Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 17 января 2022 г.

Южная Сибирь. Хакасско-минусинская котловина. (VII в. до н. э. - V в. н. э.)

 Хакасско-минусинская котловина. (VII в. до н. э. - V в. н. э.)

 Ранний железный век
Автор текста: Чебодаев П.И.

Тагарская культура. Динлины

Памятники Тагарской культуры: 1- горшок глиняный; 2- кинжал; 3- нож бронзовый; 4- украшение из бронзы; 5 - чекан боевой (молот); 6- наконечник стрелы с шипом; 7- удила медные; 8- зеркало медное; 9 - гребень из кости; 10 - кельт

Силы железа потом и меди были открыты,
Мало-помалу затем одолели мечи из железа,
Вид же из меди серпа становился предметом насмешек,
Стали железом потом и земли обрабатывать почву.., (Лукреций Кар)

В VII - III вв. до н. э. наступила эпоха Тагарской культуры. Памятники ее распространены в Хакасско-Минусинской котловине и восточной части Кемеровской области. Эта культура имеет общие черты с культурой скифов Северного Причерноморья. Впервые она была выделена как исторический период В.В. Радловым. С.А. Теплоухов назвал ее минусинской курганной культурой. Позднее название - Тагарская - предложил С.В. Киселев. Она получила название по раскопкам на острове Тагарском (недалеко от Минусинска).

Тагарская культура является важной вехой в истории населения Хакасско-Минусинской котловины. В V-IV вв. до н. э. у тагарцев появляются первые железные орудия. Следы их производства найдены рядом с памятниками металлургии меди и золота в долине реки Узун-жуль. Однако повсеместное распространение железные орудия получают в конце III в. до н. э. Таким образом, в V-IV вв. до н, э. на территории современной Хакасии начинается эпоха, которая в археологической науке получила название раннего железного века, продолжавшаяся почти до конца I тысячелетия до н. э.

Первые сведения о создателях Тагарской культуры, имеющиеся в письменных источниках, относятся к IV-III вв. до н. э. Китайская летопись называет тагарцев динлинами, при этом подчеркивает, что динлины имеют белокурые волосы, голубые глаза, прямой с горбинкой нос. Данные китайской хроники подтверждаются антропологи­ческими исследованиями строения черепов, извлеченных из татарских курганов. Динлины относились к европеоидной расе.

Ремесло

Бронзовое и железное оружие: 1, 2, 4 - бронзовые ножи, 3 - железный клевец, 7 - бронзовое копье

В татарскую эпоху обработка металла достигла высокого уровня. Об этом говорит обилие бронзовых предметов самого разнообразного назначения и форм. Это инструменты по дереву, орудия земледелия и скотоводства, бронзовое и железное оружие. На орудиях появляются тамги (метки), которые ставились мастером на предмете. Это свидетельствовало об отделении ремесла от сельского хозяйства. По словам Ф. Энгельса, этот процесс есть второе общественное разделение труда.

Развивалось ткацкое и швейное дело. Об этом говорят гребни для расчесывания шерсти, пряслицы, шилья и иглы, найденные в Хакасии. Бронзовые изделия отливались в специальных литейных формах, изготовленных из камня или меди. Железные предметы своей формой в точности напоминали литые бронзовые. Появились новые виды орудия - чекан и боевой топорик. Кинжалы стали делать с пе­рекрестием в виде пары прямоугольных выступов, не отде­ленных рельефом от клинка и рукояти. Наконечники стрел, разнообразные по форме, изготовлялись из кости и бронзы.

Керамическая посуда состояла из горшков баночной формы с плоским дном. Горшки украшались несложным рисунком. Кроме глиняной, существовала и бронзовая посуда, большей частью - крупные котлы на поддонах с ручками.

Хозяйство Динлины жили в бревенчатых домах и юртах. Об этом говорят рисунки, выбитые древними художниками на утесе скалы Бояры в Боградском районе Хакасии. Деревянные рубленные дома с фигурными загнутыми краями крыш, видимо, воспроизводят реальную жизнь одного из поселений тагарцев.

Тагарцы вели комплексное хозяйство - занимались земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством. Осваивались все новые территории, удобные для хозяйственной деятельности. Ведущее место в хозяйстве динлинов занимало земледелие, главными центрами которых являлись плодородные земли правобережья Енисея. На левобережье Енисея наибольшее распространение земледелие получило в междуречье Абакана и Енисея, на территории современных Боградского, Орджоникидзевского, Ужурского, Новоселовского районов. На засушливых землях широко применялось искусственное орошение пашен. Следы татарских каналов до сих пор сохранились в долинах многих рек, в том числе Теси, Ербы, Монока, Туима, Аскиза, Базы, Камышты.

8, 6, 13 - бронзовые кинжалы; 5, 9, 10, 11 - бронзовые клевцы, 12 - бронзовый топор

Для обработки земли и уборки урожая применялись костяные и бронзовые орудия - мотыги, клиновидные кельты, слабоизогнутые серпы. Для обработки зерна использовались зернотерки, каменные ручные жернова, деревянные ступы, служившие для очищения зерна от шелухи:

Дальнейшее развитие получило скотоводство. Изображения домашних животных - коровы, лошади, овцы, козы, олени - встречаются на скалах, на бронзовых украшениях и амулетах татарской эпохи. Широко распространена была охота. Об этом говорят изображения диких животных и сцен охоты. Орудиями охоты являлись: копья, наконечники стрел, дротики, ножи, топоры.

Обилие рек и озер в Хакасии способствовало широкому развитию рыболовства. Для ловли рыб применялись сети, лодки, остроги, крючки.

Развитие земледелия и скотоводства способствовало распространению обмена. Динлины вели меновую торговлю с северными охотниками, сбывая им продукты земледелия, скотоводства, изделия из металла. Взамен получали пушнину. Пушнину тагарцы выменивали на утварь, ткани и предметы роскоши из Китая (зеркала, бусы, монеты).

Образование государства Динлин

Развитие земледелия, скотоводства, переход к металлическим орудиям привели к тому, что отдельные семьи самостоятельно стали вести свое хозяйство. Возникла соседская община, что имело большие социальные последствия.

Пахотная земля, выпаса, леса, водоемы являлись собственностью соседской общины, а пользование ими было индивидуальным. Установилась частная собственность на скот, орудия и результаты труда. Постепенно отдельные семьи, родовые старшины, племенные вожди стали захватывать земли в индивидуальное владение. Развивается частная собственность и на землю. Участились вооруженные столкновения и войны между родами и племенами. Появляется постоянная военная дружина, живущая войной. Видимо, об этом говорят относящиеся к IV—III вв. до н. э. курганы, в которых погребены по 100-140 человек. Начиная с VI-V вв. в Хакасско-Минусинской котловине появляются большие курганы. Один из них, известный под названием Кара-Курган, находящийся в абаканской степи, был раскопан А.В. Адриановым. Насыпь его высотой в 4 м была обставлена 14 камнями, поставленными по углам и сторонам ограды. В ограде две могилы. В них бревенчатые срубы. Недалеко от Кара-Кургана был раскопан курган Узун-оба, несколько меньший по размерам. Монументальность сооружений и наличие в могилах золотых вещей дают основание предположить, что эти курганы принадлежат представителям племенной знати татарского общества.

Появилось патриархальное рабство, но оно у динлин не получило развития. Таким образом, в первой половине тагарской эпохи шел процесс разложения первобытнообщинного строя, возникали классы и создавались предпосылки для образования государства. Закономерным результатом этого явилось возникновение в IV—III вв. до н. э. первого, раннеклассового государства в Хакасско-Минусинской котловине, что подтверждается китайской летописью. Китайские летописцы называют государство тагарцев Динлин-го, т. е. государство динлин. Они отмечали, что в государстве 60 тысяч отборных солдат. По подсчетам историков (при коэффициенте 5) в стране динлин проживало тогда более 300 тысяч жителей.

Существование государства на Среднем Енисее подтверждается и материалами археологических раскопок. В 1954-1956 гг. профессор МГУ С.В. Киселев на севере Уйбатской степи раскопал Большой Салбыкский курган, относящийся к концу IV в. до н. э. Этот курган имеет грандиозные размеры. Первоначальная его высота достигала 25-30 м. К началу раскопок насыпь уже сильно оплыла, высота ее составила 10-11 м, окружность кургана составляла около 500 м. Каменные плиты, которые окружают земляную насыпь, имеют высоту 5-6 м, каждая из них весит 30-50 тонн. Внутри каменной ограды, под земляной насыпью, находился деревянный склеп в виде усеченной пирамиды. В нем был похоронен всего лишь один человек - старец около 70 лет. Ученые полагают, что под самым большим курганом мог быть погребен самый могущественный человек - вождь, царь. Видимо, в Салбыкском кургане похоронен один из царей Динлин-го.

Развалины этого дворца раскопаны археологами вблизи города Абакана

Тагарцы-динлины, как и другие народы Южной Си­бири, попали под тяжелое иго гуннов. Они выплачивали завоевателям многочисленные налоги, использовались при­нудительно на тяжелых работах, содержали гарнизонное войско. Господство гуннов вызвало недовольство и нена­висть у местного населения. Часть тагарцев-динлин, не же­лая покориться, вынуждена была покинуть свою землю. Народные восстания против завоевателей следовали одно за другим.

В ходе борьбы с гуннами складывается военный союз местного населения динлин с пришельцами - гяньгунями-кыргызами, а также с соседними народами. В 60-е годы до н. э. усиливается напор динлино-гяньгунского союза на гуннские земли.

Около 69 г. до н. э. "динлины, пользуясь слабостью хуннов, напали на них с севера, ухуанцы вступили в земли их с востока, усуньцы - с запада. Сии три народа порубили несколько десятков тысяч человек и в добычу получили не­сколько дес5ггков тысяч лошадей и великое множество бы­ков и овец". Особенно сильным был натиск в 63 - 60 гг. до н. э., когда "динлины сряду три года производили набеги на земли хуннов, убили и в плен увели несколько тысяч человек, угнали множество лошадей и рогатого скота. Хунны послали за ними 10000 конницы, но без всякого успеха".

К середине I в. до н. э. могущество гуннов стало ослабе­вать. В 55 г. до н. э, гуннское государство распалось на се­верную и южную части. Освободительное движение наро­дов Южной Сибири привело к изгнанию завоевателей с Саяно-Алтайского нагорья. В 40 г. до н. э. 160-летнее иго гуннов в Южной Сибири было ликвидировано.

Религия и культура Динлин

Бронзовый котел

Я видел множество могил,

Которому мой взор конца не находил.

Сии старинные курганы,

Рассеянные по полям,

У коих камни по углам,

Стоят как грозны великаны... (А. К. Кузьмин)

В религиозных воззрениях динлин существовало представление о богах, олицетворяющих силы природы - культ солнца, культ неба. Представление о небе сливалось с представлениями горы, высоты. Видимо, высокие курганы, являющиеся замечательными памятниками Татарской культуры, были символами горы-неба. В хакасских степях они расположены группами. Курганы обносились прямоугольной оградой из каменных плит. По четырем углам и серединам сторон ставились каменные плиты - столбы, которые снизу соединялись между собой тоже каменными плитами, положенными на ребро. Ограда татарского кургана со стороны входа всегда была направлена на восход солнца. Под земляным насыпом кургана, в могильной яме, находится бревенчатый сруб - склеп, в котором чаще всего погребены члены одной семьи.

Динлины, как и их предшественники, почитали священных животных: оленя, лошадь, быка, лося, барана, горного козла. Изображения их делались в виде амулетов-украшений, нашивались на одежду. Некоторые животные являлись символами солнечного божества или родового духа-покровителя. Также часто солнце; изображалось в виде круга-колеса, птицы, которая может взлететь на небо к солнцу. Посредником между людьми и богами и духами был шаман.

С верованиями динлин было связано и их изобразительное искусство.

В тагарское время в Центральной Азии, в том числе и в Xакасско-Минусинской котловине, сложилась самобытная культура, которую принято обозначать понятием "скифо-сибирский звериный стиль". Этот художественный стиль сложился под воздействием общих черт хозяйствования и быта, постоянного контакта между различными степными племенами Азии - саков, скифов, сарматов, динлинов и др. Искусство звериного стиля - это декоративно-прикладное искусство, реалистическое по форме и мифологическое по содержанию. Основной темой его было изображение зверей, птиц и вымышленных чудовищ. Сюжетной основой этого искусства были пришедшие из глубины веков мифы о происхождении людей от различных животных. Человек мыслил себя частью природы. Поэтому в образе предка того или иного рода или племени выступал зверь, животное или птица: волк, олень, орел и т. д. Бытовые вещи, ножи, кинжалы с изображением зверей или птиц почитались и служили талисманами. Родовой зверь - тотем, украшавший оружие воина, по его представлению, незримо помогал ему, придавая смелость, и делал его неуязвимым, а различные изображения животных он носил в качестве амулета, который был призван обеспечить своему владельцу те способности, которые присущи изображаемым животным -силу, стремительность, зоркость, выносливость и т. д. .

Динлины, подобно другим степным народам, любили изображать зверей как бы застывшими в движении. Мускулы, пасти, уши, глаза их всегда своеобразно подчеркнуты. Часто изображался летящий олень в галопе, с поджатыми к животу ногами и приподнятой головой. Хищные звери - или свернувшимися в клубок, или нападающими на копытных.

бронзовый амулет

 

бронзовый амулет

  

бронзовый амулет

 

бронзовый амулет

 

бронзовый амулет

 бронзовый амулет

  

бронзовая пряжка

 

бронзовая пряжка

    

бронзовая привеска,

пуговица

 

бронзовая концовка ремня

  

Бронзовый человек

бронзовая статуэтка коня

бронзовое навершие кисти

бронзовое  зеркало

В Хакасско-Минусинской котловине археологами найдено большое количество изделий, выполненных в зверином стиле. Среди них замечательные золотые бляхи, находящиеся в так называемой Сибирской коллекции Петра I. На этих бляхах как бы оживает богатый животный мир сибирских рек, лесов и степей. В 1986 г. неподалеку от села Знаменка Боградского района найден боевой кинжал, относящийся к VI-V вв. до н.э. У него узкий четырехгранный клинок. Перекрестие на рукоятке оформлено в виде двух сросшихся голов хищника из породы кошачьих. А навершие представляет собой изображение льва со змеей. Сейчас этот тагарский кинжал хранится в государственном Эрмитаже. Многие замечательные произведения тагарских мастеров-художников украшают витрины Музея антропологии и этнографии Санкт-Петербурга, Государственного Исторического музея в Москве и др.

 

Источник:

Чебодаев П.И. История Хакасии (с древнейших времен до конца XIX века)./ П.И. Чебодаев. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1992. – 160с. - С.24-35

Комментариев нет:

Отправить комментарий