Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

пятница, 14 января 2011 г.

Капелько В.Ф. Эстампажный метод копирования петроглифов

Обложка книги, изданной к 70-летию В.Ф. Капелько
Хронология жизни В.Ф. Капелько:
19 июня 1937 - Родился в городе Красноярске в семье рабочих-печников.
1958 - Окончил художественную школу им. Сурикова В. И. в г. Красноярске.
1963 - Окончил Красноярское художественное училище им. Сурикова В. И. по специальности «Учитель рисования и черчения».
1964-1970 гг. - Работал в художественных мастерских г. Красноярска. Путешествовал по сибирским рекам. Лечился в Крыму.
1966 - Выдержал операцию на легких.
1970 - Принят в члены союза художников СССР
1971 - Гонял скот (сарлыков) из Монголии в Россию.
1972-1998 гг. - Работал в археологических экспедициях М.Э. Дэвлет, Э.Б. Вадецкой, Э.А. Севастьяновой, самостоятельно изучал и копировал древние наскальные рисунки в Хакасии и Туве.
1977-1983 гг. - Оформлял археологические экспозиции «Древнее искусство Хакасии» в Хакасском областном музее краеведения г. Абакана.
1983 - Перебирается жить в г. Абакан.
1984-1985 гг. - Изучает и копирует петроглифы «Шишкинской писаницы» на реке Лене.
1986-1989 гг. - Оформлял археологические экспозиции Минусинского краеведческого музея им. Мартьянова.
1990 - Участвовал в оформлении выставки "Советская Россия" в г. Эрберу в Швеции.
1997 – Принят в члены союза художников России.
1997 - Получил звание «Ветерана труда».
2000 - Получил звание «Заслуженного художника России».
2000 год 28 сентября - ушел из жизни.
2002 – Награжден медалью имени летчика - космонавта СССР Ю. А. Гагарина (посмертно) за заслуги перед отечественной космонавтикой.
  В.Ф. Капелько и его жена, археолог Эра Анатольевна Севастьянова во время копирования петроглифов
Источник: Владимир Феофанович Капелько. К 70-летию художника: Альбом./ авторы-составители Эра Антоновна Севастьянова, Д.А. Дмитриев - Абакан: редакционно-издательский отдел Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2007 - 60 с. – (Из серии альбомов «Палитра Хакасии»)
Итак, предоставим слово самому Владимиру Феофановичу Капелько, изобретателю метода эстампажного копирования петроглифов, наскальных рисунков древних людей.
Капелько Владимир Феофанович
Эстампажный метод копирования петроглифов (открытие и разработка метода)
Древние петроглифы - это своеобразная огромная картинная галерея, разбросанная по всей территории нашей страны - от Тихого океана до Балтики и от Ледовитого океана до гор Кавказа, Армянского нагорья, Памира, Алтая, Саян.
Люди во все века и времена, начиная с каменного века, рисовали на скалах и камнях, передавая эстафету духовной культуры от эпохи к эпохе в далекое будущее. Человеческое бытие, как и сегодня, в эпоху космических кораблей, так и во времена своего детства, не мыслимо без искусства. Однако сегодня эта уникальная коллекция древнего изобразительного искусства особенно беззащитна, в силу того, что она находится под открытым небом на скалистых берегах рек и озер, на валунах, стелах, одиноко стоящих в степи, на скалистых отрогах горных массивов. Она гибнет от хозяйственной, а порой и просто хулиганской деятельности человека. Например, современные любители автографов порой уничтожают многие знаменитые древние писаницы (Сулекская, Боярская и др.) Тем же, кто однажды открыл для себя увлекательный мир древнего искусства, ничего не остается, как направить все усилия на спасение того, что еще не подвернулось разрушению. Выполнить эту задачу возможно только с помощью совершенствования известных методов копирования древних рисунков, которые позволят изготовлять более точные копии, идентичные подлиннику.
Капелько В.Ф. Копии рисунков древних людей
Сохранение хотя бы в копиях произведений древнего искусства, уничтоженных при прокладке дорог, каналов и т.д., позволит, в известной степени, реконструировать духовный мир неизвестных художников, неотъемлемый от окружающего их мира: земли, неба и космоса. Именно прекрасно ощущая эту взаимосвязь, создавал древний художник неповторимые произведения изобразительного искусства.
Неслучайно сегодня многие из них воспринимаются как шедевры мирового искусства. Особенно богата памятниками древнего изобразительного искусства Хакасско-Минусинская котловина. На ее территории были сделаны первые, очень приблизительные зарисовки петроглифов посланцем Петра I Страленбергом - участником экспедиции Д.Г. Мессершмидта. Почти век назад пытались как можно точнее копировать древние енисейские писаницы такие видные исследователи сибирских древностей, как профессор - финн Аспелин и его спутник - художник Гейкель, археологи-энтузиасты А.В. Адрианов и И.Т. Савенков.
Известно, что самые точные копии удалось выполнить Адрианову. Но выполненные в рельефе, всегда в зеркальном отражении они оказались очень хрупкими и недолговечными, с них было очень трудно сделать серийные копии.
Советские археологи пользуются различными методами копирования петроглифов, каждый метод связан со стремлением как можно более близко приблизиться к оригиналу.
Капелько В.Ф. Копии рисунков древних людей
В данном кратком сообщении автор не ставил перед собой задачу всесторонне рассмотреть все методы, поэтому он излагает лишь результаты своего опыта эстампирования петроглифов на микалентной бумаге. Участвуя с 1970 года в археологических раскопках на территории Хакасско-Минусинской котловины и в Туве, автор пытался копировать петроглифы различными методами, при этом чаще всего пользовался различными типами мягкой бумаги, карандашом и копировальной бумагой.
В 1972 г., обследуя писаницы р. Тубы вместе с художниками М. Бирюковым и В. Очаковским, выполнял копии, прикладывая бумагу к плоскости скалы с выбитыми на ней изображениями, сверху натирал ее копировальной бумагой. Копии получались вялыми, невыразительными и требовали тщательного и длительного уточнения. Это было тем более досадно, что нами впервые были обнаружены большие скопления петроглифов на труднодоступных плоскостях гор Сосновой и Березовой. Уточнение (сравнение оригинала с копией и её ретуширование) требует всегда художественного навыка, умения рисовать с натуры. При этом особенно важно уметь отличить случайные сколы от выбитых, определить стратиграфию рисунков многослойных, когда одни линии перекрывают другие.
Подготовка к копированию
В 1973 году на раскопках Большого Камыштинского кольца (руководитель Г.А. Максименков) впервые автор применил для копирования микалентную бумагу, которая после того, как её намочишь в воде, не ссыхается и не крошится, а сохраняет свой первоначальный облик. Обычно микалентную бумагу используют для упаковки особо хрупких экспонатов и археологических находок. Ширина микалентной бумаги 1 м, длина практически неограничена, в рулоне до юо м, что позволяет копировать объемные композиции. Бумага прекрасно склеивается, прочна в употреблении, мягка, эластична, при намачивании становится прозрачной. Её можно использовать при копировании полихромных рисунков, выполненных охрой, гравировок и выбивок, на ней получается четкий оттиск фактуры камня. Копии на такой бумаге по­лучаются четкие, графические листы можно получить любой силы тона, отпечаток рельефа плоскости камня делает их более выразительными, придает им более сильный художественно-эстетический и научный смысл. Сохраняется как бы часть того микромира, в котором существовал этот рисунок-петроглиф на протяжении тысячелетий.
Копирование
Это прекрасный выставочно-экспозиционный материал. Выполнение копий-эстампажей на микалентной бумаге, хотя и требует определенных навыков и знаний, не очень сложно. Лист бумаги лю­бых нужных размеров прикрепляется полосками лейкопластыря поверх петроглифа к скале, при этом туго натягивается. Затем в направлении сверху вниз смачивается губкой. Бумага вдавливается во все углубления. Ни в коем случае нельзя по плоскости бумаги черкать, так как при этом она лохматится и рвется. После того как бумага высохнет (в летний, солнечный день она высыхает за 10-15 минут), она натирается черной краской, растертой на куске атласной ткани. Самой эффектной оказалась краска в банках «Сажа газовая», так как она обладает большой светосилой и широким диапазоном по тональ­ности. Пропитанной насквозь тряпкой легкими, осторожными, но быстрыми движениями натирается вся поверхность бумаги. После получения отпечатка нужного тона (тон от светло-серого до плотного черного зависит от длительности натирания бумаги тряпкой с краской) можно, аккуратно намотав на палец тряпку, пройтись осторожно по контурам изображений. После этого лист бумаги снимается со скалы и сворачивается без боязни, что краска размажется, так как она впитывается в микалент, как в промокательную бумагу. Но иногда, когда на скале много природных щелей, которые при отпечатке можно принять за линии, выбитые рукой древнего человека, микалентную эстампажную копию приходится, сняв со скалы, уточнять мягким карандашом. Таким методом автором скопированы петроглифы рек Маны, Абакана, Тубы, Среднего и Верхнего Енисея. Выполнены эстампажные копии Сулекских, Оглахтинских, Шалоболинских писаниц. Многие из них представлены в экспозиции «Древнее искус­ство Хакасии» в Хакасском областном музее краеведения и хранится в его фондах.

Капелько В.Ф.  Копия петроглифов на микалетной бумаге. Хранится в Абаканском краеведческом музее (фото автора блога)
Эстампажные копии на микалентной бумаге, составляющие личную коллекцию автора (несколько сотен листов), осенью 1984 г. экспонировались в г. Красноярске на выставке «Древности Енисея», посвященной юо-летию открытия палеолитической стоянки на Афонтовой горе И.Т. Савенковым, в дни, когда там проходила Всесоюзная археологическая конференция. На выставке были показаны не только копии петроглифов, находящихся на скалистых берегах Енисея, его притоков, но и копии-эстампажи, выполненные с каменных окуневских изваяний из коллекции Хакасского областного музея.
В процессе эстампирования изображений окуневских изваяний выявлены незамеченные ранее ис­следователями новые изображения и детали на поверхности этих скульптур.
Опыт автора по копированию произведений древнего искусства неопровержимо доказывает не­обходимость комплексного исследования древних петроглифов совместными усилиями археологов, художников и искусствоведов. Участие профессионалов-художников в изучении петроглифов делает возможным получение высокохудожественного научного материала.

В.Ф.  Капелько в процессе копирования
Источник: Шанин В. «Ну, что же вы, люди, берите!..»/ Владимир Шанин.// Хакасия. - 2010. - № 82. - с.4
Покойный ныне Михаил Величко, тоже страстный путешественник, журналист, поэт, педагог, сам исследовал немало скал и степь юга Сибири — рассказывал о Владимире Капелько, как тот с друзьями-альпинистами из Красноярска изучал рисунки древнего человека — петроглифы, оставленные в присаянской котловине на многих скалах и береговых утесах. Гору Тепсей в устье Тубы так и называют — "писаницы". А на левом берегу Енисея возвышаются каменные утесы Куни и Оглахты — и здесь буквально все скалы покрыты различными изображениями, от подножий и до вершин: рисунки разных народов, эпох, разнообразные по стилю, по манере изображения, по сюжетам. С помощью альпинистов Капелько скопировал многие из наскальных шедевров.
 …"Рисунки производят сильное впечатление на каждого, кто их видит. сказал в свое время в интервью "Красноярскому комсомольцу" Владимир Капелько. — И даже археологи, среди которых я давно уже свой. Одни упрекают, другим просто интересно, откуда такая странность в художнике. А у меня просто болит душа по тем курганам и изваяниям, которые бесследно исчезают из нашей жизни... Мы добились всеобщей грамотности, а теперь нам надо добиться всеобщей культуры. Коли этого не произойдет, если люди не перестанут покрывать мусорными свалками древние могилы предков, высекать свои имена на наскальных изображениях, разрушая на своем пути курганы, — мы опустошим свои души. Забудем свою историю — перестанем называться людьми...
Копии В.Ф. Капелько петроглифов, представленные на выставке Ирины Бацановой в Санкт-Петербурге.
 - Работал я тогда, — рассказывал мне Володя, — над Шалаболинской писаницей. Ребята все удивлялись: "Как древний художник, стоя на карнизе в две ладони шириной, с помощью камня выбил такие прекрасные рисунки?"
 В день открытия персональной выставки в Доме художника в 1987 году красноярцы с откровенным любопытством разглядывали наскальные рисунки, выполненные "при помощи микаленты", а поэт Геннадий Тептин посвятил Владимиру Капелько свои стихи:
... Мольберт и краски—благодать!
И черствый хлеб в пастушьей сумке,
Но так хотелось разгадать
На скалах древние рисунки.
Я перед тем упал бы ниц,
Кто в душу бросил мне беспечно
Чертеж летящих колесниц
В немыслимую даль и вечность.
Но, будь я трижды сердцем чист,
Мой саркофаг зароют в яме,
Никто не расшифрует лист,
Насквозь изгрызенный червями.
Капелько В.Ф. 1987 год  Древнее искусство Хакасии, рисунок с обложки книги

 — Потом получил я приглашение из Казахстана, — продолжал Капелько. — Три месяца моя выставка жила в Алма-Ате, затем перекочевала в Государственную картинную галерею во Фрунзе. Попросили и наши ближайшие соседи — ученые Института истории, философии и филологии Сибирского отделения Академии наук СССР. Во Фрунзе мою коллекцию упаковали, отгрузили, однако новосибирцы устроили ей своеобразную "встречу" — оставили ящики под открытым небом, в них попала влага. И что ученые мужи придумали? Постарались как можно скорее избавиться от груза, даже не взглянув на редчайшие писаницы... А, — махнул рукой Капелько, — горбачевская перестройка совсем людей разнуздала. Свободу поняли как вседозволенность. 
 Прорисовки древнего изваяния, выполненные Капелько В.Ф. Из книги, посвященной окуневской культуре

В Хакасии не найдешь и участка степи, где бы хорошо сохранились археологические памятники. Да и от степи-то мало что осталось. Невежественные хозяйственники бульдозерами сметают могильники. Даже археологи испортились... Как-то студенты университета из соседней области производили у нас раскопки, ушли и не засыпали могильники. Мало того, оставили банальнейшие надписи на плитах типа: "Здесь был я"... И это будущие археологи! Никакие законы не остановят руку разрушителя. А разрушение идет быстро.
Прорисовки древнего изваяния, выполненные Капелько В.Ф. Из книги, посвященной окуневской культуре.

Для спасения наскальных рисунков Владимир Феофанович начал самостоятельные исследования и разработал наиболее рациональный на сегодняшний день метод эстампирования (копирования) петроглифов на особой микалентной бумаге. Впервые он использовал его в 1973 году на раскопках Камыштинского кольца (руководитель экспедиции Г. А. Максименков). Его изобретение повлияло на сохранение истории древнейших памятников искусства, благодаря ему в Хакасии и в Сибири были скопированы тысячи древнейших наскальных рисунков рек Маны, Абакана, Тубы, Среднего и Верхнего Енисея, выполнены эстампажные копии Сулекских, Оглахтинских, Шалоболинских Боярских писаниц, возраст которых исчисляется с веков до нашей эры. Большая часть эстампажей — это древние народные наскальные рисунки, найденные в горах: Оглахты, Тепсей, Куня, Майдаши, Пора-Тигей, Бояры, Хызыл-Хая.

Прорисовки древнего изваяния, выполненные Капелько В.Ф. Из книги, посвященной окуневской культуре

Копирование занимало достаточно долгое время, но Владимир Феофанович осознавал важность этого труднейшего занятия, оно совершалось с колоссальной точностью, что придавало его работам дух древности и чувство старины. Особенно это важно сейчас, когда сотни наскальных рисунков полностью уничтожены Красноярским и Шушенским водохранилищами, а многие и сейчас разрушаются под действием природных условий (ветра, кислотного дождя). За 25 лет копирования древних рисунков он собрал огромную коллекцию "Петроглифы древней Хакасии", ее же продемонстрировал на выставке в Швеции.
В 1990 году он работал в экспедиции археологического института Германской академии наук и Минусинского музея им. Мартьянова, где копировал найденные им древние космогонические изображения на каменных стелах Хакасии. Эта необычная коллекция была представлена на выставке Ирины Бацановой «Космос и человек в наскальном искусстве Хакасии» в Санкт – Петербурге  За работы, представленные в Эрмитаже, он был награжден медалью имени летчика - космонавта СССР Ю. А. Гагарина (посмертно) за заслуги перед отечественной космонавтикой. Медаль Гагарина, в данный момент, хранится в Краеведческом музее Красноярска.
 Великолепные копии Владимира Феофановича были оценены экспертной комиссией, о чем свидетельствует экспертное заключение:
«… эстампажи этой коллекции имеют самостоятельную художественную ценность и являются объектами музейного значения. Коллекция создавалась в течение 30 лет (1963-1993), насчитывается 700 эстампажей, из которых 250 листов сделано с памятников, безвозвратно утраченных в результате их затопления Красноярским и Саяно-Шушенским водохранилищами (что переводит их на статус оригиналов-уникумов). 240 листов содержат изображения, которые никогда не публиковались. Таким образом, научную и историко-культурную ценность коллекции трудно переоценить…»
«…Ознакомившись с коллекцией эстампажей петроглифов Южной Сибири, выполненной художником В. Ф. Капелько, экспертная комиссия назначает её стоимость в размере 13131300000 — тринадцать миллиардов сто тридцать один миллион триста тысяч долларов США, и считает, что по своей научной, художественней и историко-культурной ценности она безусловно соответствует требованиям пункта 1 Указа Президента РФ от 30.11.92 № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» и должна по праву получить статус особо ценного объекта культурного наследия. Настоящая коллекция передана в дар республике Хакассия от имени Фонда «Анастас Глоб Интеллектум» 11.10.1993 г. …» 
Шалаболинская писаница. Неолит

Коллекция эстампажей петроглифов, выполненная художником на микалентной бумаге оригинальным методом не имеет аналогов, Этот метод обеспечивает не только точное воплощение наскальных рисунков, но и отличную долговременную сохранность отпечатка.
Используя материалы, полученные при копировании наскальных рисунков, Капеля сумел оформить несколько научных сборников и каталогов: «Древнее искусство Хакасии», «Изваяния Окуневской Культуры» (издан на немецком языке), «Изваяния и стелы Окуневской культуры», а также подготовить персональные выставки, посвященные древнему искусству:
1990 - Участвовал с копиями древних петроглифов Хакасии и Тувы в выставке «Советская Россия» в Эребру (Швеция), где его копии приобрел один из музеев Швеции.
Опыт Владимира Феофановича по копированию произведений древнего искусства неопровержимо доказывает необходимость комплексного исследования древних петроглифов совместными усилиями археологов, художников и искусствоведов. Участие профессионалов-художников в изучении петроглифов делает возможным получение высокохудожественного научного материала, который необходим для истории не только нашего края, но и для всеобщей истории.
 А кто знает, может быть, на этом древнем наскальном рисунке изображен инопланетянин, который прилетал на нашу многогрешную Землю... (мнение автора блога)

Источник: Шанин В. «Ну, что же вы, люди, берите!..»/ Владимир Шанин.// Хакасия. - 2010. - № 82. - с.4
— А ведь твои стихи, Володя, как и сами наскальные писаницы, пронизаны древностью, — заметил я.
 — Анатоль Франс как-то сказал: "Поэтично для нас — увы! — только то, что уже отошло в прошлое". Но по натуре я пессимист, не верю, что кому-нибудь сейчас нужно то, чем я занимался всю свою сознательную жизнь. Спасает поэзия, вот и пишу...

О поэзии уникального человека В.Ф. Капелько продолжение следует...

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Актиноя! Отличная публикация!
    Мне необходимо с Вами связаться - занимаюсь подготовкой альбома, посвящённого Капеле. Собираю материалы для альбома. Нужна помощь. Напишите на почту hopewe@rambler.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что материал вас заинтересовал. Но вряд ли я смогу вам чем-то помочь, т.к. все, что я смогла собрать, я выложила здесь на этом блоге. Больше у меня нет никакой информации по Капелько

      Удалить