Живописец из Сибири. Андрей Поздеев прошёл в своем развитии почти все основные стадии мирового искусства: реализм - импрессионизм - постимпрессионизм - фовизм - абстракционизм. И это было не подражательством, а последовательным развитием его личного сознания и творческого метода.
Поздеев А.Г. 1960 Здесь живешь ты К., м. 49 х 79
Источник: Тригалева Н. Андрей Поздеев./ Наталья Тригалева.// Тобольск и вся Сибирь. Восьмой номер. Красноярск: Альманах./ Сост. М.В. Москалюк. - Тобольск: Издательский отдел Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2007. - 340с.
С искусством Андрея Геннадьевича Поздеева дело обстоит сложно. У него множество восторженных и убежденных поклонников, преимущественно в профессиональной среде. Среди непрофессиональной публики одни оценивают его картины по принципу «непонятно, но здорово», а другие с недоумением говорят своему спутнику, что «такая мазня и у меня получится». Недоумевающие есть и среди профессионалов. Один мой друг, хороший и очень известный художник, стопроцентный реалист, хотя вовсе не догматик и не отрицающий авангард, хорошо отзывается о ранних работах Поздеева и искренне не понимает, где же искусство в его последних, нефигуративных картинах. И считает славу Поздеева раздутой и преувеличенной.
Поздеев А.Г. 1962 Дивногорск строится фрагмент К., м. 50 х 70
Поздеев - уникум, настоящий самородок и селфмэйдмэн (с английского «selrmademan» - человек, который «сам себя сделал»), проучился только год в художественной школе, превзойдя многих и многих, проведших по 10-15 лет в школе-училище-институте. А ему хватило этого одного года, просто чтобы узнать азы грамоты и понять основное, что должно отличать профессионала от дилетанта. Дальше учился сам, у природы и у мастеров прошлого, чьи работы усердно и, главное, сознательно, копировал в молодости. Ещё учился узнавать и выражать самого себя и своё, только ему присущее видение мира.
Поздеев А.Г. 1968 Молодые художники Х., м 133 х 205
Его называют «сибирским Матиссом», наверное, основания для такого сравнения есть, но только он не Матисс, а Андрей Поздеев. И никогда ни под кого не подстраивался, писал, как дышал, не пытаясь никого удивить. Только в последние годы на смену интуиции пришел рассудок, в картинах появились математический расчет и жёсткая геометрия, хотя цвет всё равно остался по-поздеевски стихийным. Возможно, это было результатом увлечения книжками по формальному анализу, которым Поздеев, детская душа с сияющими глазами, дал себя увлечь.
Поздеев А.Г. 1974 Геннадий Данилович Портрет отца К., м. 122 х 100
Не то чтобы это было вредным, да и сам Андрей Геннадьевич был не из тех, кто следует слепо чужой указке. Скорее всего, он внутренне был готов к чему-то подобному, к поиску формул и символов, способных вместить смысл, не передаваемый языком предметного искусства. Хотя до этого был абсолютно независим и, имея множество подражателей среди молодых своих почитателей, сам никогда никому не подражал. Здесь же, став, как многие считают, совершенно другим Поздеевым, он не только пытался выразить невыразимое, но и ещё, я это вполне допускаю, играть в увлекательнейшую игру. Ведь он до старости, будучи мудрым и взрослым мужчиной, оставался одновременно ребёнком.
Поздеев А.Г. 1975 Когда пишу сирень Х., м 105 х 120
А формальная композиция - такая завораживающая игра! Ты рисуешь чёрный круг на белом фоне, и он становится окном в космос, это символ вселенной и метафора нашей жизни. И вот здесь чёрное и белое соперничают, но не побеждают. А что будет, если добавить чёрного? Или убавить? Кто победит? Чёрное или белое? Добро или зло? Бог или дьявол? А что будет, если добавить красного? Или пересечь белый круг чёрным, чтобы в их наложении возник синий овал? И так до бесконечности, каждый раз получая новые и новые варианты. Смысловые. Живописные. Декоративные, наконец...
Поздеев А.Г. 1979 Чтение Х., м 103 х 122
О Поздееве написано немало, нередко отмечают, что в разные периоды творчества он испытывал влияние различных художественных течений. В его работах усматривают то влияние Ван Гога, то сходство с Альбером Марке, и т. д., и т. п. Не то чтобы это неправда. И не то чтобы ни от чего не зависел. Любой художник, так или иначе, зависит от своих предшественников, и любой художник, лучше или хуже, знает историю искусства. Всё это как-то по-другому происходило применительно к Поздееву. Кто не встречал художников, чаще всего молодых, которые, открыв для себя нового кумира, пытались быть как он. И сам Поздеев был для некоторых таким кумиром. И кто не знает художников, осведомлённых о самых новейших течениях, но вовсе не применяющих эти знаний в собственном творчестве.
Поздеев А.Г. Композиция
Вот Знак или Ряузов: что, не знали они Гогена или Кандинского? Но писали-то по-своему. Искусство имеет право быть разным. Глупо отрицать так называемый авангардизм, но и провозглашать скорую гибель реализма не умнее. Если ты талантлив и честен, ты можешь пройти по дороге, проложенной старыми мастерами, но ты пройдёшь по ней своим путём.
Поздеев А.Г. 1995 Старцы Х., м 110 х 110
Андрей Поздеев прошёл в своем развитии почти все основные стадии мирового искусства: реализм - импрессионизм - постимпрессионизм - фовизм - абстракционизм. И это было не подражательством, а последовательным развитием его личного сознания и творческого метода. Для него эти фазы были естественными ступенями личного творческого роста. Освоив реалистическую манеру, обогащенную опытом импрессионизма, он стал вполне традиционным и хорошим пейзажистом. Работы рубежа 1940-1950-х - великолепно написанные и уверенно скомпонованные, даже на уровне этюда являющие способность быть картинами. Уровень профессионализма таков, что невозможно поверить, будто у автора за плечами всего-то год художественной школы.
Поздеев А.Г. 1997 Краски земли. Цветы и солнце Х., м. 70 х 100
И он мог бы, продолжая эту линию, стать вровень с другими хорошими пейзажистами. Но, как в мировом искусстве, так и в развитии Поздеева импрессионизм сказал практически всё, что можно было сказать о видимой реальности. И возникла потребность высказать нечто такое, что скрыто за нею, что есть в наших переживаниях по поводу этой видимой реальности. И её, эту реальность, можно в чём-то изменить, деформировать, по-другому раскрасить. А иначе как написать мечту? Грусть? Любовь? Боль? Радость? Это то, чему научился выросший на почве импрессионизма постимпрессионизм, и это то, к чему пришел Поздеев в пейзажах и натюрмортах начала 1960-х. А в середине 19б0-х постепенно приходит осознание того, что мир, в котором живём, не так уж ладен. Он может быть опасен, бесчеловечен. Будущее его неясно и мучит предчувствием беды. И поток красных флагов, текущий по улицам и мостам в день октябрьской демонстрации, становится потоком крови, заполняющей душу ужасом и тревогой.
Поздеев А.Г. 1986 Астры Х., м. 120 х 97
И горы в напряжённом усилии громоздятся вверх. И битая дичь вопиет об отмщении. Собственно, с этого и начался разлад Поздеева с некоторой частью публики. Зритель, привыкший видеть в картине двойник реальности и способный оценить только внешнее правдоподобие изображённых объектов, видя изломанные, изображённые без объёма и перспективы дома, примитивно нарисованные деревья, машины и фигуры людей, искренне недоумевает: «Мой ребёнок и то лучше нарисует»! Откуда такому зрителю знать, что ребёнок, - а дети действительно бывают гениальны и могут спонтанно нарисовать такое, на что не способен ни один академик живописи, - ребёнок, однако, не сумеет так безошибочно выстроить композицию и ритм, добиться символического звучания цвета и колористической гармонии.
Поздеев А.Г. Композиция
Проще говоря, не требуется, чтобы дом или человек были похожи. Из цели изображения предмет превращается в средство. Средство выразить нечто находящееся за гранью видимой реальности. Своего рода знак, и достаточно того, чтобы он прочитывался: вот дом, вот человек, вот дерево, вот цветок. Это похоже на экспрессионизм, но искусство «Крика» (так называется картина Эдварда Мунка, ставшая своего рода визитной карточкой этого направления) слишком надрывает сознание. Наступает момент, когда хочется не вопить об ужасе этого мира, а попробовать улучшить его хотя бы вокруг себя, внести гармонию и ясность.
Поздеев А. Красноярск. Набережная
Закономерным образом, когда освоен и близок к исчерпанию ресурс предмета как выразителя того, что за предметом», возникает вопрос: а нужен ли он теперь - этот предмет? Так в позднем периоде творчества Андрей Поздеев приходит к беспредметной живописи, и в этом отнюдь не новом для мирового искусства направлении он не затерялся, остался собой.
Поздеев А.Г. Стихи 1977
Графика Поздеева - особая тема, в двух словах о ней не расскажешь. Отмечу только, что такая лаконичность и выверенность композиции, такое уверенное владение резцом и такое умение почти без линии и практически без штриха, одними только пятнами белого и чёрного добиться в линогравюре впечатления и глубины пространства, и объёмности формы, достигнутые художником, никогда не учившимся графическим техникам, просто феноменальны.
Поздеев А. Портрет художника Т.В. Ряннеля
Всякий раз, освоив определённый уровень формы и содержания, он мог бы дальше возделывать эту ниву полного совершенства. Но его звала вперёд новая задача, и он начинал новое восхождение. Дерзну сказать вот что. Если бы не было ни импрессионизма, ни фовизма и т. д., Поздеев бы их открыл, потому что он развивался в том же направлении, что и вся мировая культура. Может, он физически не успел бы дожить до искусства абстрактного, но и к нему он шёл просто по логике своей эволюции, своего восхождения к усложнённому пониманию неисчерпаемых возможностей искусства и жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий