Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 2 марта 2011 г.

Суриков В.И. - Сибирские красавицы


Суриков В.И. Анфиса 1900

Источник: Титова В., Титов Г. В.И. Суриков./ Валентина Григорьевна Титова, Гай Аполлинариевич Титов. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1956. - 207с.
Носителями лучших, благороднейших свойств и качеств — мужества, стойкости, верности Родине и народу, трудолюбия, скромности и гуманности — предстают перед нами в суриковских портретах любимые им сибиряки и сибирячки, воплощающие яркий образ русского народа.
Суриков создал целую галерею удивительных женских образов. «Женские лица я очень любил, — говорил художник М. Волошину, — непопорченные ничем, нетронутые. В провинции еще попадаются такие».
Прекрасна группа суриковских сибирских женских портретов. Они несут на себе печать нежности, поэтичности, задушевности, обнаруживая лирическое тачало в таланте Сурикова-портретиста.
Как проникновенно и непосредственно изобразил, например, Суриков лицо неизвестной нам красноярской девушки в портретном этюде «Голова смеющейся девушки».
Суриков В.И.  1890 Смеющаяся сибирячка
«Смеющаяся девушка» красива истинно русской красотой - круглолица, темноброва, щёки с нежным румянцем. Колористическое богатство весьма скромного по размерам холста (32,5x26,3 см) по-настоящему изысканно, красочные сочетания строятся на серебристо-серых тонах платка на голове девушки и теплых жемчужно-розовых оттенках цвета лица. Весь облик сибирячки буквально озарён радостью: молодое сверкание глаз и искренняя белозубая улыбка. Считается, что этюд остался неиспользованным в картине. Но думается, именно он мог служить камертоном, по которому Суриков выстраивал всё разноцветье симфонии радости, молодой удали и душевного здоровья на своем холсте.
Перед нами — написанная на зеленовато-сером фоне головка девушки, повязанная простым серым платком. Нежная розоватость щек, белые зубы, блестящие черные глаза. Свежесть и непосредственность чувства изумительно выражены в этом смеющемся юном лице. Этот этюд-портрет является - поэтический образ юной и цветущей красоты русской женщины. К сожалению имя позировавшей девушки осталось неизвестным.
Столь же замечателен и поясной «Портрет Татьяны Капитановны Доможиловой, двоюродной племянницы художника» (1891 г. Третьяковская галерея)
Суриков В.И. Портрет Т.К. Доможиловой. 1891

Портерт привлекает своей естественностью и тихой, спокойной лаской молодого лица. Серая рубашка, синяя юбка, желтоватая пелерина с капюшоном, надетым па голову, и спускающаяся на лицо тонкая черная сетка — все это дано художником на светлом фоне и придает глубокую выразительность облику девушки.
Исключительное место среди суриковских изображений молодых женщин-сибирячек занимают портреты Е.А. Рачковской и А.И. Емельяновой.
«Сибирская красавица» (1891 г., Третьяковская галерея) — так обобщающе назван самим художником один из немногих портретов Е.А. Рачковской.
Суриков В.И. Сибирская красавица. Портрет Е.А. Рачковской. 1891

Воспроизводя в облике сибирячки Рачковской национальный характер красоты русской женщины, художник подчеркнул это тем, что изобразил ее в национальном наряде: в темно-лиловом сарафане, кофточке и белом расшитом золотом платке, заколотом у подбородка. На портрете изображена Е. Рачковская, жена красноярского врача П. Рачковского. Написал ее Суриков во время летнего вояжа на родину в 1891 году. Эта женщина, кстати, послужила моделью для образа боярышни в желтой шубке в «Боярыне Морозовой».
Еще более показательны в смысле поисков Суриковым образа русской женской красоты его портреты казачки Александры Ивановны Емельяновой. На одном из них, известном под названием «Горожанка» (1902 т., Третьяковская галерея),
Суриков В.И. Горожанка. 1902

Александра Ивановна изображена сидящей. Голубая с красными и синими полосами шаль, сколотая у подбородка, покрывает ее плечи, и голову. Фон портрета — коричневый. Художнику особенно удалось показать ясные с поволокой, задумчивые, мечтательные глаза, здоровье, силу и свежесть в жемчужно-розовых красках лица.
Другой «Портрет А.И. Емельяновой» (1900-е годы, Третьяковская галерея), — тоже чудесное лицо с выражением легкой задумчивости, те же густые ресницы и брови, очерченные художником еще явственнее. На этот раз Суриков изобразил свою натурщицу в позе покоя, легкого забытья.
Суриков В.И. Портрет А.И. Емельяновой. 1903

Многочисленные портреты сибирских женщин, в особенности портретные Изображения Е.А. Рачковской и А.И. Емельяновой, представляют собой созданный гением Сурикова замечательный образ русской женской красоты. Все наиболее характерные его национальные признаки — здоровье, крепость, жизнерадостность, округлость овала лица, свежесть девически нежных щек и румяных губ, веселый живой задор или мечтательность умных и красивых глаз — все это тонко и поэтично отмечено художником.
Индивидуальные, неповторимые черты тех, кого он запечатлел на своих портретах и этюдах, Суриков дал в неразрывной, органической связи с общим обликом русского человека, русского народа.
Суриков В.И. Портрет Л.Т. Маториной. Казачка. 1892

 Суриков В.И. Портрет неизвестной на желтом фоне. 1911

Суриков В.И. Женский портрет. Наталья Матвеева

Суриков В.И. Сибирячка 1909

2 комментария:

  1. Разделяю Ваше уважение и любовь к Сибири, но не стоит зачислять в сибирячк и всех подряд.Александра Ивановна Емельянова - москвичка, из купеческий семьи, ее девичья фамилия -предположителтно, Шрейдер, то есть не исключены немецкие корни.
    Сведения о ней есть в каталоге Третьяковской Галерее, серьезных искусствоведческих монографиях о Сурикове и в архивах. Другой ее портрет, написанный Суриковым, в столичной прическе и платье стиля модерн,тоже хранится в Третьяковской Галерее. Не только она, но и некоторые другие "казачки" и "сибирячки" Сурикова, на самом деле, переодетые жительницы обеих столиц.
    Портрет женщины на желтом фоне - это изображение Галины Анатольевны Добринской, дочери инженера, работавшего на строительстве Сибирской железной дороги. Он, если не ошибаюсь, не сибиряк по происхождению, но нужно проверить.Во всяком случае, дальнейшая ее жизнь была связана с Москвой, московскими театрами и Домом Актера.
    Выкладывая сведения в Интернет, мы берем на себя большую ответственность, и должны опираться на солидные академические источники, чтобы наши попытки поделиться информацией не превращались в распространение дезинформации.

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо за ваши замечания. Очень дорожу ими.. Думается, что сибирячки - это не столько чистота происхождения. но сам дух и характер - как жизнерадостность и жизнестойкость, чем и отличаются женские портреты кисти Сурикова. Прошу прощение, если я что-то сделала не так...

    ОтветитьУдалить