Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 16 января 2011 г.

Капелько В.Ф. - его стихи

Капелько В.Ф. 1969 год Автопортрет
«У каждого истинного художника, у каждой его работы, если она искренна, всегда найдется свой зритель!» (В.Ф. Капелько)

Яркая индивидуальность и талант художника отразились не только в живописи, этнографии и археологии. Владимир Феофанович зарекомендовал себя, как замечательный поэт. Стихи Капелько начал писать давно. Он не пытался печататься, так как был слишком строг к себе или, наоборот, небрежен к своему литературному творчеству. А может, цензура недавних лет тому препятствовала. Как говорил сам художник: «Не в дугу я им пришелся. Я хочу, как хочу. Живу да живу себе». (Кобец Е. Владимир Капелько: «Я не клевый» // Хакасия. 3 ноября 1999.) с сайта http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/9/Kucak/0.htm дорогами Вселенной Капелько


Капелько Владимир
Моя песня
Над чём природа крепко постаралась,
Сменяя поколенье поколеньем,
Мне, В. Капелько,
Все теперь досталось,
Все без остатка.
Я в семье — последний.
Родители последнее желание,
Последнюю любовь последней страсти,
Весь свой талант
И все свои несчастья
Вложили в тело:
В кости,
В мозг
И в жилы,
И в сердце —
... и оно тогда ожило.
Ожило сердце —
Чудо из чудес.
Я задышал,
Взахлеб глотая воздух,
Хватая воздух
Пухлыми руками,
Суча по воздуху
Беспомощно ногами,
Глазами в небо
Жадно упираясь.
Ура! Мне жизнь досталась, '
Живая жизнь...
Что может быть нужней?
Я — Человек.
Я мыслю.
Я пою:
"Я не мамкин сын.
Я не папкин сын.
Я на дереве рос,
Меня ветер снес.
Я упал на пенек —
Стал кудрявый паренек..."
Я кудрявый,
Я длинный
И тощий.
Я гляжу сквозь очки на зарю.
Жизнь во мне
Каждый день клокочет.
Я тепло своих рук дарю.
Я мешу на палитре краски.
На дорогах я грязь мешу.
Я пьянею от женской ласки.
Я ревную.
Я жить спешу.
Я спешу.
Я смеюсь.
Я живу!
Мне родители Жизнь подарили!
Я стихи про любовь пишу.
Чудеса я в себе ношу.
Ведь не зря же меня родили!
Что может в жизни нужней?..
Это мое рождение.
Это твое рождение.
Это его рождение.
Рождение новых людей.
Рождение душ
И умений.
... Я сделаю все, что смогу,
И людям отдам: "Берите".
Я буду спать на снегу.
Я вам принесу сквозь пургу
Кучу сердечных открытий.
— Ну, что же вы, люди, берите!
Что может быть откровенней
Я ведь в семье — последний. 15.6.64. Красноярск 1.9.65. Симеиз 5.6.66. Симферополь
Капелько В.Ф. 1996  Я на дудочке играю
Капелько Владимир
***
В море зябко дрожит луна,
В небе звезды колотит дрожь.
Мне сегодня любовь не нужна.
Ты сегодня меня не трожь.
Пусть глаза твои зелены,
Как вода между круглых камней.
Губы пусть твои солоны
И ладони пены нежней.
Ты сегодня мне не нужна,
Хоть объятья твои горячи.
Между нами сегодня стена.
Не слышу!
Стучи не стучи.
Меня гуси сегодня днем
Понесли,
Через Крым на Таймыр.
Я летел.
Я орал гусаком.
В кудрях ветер отчаянно выл.
Я летел.
Я не мог улететь.
Я остался в чужом Крыму.
Мне ночами на СЕВЕР глядеть
И стихами душить тишину.
Капелько В.Ф. 1977 Автопортрет с Эрой
Капелько Владимир
***
А жить становится ясней,
Все женщины ушли бесследно...
Но профиль твой в душе моей
Распят, как на монете медной,
И сам я временем распят,
На крест дорог и троп низложен,
И безразлично мне пылят
В глаза случайные прохожие.
А у меня в глазах — цветы,
Рассветы, как невесты, бледные..
А на закате светишь ты -
Как профиль на монете медной.
Капелько В.Ф. 1995 Саяны село Верх-Усинск
КАПЕЛЬКО ВЛАДИМИР
СТАРОДАВНЕЕ
Конь пасется на древнем алтайском могильнике.
Вокруг цветы закружились душистым венком.
Через эти могилы дорога идет из Монголии
за семь перевалов на Колоколенный Бом.

Бом! бомкает боталом лошадь.
Бом! с бубенцами идет караван.
Бом! на вьюках товары хорошие.
Бом! из чужедальних восточных стран.
Бом! далеко долина Катуни.
Бом! бойся в горах ухарей.
Бом! бляхи блямкают из латуни.
Бом! на шлеях и на седлах коней.

В полосатом восточном халате, с двустволкой,
едет верхом бородатый московский купец.
По голубым валунам грохочут двуколки.
А в стволах у купца смертобойный свинец.

Бом! гадюки вползают в могилы.
Бом! в глазницах свивают тела.
Бом! поднялась на дыбы кобыла.
Бом! грянул свинец из ствола.
Бом! купец в полосатом халате.
Бом! лежит с продырявленным лбом.
Бом! глаза у купца на закате...
Эхо мечется в скалах! Бом! Бом!

Стихло все. Из могил выползают гадюки.
Вылезают алтайцы из темных щелей,
курят трубки и порют кинжалами вьюки,
треплют гривы пугливых монгольских коней. Источник: Абаканский альбом: Литературно-художественный Альманах Союза писателей Хакасии./ сост. Наталья Ахпашева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 80 с. - С.43-44
Капелько В.Ф. Автопортрет
КАПЕЛЬКО ВЛАДИМИР
СВАДЕБНОЕ
Как валенки хрустят по снегу звонко,
хрустят огурчики у сватов на зубах.
Брусника, грузди, водка, самогонка.
Родни, соседей — полная изба.
Пьют.
Пропивают брата моего.
Брат женится.
Брат взял соседку Катьку.
Она сидит в нарядном белом платье
по руку левую от брата моего,
вся новая, какая-то другая...
Родня в стаканы водку наливает.
Пьют и поют.
Роняют хлеб в рассол.
Пьют и горланят:
— Горько! Горько! Горько!
А мать в углу сморкается в подол.
И я за брата выпил рюмку.
Горько... Источник: Абаканский альбом: Литературно-художественный Альманах Союза писателей Хакасии./ сост. Наталья Ахпашева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 80 с. - С.43-44
Капелько В.Ф. 1991 В старинном сибирском селе Верх-Усинск
КАПЕЛЬКО ВЛАДИМИР
***
На колодине старой и сивой,
ядовито заросшей крапивой,
червями изъеденной,
мхами обвешанной,
муравьями, насквозь источенной,
хмелем густым замороченной,
сивый красивый старик.
А кругом черемша да папоротник.
Дремучий старик, как тайга,
глаза — как зеленая ягода,
голова белей, чем черемуха,
возле ног бьется ключ из-под мха,
в балалайку играет, наяривает —
балалайка поет, выговаривает.
Балалайка у него расписана птицами,
тетерями, соколицами,
сороками, да синицами,
а по краю цветами красивыми —
зелеными, красными, синими,
и жуками совсем непонятными,
непонятными, вовсе занятными.
Что ему комарье злое, едкое!
Закусил свою бороду редкую.
Пальцы струны скребут певучие,
на суставах узлами скрючены,
на кострах осенних копченые,
в реках саянских моченые,
жесткие пальцы рабочие,
до любого дела охочие —
хоть избу рубить,
хоть орехи бить,
хоть плоты сплавлять,
хоть грибы солить,
брать брусиицу от инея хрусткую,
гнать по Мане долбленку узкую,
хоть корзины плести,
хоть детей качать,
хоть лежневку мостить,
хоть жену ласкать.
Пальцы сильные да удобные,
по-человечески добрые.
Листья желтые, будто солнышки,
на воде стоят между камешков.
И кукушка молчит сиротливая,
и лягушка сидит молчаливая,
и дергач умолк,
и желна молчит —
балалайкина песня в тайге звучит. Источник: Абаканский альбом: Литературно-художественный Альманах Союза писателей Хакасии./ сост. Наталья Ахпашева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 80 с. - С.43-44
Капелько В. 1988 Женщины-амфоры
КАПЕЛЬКО ВЛАДИМИР
***
Прихожу я на берег каждую ночь
и подолгу гляжу на море.
Просто сижу и гляжу.
И слушаю, как прибоем
катает консервную банку.
Три камня торчат из воды —
два камня больших,
а один, в стороне, поменьше.
Их бьют волны,
их облизывает луна,
их щупает наглый прожектор,
и камни униженно плачут
большими морскими слезами.
Я сижу и гляжу на камни.
Подолгу гляжу и знаю —
однажды на самом большом
появится женщина вдруг
с голубыми большими глазами,
платье из пены морской,
ожерелье из крупных кораллов,
и поманит.
И я пойду...
Я войду в нее через губы,
через ладони и пальцы,
через грудь голубую тугую,
через волосы и глаза...
Небо тучами мягко качнется,
В можжевельнике ветер свистнет,
и я на земле исчезну,
навсегда от живых уйду.
Навсегда.
А пока хожу на берег моря
и гляжу на три тяжелых камня,
слушаю, как шепчется прибой
и гремит пустой консервной банкой. Источник: Абаканский альбом: Литературно-художественный Альманах Союза писателей Хакасии./ сост. Наталья Ахпашева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 80 с. - С.43-44
Капелько В.Ф. Автопортрет за мольбертом
КАПЕЛЬКО ВЛАДИМИР
***
Через реченьку,
Через узеньку
Перешла моя любовь,
Не оглянулася.
Перешла моя любовь,
Ой, да по жердушке
Посредине задержалась, покачалася,
Обмакнула в воду косу потихонечку
Засветилася на солнце, как роса в траве.
Через речку звал назад
Не обернулася.
Не прошла ко мне любовь
Золотистая.
Только птицы драли глотки
Голосистые.
Через речку от меня ушла
Полынь цвела.
Ой, да от любви в груди
Осталася одна зола.  68 г. Источник: Абаканский альбом: Литературно-художественный Альманах Союза писателей Хакасии./ сост. Наталья Ахпашева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 80 с. - С.43-44
Капелько В.Ф. 1970 Автопортрет
КАПЕЛЬКО ВЛАДИМИР
***
Пролетают утки над водою,
сразу три.
Над тобою небо — вон какое,
посмотри.
Машет облако крылом златоперым
в вышине,
и крадется ночь котенком серым
в тишине.
Вечер живописцем беззаботным
пачкает закат,
растирая краски пальцем потным
невпопад.
И потух, и слился с темнотою
свет зари,
лишь летают утки над водою,
те же три. Источник: Абаканский альбом: Литературно-художественный Альманах Союза писателей Хакасии./ сост. Наталья Ахпашева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 80 с. - С.43-44
Капелько В.Ф. 1988 Я и грибы с мышкой на столе
КАПЕЛЬКО ВЛАДИМИР
***
Иду из леса и несу,
Все, что сумел собрать в лесу:
Букет цветов.
Букет стихов,
Еще корзинку без грибов,
На две недели бодрости.
В лесу оставил:
Горести,
Усталость под колодиной,
И лень в кустах смородины.
Она ведь лень,
Идти ей лень.
А я шагаю, как олень
Из леса!
Из леса. Источник: Абаканский альбом: Литературно-художественный Альманах Союза писателей Хакасии./ сост. Наталья Ахпашева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 80 с. - С.43-44
Капелько В.Ф. 1970 Автопортрет Таким себя я в зеркале вижу
Источник: Владимир Феофанович Капелько. К 70-летию художника: Альбом./ авторы-составители Э.А. Севастьянова, Д.А. Дмитриев - Абакан: редакционно-издательский отдел Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2007 - 60 с. – (Из серии альбомов «Палитра Хакасии»)
Капелько В. 1976 Иерихонский петух
Капелько В.Ф.
Горланят над Россией петухи
По горлу петушиная заря
Дерет кроваво,
Он орет горласто!
Вдоль улиц сыпят пухом тополя,
Роса на травах,
На грибах губастых...
Горланят по России петухи —
На полотенцах, на рубахах и на прялках.
Девахи, позабыв вчерашние грехи,
Парней целуют в копнах в губы жарко.
Горланят над Россией петухи.

По-петушиному горит горласто мак.
По-петушиному клюют в глаза частушки.
Разинулись, как клювы, рты зевак.
Краснее гребня раскраснелись уши,
А губы у девах красней рубах.
Горланят над Россией петухи...

В июле месяце в деревне притаежной
Кнутами, как из пушек, пастухи
Стреляют по коровам осторожно.
А на плетнях горланят петухи,
Встречая ревом солнце из-за леса,
А я пишу про петухов стихи.
Люблю Россию,
Петухов люблю
И лето...
Горланят над Россией петухи.
Капелько В.Ф. 2000 Автопортрет
Капелько В.Ф.
***
Я не писал с дороги маме письма,
А ей хотелось письма получать
От непутевого единственного сына,
Хоть не умела их она читать.

Ей так хотелось письма получать!

Я уходил надолго. Далеко
С ее напутствием:
«Дай, Боже, в добрый час».
Я плыл по рекам, я блудил тайгой,
И о маме не скучал,
И писем никогда ей не писал.

А мать ждала. И утром в тишине
С Палканом говорила обо мне...
Она в пути мой каждый шаг хранила,
А неизвестность жгла ее крапивой.
Но я с дороги писем не писал.

Теперь бы маме письма я писал...
Ну, а куда?..
Я очень опоздал.
Как опоздал я с нежностью своей!
Теперь уже никак не нужной ей.

Я не писал с дороги маме письма...
Капелько В.Ф. 1982  Юртовище у белого камня
Капелько В.Ф.
Пейзаж
Горы засыпают, распластавшись
По долине телом темно-синим.
Каркает ворона к непогоде...
Камни на степи лежат, как свиньи.

Пастухи в хашан овец сгоняют –
Серебра прожорливую пену.
Каркает ворона к непогоде...
Кобели у юрт сидят степенно.

Беркут, прирученный человеком,
Прикручен волосяным арканом.
Каркает ворона к непогоде...
Бьется Чуя шумно через камни.

Лошади стреноженные ходят.
Горький дым кизячий над долиной.
Каркает ворона к непогоде
Черным и недобрым криком длинным...

Тучи грузные по небу хороводят,
Опуская долу снега гривы.
Каркает ворона к непогоде
И летит по ветру в горы криво.
Капелько В.Ф. Плато гор. Тува
Капелько В.Ф.
***
Я уходил из дома на рассвете.
Два черные красивые орла
По небу плавали, орлов я не заметил.
Оставил сердце дома на рассвете.

Два черные и хитрые орла
Гнездо завили в сердце на рассвете.
Гнездо уютное, а я и не заметил.

Два черные и смелые орла.
Мое клевали сердце на рассвете.
Клевали сердце, я и не заметил.

Два черные и нежные орла
Любовь справляли в сердце на рассвете.
От непонятной боли я орал
В степи под низким солнцем на рассвете.

Задрал я голову и двух орлов заметил.
Два черные веселые орла
От счастья кувыркались на рассвете,
А я орал, орал, орал, орал...

Домой вернулся только на закате.
Разделся догола.
А в сердце - два орла
С глазами добрыми и с клекотом победы
На искривленных клювами губах...
Капелько В.Ф. 1983 Тепсей гора на Енисее
Капелько В.Ф.
Оглах-Таг гора
Оглах-Таг гора
Зубья каменные
Посреди степи
Неприкаянные
В ковыле-траве
Гады подлые
На каменьях спят
Жарким полуднем
Неприкаянные
Гады пестрые
Оглах-Таг гора
Камни вострые
Камни крепкие
Камни черные
Галки спят в камнях
Черным-черные
Оглах-Таг гора
Сорок восемь гряд
За грядой гряда
Протянулись в ряд
Посреди горы
Куст черемухи
Сорок семь суков
Свились в воздухе
На кривых суках
Сорок гнезд сорок
К Оглах-Таг горе
Сходят семь дорог
К Оглах-Таг горе
Енисей прильнул
Красный гусь турпан
В Енисей нырнул
В Оглах-Таг горах
Тощий лис рудой
Рыкнув на закат
Рыщет водопой
Филин ухает
В Оглах-Таг горе
Спит удод в гнезде
Суслик спит в норе
В Оглах-Таг горе.
Капелько В.Ф. "Лошадь ржала в железную дудку", рисунок с обложки книги его стихов
Капелько В.Ф.
Ковка лошади
Люди лошадь вздернули на дыбу
И распяли в четырех столбах.
Не подняться лошади на дыбы,
Пена красная повисла на губах.
А вокруг столпились ротозеи,
Шарят взглядом от холки до хвоста,
А она распятая святеет –
И глаза святей, чем у Христа.
Наш кузнец к ногам четыре счастья
Прибивает ржавым молотком.
Лошадь рвет в столбах себя на части,
Лошадь брызжет белым молоком.
Лошадь воротом повыше поднимают,
Ворот поросятами визжит,
Лошадь ничего не понимает,
Молоток в копыто ей стучит.
 Стройная кобыла масти чалой,
У нее глаза, как два жука,
Раздувает ноздри одичало,
А ее ногами бьют в бока.
Лошадь вьется в воздухе, как птица,
Лошадь до земли не достает,
Пот холодный по бокам струится,
А кузнец кует, кует, кует.

Капелько В.Ф. 1975 Спящая женщина
Капелько В.Ф.
***
Хочешь, я расскажу про зиму?
Про зиму совсем без морозов,
Про январские красные розы,
Про птичьи жалобы чаек,
Про черных гагар печальных,
Про доверчивую луну,
Которая светит в Крыму...

Хочешь, я расскажу про зиму?
Про забытые мною морозы,
Про замерзлые твердые слезы,
Про снегирей краснозобых,
Про мерзлых сорок чернолобых.
Про радужную луну,
Про таежную тишину...

Хочешь, я расскажу про зиму?
Про снега сугробы на пне...
Если хочешь, то слушай...
...ты нравишься мне.
Капелько В.Ф.  Автопортрет
Капелько В.Ф.
Собачье письмо Палкану
Ну, как твои собачие дела?
Я в письмах бы с тобою посудачил
Собачьим языком, да вот беда:
Ведь я совсем не знаю по-собачьи.

Я понимал всегда твои глаза.
Душа из них светилась огоньками,
Когда по шкуре я тебя ласкал,
А ты гадючкою крутился под ногами.

Я понимал молчание твое,
Хорошее собачее молчанье.
Сидели рядом мы с тобой вдвоем,
И ты усами разводил мои печали.

Шикарно улыбаясь по-собачьи,
Хвостом ты разгонял мою тоску.
Все неудачи обращались в удачи,
Обиды мерзли и кочурились в снегу.

И я спокойно мог глядеть на небо,
И ветер я спокойно слушать мог.
И что б я делал, если б то и дело
Не помогал мне твой собачий бог?

Ну, как твои собачие дела?..
Капелько В.Ф. 1995 На мой день рождения
Капелько В.Ф.
***
Тридцать три раза свистнул в пальцы.
Тридцать три года исполнилось мне.
Слушайте свист красноярца, алтайцы.
Я приехал на красном коне!
Я, вербованный, гнать скотину...
Я сегодня построил мост.
Солнце жарило морду и спину,
Сердце билось, как бычий хвост,
Я валил по ущелью кедры,
Их телами укладывал слань.
Моя лошадь с ногами зебры
Копытами месила елань.
Мне исполнилось тридцать три года!!!
По курумнику бревна катил
Я, давил сапогами гадов,
Гибких их бросал под настил,
Чтобы мост, как гадюка гибкий,
Долго после меня стоял,
Чтобы конь под алтайцем дикий
На мосту от восторга ржал.

P.S. Лошадь ржала в железную дудку,
Мне исполнилось 33-
Закрутил из махры самокрутку,
Прикурил от вечерней зори...
Капелько В.Ф. 1967 Фрукты на блюде
Капелько В.Ф.
Гранат
Я сижу у гудящей печки
и в открытую дверцу гляжу…
………………………..
За окном искристым холодным
Громко хрустят шаги.
Декабрь печью голодной
Глотает огня языки.

Я ем удивительный плод,
В каждой руке по куску.
Я кладу по зёрнышку в рот
И зубами давлю к языку.

В руке - по куску зари,
По горсти огненных зёрен,
По кристаллу гранёной крови.
Я жую их. Я очень доволен.

А если взять в пальцы зерно
И посмотреть против света –
Увидишь не это зерно,
А сразу целое лето:

Сразу целое лето
В кристалле, наполненном соком,
Увидишь горы под солнцем
И звезды увидишь высоко...
В кристалле, наполненном соком.
Капелько В.Ф. Афиша персональной выставки «Всё будет хорошо»
Капелько В.Ф.
Судебное
Пускай нас судят ветры
Пускай нас ветры судят
Судом таким
которого
Еще не знали люди.

Пускай со всей суровостью
Со всею неподкупностью
Со всей их мудрой ветреностью.
И ветреною мудростью, -
Пускай нас ветры судят...

Пускай нас судят ветры
За то, что были ветрены,
Что не были мы верными,
Что женщинам не верили
Пускай нас ветры судят.

Пускай нас судят ветры
За женские слезы,
Что были нами щедро
Пропиты в морозы,
За все большие промахи, З
а все обиды лютые,
Которые без промаха
Мы наносили людям...
Пускай нас ветры судят.

С повинной головою
Мы ждем. Карай.
Вой долгогривым воем,
Суди, валяй!..
………………………….
Судом таким, которого еще не знали люди.
Капелько В.Ф. 1983 Курган
Капелько В.Ф.
***
Здесь ни дерева, ни кустика.
Здесь трава короче пальца.
Раскатись по степи, грусть-тоска,
Отленяй с меня, как с зайца.
Здесь такие дуют ветры!
Гладят голые вершины.
Километры, километры
Со скотиной...За скотиной.
Я по степи, я по степи
Днем и ночью, днем и ночью,
А на сердце дружбы цепи.
Между прочим, между прочим.
Я по степи на кобыле
Пегой масти, пегой масти,
Про меня уже забыли,
Я за счастьем, я за счастьем.
Я за волей, я за волей,
Я за сказкой, я за сказкой,
 Я за сказкой-синеглазкой,
Волки воют, волки воют.
Вдоль дороги воют волки,
Я по камням, я по камням,
На монголке, на монголке,
Где мой Каин? Кто мой Каин?
В небе месяц, в небе месяц,
С заостренными рогами,
К Черной речке морду свесил
Вниз рогами, вверх ногами.
Капелько В.Ф. Автопортрет
Капелько В.Ф.
Когда помру
Я стану сразу такой свободный,
Свободный, как ветер,
Свободный, как Бог.
Свободный от писем,
От встреч неугодных,
От женщин,
От красок,
И от стихов...
Работать не надо
И думать не надо,
Не надо ни пищи, ни дров.
Рубашек не надо,
Ботинок не надо, —
Свободный и голый, как Бог,
Не надо спешить
И не надо стараться,
Вечность теперь моя!
Свободно могу я во все превращаться:
В гусеницу,
В соловья,
В лягву на болоте,
В пыль на дороге,
В шерсть на кудрявой овце,
В прясла поскотин,
В мышь в огороде,
И в шелуху на яйце.
Ты меня встретишь
В редьке и в луке,
В белых и красных цветах,
Ты меня встретишь
В чернике и клюкве,
Ягодкой на губах...
Сможешь меня обласкать и погладить,
С дымом вдохнуть из огня,
Сможешь всегда и во всем поладить
...со мной. Без меня.
Капелько В. Любимая птица - петух
Капелько В.Ф.
Байка
Все мы для радости, все мы для счастья рожденные. Пусть оно не у нас в руках, пусть счастье носит в клюве птица морская, но за тучами в непогодь, под солнцем в дни ведренные. Да не над домом нашим и даже не над дорогой нашей. И трудно его у нее забрать, хоть сама бы отдала его нам с охотою превеликою, дабы освободиться от ненужного ей груза обузливого.
Но вся беда в том, что нет ей лёту-повороту дальше моря морючего. Захомутана она счастьем на веки веков. Хлобыщут ей в глаза волны зеленые, зеленые да соленые, горькие да холодные. А на берег нельзя, на берегу все счастья алчут, все ищут его, каждый по своей способности да сообразительности, во всяких злачных местах, которых так много кругом и которые все неверные, приблизительные - неясно совсем обозначенные. Ищут-свищут по свету белому, тот горами прет, тот болотами, по тайгам, логам, тундрам мороженым, да по рекам в горах запороженным. И уж счастлив тем, что он ищет что-то неясное, незнакомое да невысказанное. И дыхнуть-продохнуть ему некогда.
А Птица морская все носится со счастьем, все рвется на берег отдать его людям, да не может, не дадено ей. Летает.
Ветрами кричит, туманами молчит. Тяжко бьется в облаках обступающих, до самой воды прижимающих. И не может спуститься на воду, не может на берег лететь, пока в клюве у нее это счастье, никому недоступное, никому не предназначенное. Все ждет, кто бы к ней явился такой старательный да такой настойчивый, настойчивый - неуступчивый, отдала бы она ему свое счастье-то.
— Владей, осчастливливайся и других осчастливливай, кто захочет взять.
А сама бы она полетела на землю. На твердую да приветливую, где птицы свистят, где дороги пылят, где люди живут и детей плодят. Набрала бы она сучьев-веточек, да свила бы она гнездо на березине, да устлала б травкой - перьями, да яиц нанесла б белых гладеньких, круглых ровненьких. И уселась бы в утро росное на гнездо свое самолучшее, самолучшее-долгожданное. Ей светило бы солнце восхожее. Ей кричали б дрозды толстозадые, позапутавшись в сучьях закрученных, муравьи бы ползли по соломинам, да стрекозы б за мошкой охотились. Да горланили б петухи в селе. И начала бы Птица Морская просто жить-поживать да птенцов наживать. Просто песни петь, просто в небо глядеть. И была бы этим счастливая!
Капелько В.Ф. 1995 Летний чай в Саянах
http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/9/Kucak/0.htm дорогами Вселенной Капелько

Добрые люди!
Верните мне веру в людей!
Радость верните!
Осень, верни мне моих лебедей!
Лебеди, не поверните… (Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998)

Тоска, как перезрелая еврейка,
Подходит
Молчаливая ко мне
И шарит
У меня под телогрейкой… (Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998)

Я один. А город –
Людная пустыня…
Один …(Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998)

28 сентября 2000 г. В.Ф. Капелько не стало. Он ушел вместе с ветром, его вечным спутником, который поселился в его карманах. За 2 часа до смерти на коробке от папирос карандашом им были написаны строки:

«Сердце болеть за все устало,
Биться перестало
За все, все, все…» (Из интервью с Э. А. Севастьяновой)

 Из воспоминаний Владимира ШАНИНА, член Союза писателей России 
Источник: Шанин В. «Ну, что же вы, люди, берите!..»/ Владимир Шанин.// Хакасия. - 2010. - № 82. - с.4
МЫ собирались в маленькой комнатенке редакции многотиражной газеты завода "Сибтяжмаш" — "Заводская правда". Редактором ее был Владимир Леонтьев. Он вел, кроме того, литобъединение. Регулярно, раз в неделю, мы рассаживались, кто где и читали свои стихи. Мы — это Алла Покровская, хрупкая девушка с язвительным язычком, корреспондент многотиражки; Володя Капелько и я, работавший тогда фрезеровщиком на заводе. Гена Горенский, художник, но писал ли он стихи — не знаю. Бывали на заседаниях еще три-четыре человека, только я их не запомнил.
Горенский и Капелько в основном рисовали в своих блокнотах дружеские шаржи и в обсуждении чужих стихов почти не принимали участия. Зато Алла смело бросалась в "бой": она уже тогда печаталась в многотиражке и неплохо разбиралась в основах стихосложения. Володя Леонтьев молча выслушивал всех и улыбался. Он тоже, как и Горенский с Капелько, окончил художественное училище и теперь заочно учился в Иркутском университете. Все мы любили Володю, он тоже любил нас — ведь возился же с нами, чему-то учил, давал возможность напечататься. А стихи он писал хорошие, но читал их редко. Писал в основном очерки, печатался в краевых газетах, и очерки отличались глубиной замысла, красотой стиля, сочностью языка. Только однажды Володя прочел при всех дружеский шарж на себя и Капелько:
Ты — Володя, я — Володя,
Оба мы Володи вроде.
Только любят нас  в народе
Как редиску в огороде.

... Несколько странноватые на первый взгляд вроде корявые, как бы вырубленные древним поэтом на каменной стене, стихи Владимира Капелько отражают внутреннюю суть художника, а внешне походят на него самого — такие же несобранные, неухоженные, стихийные... Но вызывают любопытство и раздумье. Володины стихи я читал в коллективных сборниках "День поэзии", "Встреча", в журналах "Енисей", "Светлица", в антологии поэзии Красноярья "На поэтическом меридиане", в краевых газетах. Наконец, в 1998 году частное издательство "Кларетианум" в серии "Новинки сибирской поэзии" выпустило книгу самобытного художника и поэта Владимира Капелько "Лошадь ржала в железную дудку..." тиражом в 300 экземпляров с рисунками автора. Эту книжку Володя подарил мне в Абакане с такой надписью: "Вове Шанину в память о "Сибтяжмаше" и сибтяжмашкином времени. 11.6.1999 г." И подпись: не отрывая пера от бумаги — собственный профиль, переходящий в начертание фамилии "Капеля". Так его называли друзья, так он и сам подписывался...
 С сайта http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/9/Kucak/0.htm дорогами Вселенной Капелько
Множество великолепных стихов Владимира Капелько опубликовано в различных сборниках: в альманахе «Енисей» № 6, «Встреча», «Лошадь ржала в железную дудку» и др. Первый поэтический сборник «Встреча» вышел небольшим тиражом - в десять книг, которые он продемонстрировал, а затем подарил своим близким и друзьям. Сборник каждого получателя автор подписывал отдельно, добрые, лучезарные пожелания не оставили близких равнодушными (сборник не найден, поскольку выпущен малым тиражом).
Но на этом его поэтическая деятельность не закончилась, а лишь приобрела новые обороты. Второй сборник стихов «Лошадь ржала в железную дудку» вышел в свет в 1998 году под издательством «Кларетианум» в серии «Новинки сибирской поэзии». Эту книгу ему помог создать один из его друзей – красноярский художник Андрей Поздеев. Капелько был благодарен другу в такой великодушной помощи и выразил свою признательность в стихах:
Книга была посвящена матери В.Ф. Капелько – Христине Ивановне: «Моей Маме Христине Ивановне (в девках) Рачицкой посвящаю. Это она научила меня словам…» (Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998) Сборник вышел, когда ему исполнилось шестьдесят лет, и насчитывал более шестидесяти произведений. Ни секрет, что стихи самобытного мастера не всем близки и понятны, многим они казались слишком уж нестандартными и неординарными, «несерьезными», дерзкими, но настоящие знатоки искусства слова отмечают в произведениях озорство, иронию и безоглядный лиризм:
«Лошадь ржала в железную дудку…» - авторская книга. Все представленные иллюстрации созданы Владимиром Феофановичем, гармонично сочетаются с его поэтическими строками, что придает книге яркую индивидуальность и законченность содержания. Э. Иванов подметил: «Стихи и графика В. Капелько органично дополняют друг друга, радуют глаз и веселят душу». И это действительно так: немногие остаются равнодушными после прочтения удивительных поэтических строк В. Капелько.
Помимо выпущенных сборников, Капелько публиковал свои произведения в краевых изданиях, в альманахе «Енисей».
Владимир Феофанович неоднозначный поэт. Его стихи проникнуты болью, переживаниями, необычайной тревогой. Эмоции автора легко объяснить - он каждой клеточкой души чувствовал взаимосвязь природы и человека, переживал за ее дальнейшую судьбу, видел ее хрупкой и незащищенной перед бурно развивающимся обществом.



Комментариев нет:

Отправить комментарий