Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 8 февраля 2022 г.

Наскальные рисунки горы Хызыл-хая в Хакасии

 

Наскальные рисунки горы Хызыл-хая в Хакасии

Источник:
Боковенко Н. Рисунки Красной скалы./ Николай БОКОВЕНКО, кандидат исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10).- С.416-419

Хызыл-Хая

Гора Хызыл-хая — буквально «красная скала» — прячется среди многочисленных хребтов горного массива Саксар. Северные склоны его пологие, заросшие травой, их использовали для выпаса скота с древних времен. Южные склоны массива обрывистые, с обнажениями вертикальных плоскостей красного девонского песчаника. Они тянутся от села Капчалы на несколько километров. На одном из этих выходов, имеющем три яруса плоскостей, видны таинственные петроглифы.

Фото Н. Боковенко

Впервые их обнаружил финский ученый Й.Р. Аспелин в 1887 году. Он описал основную плоскость этой писаницы с изображениями всадников и котлов. Несколько позже, в начале XX века, ее осмотрели директор Минусинского музея И.Т. Савенков и финский ученый Аппельгрен-Кивало, причем опубликованные Кивало рисунки изображений наиболее близки к реальным.

Потом тропа к писанице затерялась. Во второй половине XX века ее безуспешно пытались найти многие исследователи.

Лишь двадцать лет назад эту писаницу удалось обнаружить Н.В. Леонтьеву и автору этих строк. Затем ее посетил и профессор Л.Р. Кызласов.

Наскальные изображения выбиты в небольшой котловине, укрывшейся среди гор. Там находится небольшое озерцо, в настоящее время сильно заросшее. Петроглифы были обнаружены на трех ярусах, в верхней части крутого склона.

Все петроглифы горы Хызыл-хая относятся к двум периодам: выбитые изображения больших панно — к тагарской эпохе (I тыс. до н.э.) и процарапанные небольшие сюжеты — к таштыкской (I-IV вв. н.э.).

К тагарской (скифской) эпохе эту серию изображений позволяют отнести многочисленные стилистические особенности исполнения фигур людей и животных, характерные для тагарцев сюжеты и отдельные предметы. Так, наиболее точно датируются изображения котлов (которых здесь около 100). В тагарскую эпоху они отливались из бронзы и в большинстве своем имели на боковых стенках характерный орнамент в виде двух витых веревочек. На писанице Хызыл-хая присутствует как минимум два типа котлов: с вертикальными ручками и тремя отростками на них и гладкими ручками. Близкие изображения встречаются на знаменитой Боярской писанице (Большой и Малой), на скалах Кизик-тах, Черного Июса и на Аскизской плите. Прекрасно видно, что на скалах изображались большие бронзовые котлы, а не маленькие керамические, которые позже, например в таштыкскую эпоху, имитировали бронзовые.

Способ копирования наскальных сюжетов на микалентную бумагу 2005 г. Фото Н. Боковенко

 

  

 

Прориси петроглифов на горе Хызыл-хая

Центральное место среди петроглифов горы Хызыл-хая занимает многофигурная композиция, где изображены всадники и группы людей, варящие в котлах «ритуальную» пищу. Всадники представлены с перьевыми головными уборами, и не исключено, что это шаманы. Рядом главный персонаж — человек с «посохом-жезлом» — верховный шаман. Слева от них — изображение вола или лошади, которая тянет сани. Вокруг изображены люди, варящие в котлах жертвенное мясо. На других небольших плоскостях также встречаются сюжеты с людьми, всадниками, быками, запряженными в сани.

Писаница горы Хызыл-хая в деталях отражает важное событие в жизни древнего населения — приготовление к некоему празднику, напоминавшему современный Тун-Пайрам у хакасов.

Позже были сделаны процарапанные таштыкские изображения, которые выполнены либо на периферийной части плоскости, либо поверх тагарских. Они исполнены в характерной стилистической манере, широко известной по рисункам на деревянных планках из знаменитых таштыкских склепов Тепсея и Ташебы. Привлекает детальное изображение всадника, который гонится за двумя косулями, и рядом — рисунок процарапанного котла. Сюжет опять-таки типичен для кочевников — изображена ритуальная охота на жертвенных животных.

К сожалению, из-за увлажнения климата происходит отслаивание поверхностной корки и, соответственно, уничтожение рисунков. Сползают иногда целые блоки с изображениями. Особенно сильно пострадал восточный участок горного массива хребта, где много сползших блоков и осыпавшихся плоскостей. Петроглифы здесь не обнаружены, зато именно на этом участке встречены самые большие и удобные плоскости для создания величественных композиций. Возможно, современные археологи уже опоздали, и великолепные произведения первобытного искусства уже осыпались, и никто уже не увидит их никогда.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий