Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 10 марта 2011 г.

Суриков В.И. - Дом в Красноярске, мать и брат художника

Перед отъездом Васи в Петербург Суриковы снялись втроем – мать и двое ее сыновей у лучшего фотографа в Красноярске

Красноярск - родина Сурикова Василия Ивановича. Он гордился своими предками, до конца жизни сохранял привязанность к сибирскому краю, приезжал туда после окончания Академии художеств и один, и с молодой женой, и с подраставшими дочерьми.
Художник был убежден, что интерес к прошлому, к истории возник у него естественно, от характера жизни в Сибири, ее повседневного уклада, сохранявшего и во второй половине прошлого века многое от столетий давно минувших. Это были не только изустные предания, бытовавшие в семьях, но и рукописные книги, сохранявшиеся в сундуках вместе со старинными одеждами, военными казачьими мундирами и оружием, переходившими из поколения в поколение.

Суриков очень любил свой родной город и родительский дом.
Суриков В.И. Дом Суриковых в Красноярске 1890. Бумага, акварель, карандаш. 24,5 х 33,5. Музей-усадьба В.И. Сурикова

С этим домом накрепко связаны первые двадцать лет жизни Сурикова — за исключением двух лет (1854—56), проведенных в селе Сухой Бузим, куда переводили служить его отца. Из этого дома Суриков зимним путем отправился в 1868 году в Академию художеств — «завоевывать» Петербург. В этот дом не однажды приезжал летом, став известным живописцем, — особенно часто он это делал в конце 1880-х и в 1890-е годы. Более того, после смерти жены он предполагал навсегда поселиться здесь вместе с детьми. В мае 1889 года художник отправился в Красноярск, возвратившись в Москву лишь осенью 1890 года. В последний раз Суриков посетил родной дом за полтора года до смерти, в 1914 году.
Двухэтажный красноярский дом Суриковых сохранился до наших дней в первозданном виде. Сохранилась и сама усадьба с флигелем и надворными постройками. В XIX веке дома в Сибири рубили крепко, «навечно». Его построили из лиственницы (без единого гвоздя!) еще в 1830 году дед Сурикова, Василий Иванович, и его отец, Иван Васильевич. С тех пор дом не перестраивался, сохранив дыхание прежней жизни сибирского казачества. «Дом наш, — рассказывал Суриков, — соболями и рыбой строился... Комнаты в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры в них казались громадными».
После смерти А.И. Сурикова наследницы, дочери художника, передали свое родовое «гнездо» в дар городу Красноярску, дабы увековечить память о его знаменитом уроженце.
Наталья Кончаловская пишет в свой повести «Дар бесценный» о том впечатлении, который произвел на нее музей имени ее деда в Красноярске: «Но больше всего меня поразил Дом-музей Сурикова. Низенькие комнаты с окнами в уровень тротуара… Круглый стол с самоваром, расписными чашками… Мольберт, гитара… Кресла красного дерева, понятно не те, на сафьяновых сиденьях которых оставлял маленький Вася первые рисунки, но это несущественно. Существенно то, что эти стены видели его крепкую, коренастую фигуру с самого детства, когда еще в подвалах дома хранилась старинная казачья амуниция, слышали его голос, его гитару, его песни.
И сейчас стоит этот маленький домик. А вокруг вырастают новые, многоэтажные дома, ложатся новые дороги, поют гудки новых заводов, встающих силой гигантского водопада на Енисее. Сердцем ярые потомки не медлят — отвоевывают у дикой сибирской природы сокровища, заставляя ее служить себе.
И посреди этого лязга, грохота, гула неустанно звенящей симфонии труда маленький деревянный домик-музей стоит как драгоценная музыкальная шкатулка, хранящая старинную казачью песню — песню сердца великого русского живописца».
Суриков В.И. Комнаты в доме Суриковых. 1890-1891 (?) Бумага, акварель. 24,5 х 33,5 Музей-усадьба В.И. Сурикова

На этой чудесной акварели художник изобразил свою мать, которая сидит за столом в глубине комнаты и занимается рукоделием.
Прасковья Федоровна Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду Торгошиных, основавшему Торгошинскую станицу на берегу Енисея — напротив Красноярска. Торгошины упоминаются в документах еще XVII века. Несмотря на свою неграмотность, П.Ф. Сурикова сыграла важнейшую роль в выявлении художественных наклонностей своего сына, являя пример художественного отношения к жизни всем своим «бытовым поведением». Она замечательно плела кружева и вышивала бисером и гарусом целые картины. Суриков отзывался о своей матери с неизбывной нежностью. «Мать моя удивительная была, — рассказывал он М. Волошину. — У нее художественность в определениях была: посмотрит на человека и одним словом определит». Когда купец П. Кузнецов предложил Сурикову отправиться в столицу вместе с ним, П.Ф. Сурикова без тени сомнения благословила сына на этот путь. Она вполне понимала его тогдашнюю «тоску» (собственное слово художника) по искусству.
Свою мать, «удивительную», простую русскую женщину, Суриков с глубочайшей любовью запечатлел в 1887 году масляными красками на большом портрете. Чертами необычайной простоты, невзыскательности, подкупающей теплотой скромности отмечено ее лицо, на котором лежит отпечаток трудной и порой печальной жизни.
Этот проникновенный портрет своей матери Суриков написал в 1887 году.

Старушка в темном наряде, с косынкой на голове, со сложенными на коленях трудовыми руками — это образ, выходящий за рамки индивидуального портрета. Гениальная кисть художника превратила его в своего рода собирательный, коллективный образ, в живой образ тех человечных в своей простоте матерей, которые породили, взрастили и воспитали не одно поколение сильных, смелых, вольнолюбивых русских людей.
Известны и другие портреты Прасковьи Федоровны, написанные Суриковым. Так, в 1894 году, за несколько месяцев до смерти матери, он написал ее последний портрет (Красноярский краевой музей).
Прасковья Федоровна прожила в красноярском доме до самой смерти.
Между завершением «Ермака» и началом «Суворова» из Красноярска от брата Александра приходит известие о потери самого родного человека - мамы: «Получил вчера твоё скорбное письмо. Чего говорить, я всё хожу как в тумане. Слезы глаза застилают. Милая, дорогая наша матушка! Нет её, нашей мамочки. Господи, не оставь нас! И помяни её Господи во Царствии Твоем! Она достигла Царствия Божия своей труженической жизнью. Скорбно, скорбно, милый братец мой Сашенька! Так бы обнял тебя теперь и рыдал бы вместе с тобой, как теперь рыдаю. <...> Не тоскуй, Саша, укрепись по возможности. Молись, как и я, о мамочке, голубушке нашей».
До самой смерти в родовом доме жил брат художника, Александр Иванович Суриков(1856—1930). Он из Красноярска практически не выезжал, служа в Красноярском губернском суде.
Суриков В.И. Портрет А.И.Сурикова, брата художника. 1887-1890

Со старшим братом он был очень близок, являясь единственным человеком, с которым художник переписывался всю свою жизнь, поверяя ему самые интимные свои мысли, делясь впечатлениями от поездок и замыслами новых работ. Именно А.И. Суриков подсказал живописцу, пытаясь вылечить его от тоски, идею написать «Взятие снежного городка»: «Мне очень хотелось, — вспоминал он, — чтобы он после смерти жены не бросил свое художество». И не только подсказал, но и угодил в герои этого полотна, созданного в Красноярске.
Суриков В.И. Взятие снежного городка. 18891, фрагмент. Казак, сидящий в кошеве – Александр Иванович, брат Сурикова.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграл тогда в духовном исцелении Сурикова его младший брат Александр Иванович. Вместе с мамой Прасковьей Федоровной они долго и настойчиво уговаривали художника вернуться на время в Красноярск. И вот в мае 1889 года он прибыл в родной дом. Девочки к осени устроены в гимназию, учились хорошо, но внутреннее состояние Василия Ивановича оставалось прежним. Преподаватель рисования Красноярского уездного училища Михаил Рутченко рассказывает о своих тогдашних встречах: «В то время Суриков производил на меня впечатление нездорового человека. Говорил он как-то отрывисто коротко, несколько глухим голосом, если и случалось с ним разговориться, то часто неожиданно впадал в задумчивость»?.
Портрет «А. И. Суриков в шубе», созданный В. Суриковым в 1889— 1890 годах, стал подготовительным по отношению к его шедевру «Взятие снежного городка».

Младший брат помогал Василию Ивановичу в Красноярске заполнить время живыми впечатлениями, почти ежедневно пытался устроить прогулки по городу на лошадях, вечерами приглашал друзей и знакомых: «Я в свою очередь занялся развлечениями его и подал ему мысль написать картину «Городок» (это всем известная старинная игра). Мне сильно хотелось, чтобы он после смерти жены не бросал своё художество. Поехали мы с ним в село Ладейское, где и наняли молодых ребят сделать городок, с которого и была написана в последние дни масленицы 1890 года картина «Взятие снежного городка».
Архивная фотография Василий Иванович Суриков, Александр Иванович Суриков, Ольга и Елена Суриковы.
Источники:
  • Титова В., Титов Г. В.И. Суриков./ Валентина Григорьевна Титова, Гай Аполлинариевич Титов. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1956. - 207с.
  • Москалюк М. «Свет во тьме светит…»./ Марина Москалюк.// Тобольск и вся Сибирь. Восьмой номер. Красноярск: Альманах./ Сост. М.В. Москалюк. - Тобольск: Издательский отдел Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2007. - 340с. – с.76-96
  • 50 художников. Шедевры русской живописи. Суриков. 2010 год, вып. 8./ текст Александра Панфилова. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.
  • Чурак Г. Василий Суриков./ Галина Чурак.// Крестьянка. Вкладка «Музеи мира»
  • Кончаловская Н. Дар бесценный: Романтическая быль./ Наталья Кончаловская. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. – 300с.
  • http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=185

Комментариев нет:

Отправить комментарий