Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 17 марта 2011 г.

Мешков В.И. - иллюстратор книг

Гостеванье Мешкова В.И. на фактории Чирнада. 1959 г.
Три года пробыл в Эвенкии Мешков и остался бы, наверное, еще. Но началась Великая Отечественная война. Художник ушел на фронт.
Но наступил 1941 год. В первые же дни войны Владимир Мешков призван в ряды Красной Армии. Он уезжает из ставшей уже родной Эвенкии в Красноярск, в школу младших авиаспециалистов, затем учеба продолжалась в Минусинске, в автомотоциклетном училище. Со званием младшего техника-лейтенанта Мешков был направлен в автополк резерва Главного командования под Москву. А дальше был Северный Кавказ, от которого дороги войны вели в Россию, на Украину. Он командир автомобильного подразделения, на любимое дело — рисование — времени не остается, а уж о гравюре и мечтать не приходится...
А в далеком тылу, дома, помнили о нем. Сентябрьский номер газеты «Красноярский рабочий» дает сообщения о положении дел на фронтах, об ударе под Брянском по танковой группе Гудериана. Здесь же — маленькая заметка И. Фирера:
«Выставка работ художников-самоучек». Как надежда и утверждение, что черные дни пройдут и жизнь продолжается, «в большом фойе театра им. А.С. Пушкина открылась третья краевая выставка художников-самоучек. На выставке экспонируется 442 работы самодеятельных художников, скульпторов, вышивальщиц и рукодельниц края... Особый интерес представляют ...оттиски с линолеума художника п. Тура тов. Мешкова...»
В 1945 году В.И. Мешков, диспетчер автополка, получил отпуск и через всю страну отправился домой, в Сибирь. В Москве он сделал остановку и выполнил свою давнюю мечту, встретился с известным советским художником, признанным гравером Иваном Николаевичем Павловым.
Две встречи с И.Н. Павловым (вторая — на обратном пути уже со своими довоенными гравюрами) окрылили молодого художника. И когда в 1946 году В. Мешков был демобилизован, он возвратился в Красноярский край в районный центр Назарово, где тогда жили его родители, и вновь пришел работать в газету, воодушевленный, наполненный новыми планами.
В Мешков работает ответственным секретарем редакции назаровской районной газеты «Ударник пятилетки».
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ХУДОЖНИКА-САМОУЧКИ В. МЕШКОВА:
«На днях в Красноярском отделении Союза советских художников состоялся творческий отчет художника-самоучки В.И. Мешкова. Здесь были показаны многочисленные работы, выполненные резцом на линолеуме, начиная с пейзажей северной природы и кончая портретами передовиков колхозного производства...
Выступившие на творческом вечере художники тт. Каратанов, Лекаренко, Кобытев и другие отметили, что если художник в линогравюре достиг успехов, то рисунки у него получаются бледные, невыразительные. Этот недостаток может быть преодолен лишь настойчивым трудом.
В заключение В. Мешков поделился своими дальнейшими творческими планами...»
Под впечатлением встреч и бесед с И.Н. Павловым, сам уже имеющий большой опыт гравера на линолеуме, В.И. Мешков пишет небольшую брошюру «Газетная гравюра на линолеуме и дереве». Брошюра предназначалась для художников тех газет, где не было цинкографии (а ее не было почти нигде в районной периодике края). Этот материал должен был помочь в освоении нелегкого дела — создания газетной линогравюры. Уже то, что В.И. Мешков, как всегда, энергично и целеустремленно взялся за эту работу, говорит о многом.
Получивший начальные уроки от своего первого редактора политотдельской газеты, Мешков до всего доходил сам, но он знал, как труден путь для начинающих художников-газетчиков, и его брошюра была вызвана горячим желанием дать элементарные сведения для тех, кто сегодня приходит в газету делать свои первые клише на линолеуме. Для художников районных газет она была ценнейшим руководством.
Прошли еще два года суетной жизни в районной газете «Ударник пятилетки». Но хотелось настоящего творчества, самостоятельной работы. Хотелось самому рассказать обо всем, что видел: о красоте мира, о радости жизни, о мужественных и сильных людях. Он понимал, что настала пора, когда надо выходить на свою собственную творческую тропу.
Первым шагом на самостоятельном творческом пути стала книжная иллюстрация.
И первой работой в книжной графике (1948 г.) стали иллюстрации к книге красноярского писателя Н.С. Устиновича «Рассказы следопыта». Владимир Мешков охотно взялся за эту работу. Во-первых, потому что с Николаем Станиславовичем Устиновичем В.И. Мешкова связывала теплая дружба, которая продолжалась долгие годы до смерти писателя, а во-вторых, потому что ему интересен был сам литературный материал. Н.С. Устинович собрал в книге рассказы о тайге, об охотниках, о людях, живущих далеко на Севере, об их суровой, часто исполненной опасностей жизни. В.И. Мешков хорошо знал эту жизнь, ему самому приходилось много путешествовать. А два с лишним года, проведенные в Эвенкии, навсегда вошли в сердце художника. И хотя его знаменитые северные циклы станковых линогравюр были еще впереди, в какой-то мере работу над этой книгой можно назвать первыми подступами к северной сюите.
В следующем 1949 году в Красноярском книжном издательстве выходят две небольшие детские книги красноярского поэта Игнатия Рождественского, оформленные В.И. Мешковым: «Тоги Ната» и «Как Петя пришел к Ильичу». Книга «Тоги Ната, или Повесть о ненецком мальчике» вновь убеждает нас в том, как дороги Владимиру Мешкову воспоминания о Севере, с какой любовью он обращается к изображению сурового края и его жителей.
И начиная с этого времени в Красноярском книжном издательстве одна за другой выходят книги, иллюстрированные В.И. Мешковым, и прежде всего издания для детей. 
Оформлению детской литературы художник отдавал особенно много сил. Его гравюры — ясные, понятные самым маленьким читателям, помогали восприятию авторского текста. Книжки, которых немало выпускало Красноярское издательство в 1940—1950-е годы, были невелики по размерам, они издавались довольно большими тиражами (от 10 до 30 тысяч экземпляров). У издательства не было возможности делать их многоцветными и яркими, но скромные гравюры, дополнявшие литературный текст, придавали этим книгам своеобразное начало. Важно отметить, что в большинстве печатались сибирские авторы, много книг посвящалось истории и современной жизни народов Сибири, издавался сибирский фольклор: сказки, легенды, песни.
Затем были иллюстрации к книге В. Пухначева «Сказки старого Тыма» (сказки хантов) — 1951 год; И. Суворова «Эвенкийские сказки» — 1960; А. Немтушкина «Песни эвенка» — 1963; Г. Савичевской «Пока бьется сердце» из библиотечки сибирского рассказа — 1964; И Луговского «Мишуткин трудодень» — 1953. В каждой из этих книг проявляется не только внимательное глубокое прочтение литературного источника, проникновение в жизнь персонажей, но и понимание, знание обычаев, уклада сибирских этносов.
С Хакасским книжным издательством сотрудничество состоялось в работе по изданию букваря на хакасском языке, книги стихов хакасского поэта И. Кычакова «Весенние зори»; широко известной в 1950-е годы книги М. Мусатова «Стожары»; И. Костякова «Новогодняя елка» (две последние — на хаскасском языке).
Со многими писателями В.И. Мешкова связывала и связывает по сей день добрая дружба, совместные поездки и как результат — совместная работа над книгами. С писателем-геодезистом Г.А. Федосеевым Владимир Ильич работал над книгами «Мы идем по Восточному Саяну» и «Пашка из Медвежьего Лога». Один из его друзей— чувашский писатель Федор Уяр. Их совместная творческая работа — книги «В Шуше, у подножия Саяна», «Книга дорог».
С В.И. Мешковым охотно работают сибирские и центральные издательства.
Работу с книгой мастер любит. Мешкову нравится вдумчивое вчитывание в авторский текст, поиски образов, адекватных литературным, умение с помощью заставки или буквицы создать настроение, отвечающее тексту, найти символы, ввести народный орнамент.
И все же книжная иллюстрация не занимает главного места в творчестве художника. Станковая графика, вот о чем мечтал, к чему стремился художник в первые годы самостоятельного творчества и что на всю жизнь стало основным делом.
Источник: Ломанова Т., Войтюк С. К Полярной звезде./ Татьяна Ломанова, Стелла Войтюк // Земной поклон: О выдающихся деятелях художественного народного творчества Красноярского края./ автор проекта В.М. Ковальчук; лит. Редактор и сост. С.А. Войтюк. – Красноярск: Государственный центр народного творчества Красноярского края, 1998. – 246 с. - С.78-88

Комментариев нет:

Отправить комментарий