Суриков В.И. 1902 Автопортрет
ХРОНОЛОГИЯ ЕГО ЖИ3НИ
1848 - Родился в Красноярске, в семье губернского регистратора. Мать и отец художника принадлежали к старинным казачьим родам.
1859 - Умирает отец, Иван Васильевич Суриков.
1861 - С похвальным листом оканчивает Красноярское уездное училище. На дальнейшее обучение в гимназии не хватает средств.
1868 - Совет Академии художеств принимает положительное решение по ходатайству красноярского губернатора П. Замятина о зачислении Сурикова учеником в Академию.
1876 - По окончании Академии получает диплом художника I степени. Принимает заказ на выполнение фресок для храма Христа Спасителя в Москве.
1877 - Переезжает в Москву на постоянное жительство.
1878 - Женится на Е.А. Шаре. Рождается дочь, Ольга.
1879 - Рождается вторая дочь, Елена.
1881 - С успехом показывает «Утро стрелецкой казни» на 9-й передвижной выставке. Становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
1883 - Отправляется в первое заграничное путешествие по маршруту: Германия — Франция — Италия — Австрия. Пишет картину «Меншиков в Березове»
1887 - Пишет картину «Боярыня Морозова»
1888 - Умирает его жена Е.А. Сурикова. Суриков впадает в тяжелейшую депрессию. Практически перестает писать.
1889 - Едет с детьми в Красноярск, намереваясь остаться там навсегда.
1890 - Возвращается в Москву. Начинает интенсивно работать.
1891 - Заканчивает картину «Взятие снежного городка»
1895 - Умирает мать Сурикова. Картину «Покорение Сибири Ермаком» покупает Николай II.
1899 - Пишет картину «Переход Суворова через Альпы»
1900 - Предпринимает третью поездку за границу. На Всемирной выставке в Париже картина «Взятие снежного городка» получает серебряную медаль.
1906 - Заканчивает картину «Степан Разин»
1907 - Порывает с Товариществом передвижных художественных выставок, считая, что оно мешает развитию русской живописи.
1908 - Становится членом Союза русских художников.
1912 - Пишет картину «Посещение царевной женского монастыря»
1916 - Умирает в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище
Василий Иванович Суриков родился в сибирском городе Красноярске 12 января 1848 года. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду, который, по преданию, пришел в Сибирь вместе с Ермаком. До 22-х лет Суриков жил в среде казаков, ссыльных раскольников, политических ссыльных. С ранних лет художник жил суровой жизнью сибиряка. Отец художника Иван Васильевич Суриков был казачьим сотником, служил губернским регистратором в красноярском земском суде. Мать Прасковья Федоровна, урожденная Торгошина, происходила из семьи заенисейских торговых казаков, которые возили чай с китайской границы. Семья была культурной. В семье Суриковых любили книги, выписывали «Современник». Отец любил музыку, сам хорошо пел, один из дядей писал масляными красками, мать, отличная вышивальщица, славилась умением подбирать «тени» шелков. Рисовать Суриков начал с раннего детства.
Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более чем 200-летнее». Истоком формирования понятий художника о красоте была Сибирь, с суровостью, подчас жестокостью нравов, с мужеством людей, удалью народных игр, с «древней русской красотой» девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства», — вспоминал он. К раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать.
О детстве Сурикова (равно как и об истории создания его знаменитых полотен) мы знаем в основном со слов поэта М. Волошина. В 1913 году, незадолго до смерти живописца, Волошин, собирая материалы для заказанной ему И. Грабарем монографии о Сурикове, часто встречался и разговаривал с предполагаемым героем своей будущей книги; записи этих бесед доносят до нас живой голос художника. «Жесткая жизнь в Сибири была. Совсем XVII век», — вспоминал Суриков.



Бывала иногда опасность и посерьезнее. Раз, помню, забрались мы в тайгу; в самую глушь. Ягоды собирали. Вдруг, хрустит что-то. Смотрим, а из-за деревьев медведь идет. Ну, разумеется, лукошки побросали и — наутек. Прямо к речке. Уж не помню, как с обрыва скатились. Перебрались на другую сторону и притаились в кустах, спрятались, дух перевести не можем. А медведь тоже подошел к обрыву и начал спускаться к воде. Мы, разумеется, опять бежать, но вот, подите же, успел я все-таки приметить, как смешно медведь с обрыва съезжал: сел на сад, вытянул передние лапы, скорчился и поехал по песчаному откосу вниз. Как сейчас его фигуру вижу. Должно быть, тогда уже проявилась ко мне наклонность многое заметить и запомнить взглядом. И всю жизнь потом было так. Увижу что-нибудь, поразившее внимание, сразу ярко замечу во всех подробностях и потом стоит только припомнить, и оно, как живое, перед глазами».
Но самое главное, что в период пребывания в Сухом Бузиме Суриков еще более увлекся рисованием, пытаясь запечатлеть многое из того, что его окружало.
«В детстве я все лошадок рисовал, как все мальчика. Только ноги у меня не выходили. А у нас в Бузиме был работник Семен, простой мужик. Он меня научил ноги: рисовать. Он их начал мне по суставам рисовать. Вижу, гнутся у коней - ноги. А у меня никак не выходили»


Семья Суриковых была дружной, отличалась художественными интересами, но после смерти отца живописца оказалась в тяжелом материальном положении. Верхний этаж своего дома Прасковья Федоровна сдала жильцам, а сама не чуралась случайного заработка — благо, была она мастерицей на все руки. Спустя три года после окончания (в 1861 году) Красноярского уездного училища юный Суриков поступил на службу — канцеляристом в губернское управление.
В это время он уже знал, что будет художником. Ему повезло с первым наставником — учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев, распознав в подростке великие способности, мягко, но настойчиво подталкивал его в нужном направлении.
… Николай Васильевич Гребнев — первый учитель В.И. Сурикова. Н.В. Гребнев был профессионально хорошо подготовленный художник и талантливый педагог. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с А.К. Саврасовым, В.В. Пукиревым, Н.В. Невревым—выдающимися русскими живописцами. Училище Гребнев окончил по классу портретно-исторической живописи в марте 1856 года. За женский поясной портрет был удостоен Академией звания свободного художника.
Н.В. Гребнев приехал в Красноярск в конце 1856 года и прожил здесь до 1863 года. Он преподавал рисование в городском училище, где и свела его судьба с В.И. Суриковым, учившимся здесь с 1856 по 1862 год.
Гребнев сразу же угадал яркий талант Сурикова и опекал мальчика вплоть до своего отъезда в Иркутск, оказав большое влияние на развитие его художественного дарования.
Получив приглашение на должность преподавателя и надзирателя двух учебных заведений, Гребнев переехал в Иркутск, так как Красноярское училище не смогло обеспечить удовлетворительную зарплату художнику, имевшему семью. Брать же заказы на писание икон ему не позволяла профессиональная совесть.
В.И. Суриков всегда отзывался о своем первом учителе с большой теплотой: «Когда я в Красноярском училище учился, там учитель рисования был — Гребнев. Он меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною. О Брюллове мне рассказывал. Об Айвазовском, как тот воду пишет, что совсем как живая».
Гребнев отдавал способному ученику все свое свободное время, знания и силы. В воскресные дни вдвоем уходили писать этюды за город.
«Гребнев, — продолжает Суриков, — брал меня с собой и акварельными красками заставлял с верху холма город рисовать. Мне одиннадцать лет тогда было. Приносил гравюры, чтобы я с оригиналов рисовал: «Благовещение» Боровиковского, «Ангел молитвы» Неффа, рисунки Рафаэля, Тициана».
Глубоко запали в душу Сурикова слова, сказанные Гребневым перед отъездом в Иркутск, — развивать свой талант, ехать в Академию.
... Красноярские «власти» не оставили незамеченным талант своего молодого земляка и приняли живое участие в его судьбе. Это были губернатор П.Н. Замятин и городской голова, золотопромышленник П.И. Кузнецов, поддержавший губернатора в хлопотах по устройству Сурикова в Академию художеств.
Сибирские купцы той поры, имена которых помнят до сих пор, отличались широтой своей культуртрегерской деятельности, не жалели денег на культурную и образовательную работу. Таким был, в частности, золотопромышленник и коллекционер П. Кузнецов, взявший на себя расходы по содержанию Сурикова в столице на все время обучения в Академии.
П.И. Кузнецов и помог молодому Сурикову уехать в Петербург с рыбным обозом.

Ночь накануне выдалась морозная. Все заметено было снегом.
Во дворе у Суриковых стояли перед крыльцом два больших крытых возка. В первом должен был ехать в Петербург для лечения один из инженеров Кузнецова — А.Ф. Хейн, а в другом — Суриков и Митя Лавров, направлявшийся на учебу в Троице-Сергиевскую школу иконописи.
Уже начинало светать...
В доме шли последние приготовления к отъезду. Вася украдкой посматривал на мать, хлопотавшую над корзинкой со съестными припасами, шутил с младшим братишкой и разговаривал с дядей Гаврилой, приехавшим из Торгошина на проводы племянника. Тяжело было юноше расставаться с матерью и братом. Хотелось как-то утешить их, успокоить, но не находилось слов, да и не помогли бы здесь слова.
Миновали последние минуты перед отъездом. Распахнулись ворота, и лошади дружно рванули возок, мигом вынеся его на пустую, занесенную снегом улицу. Выглянув из возка, Вася еще раз увидел мать, которая, закутавшись в теплую шаль, стояла у ворот. «Так и помню улицу, и мать темной фигурой у ворот стоит», — вспоминал он позже.
Через Ачинск и Мариинск Суриков и его спутники прибыли в Томск. Здесь пробыли два дня, и Суриков сумел написать письмо домой:
«Милые мамаша и Саша! — писал он. — Вчера, 14-го числа, я приехал с Лавровым в Томск, и остановились в великолепной гостинице. Ехали мы очень хорошо и без всяких приключений и не мерзли, потому что в первые дни холод был не очень сильный, и я укутывался вместе с Лавровым дохою и кочмами, а приехавши в город Мариинск, мы купили с ним еще доху, в которой я теперь еду до самого Питера... Сегодня катались по Томску, были в церкви и видели очень много хорошего, Томск мне очень нравится. Завтра выезжаем отсюда. Кошева у нас большая, и едем на тройке и четверке...»
Миновав далее Болотное, Колывань, Барабинскую степь, на двадцатый день путешественники достигли Екатеринбурга, являвшегося в ту пору промышленным и торговым центром Урала. Здесь произошла неожиданная задержка: инженер Хейн заболел, и Суриков с Лавровым должны были прожить в Екатеринбурге почти целый месяц.



Через Казань, где была сделана остановка на три дня, Суриков и его спутники двинулись к Нижнему Новгороду. В Казани Суриков осматривал древние исторические постройки.
«В Нижнем Новгороде тоже жили дней пять, и там тоже смотрел все, что заслуживает внимания... Оттуда мы ехали до Москвы по железной дороге, и я с Лавровым сидел в вагоне второго класса. Сильно бежит поезд, только ужасно стучит, как будто бы громадный какой конь... Из окон вагона все видно мелькающим...» — писал Суриков в одном из дорожных писем. Вскоре добрались и до Москвы.
Используя трехдневную остановку в Москве, где остался Митя Лавров, Суриков с интересом осматривал достопримечательности: «Был в Кремле у Ивана Великого и всходил на эту колокольню; оттуда всю Москву как на ладони видно. Видел и царь-колокол и царь-пушку... видел Красные ворота, Спасские, где шапку нужно снимать, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, ходил в Успенский собор...» — сообщал он брату и матери.
Наконец, в сырой пасмурный день, 19 февраля 1869 года, Суриков и его спутник Хейн прибыли в Петербург. Длинный путь из Азии в Европу был проделан за 68 дорожных дней. А уже 23 февраля, на пятый день своего пребывания в столице, Суриков, заботливый сын и брат, писал:
«Вот четыре дня как я в Петербурге и смотрю на его веселую жизнь. Теперь идет масленица, и народ просто дурит. Мы остановились с А.Ф. Хейном на Невском проспекте, в гостинице «Москва». Из окон ее видно все. Народ и в будни и в праздники одинаково движется. Я несколько раз гулял и катался по Невскому. Как только я приехал, то на другой день отправился осматривать все замечательное нашей великолепной столицы. Был в Эрмитаже и видел все знаменитые картины, потом был в Исаакиевском соборе и слышал певчих митрополита. Собор этот весь из разноцветных мраморов. Кумпол вызолоченный. Внутри колонны тоже мраморные и карнизы вызолоченные. Один недостаток в этом соборе — что в нем весьма темно, так как все окна заслонены громадными колоннами. В приделах очень светло, потому что колонн нет. Вид собора снаружи не поражает издалека громадностью, но когда подходишь к нему, то он будто бы все кверху растет, и уже не можешь более охватить всего взглядом. Со всех четырех сторон собора колонны и крыльца, но восходят в собор по одному крыльцу, со стороны памятника Николаю I, который стоит против собора, а по другую сторону собора есть конная статуя Петра I, изображенного на лошади, которая скачет на скале. Тут начинается Адмиралтейская площадь ...Много я очень видел хорошего в Петербурге, всего не перескажешь.
... Я здоров. Каково Саша учится? Напишите поскорее, мамаша».
Так радостно и жадно впитывал в себя необычные, новые для него впечатления молодой сибиряк, приехавший из далекого сибирского захолустья, чтобы вступить в новую полосу своей жизни…
К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М.В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс.
Источники:
- Титова В., Титов Г. В.И. Суриков./ Валентина Григорьевна Титова, Гай Аполлинариевич Титов. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1956. - 207с.
- 50 кратких биографий мастеров русского искусства. - Л.: Аврора, 1970
- Суриков: 50 художников. Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 8./ автор текста Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.
- Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с. - с.7-26
http://www.tobolsk.org/almanah/articles/393.html - здесь воспоминания Сурикова В.И. о Сибири, записанные с его слов Волошиным Максимилианом Александровичем
Комментариев нет:
Отправить комментарий