Одной из главных тем, охватившей творчество Владимира Капелько, является Хакасия. Хакасию Владимир Феофанович изъездил всю и знал каждый тайный уголок этой земли, который хранит множество секретов.
Хакасско-Минусинская котловина - древнейшая земля. С давних пор привлекает внимание археологов, историков, этнографов и путешественников. Природа Хакасии многообразна - и горы, и степи, реки и озера. и солнца, очень много солнца...
Капелько В.Ф. 1986 Хакасский пейзаж
Но не только необыкновенно красивая хакасская природа взволновала художника, его привлекли хакасские предания и легенды, которые обрели новую жизнь на полотнах автора. Еще его волновала древнейшая история. Он часто работал в экспедициях и это отражено в его работах.
Капелько В.Ф. 1983 Таштыкский склеп
Из воспоминаний В. Капелько: "Раньше-то я степь не признавал, а вот пришлось... полюбить. В Хакасии я "по нечаянности" попал на раскопки под Оглахты и Красный Яр. Вот здесь-то я впервые увидел наскальные изображения. Это меня и погубило. С тех пор и лазаю по скалам. Скалы везде ломают, топят их, а там этих надписей! Надо спасать..."
Капелько В.Ф. Большая галька из яшмы
«Много лет плаваю по рекам, брожу с торбой по хакасским просторам. Вижу, что с каждым годом становятся они все меньше и меньше, все однообразнее, скучнее, исчезают каменные изваяния, курганы…
Капелько В.Ф. Горы
Иногда мне кажется, что шагаю не по земле, а по самой ткани истории, с которой слишком, пожалуй, жестко, а поэтому и успешно «борется современность» (Капелько В. Ф. Традиции создает история. Продолжаем тему, каким быть музею изобразительных искусств // Советская Хакасия. 6 января 1989).Капелько В.Ф. Древние кыргызы
С 1972 года Капелько начал работать в археологических экспедициях, исследовавших древние курганы Хакасии. На предложение принять участье в новых раскопках, он ни секунду не раздумывая, мгновенно соглашался. Капелько исследовал большинство древних захоронений. Участвовал в экспедициях М.Э. Дэвлет, Э.Б. Вадецкой, Э.А. Севастьяновой и многих других.
Капелько В.Ф. 1983 Средневековая Хакасия
Из каждой он привозил различные предметы: остатки костей, осколки кувшинов и крынок и т. д. Эти вещи составляют археологическую коллекцию Капелько.
Капелько В.Ф. 1983 Уйбатский чаа-тас
Во время поездок им было создано несколько тысяч петроглифов – копий наскальных рисунков, большая часть которых сейчас, к сожалению, хранится в рулонах и так и не нашла своего применения.
Капелько В.Ф. 1986 Грот Проскурякова, святилище древних людей
Хакасия настолько увлекла его, что он с головой окунулся в изучение ее истории. Ему удалось стать первооткрывателем многих памятников наскального искусства: Шишкинская писаница, Тепсейская писаница, Боярская писаница, Сулекская писаница, наскальные рисунки в Шалаболино, Шаманский Камень.
Капелько В.Ф. 1980 Бараны
Шаманский камень - это культовое обрядовое место, святилище особой формы Карасукской культуры, расположенное на северо - западной окраине Карасукского мира (13-18 в. до н. э.) из горного массива Оглахты, урочища Кизань.. Это древнейшее каменное изваяние, которое находится в Хакасско-Минусинской котловине, было открыто Владимиром Феофановичем. На камне нанесено примерно 269 изображений, более 50 изображений из которых, изображения древних шаманов.
Капелько В.Ф. Хакасия. В долине реки Аскиз
Севастьянова Эра Анатольевна, археолог, вдова художника Капелько В.Ф.сказала в одном интервью журналистам о наследии своего мужа:
- Он работал над древней космогонией Сибири, в Иркутске, Туве, огромный материал собрал. И незадолго до своего ухода работал над книгой, где в этом вопросе большое место уделено Хакасии. С абсолютно новой стороны взглянул на эту землю Капелько. Вслед за ним, поддавшись его обаянию, влюблялись в Хакасию и многие-многие люди. Он мечтал открыть в Абакане Эрмитаж. Но успел лишь создать чистейший сад своей души, где не было сорняков зависти и гордыни, желания славы и денег, а лишь - жажда служения искусству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий