Живописец. Он - коренной сибиряк, сын учительницы и железнодорожника, выросший на расположенной недалеко от Красноярска станции Козулька. Учился в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Велико его художественное наследие. С 1984 года и до последних дней он преподавал живопись в Красноярском художественном институте.
Источник: Тригалева Н. Анатолий Знак./ Наталья Тригалева. .// Тобольск и вся Сибирь. Восьмой номер. Красноярск: Альманах./ Сост. М.В. Москалюк. - Тобольск: Издательский отдел Тюменского регионального общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2007. - 340с.
...Прожил обычное для мальчишки военных лет полуголодное и полуодетое детство, с драками и дружбой, печёной картошкой в обугленной кожуре, с прочими печалями и радостями мальчишки из захолустья. В числе радостей - глина, из которой лепились незамысловатые фигурки, и дешёвые краски, - наклеенные на картон кругляшки, больше похожие на цветную замазку, чем на акварель. И везение: учитель рисования, который, разглядев в парнишке искру таланта, стал учить его рисовать с натуры.
Знак А.М. Кони Этюд. Без года. Х., м. 43 х 56
Став глухонемым после перенесённой в детстве болезни, он, в отличие от многих в подобной ситуации, не сник, не замкнулся в комплексах собственной ущербности и несчастности. Повзрослев, приехал в Красноярск, устроился на подсобные работы в театр музкомедии и поступил в вечерние классы художественной школы имени В.И. Сурикова. Не лишне заметить, что многие из так называемых «вечерников», тех, кто в детстве по разным причинам искусству не учился, а повзрослев, иногда даже состарившись, поняли, что без живописи жить не могут, стали впоследствии профессиональными художниками. Анатолию Знаку исполнилось всего 20 лет - это, конечно, было преимуществом, но он был инвалидом - и это было препятствием.
Знак А.М. 1977 Тоня, холст масло
Болезнь очень и очень осложнила бы ему путь в искусство, если бы не Ленинградская студия изобразительного и прикладного искусства при Всесоюзном обществе глухих. Здесь он проучился три года и в 1964-м поступил в лучшее художественное учебное заведение Советского Союза, а по мне -так и всего мира, - Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Проще сказать - в прославленную и легендарную Академию художеств, где учились Брюллов, Репин, Суриков и почти все великие русские художники прошлого и современности.
Знак А.М. 1980 Хакасия. 1980-е гг. К., м. 35 х50
Словом, Анатолий Знак - получил полноценное академическое образование. Причем у такого выдающегося мастера, как Евсей Евсеевич Моисеенко. Мастерская его в Академии занимала особое, даже в прямом смысле, положение - это было отдельное, со специально выстроенным светом, здание вблизи от основного корпуса. Именно в эту мастерскую мечтали попасть студенты, стремящиеся в совершенстве постичь искусство рисунка и композиции. Но возникала для них при этом и одна проблема. Моисеенко был большим художником, прекрасным преподавателем, студенты его уважали безгранично... Но он как-то или заражал своей манерой, или давил непроизвольно, как будто тиражировал себя в выпускниках. И потому оставил после себя по всей стране множество «моисеенок». На любой Всесоюзной выставке идёшь по залу и видишь: вот «моисеенко», и там «моисеенко», а здесь, смотри-ка - сам Моисеенко. В ранних работах Знака фирменный моисеенковский мазок, острые бликовые подчёркивания, иногда сходство композиционных построений тоже заметны. Но чем дальше, тем меньше становилось заимствованного. Откристаллизовывалось своё.
Знак А.М. 1989 Натюрморт с мадонной Беллини Х., м. 70 х 60
Реалист без догматизма, Знак умел писать всё: пейзаж, натюрморт, портрет, картину. Причём писать так, что, занимайся он исключительно одним жанром из перечисленных, всё равно вошёл бы в созвездие лучших. Правда, больших пейзажных работ у него немного, чаще всего он писал этюды, лихие, яркие, как будто наполненные свежим воздухом, написанные свободно и без натуги. И только художнику понятно, какая большая и серьёзная работа скрывается за этой видимой легкостью. Анатолий Знак любил жизнь во всех её проявлениях, природу - во всех состояниях и временах года.
Знак А.М. 1989 Осенний натюрморт К., м. 70 х 50
Не возьмусь выдавать это наблюдение за какую-то закономерность, но большинство пейзажистов, по крайней мере, пейзажистов русских, особенно любят писать сумерки, осень, и тому подобные красивые, но наводящие грусть, а то и тоску мотивы. Возможно, это связано с особенностями нашей славянской души, возможно, с чем-то ещё, науке неизвестным, но далеко не каждый живописец способен видеть и писать природу мажорно и бодро. У Анатолия Знака это получалось - блеск солнца и искрящаяся рябь южного моря, золото осенней тайги и ослепительная белизна свежего снега. Хотя, конечно, лирическая печаль была ему не чужда, сам характер влёк его к свету и радости больше, чем к меланхолии и созерцательности.
Знак А.М. 1992 Майский натюрморт Х., м. 90 х 100
Его натюрморты отличает не меньшее, чем в пейзаже, разнообразие настроений и широкий диапазон вариантов, от случайно увиденной цветущей ветки в обычной стеклянной банке, до натюрморта-картины, вмещающего и сюжет, и аллегорию, и философские размышления. Особая песнь - натюрморты на пленэре, в которых яркие, излучающие солнечную энергию подсолнухи, сирень или жарки (местное название любимого художниками растения «купальница азиатская») так здорово вписаны в среду, что пейзаж и не «спорит» с цветами на первом плане, и «сохраняет лицо», не превращаясь в смазанный, намеками данный фон. Возможно, я слишком подробно на этом останавливаюсь, но объективно как раз на цветах и проверяется мастерство натюрмортиста. Не пишет-то их только ленивый, а вот тех, кто по-настоящему умеет, раз-два и обчёлся.
Знак А.М. 1995 Весна на Каче К., м. 50 х 39,5
Примерно такой же расклад и в отношении портрета. Все мы, кто в училище, кто в институте, выполняли рисунки и этюды головы, фигуры, все более-менее знакомы с пластической анатомией, и много кто пишет портреты на заказ или «для себя». Или - думает, что пишет... Портретное творчество Знака - классика жанра. О таких критериях, как сходство с моделью, анатомическая достоверность и передача движения, говорить просто глупо, потому что у него, прошедшего блестящую академическую школу, все эти качества были a priori. Ему не требовалось напрягаться, чтобы согласовать пропорции носа и ушей или «вставить» глаза в глазницы (кто когда-нибудь это рисовал, поймет, о чём речь). Анатолий Знак писал человека как такового. Характер. Судьбу. Взгляд. Иногда - целую биографию. И особенно любил писать своих персонажей в привычной для них среде, пейзажной или интерьерной, в той обстановке, в которой им привычно жить и которая стала частью их духовного мира.
Знак А.М. 1995 Ирбейский пейзаж фрагмент К., м. 36,5 х 49
Наконец, в жанре сюжетной картины Анатолий Знак, наверное, лучший из современных красноярцев. Среди наших художников не очень-то многие брались за большие многофигурные картины. И мало у кого это хорошо получалось.
Любая картина Знака становилась событием на наших краевых и зональных выставках, многие экспонировались на республиканских, всесоюзных, международных, репродукции с них печатались в журналах и альбомах центральных издательств. А мы, тогдашние студенты Суриковского училища, подолгу стояли перед ними и пытались понять : как же это ему удается? Композиция, в шторой ни на миллиметр ни убавить, ни прибавить ничего нельзя. Точность без натурализма. Чёткость без жёсткости. Глубина с плоскостностью. Цвет с графичностью, вкраплениями черного и белого. - как он это сделал?
Знак А.М. 1996 Проводы зимы в старом Красноярске, фрагмент
Сюжеты, особенно революционные или индустриальные, нас интересовали гораздо меньше, чем техника.
Но сейчас можно взглянуть по-другому и на сюжеты. Революция 1905 года в Красноярске, разгром Колчака, сибирские партизаны, гражданская война - всё это отразилось в картинах Знака, но без газетно - учебничной упрощенности и наклеивания ярлыков: красные - молодцы, белые - сволочи. Ясно, что в 1970-1980-е годы, когда было написано большинство этих картин, наша реальная история мало кому была известна. Но Знак, как и мы все. немного знавший. многое провидел интуитивно. По-настоящему пронзительны и честны его картины о Великой Отечественной войне.
Знак А.М. 1998 Зимка Х., м. 37 х 29
Картины на темы давней истории впечатляют совершенно личным взглядом на исторических персонажей, будь то Пушкин или Пётр Первый. Знаку как интеллектуалу удавалось вжиться в образ, а Знаку-ремесленнику. - слово «ремесло художниками употребляется в высоком смысле слова, - было подвластно всё это изобразить. А как живы и парадоксальны - сочетанием обобщённости и репортажности его картины по материалам творческих командировок в воинские части, на строительство Саяно-Шушенской ГЭС или БАМа! Иногда утверждают, что все жанры равны, и написать хороший натюрморт или пейзаж не проще, чем картину. Но это неправда, самооправдание для дилетантов. Можно стать великим пейзажистом, не умея грамотно нарисовать человека, но чтобы написать картину, нужно уметь всё. Потому что и пейзаж, и натюрморт, и портрет - элементы, из которых «собирается» картина.
Знак А.М. 1999 У Красноярского моря. Х.,м. 93 х 65
Наследие художника Анатолия Марковича Знака не ограничивается живописными работами. Он оставил будущему целую плеяду учеников. С 1984 года и до последних дней он преподавал живопись в Красноярском художественном институте. Выставка, прошедшая недавно, показала, что словосочетание «мастерская Знака» - явление, уже ставшее фактом художественной жизни города. Причём учителем он оказался от Бога: любил своих студентов, вникал во все их проблемы, переживал за них и радовался успехам. Даже когда уже болел неизлечимо, не мог вставать, а студенты ему приносили форэскизы начатых дипломных работ, - рассматривал, советовал, делал поправочки.
Знак А.М. 2001 Сирень Х., м. 53 х 65
И, что характерно, никому не навязал своей манеры, все его выпускники - разные по почерку и мировидению. Знак учил их главному: работать, не щадя себя, любить жизнь. Так, как он сам любил мироздание, от неба до пылинки, как видел красоту в каждом мгновении. А каким крытым, весёлым и общительным человеком был, при своей-то немоте! Столько юмора и мудрости было в светлых глазах и улыбке! Живя в беззвучном мире, он заставил звучать краски, и музыка его живописи светла и радостна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий