Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 7 февраля 2022 г.

Барсучий лог - курган в Хакасии

 

Барсучий лог - курган в Хакасии

Источник: ГОТЛИБ А., ПАРЦИНГЕР Г. Барсучий лог - курган вождя./ Андрей ГОТЛИБ, кандидат исторических наук (Абакан), Г. ПАРЦИНГЕР (Германский археологический институт (Берлин) .// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.410-415

В 2004-2005 годах Германским археологическим институтом (Берлин) и Хакасским государственным университетом им. Н.Ф. Катанова (Абакан) были проведены грандиозные археологические раскопки кургана эпохи поздней бронзы в урочище Барсучий Лог Усть-Абаканского района, сопоставимые с раскопками 1950-х годов в Салбыкской долине.

Если мы последуем за Енисеем от его истоков в Туве вниз по течению, через западные Саяны на север, мы попадем в культурный ландшафт совершенно другого типа, в Минусинскую котловину. 

Во все времена плодородные долины и равнины этого региона с его сравнительно мягким климатом были густо населены, причем в период тагарской культуры скифского времени, как показывают тысячи каменных курганов, концентрация населения здесь была особенно высокой.

Вожди этой территории нашли свое последнее пристанище в обширном некрополе Салбык, в степи Енисейского левобережья, к северу от столицы Хакасии — Абакана. Там находятся самые высокие курганы Минусинской котловины: более дюжины монументальных насыпей, квадратные основания которых выполнены из подобных мегалитам каменных блоков, среди них горизонтально положенные плиты перемежаются с вертикально стоящими многометровыми стелами. В 1954-1956 годах московский археолог С.В. Киселев раскопал самый большой курган в степи Салбык. Возможность повторить грандиозные раскопки подобного кургана представилась только через полвека. К сожалению, о результатах этих раскопок известно немного.

В 2003 году силами Абаканского государственного университета, Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и Германского археологического института было решено исследовать другой царский курган Минусинской котловины. Выбор пал на курган внушительных размеров в ущелье Барсучий Лог Усть-Абаканского района. Как и большинство памятников региона, этот курган был ограблен, о чем свидетельствовала большая грабительская воронка в центре насыпи. По форме курган походил на пирамиду; по сторонам насыпь сползла, ее верхняя часть была уплощена. Но и в этом виде высота погребального сооружения достигала 9 метров. В некоторых местах из земли выступали частично засыпанные каменные стелы высотой 1,20-1,60 метра.

Для получения наиболее полного представления о структуре курганного сооружения через насыпь были проведены семь параллельных бровок. При этом оказалось, что насыпь состояла исключительно из дерна и местной красноватой глины. Впускных погребений и перестроек кургана не обнаружено.

Дальнейшее исследование кургана показало, что его строительство было осуществлено в несколько этапов. На первом этапе в западной поле кургана была выкопана яма размером: 7,35 х 7,20 метра и глубиной 3,60 метра. Вдоль северного и южного краев ямы были выложены линзы выкида красноватой глины. В это же время началось воздвижение каменной обкладки из мощных камней и стел. 

На втором этапе была сооружена деревянная погребальная камера (погребение 1). Могила была перекрыта толстыми стволами лиственницы, а над перекрытием устроена овальная деревянная платформа. От каменной обкладки в западной поле к камере вел выстроенный из мощных камней дромос. Каждое бревно для защиты от влаги было обернуто березовой корой. В заключение вся деревянная конструкция была перекрыта полосами березовой коры.

В этом состоянии курган стоял некоторое время, пока в камере не был захоронен покойник. Затем деревянная конструкция была подожжена. Горела она очень интенсивно, и перекрытие камеры рухнуло в могилу. Могильная конструкция была преднамеренно разрушена людьми, сооружавшими курган, что может быть объяснено только причинами ритуального характера.

На третьем этапе могильную яму и пространство между линзами выкида глины заполнили дерном. Так в западной части внутри каменной ограды будущего кургана возникло центральное сооружение в виде платформы двухметровой высоты со скругленными углами.

В это же время сооружение было окончательно обрамлено каменной оградой, строительство которой было начато уже на первой стадии. Внутри были выложены каменные кучи напротив больших каменных плит, на которых затем был выложен дерн. Снаружи, напротив плит, были поставлены вертикальные камни. Все эти меры преследовали только одну цель — придать конструкции наибольшую стабильность и жесткость. Сооруженный до этого дромос находился к востоку от каменной ограды. Он был выстроен непосредственно перед воздвижением кургана.

На последней стадии курган обрел свою пирамидальную форму с тремя крутыми сторонами на севере, западе и востоке и одной пологой на юге. Верхушка пирамиды была уплощена. Эта пирамидальная постройка была напоследок покрыта блоками из местной красноватой глины, так что на фоне зеленого степного ландшафта курган выглядел как сверкающий красный холм. В дальнейшем насыпь потеряла свою четкую форму.

В скором времени курган был ограблен. Грабители точно знали, где находилась могила, а именно прямо к западу от середины кургана, как было и в случае с Большим Салбыкским курганом. Это произошло на тесинском этапе тагарской культуры, на что указывает захоронение черепа собаки на дне погребальной камеры после ее ограбления. Такой ритуал был характерен для носителей тесинской культуры. Однако о действительном смысле этого обряда (осквернение погребальной конструкции?) можно только догадываться.

Погребальная камера была опустошена. Кости скелетов, по меньшей мере четырех умерших (трех мужчин и одной женщины), грабители разбросали, частично выкинули из могилы, даже перерыли пол камеры. К немногим сохранившимся находкам относятся фрагменты глиняных сосудов сарагашского этапа тагарской культуры (IV-III вв. до н.э.), различные стеклянные бусы, бронзовое шило, 52 обрывка золотой фольги, очевидно покрывавшей какие-то деревянные или кожаные предметы. Некоторые из них имеют следы чеканного орнамента, сложные композиции из полукругов, треугольников и спиралей.

Другая могила (погребение 2) находилась в северной части каменной ограды и была перекрыта камнями. Здесь был похоронен мужчина. Погребального инвентаря рядом с ним обнаружено не было. Однако то, что могила была перекрыта дерновой насыпью, доказывает, что она была сооружена одновременно с курганом и не является впускным погребением. 28 камней и стел каменной ограды имели изображения, указывающие главным образом на время, предшествующее возведению кургана. Очевидно, орнаментированные камни совершенно осознанно извлекли из древних погребальных сооружений и поставили здесь заново, возможно, для того, чтобы связать похороненных здесь людей с уходящей в глубину веков традицией. Так, например, в западной стенке ограды были обнаружены две горизонтальные и три вертикальные каменные плиты с изображениями эпохи бронзы.

Самая северная из этих плит представляет собой обработанный блок песчаника высотой около 3 метров, который был вкопан в землю горизонтально и дополнительно укреплен с боковых сторон тремя камнями. На нем помещена композиция из человеческих и зооморфных фигур, а в центре изображено копытное животное. Внутри этого изображения находится еще одно животное, которое из-за значительных отличий в технике изготовления не может быть отнесено к тому же времени. С центральной фигурой соотносятся некоторые антропоморфные фигуры, которые выполнены в аналогичной технике. Изображены они в своеобразных грибовидных головных уборах и могут относиться к эпохе бронзы. Там же имеются небольшие изображения животных, принадлежащие другой стилистической традиции, которая надежно датируется скифским временем. К ним относится изображение козла с окончаниями ног в виде спиралей и прямыми линиями на туловище, с аккуратно выполненной козлиной бородкой, извилистыми рогами и коротким хвостом. Другие животные изображены в виде силуэтов — например, лошадь и два оленя с длинными разветвленными рогами.

В южной части ограды была вкопана другая вторично использованная стела тагарского времени. Петроглифы тагарского времени были найдены на внутренних плитах дромоса в восточной части сооружения. На одном из камней на северной стороне дромоса изображены олень с четко проработанными рогами, идущие рядом горные козлы и несколько человеческих фигур. На южной стороне входа, на другой каменной плите, изображены также олень и несколько человеческих фигур. Изображения на этих двух плитах одновременны и относятся, скорее всего, ко времени строительства кургана.

Раскопки царского кургана Барсучий Лог позволили, таким образом, взглянуть совершенно по-новому на погребальный ритуал тагарской культуры в Минусинской котловине. Комплекс показывает, насколько огромны были затраты на погребение знати этого ранга. Важно отметить, что курган был воздвигнут в несколько этапов, связанных с разнообразными ритуальными действиями.

 

Иначе трудно представить, зачем сначала была выстроена достаточно большая деревянная погребальная камера, отдельные бревна которой были даже изолированы от влаги березовой корой, хотя было заранее известно, что все сооружение после окончания погребальных действий будет сожжено и перекрыто курганной насыпью. Эти наблюдения показывают, что погребальное сооружение было воздвигнуто для вождя силами большого племенного объединения, чтобы и после смерти демонстрировались его ранг и верховное положение.

Не менее примечательно то, что курган перестал почитаться в последовавшее за тагарским тесинское время. Могила была не ограблена, но планомерно уничтожена новым племенем. Бросается в глаза, что все другие большие курганы соседнего некрополя Салбык имеют подобные следы. Это произошло, очевидно, около 200 года до н.э., когда Минусинская котловина была заселена носителями тесинской культуры, пришедшими сюда с юго-востока и явно отличавшими себя от тагарского населения. Поэтому места поклонения вождям тагарской культуры скифского времени ими сознательно уничтожались и осквернялись.

Это уже не первый случай в истории, когда новые правители пытались насильственно стереть память о предшествующих династиях, чтобы таким образом обосновать свои собственные претензии на власть и показать наступление новой эры.

 

 

https://ucrazy.ru/foto/print:page,1,1223706813-xakasiya_chast_3_kurgan_barsuchij_log.html Здесь много фото кургана Барсучий лог

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий