В 70—80-е годы В. И. Мешков выполняет в технике автолитографии серию портретов.
Основная цель портретного творчества В.И. Мешкова — раскрыть характер своего персонажа, именно литография оказалась адекватной формой мышления художника. Мешков создает портреты людей, близких по духу, людей интересной, подчас трагической судьбы: портреты краеведа А.Л. Яворского, археолога А.Н. Липского, доктора исторических наук В.Н. Увачана, байкитского охотника. В.И. Мешков был хорошо знаком с каждым из своих героев, зная их в работе, видел их творческую самоотдачу. Это и подкупало художника.
Уже несколько лет нет в живых А.Л. Яворского, А.Н. Липского, но остались их дела, прекрасные воспоминания о них многих людей. Александр Леопольдович Яворский — краевед, ботаник, первый директор заповедника «Столбы», человек тонкого душевного склада и нелегкой судьбы. Таким он и изображен. В.И. Мешковым — спокойное лицо, во внимательном взгляде читается доброжелательность и затаенная грусть.
Мешков В.И. Портрет А.А. Липского
А.Н. Липский изображен среди хакасских курганов, которым посвятил свою жизнь, несмотря на трагические изломы судьбы. Его энергичность, стремительность, увлеченность своим делом прекрасно переданы в портрете.
Один из близких Мешкову людей — эвенк, доктор исторических наук В.Н. Увачан. Мешков в своих многочисленых совместных путешествиях по Эвенкии слушал его увлеченные рассказы о традициях, обычаях Эвенкии, вместе они мечтали о будущем прекрасной северной земли, которую сейчас называют географическим центром России. Портрет, созданный В.И. Мешковым, передает облик человека действия — решительного, предприимчивого. Строгий, устремленный на зрителя взгляд, волевое лицо, энергичный поворот головы — образ наполнен уверенной силой. Автор изображает своего героя в национальной одежде на фоне северного сияния, как бы сливая героя с его родной землей.
Мешков В.И. Портрет В.Н. Увачана
Один из лучших портретов В.И. Мешкова — потрет охотника из Байкита. Мудрое лицо старого эвенка, пейзаж зимней тайги — это все Север, его прекрасные люди, его незабываемая красивая природа — все, что так близко художнику, любимо им. Автор даже не дал конкретного имени своему персонажу, этим подчеркивая его обобщенный образ...
На беглый взгляд жизнь Владимира Ильича Мешкова — счастливое превращение мальчишки из голодной чувашской деревни в народного художника России, заслуженного художника Чувашии, почетного члена Чувашской национальной академии, члена Чувашского конгресса, кавалера орденов «Знак Почета» и Дружбы народов.
«Восьмилетним мальчиком уехал из родной Чувашии Владимир Мешков. Через 47лет он вернулся сюда признанным художником и, как в чувашских сказаниях, выложил перед землей наших отцов свой дар — замечательную выставку, добытую в великом труде...
Ее мы ждали давно. Всем хотелось в оригиналах посмотреть нашего именитого земляка...»
«Молодой коммунист», 20 апреля 1975 г.
«В дар землякам художник передал несколько десятков своих линогравюр. Эти работы станут основой будущей сельской художественной галереи на родине художника. В. Мешков обещал и в дальейшем поддерживать тесную связь с земляками, пополнять галерею своими новыми произведениями».
«Советская Чувашия», 16 марта 1975 г.
«В чем причина успеха художника? По-моему, есть самозабвенная любовь к своему делу, беспрерывный труд, знание жизни, уважительное отношение к людям труда...
Секрет успеха и популярности художника, думается, в его искренности, простоте и общедоступности его искусства».
И. Овчинников, народный художник Чувашии, профессор.
В. Мешков и чувашский художник Н. Овчинников
Но достигнуто все это ценой бесконечной, не прекращающейся ни на один день работы над собой. Не удалось Мешкову получить художественного образования, его главными учителями были работа, война, снова работа. Как он радовался каждому совету, данному большими художниками, как ему в молодости была нужна дружеская поддержка учителя. На всю жизнь запомнил Мешков свои трудные годы становления, и, когда сам стал художником, он начал раздавать людям все, что знает сам.
«...на очередное занятие народного университета культуры собираются после трудового дня рабочие и служащие, учащиеся техникумов и школ...
К трибуне выходит ачинский художник В.И. Мешков:
— Очередное занятие нашего университета мы посвящаем теме: «Живопись в эстетическом воспитании людей».
Лектор рассказывает о Третьяковской галерее, о замечательных мастерах русской кисти...».
«Ленинский путь», 24 апреля 1961 г.
Всегда были и по сей день возле него люди, мечтающие об искусстве, и для каждого у мастера найдется и добрый совет, и кусок линолеума для гравюры, а при необходимости — крыша над головой. Никто никогда не приказывал ему заниматься самодеятельными художниками. Только желание помочь людям заставляет его уже долгие годы участвовать в организации семинаров, выставок, переписываться с участниками этих выставок, готовить каталоги и делать массу другой, казалось бы, ненужной ему, маститому художнику, работы, которая отнимает столько времени у творчества.
Художники А. Свиридов и М. Турдагин в мастерской художника. 1968 г.
В мастерской художника хранится объемистый альбом фоторепродукций графики и скульптурных работ, выполненных художником-любителем из с. Ермаковского К.С. Толстиковым с дарственной надписью автора: «Спасибо Вам за все, — писал Константин Степанович. — Встречи с Вами вдохновляют меня на труд».
Впервые судьба свела их в 1939 году в Туре, когда в кружок юных художников при средней школе, который вел В. Мешков, пришел заниматься старшеклассник Костя Толстиков. Война оборвала их занятия и их дружбу. С войны К. Толстиков вернулся инвалидом. После множества операций вновь смог заняться рисованием. Заинтересованность, сердечное участие Мешкова, его советы сделали доброе дело.
Особое место во взаимоотношениях Владимира Ильича с непрофессиональным искусством занимает его связь с художниками Крайнего Севера. Еще с 1950-х годов завязалась его дружба с нганасанином Мотюмяку Турдагиным, эвенком Ботулу и его дочерью Ольгой, которая получила художественное образование (окончила Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова), сейчас работает в Эвенкии. В.И. Мешков впервые привел в искусство долганина Бориса Молчанова, получившего впоследствии возможность выучиться в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова, ставшего первым северянином — членом Союза художников СССР, завоевавшим широкую известность.
Участники семинара «Художники Севера». Сидят (слева направо): А. А. Непштилъ, Н. Валеева, В.И. Мешков, М.С. Турдагин, М.М. Поротов. Стоят во втором ряду: И.В. Карнаухов, В.Е. Мамичев, Н.X. Ботулу, В.А. Козин, Н.А. Лаптуков, Р.И. Ликунов, Г.С. Файзулин. Верхний ряд: А.А. Абакумов, Н.К. Казаненок, В.А, Костаринов. Норильск, 1974
Владимир Ильич бережно хранит афиши всех выставок художников-любителей с автографами участников. Для В.И. Мешкова эти семинары, выставки, встречи — большая и очень важная страница жизни, наверное, не менее важная, чем собственное творчество.
Огромное участие В.И. Мешкова в судьбе талантливых северян трудно переоценить. В 1969 году для нескольких самодеятельных художников с Таймыра и Эвенкии в Красноярске и Шушенском был проведен семинар-практикум. Организатором и руководителем этого семинара был Владимир Ильич. Под его началом художники-любители осваивали технику графики. Но этого ему показалось мало, и с тех пор семинары для самодеятельных мастеров стали традиционными, и всегда душой этих семинаров был В.И. Мешков.
В. Мешков и И.В. Рехлов, коллекционер, основатель народных картинных галерей в г. Норильске и с. Шушенском
Народный художник России В.И. Мешков — один из ведущих организаторов культурной жизни края. Многолетняя дружба с заслуженным работником культуры, известным коллекционером, создателем и хранителем бывшей ранее знаменитой Шушенской картинной галереи Иваном Варламовичем Рехловым дала возможность художнику широко представить творчество своих коллег и учеников на выставках по всему свету. Нужно обладать энергией и особой любовью к искусству, к людям, чтобы считать жизненно важным делом открытие в сельских районах художественных галерей, выставочных залов. Они работали по краю — от Кемчугского детского дома до минусинского села Тесь.
Сейчас уже стало традицией проведение в крае Суриковских дней, в организации и проведении которых В.И. Мешков принимает самое деятельное участие. Первая в жизни выставка работ художника в 1948 году прошла в столетний юбилей нашего славного земляка. Это случайное совпадение, но не случайно то, что В.И. Суриков для Мешкова — пример и образец трудолюбивого художника, великого человека и гражданина.
Есть на железной дороге Ачинск — Абалаково станция и поселок Суриково, имя которого они получили по предложению В.И. Мешкова.
Более 45 тысяч работ создано художником за годы творчества.
Без искусства этого большого мастера и гражданина нет, уже навсегда нет, искусства Красноярска. Это наша история, наша современность.
Ломанова Т., Войтюк С. К Полярной звезде./ Татьяна Ломанова, Стелла Войтюк // Земной поклон: О выдающихся деятелях художественного народного творчества Красноярского края./ автор проекта В.М. Ковальчук; лит. Редактор и сост. С.А. Войтюк. – Красноярск: Государственный центр народного творчества Красноярского края, 1998. – 246 с. - С.78-88
Комментариев нет:
Отправить комментарий