Источник: Владимир Феофанович Капелько. К 70-летию художника: Альбом./ авторы-составители Эра Антоновна Севастьянова, Д.А. Дмитриев - Абакан: редакционно-издательский отдел Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2007 - 60 с. – (Из серии альбомов «Палитра Хакасии»)
Капелько Владимир Феофанович
Я завещаю людям...
По всей Хакасии от века зеленеют холмы, зеленеют горы, на вершинах гор зарождаются реки. Они везде и во все стороны текут, а по их берегам - скалы. В степи есть утесы. На скалах и утесах - плоскости, то большие, то совсем маленькие, а на берегах речушек обточенная водой галька - это гладкие плоские разноцветные камушки. А если везде посмотреть любопытным, любознательным, внимательным глазом и в разное время суток, то однажды увидишь, что кроме трещинок, пятен, выемок природных есть на этих плоскостях и камешках интересные выбивки. Линии на них и вовсе не природные, а рукотворные, и не просто случайные, а осмысленные, когда-то кем-то оставленные. Так же как с появлением всеобщей грамотности в нашей стране все скалы повсюду исписываются фамилиями, именами, инициалами и датами, иногда в таких недоступных местах, что диву даешься, как человек не разбился, добираясь на такую опасную высоту в стремлении увековечить себя.
Минусинский краеведческий музей, оформленный Капелько В.Ф.
Но мой глаз видит не современные надписи, а, прежде всего, древние рисунки и знаки. И я тоже удивляюсь! Как же те древние люди много тысяч лет назад забирались на такую высоту, чтоб, стоя неведомо на чем и неведомо за что держась, выбивать камнем по камню эти чудесные рисунки и в таком огромном количестве. И какая же нам досталась огромная, бесконечно бесценная «картинная галерея»! И «за так», бесплатно, только сумей добраться и разглядеть за потемнелостью, выветренностью от времени, иногда местами уже осыпавшуюся красоту (камень не вечен), мастерство человека, которого мы называем диким и первобытным, создавшим эти удивительные рисунки.
Наскальные рисунки татарской культуры. Копии В.Ф. Капелько
А ему, «дикому», оказывается, нужно было изобразительное искусство, освещенное верой в его сверхестественную, магическую силу, способную победить смерть. Правда, сам он не знал, что выбитые на скале рисунки являются искусством. Он не мог определить свое занятие высокими словами. Он просто творил, стремясь оживить убитых им животных. Рисовал то, что ему было близко. Что видел повседневно вокруг себя и чем он восхищался - как мы теперь автомобилями на земле, самолетами в небе, теплоходами на воде. Те люди не подозревали, что такое возможно. Потому что такого в природе никогда не было. Они жили в природе, и хорошо жили, если могли творить на скалах. Творили искусство не только для себя, но и для нас, живущих после них на этой земле. Для них на земле были звери, а в небе только солнце, луна и птицы. Солнце было днем, а ночью они видели над собой бесконечное сияние Вселенной, для них оно не было пустым. Они наполняли это сияние теми животными, на которых охотились, чтобы прокормиться.
Петроглифы на горе Суханика. Татарская культура Копии. В.Ф. Капелько
Убивая животных, древние люди хотели подарить им вторую жизнь в космосе. Для этого они выбивали их изображения на скалах. И чаще всего они это делали на ближайшей плоскости родной им скалы. Для них она была своеобразным святилищем, храмом, посвященным небу, космосу. А для нас эта скала стала древней «картинной галереей». Можно представить, как творили они здесь усердно и весело, потому что им было хорошо под небом и под солнцем на воле. Под ногами у них были травы и цветы, по небу плыли облака, а в степи бродили дикие лошади, быки и дрофы, ползали змеи и ящерицы, в тайге скрывались маралы, лоси, медведи и рыси, снежные барсы, по горам скакали козлы, кабарожки. А он, художник, стоя на высоком утесе, изображая всех этих животных, чувствовал себя всесильным, могущественным, счастливым и свободным, потому что он дарил им вечную жизнь на земле и на небе, изображая их на плоскости скалы.
Наскальный рисунок на горе Тепсей. Неолит. Копии В.Ф. Капелько
Гора, берег реки были для него храмом, как и вся природа. В древности для людей все вокруг было чудесным. Солнце, ветер, молния, дождь, роса, снег, дерево, трава, зверь, птица и рыбы - все это для них являлось богами. Но главным богом был Космос: бесконечный, таинственный и далекий. Чтобы приблизить к себе Космос и всех богов, древний художник изображал их на камне, на гальке. Возможно, рисовал на песке, на дереве, на коже, но эти материалы тленны и до наших дней не сохранились. Но совершенные изображения на камне свидетельствуют об умелой и выученной руке, которую он натренировал, создавая на этих материалах. До нас дошло на камне изначальное, никогда не умирающее изобразительное искусство древних мастеров. Все они были от природы творцами. Среди них были и реалисты, и примитивисты, сюрреалисты, импрессионисты и кубисты. Но чаще всего они были экспрессионистами, потому что очень любили движение.
Наскальные рисунки древнетюркского периода Копии В.Ф. Капелько
Иногда это стремительное движение в чистом виде - стремительно бегущее животное. Но иногда это скованная напряженная статика, экспрессия - животное приготовившееся к прыжку, как пружина - миг и сорвется. Искусство изначально неотъемлемо от человеческой сущности, будь то рисование, музыка, театр. Все виды искусства появились одновременно, так как связаны с выполнением религиозных обрядов. Именно Искусство сделало Человека Человеком. Без искусства не было бы на земле ни машин, никакой техники.
Сейчас не до искусств. Сейчас искусство - так себе, придаток к рациональной деловой сущности сиюминутного сегодняшнего бытия, прихоть общества и маята творцов, которые пытаются «остановить мгновение» и хотят убежать от повседневной суеты.
Люди, говорю я вам - не суетитесь! Люди, внимательно вглядитесь в окружающий вас Мир, в произведения художников и задумайтесь о смысле сегодняшнего дня и далекого будущего. Люди, оглянитесь в далекое прошлое: может быть, что-нибудь шевельнется в вашей генетической памяти, и вы станете добрее, человечней...
Изображение шаманов на горе Оглахты. Позднее средневековье. Копии В.Ф. Капелько
Попробуйте внимательно поглядеть на дикие скалы, и вы увидите огромную, Всеземную картинную галерею древнего человека, вовсе даже не «первобытную» и далеко не дикарскую. Она поистине огромна и бесконечна. Есть рисунки и в Канаде, Испании, Мексике, Перу и во Франции, Италии и Австралии, Африке, по всей Северной, Восточной и Южной Азии.
В Азии рисунки на скалах начинаются с Чукотки, множество их на Амуре, Лене, Ангаре, на Бирюсе, Уде и Мане, на Тубе, на Ое, и на Енисее - с самого верховья, от Тувы, вдоль реки по обоим берегам и до Хакасии, есть и ниже по Енисею, на Ангаре.
Большая часть писаниц на скалистых берегах Красноярского моря затоплена и разбита водой, но я попытался их сохранить хотя бы в точных копиях древних наскальных рисунков и с надеждой, что их будут изучать не только ученые археологи, но и искусствоведа, что на выставках их увидят много самых разных внимательных людей.
Капелько В.Ф. Прорисовка со стелы, найденной на берегу р. Аскиз
От Красноярского водохранилища продолжается картинная галерея и на запад, вверх по Енисею, реке Абакан и его притокам. Перевалим через Саяны - и будет Алтай, от верховьев Чуй и Катуни до Бийска, пока есть скалы. Дальше идет верховье Иртыша, а там - Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан. Затем горы на юге: Азербайджан, Армения, Грузия, горы Крыма. Ну, а на севере - скалы Урала на Чусовой, на побережье Белого моря. Но самое большое количество древних картинных галерей у нас в Хакасии. Горы, на которых имеются скалы с древними рисунками, настолько красивы, что уже сами по себе смотрятся, как архитектурные памятники, созданные природой. У каждой свой неповторимый облик и каждая названа хакасским народом соответственно этому своему облику: Кун-таг (гора Солнца или Куня, так ее называют русские), Чалпан (гора Утренняя звезда), Изых (Священная гора) и т.д. С глубокой древности люди почитали эти горы, совершали на их вершинах свои ритуальные обряды, а на скалах выбивали различные изображения того, чему они поклонялись.
Капелько В.Ф. Эстампажные копии петроглифов г. Куня, с. Усть-Абакан. Хакасский национальный краеведческий музей, г. Абакан
Много лет копируя древние рисунки, я находил их на плоскостях скал, внизу у самой воды или земли и очень высоко, на труднодоступных отвесных скальных стенках, куда мне приходилось добираться, используя альпинистское снаряжение: веревки, карабины, крючья, многометровые лестницы. Цель у меня была одна: скопировать точно, сфотографировать все изображения, сделанные древними художниками, чтобы показать их не только ученым, но и всем людям, живущим в современных городах, пусть порадуются искусству художников древних, удивятся их смелости и бескорыстию. Для того, чтобы их увидело как можно больше разных людей, я оформил экспозиции, посвященные древнему искусству в Хакасском республиканском краеведческом музее, в Минусинском музее им. Н.М. Мартьянова. Кроме этого, сделал копии всех изображений Сулекской, Малой и Большой Боярских писаниц (для Красноярского краевого краеведческого музея и передвижную выставку «Древнее искусство Хакасии», которая побывала в 1980-ых в следующих городах: Алма-Ата, Фрунзе, Новосибирск, Красноярск. Более чем четверть века своей жизни я посвятил поискам и копированию древнего наскального изобразительного искусства Хакасии и убедился, что везде, где есть горы и скалы, есть и рисунки на них, пусть пока еще не открытые. Это искусство высокого вдохновения всегда было и будет, если не погубит его наша цивилизация и всеобщая грамотность. Постараемся же сохранить это чистое эхо веков.
Лодка в страну предков. Неолит. Копии В.Ф. Капелько
С сайта http://www.abakan-tv.ru/node/2065 О том, что все живое на планете Земля бессмертно, а лишь меняет свое положение во Вселенной, поэта, художника и краеведа Капелько убедило древнее творчество наших предков. Эту идею он воплотил в тысячах своих живописных и графических полотен, в изделиях из кости, камня и дерева. А изобретенный им метод копирования петроглифов на микалентную бумагу сделал прорыв в научном мире. Сегодня работы Владимира Феофановича представлены и на выставке.
«Люди, оторвите свои глаза от импортных шмоток и «лимузинов». И посмотрите на звезды». Эта фраза принадлежит Владимиру Феофановичу Капелько. Его картины рассказывают о бесконечности жизни. Круговорот жизни - вот в чем истинная прелесть бытия. И она сквозит в полотнах Капели, как его называли друзья. Естественная красота без лоска. Она разлита и по его стихам. Вместе с художником можно божественной свободы.
Капелько В.Ф. 1965 Штормит. Черное море
— Многие не понимают, — рассказывала на одной из выставок Владимира Капелько его жена, — почему Володя именно такими изображает представительниц прекрасного пола — большими, сильными, грубыми и вовсе, казалось бы, не красивыми... Но как раз в силе, надежности и способности противостоять всем невзгодам видел художник женскую красоту. “Женщина, — говорил он, — должна быть красивой, а не красивенькой. Сегодня она нежная, хрупкая, изящная, а через годы этот внешний эффект исчезнет и что останется? Часто такая вот нимфа может превратиться в Химеру, способную на черствость, зло и предательство”. Образ женщины в творчестве художника ассоциируется с самой жизнью, с природой — реальной, без прикрас.
Капелько В,Ф. Огородная баба
… Художник был уверен, что для полноценного творческого процесса необходим постоянный диалог, синтез различных наук и искусств. Он занимался поисками и копированием древних петроглифов Хакасии и Тувы, открыл контактный метод их копирования, создавал передвижные выставки, посвященные древнему искусству. Параллельно он изучал связанные с этим искусством мифы, легенды, предания, интерпретируя их в своем живописном, графическом и декоративно-прикладном творчестве. Творчество В.Капелько сложно назвать концептуальным в привычном смысле слова, в нем нет множества подтекстов и подвохов, игры со зрителем, так свойственной современному искусству. Он искренне и непосредственно, с юмором рассказывает о реальной жизни, о собственной персоне. Фонтанирующая энергия, жажда созидания и познания составляли его творческую и человеческую сущность, поэтому каждая работа проникнута рвущейся наружу, детской неуемной радостью бытия и любовью, которой художник хотел поделиться со всеми.
…У хакасского народа принято отмечать не годовщину смерти ушедшего человека, а его день рождения. Владимир Капелько был радостным человеком, излучающим в мир добро и свет, и выставки его творчества, традиционно открывающиеся 19 июня, в день рождения, словно продолжают дело жизни художника.
…У хакасского народа принято отмечать не годовщину смерти ушедшего человека, а его день рождения. Владимир Капелько был радостным человеком, излучающим в мир добро и свет, и выставки его творчества, традиционно открывающиеся 19 июня, в день рождения, словно продолжают дело жизни художника.
Капелько В.Ф. 1980 Цветы и подсолнухи
Оформляя экспозицию выставки «Все будет хорошо» в картинной галерее ХРИПКиПРО, сотрудники кафедры культурологии и художественно – эстетического образования стремились воплотить идею художника сделать ее не только доступной и понятной для восприятия всех категорий посетителей, слушателей всех курсов, но и живой. Живой музейная экспозиция может быть тогда, когда посетители будут не только рассматривать экспонаты, но отдельные из них брать в руки, непосредственно изучать, представлять, как, кто, и когда ими пользовался. Экспозиция выставки создана так, что можно ощутить атмосферу творческой мастерской художника, атмосферу его постоянного поиска и эксперимента. Об этом говорят не только картины, расположенные на стенах галереи и предметы, расставленные вдоль них на холстах, но и мольберт с не законченной художником картиной.
На базе картинной галереи проводятся занятия и экскурсии для проходящих курсы повышения квалификации педагогов самых разных направлений, где обсуждаются не только стиль, манера, техника художника, но и глубокое содержание его работ.
Капелько В.Ф. 1995 год. Саяны, село Верх-Усинск
Капелько В.Ф.
***
Мне очень часто в жизни было плохо
И очень редко было хорошо.
И каждый день петух крылами хлопал
И голосил: все будет хорошо!
Он горло драл, краснея бородою,
Сверкая оперением крыла.
Был как гусар со шпорою кривою,
И все орал, орал, орал…
Орал, что стоит жить на этом свете,
Что надо жизнь, как женщину любить.
И пусть беда нам в сердце пикой метит,
Нам надо жить, нам надо много жить!
Фрагмент из авторского приглашения Капелько В.Ф. на выставку «Все будет хорошо!»
Благодарю тебя, дорогой гость, что уделил внимание уникальному человеку Капелько Владимиру Феофановичу. Спасибо...
Комментариев нет:
Отправить комментарий