Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

пятница, 21 января 2011 г.

Капелько В.Ф. – История сохранения его наследия. Музей Капелько

В.Ф. Капелько: «Смотри, какая загогулина!»
Основной источник информации сайт http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/9/Kucak/0.htm Дорогами Вселенной Капелько
« Запомни, когда мы выбрасываем старое, мы забываем прошлое и поэтому строим дом на песке». ( В. Ф. Капелько.)

Капеля очень бережно относился к прошлому. Всю жизнь собирал материалы, которые пригодились бы для создания музея искусств и народного творчества Сибири на территории республики Хакасия. В его мастерской скопилось огромное количество старинных вещей: коллекция стремян, красивая бутыль, керамика, деревянные изделия, кости ископаемых животных, привезенных из экспедиций, корзины из ивовых прутьев, коллекция замков, самоваров, утюгов, лошадиных подков.
Коллекция замков Капелько В.Ф.

В мастерской Капели было множество удивительных старых бочек, вещей народного промысла и крестьянского быта: прялок, лукошек, туесков, ложек, различных по величине и форме, некоторые из них были созданы самим Владимиром Феофановичем. Большую часть великолепной коллекции занимали вещи, привезенные из разных уголков страны: из Тувы и Хакасии, из Риги и Таймыра, из Бахчисарая и Владивостока... Все они кем-то брошенные, оставленные находили приют у Капели. Он сам реставрировал диковинки народного творчества и очень ими дорожил. «Заваливает свою квартиру всяким хламом и старьем, — ворчали все. — Мы это выбрасываем на помойку, а он подбирает и радуется, что нашел что-то интересное. Что может быть интересного в старой мебели, стоптанных ботинках, разбитых чайниках?» (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько // Золотое сечение. Эрмитаж. Санкт – Петербург. № 1,2006. с.3). Капеля хотел показать всем, что старые вещи хранят тепло и быт прошлого.
Коллекция вещей, собранных В.Ф. Капелько

Всю жизнь Владимир Феофанович мечтал создать музей искусств и народного творчества Сибири на территории республики Хакасия. Капеля не раз повторял: «Всем людям нужен музей, чтобы быть культурней, осознать свои глубокие корни, утолить жажду знаний. Пусть будет Хакасия помнящей свое родство, пусть сохранит ценности, данные нам древней землей в наследство, пусть сбережет нить, связующую поколения!» 
Натюрмортный фонд В.Ф. Капелько

По своей натуре Владимир Капелько был очень доверчивым, бескорыстным, он верил в искренность и сочувствие людей, с которыми его сталкивала судьба, надеялся на их взаимопонимание, щедро давал деньги для воплощения своей мечты, хотя порой самому не хватало денежных средств на существование. «Пытался художник сделать музей творчества в селе Верх-Усинск, еще в 1994 году. Дал деньги администрации села на ремонт брошенного здания школы – для музея. Но администрация потратила эти деньги на покупку дизельного топлива, а школу по бревнышкам растащили для своих нужд сельчане.

Вынести эту разруху села, художник не смог: в Абакан он вернулся совсем больным. И тут ему предложили подарить республике коллекцию древних изображений, собранную им за 20 лет, пообещав ему на их основе создать музей искусства Южной Сибири в полуразрушенном тогда здании бывшего управления «Хакасзолото». Поверив обещаниям, он подарил Хакасии эту коллекцию. Ныне она пылится в хранилище краеведческого музея и абсолютно не востребована», - с горечью говорит жена Э.А. Севастьянова, продолжатель дела В. Капелько. (Севастьянова Э. А. Крик души // Хакасия. 5 апреля 2005.)
В бывшей мастерской В. Капелько.

Официальный мир был к Капели жесток. Работам, экспонатам мастера не находилось места. Мастерскую, где хранились они, требовали освободить, то есть вывезти надо было тысячи полотен и этнографических экспонатов. Но куда?.. Требование освободить мастерскую его убило. Ведь он думал, что нужен людям. И потому его детская душа не смогла жить, потеряв надежду создать музей искусств в Хакасии. (Источник: Кайманова Л. Капелько никому не заменить./ Людмила Кайманова.// Хакасия. - 2001. - 11 апреля, № 67. - с. 6)

Палитра Владимира Капелько

… Союз художников настолько отрицательно относился к творчеству Капели, что его работы после его смерти были вывезены из художественной мастерской в Минусинскую художественную школу без согласия родственников. Им даже не сообщили об этом. Сейчас эту мастерскую занимает председатель Союза художников – А.Е. Ульянов.
Тут возник вопрос – где и как будут храниться коллекции первого в Хакасии Заслуженного художника России. Судьба коллекций взволновала известных ученых-искусствоведов Томска, Новосибирска, Красноярска и других городов Сибири, которые обратились в правительство Хакасии с письмами-просьбами. Авторы писем ратовали за создание на основе мастерской художника В. Капелько мемориального музея его имени.

Фрагмент выставки В.Ф. Капелько в Абаканской картинной галерее. 2003 г.

Начало было многообещающим: многие решили посодействовать в создании музея художника. По замыслу инициаторов – художников, искусствоведов, археологов, в общем, всей культурной общественности Хакасии – это должен был быть даже не музей, а что-то вроде выставочной мастерской, где имели бы место и выставки современных талантливых художников, и рабочие зоны – мастерские – для всех желающих посвятить свое время творчеству. «В первую очередь о создании такого музея мечтали сам художник Капелько и жена-единомышленник Эра Антоновна Севастьянова. 
Севастьянова Эра Анатольевна, археолог, вдова художника Капелько В.Ф.

Эра Севастьянова о своем муже:
-Он работал над древней космогонией Сибири, в Иркутске, Туве, огромный материал собрал. И незадолго до своего ухода работал над книгой, где в этом вопросе большое место уделено Хакасии. С абсолютно новой стороны взглянул на эту землю Капелько. Вслед за ним, поддавшись его обаянию, влюблялись в Хакасию и многие-многие люди. Он мечтал открыть в Абакане Эрмитаж. Но успел лишь создать чистейший сад своей души, где не было сорняков зависти и гордыни, желания славы и денег, а лишь - жажда служения искусству.
Книга на русском языке об окуневской культуре, оформленная рисунками Капелько В.Ф.

"Ему всегда очень хотелось заинтересовать общественность, обратить внимание людей на то, что мы имеем огромные духовные богатства, которые бесценны, об этом он не раз писал в своих статьях. К заслугам Владимира Феофановича относится создание огромного количества копий наскальных рисунков – петроглифов, различных археологических находок, предметов старинного и современного быта. Немало он создал картин, которые отражают дух тех мест, где побывал художник – это Таймыр, Сахалин, Прибалтика, Крым, Монголия, Швеция, и, конечно же, Хакасия». (Михайлова Ж. Море надежды тонет в океане отчаянья // Хакасия. 10 декабря 2005.)
Книжная иллюстрация Капелько В.Ф. 

Попыталась воплотить мечту в реальность Эра Антоновна. Помогали ей в этом заместитель министра культуры Леонид Еремин, который нашел запущенное, тогда наполовину пустующее здание кинопроката, директор республиканского музея Т.Н. Феоктистова помогла организовать переезд в кинопрокат. Она обратилась за помощью в войсковую часть-2539А (пограничные войска) к полковнику В. Фертому и войсковой части 2543А к подполковникам В. Черных и В. Бусову, и они выделили транспорт, личный состав для переезда коллекций в кинопрокат. А подполковник Д. Гатияров железнодорожной военной части 01662 также не остался равнодушным и смог организовать транспорт и личный состав для ремонта помещений и переезда. До этого железнодорожные и пограничные войска помогали оформлять посмертную выставку В. Капелько в краеведческом музее, в Большом зале. Без их помощи не состоялось бы открытия «Музея Капели» 28 сентября 2001 года, в день годовщины смерти Владимира Капелько, музея интересного и талантливого художника, поэта, археолога. 
Капелько В.Ф. 1966 Розовые розы

«На открытии «Музея Капели» выставкой «Все будет хорошо» представители республиканской власти обещали всячески содействовать развитию и улучшению материально-технической базы музея. Обещать – это, конечно, хорошо, но для полного счастья еще и выполнять бы не помешало. Хотя в России знают – обещанного три года ждут, а после забывают». (Михайлова Ж. Море надежды тонет в океане отчаянья // Хакасия. 10 декабря 2005.)
В здании кинопроката вдоль длинного коридора, в зрительном зале и в четырех кабинетах на стенах было развешано более 100 работ художника. 
Экспозиция музея Капелько

За то время, что просуществовал «Музей Капели» по улице Аскизская 165, его посещали самые разные люди, оставлявшие самые разные впечатления и пожелания:
«Самая большая память о великом человеке Хакасии – создание музея им. В. Ф. Капелько. Мы будем жить памятью о нем, и многие поколения в будущем будут ему благодарны» - директор музыкальной школы Н.И. Федосеева и актриса театра «Сказка» В.Б. Тарасова. 

«С благодарностью за встречу с художником, который открыл дверь к великой богине – Земле…» - Герда Крамер, Испания.
«Как хорошо, что побывали здесь! День превратился в светлое чудо – как картины Капели. На душе стало легко!..» - археологи из Санкт – Петербурга: С. Панкова, В. Архипов.

«С благодарностью за встречу с художником, который открыл дверь к великой богине – Земле…» - Герда Крамер, Испания.
«Как хорошо, что побывали здесь! День превратился в светлое чудо – как картины Капели. На душе стало легко!..» - археологи из Санкт – Петербурга: С. Панкова, В. Архипов.
 «Спасибо доброй Эре Антоновне за исключительно содержательный рассказ о творчестве В. Ф. Капелько. Жаль, что музей влачит столь скромное существование. Только подвижники сохранят для нас исчезнувшие цивилизации» - председатель велоклуба В. В. Черников, Красноярск.

Книга отзывов «Музея Капели».

О музее Капелько дается информация в нескольких печатных изданиях, например, в путеводителе «Хакасия», выпущенном всемирно известной туристической фирмой «ЛЕ ПТИ ФУТЭ»,
Путеводитель «Хакасия», выпущенный всемирно известной туристической фирмой ЛЕ ПТИ ФЮТЕ.

А также в «Российской энциклопедии» том № 1 упоминается, что на территории республики существует и «процветает» «Музей Капели» ...
… Но после четырех лет существования «Музей Капели» перестал принимать посетителей в 2004 году из-за ремонта кинопроката. Из воспоминаний Э. А. Севастьяновой: «После смерти художника от музея Капелько осталась лишь десятая часть: всего небольшая комната, и та очень нужна кинопрокату. Мечта о необыкновенном музее Капелько остается неосуществленной». (Севастьянова Э. А. Крик души // Хакасия. 5 апреля 2005.)

В 2005 году по решению дирекции кинопроката было освобождено последнее помещение из ранее предоставленных от коллекций и картин художника. Часть коллекций была вывезена в небольшую комнату (где помещается сотая часть из всех работ), выделенную председателем Союза художников А. Е. Ульяновым, кое-что увезено в 22-ю школу на создание комнаты «Творческая мастерская художника», очень большое количество картин второй год «скитается» по подвалам Новосибирского художественного музея, где в июне 2004 года проходила выставка «Лики древней земли Хакасии». Кроме того, около 100 работ находится в Саяногорске в подвале художественной школы, где весной этого года проходила выставка под названием «Друзья его звали Капеля», до этого побывавшая в Шушенском историко-этнографическом музее и в краеведческом музее Саяногорска. Куда увезти эти работы – неизвестно.
Копии Капелько В.Ф., представленные на выставке Ирины Бацановой в Санкт-Петербурге.

Выставки – это все-таки временное явление, многие работы, представленные на них, нуждаются в изучении, реставрации, описании, а самое главное – в сохранении. Может ли все быть выполнено без материальной и моральной поддержки со стороны государственных органов?..
Узнав об этой трагедии сибирские ученые, художники, искусствоведы, литераторы, директоры художественных и региональных музеев старались помочь Эре Антоновне сохранить произведения Капели, отправляя многочисленные письма и просьбы по созданию нового музея в Абакане. Но, к сожалению, местные власти с безразличием отнеслись к поступающим просьбам.
Сейчас небольшая часть картин В. Капелько находится в Картинной галереи» при «ХРИПК и ПРО» 
Музей В.Ф. Капелько в ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО г. Абакан

Здесь картины художника обрели новую жизнь, но это помещение, бывший спортзал, которое не может уместить все творения Капели. Множество картин было подарено музеям Красноярска, Минусинска, Томска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Абакана, Черногорска и др.

 Очень жаль, что культурное наследие, достояние оставленное Владимиром Феофановичем, остается невостребованным, закрытым от людей в хранилищах музеев, которое с каждым годом неизбежно продолжает пропадать.
Капелько предвидел, что его работы могут остаться невостребованными, поскольку сегодняшнее поколение неизбежно катится в огромную пропасть, полную зла, негодования, фальши и безразличия: «Я вижу, что жизнь меняется и, возможно, все, что я создал останется закрытым для людей. Самое страшное - не когда человек умирает, а когда его забывают». 
Капелько В.Ф. 1971 Раиса хворает в Крыму

Все это бесценное богатство осталось «на руках» жены и соратницы Владимира по археологическим изысканиям – Эры Антоновны Севастьяновой. Систематизация и обработка огромного наследия, составление каталогов по творческим работам и копиям древних петроглифов требует кропотливого труда, времени и денежных средств. Для одного человека, даже обладающего необходимыми знаниями, задача неподъемная…
Поэтому так хочется верить, что ситуация с полотнами, петроглифами Капелько – просто какое-то недоразумение. Ведь есть картины, есть люди, которые хотят их видеть, которым они нравятся, 1000 картин, тысячи копий петроглифов, этнографических предметов - огромное научное наследие ждет помощи. Владимир Феофанович подарил его людям, подарил каждому из нас. И для того, чтобы мир действительно был спасен красотой, надо беречь каждую ее частицу.
Копия В.Ф. Капелько. Шалаболинская писаница Неолит. (рис. Из книги - Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10)

Необходим музей изобразительных искусств, о котором всю жизнь мечтал Владимир Феофанович, где были бы представлены собранные им коллекции, а также картины художников Хакасии, куда приносили бы жители республики вещи своих бабушек и дедушек, сохраняя память прошлых поколений, где могли бы дети и подростки заниматься научной и творческой деятельностью. Можно было бы организовать мастерские и по изготовлению сувениров, и здесь же проводить экскурсии.
В. Капелько пытался обратить внимание общества на то, что мы имеем огромные духовные богатства, которые бесценны. Сохраняя прошлое, мы должны думать о будущем - в этом смысл духовной памяти, сохранение которой является основой служения искусству и культуре России.
Копия В.Ф. Капелько. Изрыс-тас гора Окуневская культура (рис. Из книги - Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10)

19 июня 2007 года (в год 300-летия присоединения Хакасии к России) у Заслуженного художника России был юбилей – семидесятилетие со дня рождения. Это особая дата, о которой невозможно не упомянуть. К сожалению, в городе Абакане нет мемориальной доски на мастерской, где он работал многие годы. Очень обидно, что администрация города Абакана (где жил многие годы художник) и правительство Республики Хакасия не ценят дар и талант великолепного художника и замечательного человека…
Много фанфар гремело в юбилейный год присоединения Хакасии к России. Был выпущен альманах «Сокровища культуры Хакасии», где только 2 странички посвятили В.Ф. Капелько, капля из моря его наследия. Но и этот факт говорит о том, что Капелько В.Ф. - национальная гордость Хакасии. Благодаря его копиям мир увидел изумительные наскальные рисунки древней земли Хакасии. Так почему же власть держащие люди не уделяют внимания должному хранению его полотен и экспонатов? Ведь они явились бы стимулом для привлечения потока туристов в Абакан…
Копия В.Ф. Капелько. Петроглифы Коровий лог. Окуневская культура (рис. Из книги Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10)

«Но, похоже, что В.Ф. Капелько убивают сейчас во второй раз: идея о создании музея искусств по-прежнему не принимается. А ведь подобные музеи есть во всех городах Сибири, нет только в нашем республиканском центре. Не случайно в правительство Хакасии идут и идут письма, в том числе и от интеллигенции Хакасии. Но решение пока не принимается ни администрацией Абакана, ни правительством. К сожалению, наш город приобретает стойкий облик города предпринимателей, лавочников. Нет в Абакане, в котором хочется жить, литературных, музыкальных, этнографических музеев, музея истории города Абакана, равно как и музея искусств. Мир Капели помог бы в этом, создай мы в память о нем дом-музей искусств имени В.Ф. Капелько… Да озарит нас удивление, как мечтал Капеля, при виде Красоты и Доброты, которые нес в себе этот застенчивый, с пушистым нимбом волос, человек!» (Источник: Кайманова Л. Капелько никому не заменить./ Людмила Кайманова.// Хакасия. - 2001. - 11 апреля, № 67. - с. 6)
 Его наследники согласились передать основную часть собраний в будущий музей. Но никакие существенные изменения не произошли до сих пор, богатейший вклад в историю края гибнет на глазах, разрушается в подвалах, в громадных картинных стопках, в скрученных рулонах.
В.Ф. Капелько с дочерью в Минусинском музее

…Даже дети, ученика лицея города Черногорска Республики Хакасия, отчетливо и прекрасно осознают драгоценную значимость творчества В.Ф. Капелько. Они создали сайт в Интернете, посвященный уникальному художнику и написали эмоциональное письмо-обращение о сохранении музея Капелько правительству Хакасии. Даже дети…
http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/9/Kucak/0.htm - это ссылка сайта Дорогами Вселенной Капели.
Авторы сайта: Куцак Татьяна, Королев Станислав , ученики 11 В класса, МОУ «Лицей», г. Черногорск, Республики Хакасия. Руководитель: Коп Татьяна Васильевна, учитель географии и краеведения высшей категории, Почетный работник общего образования Р.Ф., МОУ «Лицей»,г. Черногорск, 2008 г. Ребята выразили свою благодарность Эре Антоновне Севастьяновой, вдове В.Ф. Капелько, за предоставленные им сведения и документы
Пытаясь хоть как-то помочь Севастьяновой Эре Антоновне, они составили письмо-ходатайство главе Республики Хакасия А. Лебедю. Ведь, если мы не будем беречь произведения искусства, наши мысли будут жестоки, а души превратятся в руины. Именно поэтому нужно беречь и всеми силами сохранять достояние наших предков, наших земляков, наших замечательных и талантливых творцов искусства.

Заключение
В.Ф. Капелько с болью в сердце смотрел на то, что общество становится равнодушнее и равнодушнее к тому, что не приносит мгновенной прибыли.
28 сентября 2000 г. В.Ф. Капелько не стало. Он ушел вместе с ветром, его вечным спутником, который поселился в его карманах.
За 2 часа до смерти на коробке от папирос карандашом им были написаны строки:
«Сердце болеть за все устало,
Биться перестало
За все, все, все…» (Из интервью с Э. А. Севастьяновой)
Он уснул и больше не проснулся…
Последний приют В. Ф. Капелько нашел в Хакасии, его могила находится на Подсиненском кладбище города Абакана.
Могила В.Ф. Капелько. Подсиненское кладбище Абакана

«Видимо, действительно, ему не хватило места среди нормально живущих людей: создавал на миллионы и дарил всему человечеству свой талант, а умер в нищете», - с грустью и сожалением вспоминает Дина Бударина.
 Владимир Феофанович Капелько – легендарная фигура художественной, исследовательской, научной жизни Хакасии второй половины прошлого века. Его стихи и картины, вся его жизнь и работа – это свидетельство того, что человек призван быть уникальным. Он был уникальным художником, уникальным поэтом, изобрел уникальный метод копирования наскальных рисунков, чтобы спасти хотя бы в отпечатках это древнее наследие, при всем этом, он был уникально естественным человеком. В наши времена подобные люди, абсолютно лишенные каких-либо, даже бессознательных склонностей к фальши, представляют собой огромную редкость.
Он был живым человеком и жизнелюбцем. Его влекло к красоте, и он умел ее преподнести людям. Владимир Феофанович талантливо прожил жизнь и внес огромный вклад в науку, искусство, в народное творчество. Он как свет далекой звезды, мерцает, согревает душу.
Капелько В.Ф. 1980 Натюрморт

Источник: Мишина Л. О женщине, о жизни, о любви…/ Любовь Мишина.// Хакасия. - 2002. - 3 июля, № 124
Картины беспомощны перед решением чиновников, перед проблемами. Их судьбы — в руках людей. Они беззащитны, как малые дети, каждый миг жизни которых зависит от нас с вами. Недоглядели, упустили из виду — и может случиться беда.
Однажды мне на глаза попалась фраза, сказанная кем-то из великих: "Если мы не будем беречь произведения искусства, наши мысли будут жестоки, а души превратятся в руины".
…есть картины, есть люди, которые хотят их видеть, которым они нравятся. И, конечно, есть дальновидные, умные люди в правительстве республики, которые это понимают и которым вполне под силу решить вопрос о выделении постоянного помещения под музей Владимира Капелько.
Картины ждут помощи. Они с надеждой взирают на нас яркими, чистыми красками, храня тепло рук своих мастеров. Художники подарили их людям, подарили каждому из нас. И для того, чтобы мир действительно был спасен красотой, надо беречь каждую ее частицу. Искусство должно объединять. И, наверное, пора всем собраться за "круглым столом" на какие-нибудь полчаса и решить наконец вопрос о создании художественного музея. Чтобы в нашей республике жила достойная память о тех людях, которые воспели и прославили ее жизнь, ее землю.
Постскриптум:
Заканчивая эту обзорную статью о наследии В.Ф. Капелько, нашла еще одну информацию на сайте http://ufosecret.ru/page_457.html , которую прочитала с великой болью в сердце за самобытного художника:
 - Да, уникальна коллекция эстампажей, которые сделал Владимир Капелько, копируя рисунки с каменных стел, ушедших сейчас на дно Красноярского моря. Не берегли мы наследие веков, не уберегли и наследство Капелько. Умные предприниматели, группировавшиеся вокруг "правых сил", завладели коллекцией, что-то подарили Гайдару, что-то Хакамаде, а основную часть вывезли во Францию (по "коридорам времени", надо полагать). ( Павел Полуян Охота за НЛО. Вихри во времени)
Список сайтов, где есть информация о Капелько В.Ф.:
http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/9/Kucak/0.htm Дорогами Вселенной Капелько
http://www.ipk.khakasnet.ru/museum.htm - сайт Хакасскго республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, где хранится часть наследия Капелько В.Ф.
http://www.ipk.khakasnet.ru/kap1.htm Путеводитель по выставке «Все будет хорошо» - автор статьи Севастьянова Эра Антоновна
http://www.stolby.ru/Mat/Stolbist/35/04.asp - сайт «Красноярские столбы», "Столбист" № 35, автор статьи Леонид ПЕТРЕНКО о Капелько, как о столбисте
http://www.zovem.ru/?event=8766 Персональная выставка «…Со мной. Без меня» Владимир Капелько Даты проведения: 22 октября 2009 - 8 ноября 2009, Москва, автор статьи Людмила Чекалина, зав. экспозиционным отделом ГВЗ «На Каширке»
http://www.abakan-tv.ru/node/2065 О том, что все живое на планете Земля бессмертно
http://www.redom.ru/afisha/details/3542/
http://www.stolby.ru/news/2006/20060622/Rep.asp здесь фото с выставки Капелько фото Валерия Хвостенко
 http://spps.kspu.ru/petroglif/korova.php  Петроглифы 


Комментариев нет:

Отправить комментарий