Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 13 февраля 2011 г.

Суриков В.И. - мастер акварельных рисунков

Суриков В.И. Автопортрет. 1879
 
Источник: Суриков: 50 художников. Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 8./ автор текста Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.
Акварель Суриков любил с детства — зародил эту любовь в мальчике еще его первый учитель, Н. Гребнев. Учась в Академии художеств, он продолжил — под руководством опытного П. Чистякова — свои занятия акварелью, уже в эти годы став настоящим мастером-акварелистом. Именно Суриков помог акварели обрести самостоятельность в тогдашнем русском изобразительном искусстве; до него к акварели прибегали лишь в прикладных целях — при создании этюдов, по преимуществу. 
 Суриков В.И. Минусинская степь 1873, бумага, акварель, 137 х 31,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Писал акварелью этюды и Суриков — особенно это касается истории его больших полотен. В частности, к периоду работы над картиной «Меншиков в Березове» относится акварель «Лампада», 1881—1882
 Суриков В.И. Лампада, 1881-1882
Но немало художник занимался акварелью и вне каких-то сопутствующих задач. Эта техника увлекала его возможностью достигать высочайшей чистоты цвета при его максимальной интенсивности. Еще один пик интереса к акварели приходится на его первое путешествие в Италию. Впрочем, датировки акварельных работ художника, обладающих несомненными художественными достоинствами, охватывают весь его творческий путь — акварель «Девушка в красной кофте», созданная в 1892 году, лучшее тому подтверждение.
 Суриков В.И. Девушка в красной кофте. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник: Торстенсен Л. Акварели Сурикова В.И.: Набор открыток./ Л. Торстенсен. – М.: Изобразительное искусство, 1976

«Вообще техника акварели трудна, но очень увлекательна. Она требует от художника сосредоточенности, быстроты. В ней быстрее и легче, чем в масляной живописи, отражается темперамент художника». (А.П. Остроумова-Лебедева)

Величайший исторический живописец Василий Иванович Суриков (1848—1916) вошел в историю русского искусства прежде всего как мастер больших монументальных полотен. Такие произведения, как «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», по праву принадлежат к лучшим достижениям русской художественной культуры второй половины XIX века.
А наряду с ними в творческом наследии художника огромное место занимают небольшие листы, выполненные в утонченной и изысканной технике акварели, в этом сложном виде живописи на бумаге водяными красками.
 Суриков В.И. Портрет С.А. Кропоткиной, урожденной Шарэ, 1882, бумага, акварель, 34.9 х 24,3. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Значительная роль, которую сыграл В.И. Суриков в развитии русской акварели, позволила в дни празднования 125-летнего юбилея со дня рождения художника организовать в 1973 году в залах Государственной Третьяковской галереи выставку «Акварели В.И. Сурикова». Подбор произведений продиктован стремлением показать менее известные, мало репродуцированные прежде произведения, находящиеся в Государственной Третьяковской галерее и в собрании семьи (Кончаловских). Наряду с уже признанными акварелями такие листы, как «Автопортрет», «Портрет жены» (написанный за несколько дней до ее смерти), «Дом Суриковых и Красноярске», где в проеме дверей изображена мать художника, представляют большой интерес документальными чертами биографии известного живописца. И вместе с тем, выполненные в разные периоды творчества, они позволяют проследить эволюцию живописного мастерства Сурикова в данной технике.
 Суриков В.И. Вечер в Петербурге 1871, бумага, акварель, 13,4 х 22,2. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Формирующаяся творческая индивидуальность художника проявляется уже в годы учения в Академии художеств. Неяркие, лаконичные по цвету акварели представляют собой или непосредственные юмористические зарисовки современного петербургского быта («Вечер в Петербурге», 1871; «На Невском проспекте днем», 1874; «На Невском проспекте вечером», 1874) или пейзажные этюды, в которых просто и выразительно передана суровая природа Сибири («Сибирский пейзаж. Торгошино»).

 Суриков В.И. На Невском проспекте днем. 1874, бумага на картоне, акварель, 21,3 х 15,2. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 Суриков В.И. На Невском проспекте вечером. 1874, бумага на картоне, акварель, 21,6 х 15,5. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В дальнейшем Суриков стремится к большей интенсивности в передаче окружающего мира, умело используя при этом эмоциональную выразительность красочного пятна. 
 Суриков В.И. В столовой на пароходе. 1880-е годы. , бумага, акварель, 24,6 х 33,7. Собрание семьи художника, Москва
Принцип живописности, положенных в основу работы с водяными красками, находит яркое выражение в таких листах, как «Букет в серебряном бокале», «Помпея. Улица», выполненных сильной и уверенной лепкой формы звучными цветовыми пятнами. В сочных, насыщенных тонах. передающих жизнерадостную полнокровность натуры, сказывается живописный темперамент Сурикова.
 Суриков В.И. Помпея. Улица. 1884. , бумага, акварель, 25,2 х 17,7. Собрание семьи художника, Москва
Истинный дар мастера цвета обнаруживается в пейзажах 1884 года, связанных с путешествием художника по Италии. Тональное богатство акварельных красок, их легкость и прозрачность в передаче тончайших цветовых нюансов открывают перед художником колористические возможности отображения окружающего мира во всем его многоцветий. 
 Он находит новый живописный язык для правдивого показа натуры. В каждом отдельном листе этого цикла тонкая, светлая, синевато-сизая гамма словно мерцающих красок создает едва уловимую, зыбкую среду, пронизанную светом и воздухом.
 Суриков В.И. Венеция. Палаццо Дорио. 1900. , бумага, акварель, 30 х 22,6 Собрание семьи художника, Москва
Лирическое мироощущение художника нашло яркое выражение в акварели «Флоренция. Прогулка» (1884). Изящество исполнения, изысканность колорита дают право считать итальянские работы художника лучшими произведениями акварельной живописи второй половины XIX века.
 Суриков-акварелист в основном работает в двух жанрах — пейзаже и портрете, в основе которых лежат натурные зарисовки. Но даже в самом будничном и повседневном он находит подлинную поэзию, красоту и эмоциональную выразительность. 
 Суриков В.И. Венеция. Палаццо дожей. 1990. , бумага, акварель, 22,6 х 30. Собрание семьи художника, Москва
Каждый лист — откровение художника в его поэтической интерпретации окружающего мира. Много путешествуя, Суриков фиксирует все, что увлекает его своим красочным богатством. Так, в альбомных листах находят свое отражение неоднократные поездки по Сибири («В столовой на пароходе», 1880-е г.; «Дом Суриковых в Красноярске», 1890-е гг.), вторичное посещение Италии («Собор св. Марка в Венеции», 1900; «Венеция. Палаццо дожей», 1900). Совершенно новый, завершающий период мастерства Сурикова-акварелиста представляют собой работы, относящиеся ко времени путешествия художника по Испании (1910). Тонкие, лирические итальянские пейзажи сменяются жизнерадостными, мажорными листами, передающими своеобразие природы и архитектуры Испании («Севилья. Альказар»). На смену мягкой, живописной моделировке в передаче окружающего мира приходит пластическая энергия форм, которая становится отличительной чертой этих акварелей, выполненных сочными, размашистыми мазками в широкой и обобщенной манере письма.
В акварелях испанского периода живопись основывается не на тончайших цветовых нюансах и оттенках, а на предельно экспрессивном звучании чистых тонов, при этом мягкую певучесть цветовых пятен сменяет контрастное противопоставление звучных, сочных цветовых аккордов, откровенная декоративность акварели. Новые пластические принципы, поиски сложного декоративного цвета в акварелях испанского периода созвучны своему времени, которое характеризуется общими колористическими поисками русского искусства начала XX века. 
 Суриков В.И. Портрет Е.А. Суриковой (1858-1888), урожденной Шаре, жены художника. 1890. , бумага, акварель, графитный карандаш, 22,5 х 17. Собрание семьи художника, Москва
На личных этапах эволюции творчества В. И. Сурикова в технике акварели — от восьмидесятых годов XIX века до первого десятилетия XX века в произведениях художника проявляется цельность живописного видения мира, большое колористическое мастерство. Подобно тому, как в камерных, изысканных, наполненных поэзией итальянских акварелях, в темпераментно исполненных, мажорных по звучанию работах испанского периода предстает самобытность Сурикова-акварелиста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий