Капелько В.Ф. 1976 За горами гроза Тува
Художник продан своему таланту
в рабство.
Над ним висит, как меч дамоклов,
его работа.
Его талант ему приказывает властно –
РАБОТАЙ!!!: ( В. Капелько )
Капелько В.Ф. 1969 Максим Табак-турдык. В тундре
География моих работ - это моя биография. Художник - зеркало, что увидел, то показал. Что внутри тебя, то и на холсте отразилось (внутренне зеркало). Твое искреннее найдет своего зрителя. Люди очень разные и каждому надо что-то.
Извечное любопытство: Что там на горе? А что за горой? А что за рекой, за лесом? А что в тайге, а что в тундре, а что в степи, а что, а что???: Вот это (а что?) и гоняло меня с красками по всему СССРу от моря и до моря, от края и до края - то на Сахалин, то в Прибалтику, то на Таймыр, то в Крым. А сколько рек надо было проплыть и на горы залезть, и в пещеры заглянуть, и на вершинах всех Красноярских Столбов побывать. Чтобы увидеть Монголию - вербуюсь скот гонять из МНР в СССР. Чтобы увидеть степь курганную в Хакасии - работаю с археологами.
Капелько В.Ф. 1979 Гора Аарга у Талкина ключа
Вот так и мотало меня по свету 40 лет без выходных и отпускных.
Надо увидеть откуда начинается р. Мана (с озера) и какие пороги на Подкаменной Тунгуске, и что это за горы Путорана в тундре, какой Арарат и какой Тянь-Шань, и какие это города Самарканд, Бухара, Хива, Рига, Владивосток, Ялта, Бахчисарай, и какой античный Херсонес, и какой древний Эребуни. Чтоб увидеть Обь - Енисейский канал, его надо проплыть на ветке-долбленке с р.Кеть в р.Кас, а когда строилась дорога Абакан-Тайшет надо было перебраться через горы с Минусинских покатей на Манские покатя, а по Мане 10 раз на салике сплавиться. И из Тувы по Енисею до Минусинска на резиновой лодке 3 раза. Чтобы удивиться и порадоваться наскальному искусству древних художников 20 лет лазаю по скалам Хакасии, Тувы, р.р. Маны, Лены, чтобы хоть в копиях сохранить древнюю картинную галерею. А на выставках больших участвую с 1967 года. Мои учителя: Давыденко, Каратанов, Лекаренко, Фирер, Худоногов, Рянель, Поздеев и все мои друзья художники. Век живи, Век учись! Люблю все зверье, всех птиц, жуков, гадов, бабочек и женщин. Самый любимый зверь - петух!!!
Капелько В.Ф. Петух
«…не удивительно, что этот художник всегда ходил в потрёпанной походной одежде, с рюкзаком выше головы и запачканным красками этюдником. Он всю жизнь писал красивую Картину жизни. Жизни прошлой, настоящей и будущей». (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько./ Ирина Бацанова)
Источник: Владимир Феофанович Капелько. К 70-летию художника: Альбом./ авторы-составители Эра Антоновна Севастьянова, Д.А. Дмитриев - Абакан: редакционно-издательский отдел Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2007 - 60 с. – (Из серии альбомов «Палитра Хакасии»)
Капелько Владимир Феофанович
Ода Художнику
Художник!? Все художники - люди. Все люди - художники. Красивое вокруг нас, как и безобразное, видят все. Одни острее, другие спокойнее. Кому-то - красота природы, кому-то -мебель, ковры, украшения; женщинам - красота одежды; мужчинам -красота автомобиля, корабля, самолета. Красота лошади и все, что к ней прилагается, придумали люди: узда в бляхах, чепрак и чеканное седло, шлея и нагайка, дуга и хомут, карета и кошева.
Красота жилья: ворота и наличники, сундук и печь, мебель и посуда, скатерти и покрывала. Красота гор, степей, тайги, тундры, пустыни. Красота отдельного дерева и отдельной травинки, цветка, плода, хоть яблоко, хоть тыква, подсолнух и кедровая, еловая, сосновая шишка. Красота животного, хоть дикого, хоть домашнего. Все звери красивы: и кошка, и мышка, и сова, и гадюка, и медведь, и лягушка, и оса, и муравей, кузнечик и журавль.
Капелько В.Ф. 1985 год. Туман над рекой Леной
Среди красоты живет человек, она с рождения окружает его, и, по возможности, постоянно привносит он ее в свой быт соразмерно своим вкусам и понятиям красоты... И это было изначально, человек произошел не от обезьяны. Человек от человека, так было и так будет.
Одна его черта - красоту увидеть и показать другому, запечатлеть на плоскости скалы или на плоской гальке, выполнить из дерева, глины, камня - для себя и для других. Художник - тот, кто изображает; художник - и тот, кто смотрит и видит. Так же как и музыканты - и тот, кто играет, и тот, кто слушает. Поэт - кто пишет стихи, и тот, кто их читает. Театр - для всех, и для актера, и для зрителя, все - театр. Особенно остро это проявляется у детей. Дети все талантливы - они и актеры, и поэты, и музыканты, и художники, и изобретатели.
Капелько В. 1975 Скалы Тувы
Кто из нас не смотрел в бесконечное до жути лицо звездного неба, или в лицо Солнцу, в лицо глубокой пещеры, в лицо цветка, в лицо воды, в лицо камня, в лицо зверя, в лицо птицы, в лицо змеи, в лицо комара, в лицо снежинки? Природа творила, творит и будет творить бесконечное разнообразие гармоний пластики, цвета, форм, сложнейших, хрупких и трепетных.
Художник, поэт, композитор, живописец - трепетный, хрупкий и сложный организм, который, однажды заглянув в лицо природы, в лицо всех творцов, живших до него, начинает творить свой мир, свои гармонии, свои пластики по законам красоты своей индивидуальной непохожести. Не копировать природу, а создавать свое, свои орнаменты, плести свои кружева, ткать свои ковры, творить свою пластику звуков или слов, строить свою пластику объемов архитектурных и скульптурных...
Капелько В.Ф. 1980 Юкола. Таймыр
Владимир Феофанович, как говорят, обладал искрой Божьей, его индивидуальность и непохожесть на других определили судьбу художника, стержень творчества.
Картин так много, как щедрости у Капели. На полотнах крупными буквами, рядом с названиями работ, - подпись «Капеля». Многие спрашивали Владимира Феофановича об этой странной надписи, на что художник просто и незатейливо отвечал: «Да звали меня так пацаны в детстве, что ж, пусть так и будет». (Кобец Е. Все будет хорошо // Хакасия. 14 февраля 1996.) Его картины - это путешествия: в древность, в другие земли, в историю, в человеческую душу. Бесконечный искрящийся калейдоскоп эпох, настроений, сюжетов, манер…
"Особый живописный мир, утверждающий добро и красоту, правду и духовность, их жизненную силу, способную противостоять даже самому коварному врагу - внутреннему безразличию - это мир произведений Владимира Феофановича Капелько" (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько./ Ирина Бацанова.)
Капелько В.Ф. 1972 Пароход на реке Тубе
С детства Владимира Феофановича манила и настораживала необычайная природная красота. Еще ребенком, Капелько рисовал незамысловатые картинки. Первым рисунком Владимира Феофановича был его любимый пес – Бобка. По мере взросления, взрослели и картины юного художника, они приобретали загадочность, уникальность.
В 1963 г. Капелько – в числе первого выпуска красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова, где преподавали А. П. Лекаренко, получивший образование в Петрограде и принесший в Красноярск культуру рисования; ленинградец, выпускник института И. Е. Репина – Юкубовский, а также красноярцы И.А. Фирер и И.М. Давыденко. Образцами великолепного художественного мастерства для Владимира Феофановича были Д. И. Каратанов и В. И. Суриков. Он никогда не употреблял выражений «писать картины» или «рисовать». Он говорил: «Красить». Потому что «писать могли только Репины и Суриковы, а мы еще красим».
Капелько В.Ф. 1962 Этикей турдакин с супругой Чалмой
Становление В. Капелько как художника совпадает с периодом «оттепели» в Советском Союзе и бурными событиями в мире. Это время, породившее великих романтиков и мечтателей.
После окончания художественного училища Владимир Феофанович начал изучать просторы нашей необъятной Земли. Иначе, считал Капелько, не видя и не зная жизнь, художником не стать. В путешествиях он не расставался с этюдником. Насущной потребностью его было выплеснуть на полотна свой восторг перед увиденным. (Кобец Е. Владимир Капелько: «Я не клевый» // Хакасия. 3 ноября 1999)
«Принимал активное участие в творческой и общественной жизни Красноярска, не один десяток лет, начиная с 70-х годов, был своеобразным лидером среди сибирских художников. Капелько - вечный экспериментатор. Он придумывал свои методы, жанры, стили. Первые его опыты вызывали негативную оценку со стороны официальных критиков. Но именно такие картины привлекали внимание посетителей выставок. Капелько всегда стремился к свободе во всём: в жизни, в искусстве. Он так и говорил: «Как дышу, так и пишу». (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько./ Ирина Бацанова)
Капелько В. 1987 Буря в Туве
Работы Владимира Феофановича выполнены в стиле классического реализма и авангардизма.
«Поражает жанровое разнообразие в искусстве Владимира Капелько. Он не отдавал предпочтения какому-то определённому, а стремился выразить себя как можно полнее в каждом жанре». (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько./ Ирина Бацанова)
Создавая свои композиции, Капелько использовал и преображал находки древних художников, в его полотнах видны мотивы национального искусства народов севера и юга Красноярского края, Тувы, Хакасии и Монголии.В творчестве соединились дерзость и ирония, озорство, насмешка и одновременно – огромная любовь и интерес ко всему окружающему. Больше всего художник любил изображать в своих картинах пейзажи.
Капелько В.Ф. 1985 Саяны
«Пейзажи и натюрморты Капелько представляют своеобразный «отдых» от эмоционального накала, свойственного большинству его работ. Пейзажи художник наделяет душой. Каждый пейзаж индивидуален, как человек». (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько./ Ирина Бацанова)
Какой бы не была тема картины – история Хакасии и Тувы или исторические полотна Монголии, или же легкая искрящая, как в потрясающих натюрмортах – и то, и другое отражает его разносторонность и образованность. Его многочисленные картины, созданные в путешествиях по стране: по Монголии, Таймыру, Сахалину, Средней Азии, в Крыму, Прибалтике, Туве, Алтае, Хакасии, выполнены, несмотря на отнюдь не комфортабельные погодные условия, с безупречной точностью и безукоризненным профессионализмом.« Я скотский художник, - с юмором замечает неподражаемый рассказчик, - чтоб оленя нарисовать, я на Таймыр завербовался скот гонять. В Монголии изучал яков с чудными рогами, их надо видеть, слышать, как они хрюкают, точно поросята». (Бацанова И. Свет звезды // Аргументы успеха. 10 апреля 2002).
Природа и животные – одна из главных тем художника. Природа, животные и люди живут у него в гармонии и взаимодействии.
Капелько В.Ф. 1979 На водопой несутся кони
Любимым животным Владимира Феофановича был петух: «Люблю все зверье, всех птиц, жуков, гадов, бабочек и женщин. Самый любимый зверь – петух!!!» (Капелько В. Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998.), ему же он посветил одно из своих поэтических произведений «Горланят над Россией петухи».
Капелько В.Ф. 1970 Станция Камарчага
Работы из серии «Петухи» написаны в разное время, но по стилю они различаются, однако, индивидуальная манера исполнения в каждом случае сохранена. На художественных полотнах автор изображал его грациозным, ярким, словно В. Капелько восхищался его красотой и непредсказуемостью («Петухи»). Петухи на его картинах преображаются. «Иерихонский петух» (1976) выполнен в стиле «кубизма» (Приложение 9). Яркий цвет птицы говорит о могуществе, силе и фантастическом образе. К году Петуха была написана картина «Год петуха». На ней изображено 12 петухов - 12 месяцев в году.
Капелько В. 1993 Год Петуха
«Сложный мир мастера отражают и его рисунки, всегда экспрессивные, с динамической, уверенной линией, виртуозно строящей форму, передающие ощущение натянутого нерва. Сочетание гармонии и хаоса, ярости и спокойствия - суть творчества Капелько-графика, умеющего превратить события окружающей действительности в ёмкие символы, понятные многим». (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько./ Ирина Бацанова)
Капелько В.Ф. Рисунок
Обнаженное женское тело – вечная тема искусства – занимает в творчестве Владимира заметное место.
«Образ женщины присутствует практически во всех работах Капелько. Он трактуется как символ мира, материнства, гармонии, знаменующий собой непоколебимую силу в жизненном хаосе страстей. Для художника женщина - это источник жизни, и уже поэтому она прекрасна. Даже всю Вселенную он представлял в образе женщины. Художник страдал, если этого стыдились. Широкий размах старых и новых тем, посвященных образу женщины-матери, отличает все работы Капелько. От них веет живой силой... Оригинальна манера художника размещать женские фигуры в пространстве, иногда возникает впечатление, что они парят в воздухе. Простота композиции, пластичность, телесность и жизненность женских форм на его полотнах покоряет. Обнажая женское тело, Капелько подчеркивал обаяние жизненной силы и незащищённости, призывая тем самым оберегать её от пошлости и насилия. Вся человеческая и художественная натура Капелько была проникнута любовью к жизни и женщине». (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько./ Ирина Бацанова)
Капелько В.Ф. 1999 год Когда они купались
Вся его человеческая и художественная натура была пронизана любовью к жизни и женщине. Ее образ присутствует практически во всех работах Капелько. У Капелько четко проявляется увлечение культом женского божества – праматери мира. Наскальные рисунки древних мастеров помогали правильно понять и выразить связь женщины с силой природы – плодородием. Многие посетители выставок не понимают, почему Капелько именно так изображал представительницу женского пола: большой, сильной и даже слегка грубоватой, но в силе, способности противостоять трудностям, автор видел женскую красоту.
Капелько В.Ф. 1968 Три грации
Даже вселенная для художника являлась женщиной, от которой произошли звезды и планеты, призывая тем самым оберегать ее от пошлости и насилия. Этот образ матери-вселенной он видел в каждой реальной женщине. В той, которая пряла, ткала, стирала и гладила белье, ставила самовар на праздничный стол и пекла вкусные шаньги. Поэтому так уютно и хорошо чувствует себя рядом с его полотнами предметы давно ушедшего быта сибиряков.
«Женщина, - говорил он, - должна быть красивой, а не красивенькой. Сегодня она нежная, хрупкая, изящная, а через годы этакий внешний эффект исчезает и что остается? Часто такая вот нимфа может превратиться в Химеру, способную на черствость, зло и предательство».
Капелько В.Ф. 1979 Женщина с амфорой
«В его произведениях трагедийность человеческого бытия парадоксально сочетается с бодростью и силой духа. В сюжетах его работ фигурируют символические персонажи, и в то же время некоторые жанровые композиции приобретают черты философского обобщения». (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько./ Ирина Бацанова)
«В галерее портретов и автопортретов раскрывается тонкость восприятия и передачи внутреннего мира человека. Здесь также потрясает отношение художника к собственной личности и отображение внутреннего «Я». Практически на всех автопортретах Капелько изображает себя либо чёртом-искусителем, либо очень больным человеком». (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько./ Ирина Бацанова)
Капелько В.Ф. 1970 Автопортрет
Персонажи многих картин Капелько – это концепция реально-наблюдаемых явлений с мечтами, фантазиями и замыслами художника. В картинах кроется глубина, которую нельзя заметить сходу, сиюминутно. Они радуют глаз и веселят душу своей яркостью и необычайностью.
Капелько всегда радовался детским работам: «Да что вы, художники, пыжитесь?! Смотрите, как дети рисуют! Вот оно искусство!» И заявлял: «И обезьяну можно научить технично, а вот рисовать душой!..». «Искренность» - было его любимым словом. Искренность в чувствах, в творчестве, в жизни.
Конечно, как и любой художник, Капеля прекрасно изображал натюрморты. Под его кистью простые, незамысловатые предметы казались причудливыми и живыми
Капелько В.Ф. 1996 Черёмуха
Источник: Владимир Феофанович Капелько. К 70-летию художника: Альбом./ авторы-составители Эра Антоновна Севастьянова, Д.А. Дмитриев - Абакан: редакционно-издательский отдел Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2007 - 60 с. – (Из серии альбомов «Палитра Хакасии»)
Познакомившись в Забайкалье, Туве, Хакасии с древними наскальными рисунками, которые часто исполнялись природной охрой, Владимир Феофанович стал осваивать живопись земляными красками.
Необходимо отметить, что Капелько являлся своеобразным художником-экспериментатором. Работая постоянно в экспедициях, в полевых условиях и создавая свои творческие работы, он использовал различные природные подручные материалы: делал краски из разноцветной земли, глины, песка, замешанных на жидком столярном клее. Будучи материально необеспеченным, он не всегда мог покупать дорогие грунтованные холсты и масляные краски, поэтому ему приходилось самому грунтовать мешковину, брезент или полотно глиной, песком, землей и ими же писать свои картины. Пытался он живописать и на грунтованном таким же способом картоне, на клеенке и на фанере. Используемые им материалы диктовали ему и соответственное содержание, стиль и манеру творческих работ. Работы, выполненные земляными красками, посвящены различным мифологическим сюжетам в стиле древних наскальных рисунков в характерной ему размашистой условно-схематической манере. Это работы, как: « Знамена древних тагарцев», «Древний поселок» и др.
Капелько В.Ф. 1978 Знамена древних тагарцев 1978
Большое место в жизни Капелько занимала и художественно-оформительская деятельность. Четыре года «не вылазил» Владимир Феофанович из залов Краеведческого музея, оформлял залы каменных изваяний. В музее Мартьянова – археология, каменный век и вплоть до прихода русских на минусинские земли – этот период истории отражен в музее кистью Капелько. Он оформил лучшие в стране археологические экспозиции в Красноярском, Иркутском краеведческих музеях, а также интерьеры в гостинице «Красноярск» в городе Красноярске, фасады и подъезды к санаториям в Крыму, ледяные и снежные городки в Абакане. Капелько участвовал в оформлении выставки «Советская Россия» в Швеции, а также создал несколько выставок в Польше.
Минусинский краеведческий музей, оформленный В.Ф. Капелько
По эскизам Капелько сделаны десятки памятных значков. Владимир Феофанович - автор двух серий значков по древнему искусству Хакасии, а также значков, посвященных 50-летию Хакасской автономной области, 50-летию Хакасского краеведческого музея. Как книжный график Владимир Феофанович оформил книги «Люди Красного Яра», «Древнее искусство Хакасии», «Лошадь ржала в железную дудку»
Богданович К. Люди Красного Яра, художник-оформитель книги Капелько В.Ф.
В 2000 году В. Ф. Капелько признали Заслуженным художником России, что еще раз подтверждает актуальность и востребованность его неповторимых и талантливых работ.
Стремясь приобщить как можно больше людей к пониманию творчества художников, к пониманию серьезного, высокого искусства, Владимир Феофанович всю свою жизнь вел активную выставочную деятельность. С 1956 г. до самой смерти участвовал в тематических, юбилейных, краевых, зональных, республиканских и союзных, во всех ежегодных городских выставках. Кроме этого, он участвовал во многих выставках страны, готовил и проводил свои персональные выставки.
Капелько В.Ф. 1970 На Крымском пляже
Мольберт и краски – благодать!
И черствый хлеб в пастушьей сумке.
Но так хотелось разгадать
На скалах древние рисунки. ( В.Ф. Капелько)
«А ещё ему была дана молодость до самого смертного часа. Одной его жизни хватило бы на десятерых, а ему, с его весёлостью, с интересом ко всему на свете казалось мало. Не успел переделать всех дел, испробовать все занятия, увлечься всеми увлечениями и нарадоваться всем радостям. Была в нем неуёмность пожить. В нём жил не только художник, но и коллекционер, археолог и путешественник. Он был учителем для молодых художников и просто обаятельным человеком. Но всё-таки самое главное - был художником Капелько. Хорошим художником, душевным и широким, сродни своим героям. Он был на редкость живой человек и жизнелюб. Его влекло к красоте, и он умел давать её людям. Красота и жизнь - вот основная концепция искусства Капелько. Вечные и непреходящие ценности человеческого бытия». (Бацанова И. Свет звезды Владимира Капелько./ Ирина Бацанова)
О копировании В.Ф. Капелько древних наскальных рисунков продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий