Мешков Владимир Ильич - один из первых энтузиастов развития в Красноярске линогравюры, в том числе цветной. Красноярцы узнали его как графика в 1948 году. Но задолго до этого его «открыл» известный советский художник, замечательный график П.Н. Староносов. В.И. Мешков родился в семье крестьянина в деревне Саятро-Кассов Чувашской АССР. Когда ему исполнилось восемь лет, семья переселилась в Куйтунский район Иркутской области. Уже в школе обнаружились способности Владимира Мешкова к рисованию, позже они привели его в многотиражку совхозной газеты. Было это в 1934 году. Много лет он сотрудничал в различных районных, городских, областных и краевых газетах Иркутской области и Красноярского края. В 1939 году крайком ВКП(б) направил Мешкова в Эвенкию, в редакцию газеты «Эвенкийская новая жизнь» (ныне «Советская Эвенкия»). Много труда и изобретательности вложил художник, чтобы сделать газету доходчивой и понятной каждому малограмотному охотнику и оленеводу. В иных номерах рисунков было больше, чем текста. За интересное оформление газеты Мешков дважды утверждался участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где в «Павильоне печати» экспонировались его эвенкийские линогравюры и оформленные им газеты. (Источник: Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с.)
Мешков В.И. Северное сияние
В. МЕШКОВУ, ХУДОЖНИКУ
Спасибо тебе за сказку,
за сказку твою — быль.
В мерцанье полярных красок
ведут на Таймыр следы.
Ведут сквозь хребты Путорана,
сквозь льды, и снега, и пургу,
Оленьи рога утром рано
поймали звезду на скаку.
И мчится упряжка, несется.
И в жилах такой же бег
горячей крови к сердцу —
Так к свету спешит человек.
Зачем он, охотник, добытчик?
Спасать? Помогать? Рисковать?
А может, он чудо отыщет,
Чтоб людям потом показать?
Хожу от картины к картине
и чувствую, как на плечах
греет мне кожу иней,
слышу — зовут леса... (Ю. Авдюков)
Владимир Ильич Мешков родился в 1919 году в деревне Сятро-Кассы Чебоксарского района Казанской губернии в семье бедного чувашского крестьянина Ильи Васильевича Мешкова. По стране уже катилась гражданская война, деревню душили безземелие крестьян, хаос, неопределенность будущего. Отец в страшные годы голода в Поволжье вынужден был часто и надолго уходить на заработки. С детьми, старшим из которых был Володя, оставалась мать — Елизавета Лукинична.
Наверное, главным воспоминанием детства является голод. Плодородная богатая Сибирь казалась землей обетованной для многих семей. Вот и семья Мешковых в 1927 году, погрузив свой нехитрый скарб в телегу, запрягла единственную лошаденку и двинулась в далекую, неведомую, суровую землю. До Конаша своим ходом, дальше поездом через всю страну.
В Восточной Сибири в Куйтунском районе Иркутской области семья окончательно осела в небольшом селе свиноводческого совхоза. Работать родителям приходилось в поте лица, доставалось и детям. Володе приходилось вначале помогать старшим пасти свиней, потом заниматься этим самостоятельно. Нелегко было и с учебой в школе.
Но уже в эти детские годы была одна глубокая страсть — рисование. Рисовал все, что видел. В селе быстро узнали о способном ученике, поручили сделать карикатуры в стенную газету.
Газетные линогравюры В. Мешкова
Газета получилась яркая, заметная. В маленьком селе все новости расходятся с быстротой кругов по воде. Вскоре о юном художнике знали все. Правда, родные не относились всерьез к увлечениям своего сына. Простые крестьяне — они представления не имели об искусстве, им и в голову не приходило, что их сын может стать художником. Но судьба распорядилась иначе. Когда Владимиру было 15 лет, к нему на ферму, где он работал, приехали начальник политотдела Козлов и редактор политотдельской газеты Чупров. На всю жизнь запомнил будущий художник этих людей, которые, сами того не подозревая, помогли ему выйти на Богом предназначенную тропинку. Эти люди предложили ему пойти работать, точнее, пока учиться наборному делу в редакции политотдельской газеты «За социалистическое животноводство». Так в 15 лет в один день закончилось детство. Начиналась взрослая жизнь, нелегкая, но уже творческая работа. Пока это было творчество робкое, несамостоятельное, непрофессиональное, но душа горела, руки рвались к карандашу.
Газетные линогравюры В. Мешкова
С нетерпением юности он под руководством редактора стал учиться резать клише на линолеуме. В этой же газете и была напечатана его первая линогравюра — посмертный портрет С.М. Кирова.
Недолго работал Владимир Мешков в совхозной газете. Вскоре его пригласили работать в районную куйтунскую газету «Коммунар». Все для Владимира в эти годы было первым: первая встреча с газетой, первая линогравюра, даже своя первая комната, которую ему выделили для жилья при редакции.
Газетные линогравюры В. Мешкова
В 1935 году семья Мешковых переезжает в Красноярск. Владимир к этому времени уже овладел многими премудростями издательского труда. Более или менее научился делать клише на линолеуме. Конечно, Владимир сразу пошел в издательство и был принят в молодежную газету «Красноярский комсомолец», только что открывшуюся, работал и в другой молодежной газете «Сталинские внучата».
Газетные линогравюры В. Мешкова
А потом судьба газетчика носила его по краю: трудился в Боготоле в газете «Колхозное знамя», в Березовке, в минусинской районной газете «Власть труда». Со сменой мест, впечатлений шло накопление знаний, опыта. Все уверенней становится его линогравюра, хотя много, ох как много еще не хватает молодому художнику. Не хватает умения работы с натурой, навыков рисования. Художник учился глубже овладевать приемами, узнавать особенности линогравюры — техники, дающей широкий стремительный штрих, обладающий свойством передавать изображение контрастными черно-белыми массами, раскрывать динамичность, присущую плакату. А по сути дела, газета того времени, особенно в отдаленных сельских районах почти и выполняла роль плаката. Ее рисунки помогали разбираться в происходящем даже самым малограмотным людям. И еще одно важное для графики качество воспитывала газета — умение рисовать быстро и точно. Если нужно создать портрет, то важно мгновенно увидеть и передать самое характерное для этого человека, а когда в номер готовился сатирический материал, необходимо умело, остроумно, доходчиво, с помощью рисунка объяснить читателям, в чем правда, а этого можно достичь с помощью умной карикатуры. Все эти качества вырабатывал в себе молодой художник, не боясь никаких сложностей, смело берясь за любые сюжеты.
Газетные линогравюры В. Мешкова
Четыре года, проведенные в разных редакциях, стали хорошей школой. Уже тогда Владимир Мешков понимал необходимость настоящей учебы, но возможности учиться искусству не было.
В 1939 году уже набравшийся значительного опыта, почти пять лет из своих двадцати отдавший работе в газете, Владимир Мешков получает направление сектора печати Красноярского крайкома ВКП(б) на работу в Эвенкию, в окружную газету «Эвенкийская новая жизнь», которая только что открывалась (впоследствии «Советская Эвенкия») художником. Задание это было нелегким. Сложно было приучить к газете, печатавшейся на русском языке, небольшой народ, имеющий свои культурные традиции, столь отличные от русских, свой язык, не имеющий своей письменности. Практически газета должна была стать полностью иллюстрированным изданием. И труд художника в такой газете был особенно важен. Каждый номер не просто сопровождался рисунками, а в большей части состоял из рисунков.
Владимир Мешков со всей страстностью своей неугомонной натуры включился в эту работу. Его гравюры изображали в контрасте прошлое и настоящее, мечты и реальность. Много газетных иллюстраций он посвятил людям Севера — оленеводам, рыбакам, охотникам. Эвенки — доверчивые, честные, доброжелательные люди полюбились Мешкову. Навсегда связал художник свою жизнь с этим народом, хотя в те годы он еще не знал, что навсегда. И еще он влюбился страстно, взволнованно в неповторимую природу Севера. Таежные тропы, просторы тундры, непокорные реки вошли в работы художника, но пока это были лаконичные газетные гравюры да еще многочисленные зарисовки в альбомах. Настоящий его мешковский Север был еще далеко впереди.
Мешков В.И. В тихой Эвенкии
Но как часто не хватало рядом мудрого учителя, как хотелось услышать чей-то профессиональный совет. И молодой художник-самоучка решается написать письмо и послать свои рисунки и гравюры к тому времени уже известному мастеру линогравюры П.Н. Староносову, живущему в Москве. Староносов охотно откликается на письмо способного юноши. Самым замечательным было то, что П.Н. Староносов давал тактичные и умные советы, рекомендации, разбирал посланные линогравюры. К чести В. Мешкова, его гравюры мастер ценил достаточно высоко.
Многие советы известного художника Мешков не только запомнил на всю жизнь, но и неустанно следовал им всю жизнь, передавая их впоследствии своим ученикам. Это прежде всего советы, касающиеся воспитания в себе рисовальщика.
1940 год. Первое по-настоящему серьезное признание. Владимир Мешков назван в числе участников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где в павильоне печати экспонировался его альбом газетных гравюр.
Мешков В.И. Майская радуга на Таймыре
Судьба радовала. Была молодость, талант, любимая работа, огромные планы, светлые мечты. Казалось, ничто не омрачит этой нелегкой, но счастливой жизни.
Источник: Ломанова Т., Войтюк С. К Полярной звезде./ Татьяна Ломанова, Стелла Войтюк // Земной поклон: О выдающихся деятелях художественного народного творчества Красноярского края./ автор проекта В.М. Ковальчук; лит. Редактор и сост. С.А. Войтюк. – Красноярск: Государственный центр народного творчества Красноярского края, 1998. – 246 с. - С.78-88
Комментариев нет:
Отправить комментарий