта 2011 г.

Доможаков Александр Викторович 1955-1998

Художник живописец. Родился 10 октября 1955 года в г. Абакан. Окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова (1971-1980), по специальности преподаватель черчения и рисования. Работал в жанре портрета, композиции, пейзажа, натюрморта. Использовал в своем творчестве знаки и символы, оставленными древними художниками на каменных изваяниях. Основатель нового этнического стиля в живописи. Создал более 1000 живописных и графических работ. Участник областных, краевых, республиканских и международных художественных выставок с1967 года. Член Союза художников России с 1997 г. Прожил 43 года. Ушел из жизни в г. Абакан 3 февраля 1998 года. Его картины хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее, Черногорском городском музее, Минусинской городской картинной галерее, частных собраниях. (Источник: Союз художников Хакасии: Альбом-каталог./ Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.)
Доможаков А.В. Юрта-солнце 1993
 Неуклюжая ГЛЫБОСТЬ таланта
Средь отточенных мелких фигур
Не огранена до бриллианта,
Потому и вне массы культур.
Только светлость внутри затаила,
Только с космосом просто на ты
И к далеким-далеким светилам
Проложила лучами мосты. (Л.А. Алимова)
 Александр Доможаков родился в 1955 году в семье врачей, в тихом, по провинциальному уютном, в то время еще в деревянном городе Абакане. Учился в школе №1.
Доможаков А.В. Портрет матери. 1978
 В художественную школу он поступил в двенадцать лет, будучи старше многих, и решил догнать их. Со своим очень строгим учителем Федором Ефимовичем Пронских стал заниматься каждый день по четыре часа. И окончил школу не за четыре, а за три года.
Доможаков А. Портрет отца 1976
 Здесь он получил первые навыки рисования и его ожидал первый серьезный успех. За участие в международной выставке детского рисунка «Моя страна - мое Отечество» в Монреале он получил диплом за работу «На взлет». Окрыленный первым признанием своего таланта, двенадцатилетний Александр стал заниматься еще упорнее, неуклонно постигая основы изобразительного искусства; иногда он работал над техникой рисунка по четыре часа в день под руководством своего строгого учителя, Федора Ефимовича Пронских.
«Для него это было знамением судьбы — не случайно его первая работа называлась "На взлет". Спустя много лет Александр создал целую серию прекрасных, оригинальных работ, посвященных бесконечному звездному, ночному и ярко сияющему небу и вихревому разноцветию Космоса». (Э.А. Севастьянова)
Доможаков А.В. Солнце 1988
 В шестом классе Александр записался на Детскую туристическую станцию и страстно увлекся туризмом. «Здесь стали изучать карты и условные обозначения. Как легко использовать знаки и символы вместо слов, если знаешь и понимаешь их значение», - писал он в своем дневнике. Возможно, поэтому знаки и символы вскоре стали для него основным выразительным средством живописи.
В 1971 году Александр Доможаков поступил в Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова, где его педагогом стал директор училища - известный художник И.А. Фирер.
В Красноярске ему удалось снять небольшую комнату в пристройке к дому, куда он пустил жить своего товарища. Александр не только давал ему кров и пищу, но и всегда заступался за него. Всё это перенапряжение подорвало его здоровье, и он вынужден был уйти из училища в академический отпуск.
В 1975 году он вернулся в Абакан и начал работать в городских художественных мастерских оформителем. В это время познакомился с работами художника В.Ф. Капелько, посвященными древностям Хакасии, которые выставлялись в Хакасском областном музее краеведения на выставке "Новые археологические находки". На ней были представлены материалы раскопок, проводившихся в 1974 — 1976 гг. у поселка Целинный Ширинского района и у села Аскиз археологом музея Э.А. Севастьяновой. Как он сам говорил потом, древнее искусство Хакасии прекрасно и совершенно, и современный художник может из него многое черпать для своего вдохновения.
Доможаков А.В.  Шагающие изваяния 1991
 В 1975 году учеба прервалась продолжительной болезнью, он вернулся в Абакан. И в этот период Александр нашел новое страстное увлечение - дельтапланеризм. «Воздух. Необходимо создать из ребят коренной национальности группу пилотов-дельтапланеристов и парашютистов», - записал он тогда. В 1975 году устроился на работу в Абаканские «Художественные мастерские», где познакомился с известными художниками города. Особенно сблизился Александр с Владимиром Феофановичем Капелько, который впоследствии стал его учителем и другом. Он по-отечески поддерживал Александра во всех его творческих исканиях. Саша познакомился с работами художника В.Ф. Капелько, посвященными древностям Хакасии, которые выставлялись в Хакасском областном музее краеведения на выставке "Новые археологические находки". На ней были представлены материалы раскопок, проводившихся в 1974 — 1976 гг. у поселка Целинный Ширинского района и у села Аскиз археологом музея Э.А. Севастьяновой. Как он сам говорил потом, древнее искусство Хакасии прекрасно и совершенно, и современный художник может из него многое черпать для своего вдохновения.
После службы в армии Доможаков восстановился в училище и закончил его уже взрослым сложившимся человеком.
Доможаков А.В  Сашка друг 1980
 Из статьи Севастьяновой Э.А.:
«В 1980 году он окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова по специальности "Преподаватель рисования и черчения" и стал работать преподавателем в своей родной художественной школе им. Д.И. Каратанова. И, как всегда, он особенно помогал обделенным судьбою детям. Многие из них стали мастерами своего дела. Среди них — известный сегодня в Хакасии скульптор и музыкант Вячеслав Кученов.
Особенно нравилась ему работа с детьми: он учил их рисовать, опекал, прививал любовь к природе, водил в походы, на пленэр. Не считаясь с собственными расходами, возил своих учеников в Ленинград поступать в школу для одаренных детей (так было с С. Кученовым и Д. Добровым). Он страстно переживал за дальнейшую судьбу своих воспитанников, надеялся, что, вернувшись образованными художниками, они прославят Хакасию.
Чтобы иметь больше свободно го времени для творчества, Александр устроился дворником, но ему хотелось учить детей искусству, и он стал работать преподавателем рисования в школе № 2. Он мечтал о возможности свободно заниматься живописью, творчеством, но надо было зарабатывать и средства к существованию! Ему уже нужно было заботиться о жене Татьяне и сыне Аясе.... В поисках хоть каких-нибудь заработков Саше приходилось работать художником-оформителем, преподавателем в Хакасской школе искусств, Хакасском драматическом театре, музыкальном училище, Центре детского творчества. В последние годы жизни он работал в республиканском научно-методическом Центре народного творчества".
Доможаков А.В. Без названия 1990 холст, масло
 И  ВСЕ эти годы он продолжал создавать все новые и новые прекрасные картины.
Увлекся дельтапланеризмом. Сам стал конструировать и делать дельтаплан, совершал на нем облеты с гор Куня и Самохвал. Его манили к себе небо, чувство полета, невесомости. А потом были сплавы на катамаранах по горным рекам. Да, он серьезно и надолго увлекся и водным туризмом. Его стали приглашать даже в международные сплавы по рекам Алтая, Хакасии, Тувы. Со своими маленькими учениками из школы искусств он сплавлялся с верховьев Белого Июса до Чулыма. В походах не расставался с бумагой, акварельными красками и карандашом.
Доможаков А.В. Карта-схема Хакасии
 Его надежность, опытность, выносливость, а главное — чуткость и справедливость очень высоко ценились всеми, кто с ним сплавлялся. В 1989 — 1990 годах его приглашали судьей на международные соревнования по водному туризму в Горный Алтай, на известное во всем мире Чуя-ралли на катамаранах и каяках. Тогда ему было присвоено звание судьи международной категории по водному туризму.
Он принимал участие в советско-американском походе по Чульшману и был гидом в советско-американском походе по Оне. Из этих походов он привез серию удивительно нежных, светлых, экспрессивных акварелей. В этой серии "Горные потоки" искрятся водные буруны, синеет глубина горных рек в обрамлении нежной зелени берегов и темных серых каменных глыб.
Эту же серию он продолжил циклом акварельных работ "Пороги Алтая", когда один сплавлялся, по Чуе. В походах, в сплавах на легком салике по бурным, пенящимся рекам Горного Алтая Александр чувствовал себя уверенным, сильным, ловким, а главное — очень нужным своим друзьям, которые были самых разных национальностей.
Доможаков А.В.  Муник. Горная река 1989
 Александр с горечью и стыдом за своих сограждан говорил: "Да, наши люди не чувствуют красоты и святости мест, с которыми рядом живут, вот и на такой красивейшей горе Самохвал (Ирт таг) они устроили мусорную свалку".
Возвращаясь одухотворенным со сплавов, привозя новые серии набросков и акварельных работ, неутомимый художник очень быстро скучнел от родного серо-грязного города, от равнодушия людей к его творчеству.
В 1980 — 1982 годах в Хакасском музее краеведения В.Ф. Капелько и Э.А. Севастьянова оформили зал "Древнее искусство Хакасии", и Александр стал каждый вечер приходить в музей и до глубокой ночи писал маслом образы каменных изваяний, старясь при этом вникнуть в одухотворенность древних изображений. Он написал за это время несколько десятков живописных полотен с музейных каменных изваяний. Если бы эта серия сохранилась, она, несомненно, стала бы яркой страницей в истории мирового искусства. Но и эту серию, как было и раньше, художник вынужден был уничтожить все по той же причине: чистые холсты ему вновь были нужны для других работ. Чудом лишь сохранился фрагмент его живописной работы "Хуртуях тас". Ее голова, ее облик, на котором ярко запечатлелось состояние крайнего ужаса... Александр сказал: "Может быть, это ужас матери, на глазах которой гибнут все ее дети, и она ничем не может им помочь, спасти их?!"
Доможаков А.В. Каменная баба 1986
 Из книги Алимовой Л.А.:
"…Но небо разорвалось безумным пламенем и навечно поселило в его жизни боль.
Все случилось глупо до банальности - поздно вечером Саша вышел в гастроном за спичками. Магазин находился в том же доме, где он жил, а поэтому ничего не предвещало беды. Зима. Морозный воздух покалывал лицо. В узком тамбуре магазина Саше встретились какие-то парни и сказали ему что-то по-хакасски. Он не понял, ибо к своему великому сожалению родного языка не знал. Слегка подвыпившие юноши тотчас же решили исправить положение и кулаками донести свою информацию до непонятливого незнакомца. Били все вместе и очень жестоко, Саша очень сильно ударился головой о бетонный пол и вдруг он увидел, что небеса разверзлись и в его разбившуюся, словно яйцо, голову вошел огонь. А потом все стихло - как будто молния сверкнула и пропала, осталась только боль. Возвращение домой показалось бесконечным, пройти десятки метров, а потом еще подняться на третий этаж - это расстояние было на пределе его физических возможностей. Клавдия Никифоровна, увидев сына, сильно испугалась. Пришлось вызывать «скорую» не только для Саши, но и для матери - гипертонический криз.
Доможаков А.В. Дева
 О случившемся любимая девушка Татьяна узнала на другой день, вместо традиционных прогулок ей пришлось навещать пострадавшего художника в больничной палате. Он все также пытался улыбаться открытой улыбкой, но что-то в нем сломалось навечно, ибо отсутствовала та бесшабашная уверенность молодости. Двухнедельный больничный курс не избавил полностью от боли. Тогда решили найти какую-нибудь бабушку, которая смогла бы «выправить» его многострадальную голову. Поиски привели к большой доброй целительнице лет шестидесяти, которая жила в деревянном доме рядом с Никольской церковью. Пожилая женщина мягкими руками правила голову Саши и приговаривала нежным воркующим голосом: «Сейчас полечим головушку», потом пили вкусный травяной чай и уходили, получив сбор трав для пития.
Доможаков А.В.  Ача
Постепенно приходила в себя и выздоравливала Клавдия Никифоровна.
У Саши начались проблемы на заводе - надо было отчитаться за краски, собрать квитанции, документы. От него требовали конкретную работу в количестве, как если бы он выпускал контейнеры. Периодически возвращались головные боли. Он продолжал свою серию гуашевых работ по Тазминской культуре. Капеля поддерживал все его начинания. Именно в это время был написан портрет камня «Кыргыз». «Любимые каменные изваяния древней культуры. Готов любоваться ими бесконечно, восхищен фантазией художников, скульпторов того времени. Писал камни на одном дыхании, рукой без кисти...». Весной головные боли усилились, и он снова попал в больницу. Когда его выписали, деревья уже были одеты в нежно-зеленые полупрозрачные накидки - молодая листва проклюнулась из почек. Идти было трудно - его поддерживала Татьяна.
Доможаков А.В. Семья
 Из книги Алимовой Л.А.:
"Саша уже привык видеть ее все время рядом, а потому их решение пожениться никого особо не удивило… 3 июля 1982 года для Александра и Татьяны играл вальс Мендельсона… Саша вскоре после свадьбы уехал один на целый месяц в мир дикой природы и неугомонных туристов. Его пригласили на Алтай для прохождения реки Башкаус 5-6 категория сложности».
 «… Художником быть и вправду нелегко, ибо за признание будущими поколениями зачастую приходится быть изгоем среди современников.
Доможаков А.В.  Материнство
Эту плату Саша платил с лихвой. Ему снова пришлось уволиться из Детской художественной школы и оставить ребятишек из национальной школы, к которым так привык, а некоторым ученикам помог поступить в различные художественные училища страны».
«В тот год, помимо сплава по Оне, Саша успел пройти со своей Алтайской командой пороги рек Чуя и Катунь. Эти походы наполнили его еще большей энергией, и он с новым рвением взялся за свои холсты, чтобы выразить в них все накопившиеся эмоции и мысли. Картины его не были о горных реках, но в них была та неукротимая сила, которую он вбирал от бурных вод, от высоких гор, в них была та вековая мудрость, которую он чувствовал в простых жителях горных селений, в них была вселенская гармония».
Доможаков А.В. Моховская долина 1981
 «Мир вне живописи и горных рек все тяжелее смыкался над ним темной ночью, а потому необходимо было очень много красок солнечных цветов, чтобы расширить границы тьмы. Пока он был молод. Пока хватало сил. Работал Саша неистово, словно в этом было его спасение. А может быть, и было.
Картина за картиной - набралось достаточно много законченных работ, написанных на одном дыхании. К какому направлению живописи их отнести? Этому не было названия.
 Источники:
  • Алимова Л.А. В круге Солнца: О художнике Александре Доможакове. IN THE CIRCLE JF THE SUN (ABOUT ALEXANDER DOMOZHAKOV, THE ARTIST)./ Людмила Артемовна Алимова. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2005. - 140 с., илл.
  • Севастьянова Э. Александр Доможаков - художник и человек./ Эра Севастьянова.// Хакасия. - 2000. - 2 февраля, № 20. - с.6
  • ДОМОЖАКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ. ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА. Избранные произведения./ Составитель альбома, автор статьи и каталога Л.Н. Ларина, музеевед, директор Новокузнецкого художественного музея; Фото - Долинин Борис Веньяминович – Абакан: ООО «Поликор», 2009. – 88с. – (Избранные произведения ИЗ СЕРИИ АЛЬБОМОВ «ПАЛИТРА ХАКАСИИ»)
Продолжение биографии Доможакова Александра следует далее. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий