Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 10 февраля 2021 г.

Художники на островах и берегах Приморья

Художники на островах и берегах Приморья

«Художник помогает человеку увидеть Сердцем то, что видно только глазами». (С искренними словами благодарности, Тихоокеанская Управляющая Компания).

Автор текста: Александр Городний

Представляя где-либо природу дальневосточного Приморья, самым ценным, важным и главным в ассоциации станет Уссурийская тайга и пейзажи, связанные с морем.


Шлихт Виктор. Дорога к маяку. Непогода, 1987г., орг.масло, 56x79 (част.собр.)

Море зовет и манит не только романтиков-моряков, но и каждого, кто желает слиться с природой. Пока ещё приморские берега сохраняют девственную сущность. Но уже в памяти народной  остаются рассказы о лакомых дарах - трепанге, гребешке, крабе, морском еже... О прозрачных водах в известных бухтах и заливах...

Арсененко Александр «Лазовский Заповедник. Август», 2007г., х.орг.м., 26х45 (собств.автора)

Сидеми, пожалуй, - одно из первых благодатных дачных мест для жителей Владивостока. Издавна оно было поселением коренных жителей народа удэге. С 1880 года с этим местом связаны известные в крае и даже в мире фамилии: Янковский, Гек, Бриннер, Суханов.

Димура Евгений. «Мыс Бриннера», 1985г., литография, см.тех., 40x53 (части. собр.)

Здесь выводили новые породы лошадей, изучали фауну и флору, занимались пантовым оленеводством, выращивали женьшень и даже открывали стоянки древних людей. Революция в России развеяла все трудом нажитое, наработанное, разбросала  по свету первопроходцев, отдавших силы и любовь этим землям.

Барсуков Сергей. «Безверхово», 2007г., холст, масло, 50x69 (собств.автора)

С перепугу же название Сидеми было переименовано в Безверхово. Разрушены имения и фамильные склепы.
В 1980-е годы в Сидеми, на морской учебной базе, хозяином (начальником) был замечательный Александр Воробьев.

Пырков Александр. «Портрет А. Воробьева», 1980 г., бумага, сангина (собств. автора)

Вошел однажды в светлый день, пахнущий свежестью и морем, задорный, колоритный Воробьев в мастерскую Пыркова - и мигом вышел с гостя портрет.
Человек с большим сердцем, открытым для добра и людей. Его настоящим призванием было устраивать людям праздники, даже из будней. Он, как магнит, притягивал людей различных профессий и взглядов, но лицам творческим здесь была особая прописка.

Гончаренко Вениамин. «Улицы в Безверхово», 2007г., х.м., 37x55

Художники, поэты, писатели, артисты для Воробьева были в особой касте привилегий, имели постоянный приют. Те же отвечали ему дружеской, искренней взаимностью.

Волков Юрий. «Осенний вечер в Андреевке», 1976г., холст,масло, 85x100 (собств. автора)

Уже давно стояла Андреевка, творческая дача приморских художников в Хасанском районе, но заглянуть к Воробьеву на пленэр, на неделю-другую, описать окрестности Сидеми, стремились многие художники. Посвящая настоящую выставку памяти А.Г. Воробьева, музей Артэтаж представляет в первую очередь художников "Сидеминцев» с периода 1980-х, начала 1990-х гг.

Собченко Юрий, «Этюд в Сидеми», 1984, б. акв.

Это известнейшие ныне в крае художники: Александр Пырков, Евгений Корж, Виктор Убираев, Юрий Собченко, Федор Морозов, Виктор Шлихт, Евгений Димура, Юрий Волков, Ильяс Зинатулин, Сергей Симаков, Виктор Серов, Андрей Камалов, Сергей Горбачев.

Гуляева Елена. «Белые маки», 2007г., холст, масло, 32x58 (собств. автора)

Зная о благодатной для художника теме «про острова и берега», невозможно без внимания оставить всех других, кто бродил с мольбертом или фотокамерой вдоль приморского побережья. Их, пожалуй, не счесть. Все они - и студенты, и профессора-преподаватели, и художники-любители - каждый имеет богатый арсенал работ всевозможных техник и стилей. Все тени красок и впечатлений, доступных только взгляду художника, можно наблюдать бесконечно.

Шлихт Виктор. Лодки на берегу. Этюд в Сидем», ок. 1990г., карт.масло, 51x38 (част.собр.)

Незабываемы остаются серии маяков Сергея Черкасова или пейзажи Юрия Собченко и Виктора Шлихта, имеющих огромное количество учеников и последователей; работы с арткруизов на яхте «Аллегро» экипажа художников Серов, Камалов, Горбачев; всплеск работ из Сидеми в 1988 году, молодого тогда Ильяса Зинатулина. Всё это и ныне востребовано российскими и зарубежными музеями.

Горбачев Сергей. «Острова», 1998г., холст, масло, 140x200 (фонд Артэтаж)

Отдельной строкой, всей творческой линией жизни, выделяется Виктор Федоров. С островов Русского, Попова, Рикорда в 1960-х и 70-х годах от городской цивилизации он бежит в необитаемое, далее на юг - в бухту Средняя, острова Большой Пелис, Фуругельма, где месяцами в одиночку свершает свои таинства с морем и горизонтом.

Федоров Виктор. У моря, 2004, б. гуашь, темпера

В десятках гуашей, ежегодно привозимых с островов, доминирует только одно: состояние вечного единства природы и человека. Состояние это во всех проявлениях характера. Помимо последних гуашей В. Федорова, на этой выставке впервые публике представлена его монументальная работа «Рыбаки о.Попова», где автор показал себя и замечательным портретистом.

Федоров Виктор. «Рыбаки о.Попова», 1961-1975гг., холст, масло, 60x280 (собств. автора)

Картина эта посвящена погибшим на сейнере рыбакам, с которыми Федоров часто выходил в море. С морем, побережьем и творчеством В.Федорова связаны великолепные фотографии и фильмы Марины Скляровой. Её работы содержат общий контекст состояния названной выставки - восторг от живописных берегов Приморских и тревогу за их сохранение.

Погребняк Владимир. «Васюки», 2006г., холст, масло, 180x240 (собств. автора)

В этом ключе выражено и творчество Владимира Погребняка. Его огромная работа «Васюки» ярко живописует бытие сегодняшней Андреевки - нового Вавилона, где безумство отдыхающих не оставляет на картине места для самой природы.

Пользуясь некоторой привилегией в отборе работ к выставке (как куратор), включил в экспозицию несколько своих фотоснимков из серии «Остров Петрова».

Войтенко Тимофей. «Ясный день», 2004г., холст, масло, 42x53 (собств. автора)

Там, у легендарного острова, летом 2007г. журналистами-экологами от всей России, с волнением обсуждались вопросы настоящего и будущего заповедного побережья. Как можно сохранить во времени то, что дано природой, как пользоваться ей во благо в настоящих условиях? По-моему, возможен лишь один рецепт: любить место, которое тебя окружает. А художник для всех остальных может лишь подсказать, осветить «Это место».

Енин Александр. «Застава», 2007 г., холст, масло, 90x120 (собств. автора)

 

 

Зинатулин Ильяс. Пейзаж в Сидеми, 1988, б., г.

 

Морозов Федор. Си-ди-ми. 1989, б., см. т.

 Источник:

Художники в Сидеми, на островах и берегах Приморья: Альбом репродукций./ Выставка памяти Александра Григорьевича Воробьева (1952-2007) - Владивосток: АРТЭТАЖ - музей современного искусства ДВГТУ, 2008

 

АРТЭТАЖ - МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, ДВГТУ. Адрес: 690950, Россия, г. Владивосток, ул. Аксаковская, 12

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий