Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 19 января 2017 г.

Народные сказки нивхов



Народ Нивхи –
древнейший народ Дальнего Востока России
Нивхи — коренной народ Российской Федерации. Нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Нивх – «человек», нивхгу – «люди».
Самоназвание - нивхгу (человек). Соседние народы называли их гиляха, гильями. Это название заимствовали русские, придав ему форму гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов XX века. Часть старых нивхов называют себя гиляками и в настоящее время.
Говорят на нивхском языке, имеющем два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык вместе с кетским относится к изолированным языкам. Широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, позднее переведена на русскую графику.
Народный нивхский ансамбль "Нивхинка". Источник изображения 
Частигре, частигр, тугузир — род деревянного била, подобного удядёпу ульчей. Состоит из бревна (час – бить, колотить; тигр – бревно) и набора 10-12 деревянных палочек. Предназначен­ный для изготовления инструмента обрубок ствола очищается от коры и хорошо просушивается. На одном из его концов вырезается подобие медве­жьей головы. Длина бревна около 2000-2500 мм, поперечник — 100-120 мм. На специальные козлы кладется тонкая жердь, к ней подвешивают бревно — частигре. (Иногда его привязывают веревками к столбу.) Несколько исполнителей (женщин) уда­ряют деревянными палочками как по бревну, так и по жерди, извлекая чистые, звонкие звуки, раз­ные по «густоте» и тембру. В прошлом это был ритуальный инструмент, на котором играли во время «праздника медведя». В наши дни он находит применение в праздничные и воскресные дни – во время национальных плясок.
Поселки нивхов многонациональны. Кроме русских вместе с ними на Сахалине живут ороки и эвенки, в Хабаровском крае - ульчи и негидальцы. Нивхские поселения в Николаевском районе Хабаровского края в этническом отношении более однородны. Представительные этнические общины нивхов сформировались в последние годы в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске.
Численность нивхов на 2002 г. составила 5162 человека.
Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов — рыболовство и морской зверобойный промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбы и морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкое развитие получило занятие собаководством. Подробнее ЗДЕСЬ  
Традиционная верхняя мужская и женская одежда, сшитая из рыбьих кож, собачьего меха, шкур морских и пушных  животных, шкур оленя и лося, состоял из штанов и халата.
Верхний женский распашной халат покроя кимоно запахивался на правую сторону. В холодное время года поверх такого халата надевали два утеплённых, которые подвязывались кушаком. На спине праздничного халата разноцветными нитками вышивали орнамент. Вдоль подола халата пришивали металлические ажурные украшения.
Женскую шубу шили из тюленей  шкуры и благородного меха – соболя, выдры, лисицы, а также собаки.
Верхней мужской плечевой одеждой служил короткий халат из сукна, ткани того же покроя, что и женский, но корче (выше колен), не имеющий украшений.
Зимней одеждой служила шуба из собачьего меха и нерпичьей шкуры без воротника и капюшона, а также шкуры оленя и лося. Поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры.
Головной убор – меховая шапка, наушники, летом – берестяная или матерчатая шляпа.
Обувь -  из тюленей и рыбьей кожи, а также оленьего и лосинного камусов.
Непременный атрибут одежды нарукавники, наколенники, рукавицы.
Фольклор нивхов
Игра на медвежьих дудках. Источник изображения 
У многих первобытных народов считалось, что звук, шум наравне с огнем и дымом, защищали человека от злых духов.
Нивхи были анимистами. В каждом предмете они видели живое начало, человеческие черты. Согласно их представлениям, окружающая природная среда была полна разумными обитателями, и поэтому им устраивали жертвоприношения.
Нивхи верят, что есть два мира: живых и мертвых. И грань между ними настолько тонка, что духи могут переходить из одного мира в другой. Поэтому, даже сегодня ни один нивх не уйдет за ягодами в лес, прежде чем не проведет обряд «задабривания духов».
Главным праздником нивхов был «Медвежий праздник», связанный с убоем выращенного в клетке медведя. Он сопровождался спортивными состязаниями, играми, исполнением песен, игрой на музыкальных инструментах.
Главная идея праздника – в обрядах почитания природы, её обитателей как равных человеческому обществу.
Эта идея сохранилась в сезонных обрядах кормления водой во время вскрытия и становления рек. Идея равенства людей проявлялась в обычаях гостеприимства, бескорыстной помощи любому человеку.
Вера в единство природы и общества, в равенство людей – основа духовной культуры нивхов.
В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т.п. Фольклорный герой нивхов - безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиты обиженных как поборник добра и справедливости. http://www.icrap.org/Folklor_sachalinskich_Nivhov-4.html

Народные сказки нивхов
Иллюстрация Геннадия Павлишина. Источникизображения 
В нивхских мифах и сказках  вы никогда не встретите однозначно плохого или хорошего в европейском понимании персонажа. Главный герой сказок — это мужчина, воин. Чтобы добиться успеха, ему необходимо преодолеть чрезвычайные трудности, такие как собственная смерть или превращение в камень.
«Нивхи относятся к числу очень древних, так называемых палеоазиатских народов, поэтому у них сохранились сюжеты, которые отсутствуют у соседних народов», — объясняет Александра Певнова, научный сотрудник института лингвистических исследований Санкт-Петербурга.
Очень часто в сказках коренных народов Сахалина и Курильских островов основные события происходят в таёжных буреломах, на поросших густым лесом непроходимых сопках, на безлюдных побережьях или опасных морских просторах. Сказочные события случаются в зимнее время года –это объясняется особыми природно-климатическими условиями севера острова Сахалин: преобладанием холодного времени года над тёплым.
Нивхские сказки очень похожи на русские народные сказки о животных. В них высмеиваются и осуждаются отрицательные стороны героев: жадность, глупость, безразличие. Эти черты, конечно, присущи и людям. Сказки учат детей различать добро и зло, жадность и дружбу, ум и глупость

ПАРЕНЁК И ТИГР
Однажды охотник пошёл в лес ставить ловушки на соболя. Взял он с собой сына и соседского паренька. Им обоим было по шестнадцать лет.
Охотники добрались до своей речки, нарубили жердей, поста­вили охотничий чум. Потом дров заготовили, рядом с чумом сло­жили. На дровах уложили свои припасы. Потом лапника нару­били, в чуме постлали, чтобы было на чём спать. Огонь развели, еды сварили, принесли жертву хозяевам огня, воды, леса (Чтобы задобрить силы природы, охотники по прибытии на новое место делали жертвоприношения хозяевам огня, воды, леса, то есть бросали немно­го еды в огонь, в воду, в лес). Сами поели.
Сын охотника расхрабрился и говорит:
— Я такой сильный — никого не боюсь! Ни зверя, ни чёрта не боюсь! Пусть приходят! Дубинкой побью!
Отец испугался, шепчет ему:
— Замолчи! Так говорить нельзя! Он (Он — значит тигр. Тигр — обожествляемое животное, хозяин леса, хозяин гор, его запрещалось называть по имени) услышит.
А сын не унимается:
— Глаз у меня острый, рука твёрдая, дубинка тяжёлая! Хорошо я дубинкой размахиваю!
Вскоре захотел отец выйти из чума. Шаг шагнул и отпрянул назад: у входа лежал он — огромный тигр.
Люди затаились в чуме. День сидят, другой день. Еды в чуме нет, воды нет, дров нет. Пожгли лапник, на котором спали. Что делать? Неужели смерть пришла? Надо выйти, еды взять, дров взять.
Тигр лежит. Третья ночь настала, опять голодные спать легли. Отцу снится, будто он с тигром разговаривает. Он говорит тигру:
— Если вы (К тигру обращались на «вы», как к самому почётному лицу. Когда встречали в лесу следы тигра, бросали на след, то есть тигру, огниво и трут — дорогие, необходимые охотнику вещи), Почтенный, пришли, потому что потеряли кресало (Кресало — железная зазубренная плашка для высекания искры из кремня), так прямо и скажите. Если вы, Уважаемый, пришли, потому что у вас нет кремня, так прямо и скажите. Если вы, Высокородный, пришли, потому что у вас нет трута, так прямо и скажите. А может быть, вы, Высокочтимый, пришли, потому что вам нужны дорогие китайские ткани, — так прямо и скажите. У меня у самого их нет, но для вас я выменяю их на собольи шкурки и принесу. А может быть, вам нужны собаки, — так прямо и скажите.
И тогда тигр сказал:
— Мне не нужно твоё добро. А мне нужно сердце твоего сына. Он хвалился, что храбр и силён. Вот мы и посмотрим, кто из нас храбрее и сильнее. Ты с другим пареньком уходи домой. А мы с твоим сыном сразимся. Если он сильный, пусть он меня убьёт. Если я сильный, пусть я его убью.
Охотник проснулся, сына разбудил, тихонько рассказал ему свой сон.
— Я говорил тебе: не надо хвалиться. А ты не послушал. Как тебя спасти?.. Давай обманем Хозяина, давай вместо тебя твоего приятеля оставим.
Сын говорит:
— Ты зря, отец, это придумал. Он нас не выпустит. Делай, как он приказал.
Отец говорит:
 - Ты меня не послушал и вот теперь останешься здесь. Прощай.
 - Уходи, — говорит сын. — Уходи и не думай, что я буду хвататься за твой пояс и просить: подожди меня!
Отец связал свою постель. Соседский парень связал свою постель. Отец подошёл к двери и тихо проговорил:
— О Почтенный, отверните своё лицо, я боюсь увидеть его вблизи. Пропустите нас! — и открыл дверь.
Тигр отошёл от дверей, отвернулся. Отец и соседский паренёк ушли. Совсем ушли. Сын остался один. Тигр снова лёг у дверей.
Тогда смелый парень взял топорик, открыл дверь и начал им размахивать. Тигр посторонился — парень в один миг выскочил из чума и вскарабкался на большую старую берёзу. Тигр кинулся за ним, зубами цапнул за сапог, подошву сапога откусил. Потом когтями вцепился в ствол, но сорвался, упал и попал шеей в развилину между стволом и большой веткой. Повис, начал задыхаться.
Тогда смелый парень спрыгнул с дерева, начал быстро ветку рубить, отрубил, тигра освободил. Потом дрова в чум занёс, припасы занёс, воды притащил, стал еду варить. Сварил, поел. Выглянул из чума — тигр стоит, не уходит. Наоборот, подошёл к парню, будто приглашает.
И тогда парень сел на него верхом, и тигр повёз его в горы.
Долго тигр шёл и пришёл на вершину горы. Парень огляделся. Вот на каких вершинах тигры живут! Смотрит, большая юрта стоит, а перед ней на шесте, к которому собак привязывают, много тигровых шкур навешано.
Вдруг тигр встал на задние лапы, стряхнул с себя шкуру и стал человеком. Повесил её рядом с другими шкурами и говорит:
— Друг мой, заходи в дом.
Вместе они вошли в юрту. Там сидели старик и старуха. Рядом с ними — красивая девушка, их дочь. Человек-тигр говорит:
— Я хотел убить этого человека. Я сказал: «Если он сильней меня — пусть меня убьёт, если я сильней — я его убью». Он оказался сильней, он не стал меня убивать. Он подарил мне жизнь. Я задыхался — он спас меня от смерти. Я привёз его к вам, чтобы вы его наградили.
Старый отец говорит:
— Ты мне теперь как брат. Ты подарил мне сына. Что хочешь бери. Хочешь — мою младшую дочь отдам тебе в жёны. А уж соболей — самых чёрных пушистых соболей — я дам тебе полную нарту.
Пришли другие сыновья старика, нагрузили полную нарту соболей, помогли отвезти её в селение. Парень женился на красивой девушке — сестре своего нового друга — тигра.
С тех пор на охоте он был самым добычливым, самым удачливым. А драгоценные шкурки пушистых соболей, что подарили ему тигры, он на другое лето отвёз на лодках в маньчжурское село. Там ему за них дали столько золотых монет и дорогих китайских тканей, что он стал самым богатым человеком в тех местах.

БЕЛЫЙ ХОРЁК
Жили два богатых брата. У них была сестра. Она вышла замуж, сына родила. Когда мальчику было пятнадцать лет, отец его умер. Мальчик с матерью стали голодать, никто их не кормит. Братья богатые, но жадные, есть не дают. Мать пошла к ним, говорит:
 - Возьмите моего сына в лес на охоту, позвольте ему быть вашим слугой. Позвольте ему дрова для вас рубить, еду для вас варить.
 - Ну что ж, — говорят братья, — если слугой, то пусть идёт. Мы как раз на соболя собираемся.
Назавтра в лес пошли. К речке своей пришли, охотничий чум разыскали. Поели, спать легли. Утром охотники говорят парню:
— Мы пойдём самострелы ставить, петли ставить. К вечеру вернёмся. Ты нас тут подожди.
И ушли. И все припасы унесли, парню ничего не оставили.
День прошёл, смеркается, парень голодный сидит, ждёт, думает: «Сейчас они вернутся, сварю еды, поедим...» Нет, не пришли они. Темно стало. Парень заплакал. Заснул. Утром опять ждёт. Днём ждёт. Вечер подошёл. Опять парень голодный лёг спать. Проснулся. Идёт третий голодный день. Парень мучается. Ждать? Домой идти? Сил нет. Дороги не знает. А те охотники его бросили. На мучения бросили. Охотятся в других местах, о нём не думают. Третий день прошёл. Опять парень заплакал и заснул. И приснился ему белый хорёк. Хорёк говорит: «Вставай, смастери ловушку, поставь её недалеко от чума, сделай около ловушки собольи следы, зайди в чум, немного посиди и выйди, проверь ловушку».
Парень проснулся, сделал всё, как сказал хорёк. Потом пошёл к ловушке, смотрит: там большой хороший соболь. Парень вынул его, а шкурку снимать не умеет. Вошёл в чум, от слабости упал, заснул. Видит во сне: огонь горит, шкурка сушится, мясо соболье жарится. Хорёк говорит: «Вставай, ешь! Потом ловушку ставь». Парень проснулся — мясо поджарено. Обрадовался, начал есть. Наконец-то поел! Потом ловушку поставил, сделал около неё собольи следы. И опять там вскоре оказался соболь. И опять белый хорёк соболя освежевал, мясо поджарил, шкурку высушил. Парень ещё поел. Стемнело. Парень заснул и увидел сон: много соболей жарится, много шкурок сушится. Проснулся — действительно много мяса жарится, много шкурок сушится. Белый хорёк сидит, смотрит на огонь. Белый хорёк говорит:
— Теперь пора. Вставай, складывай шкурки в мешки. Вот два мешка лежат. Пойдём. Я буду впереди, ты спокойно иди за мной.
Парень уложил соболей — два полных мешка получилось. Завязал мешки, взвалил на плечи, пошёл за хорьком. За два дня хорёк его к селению привёл. Потом говорит:
— Спрячь свои мешки в большое дупло. С собой возьми только двух самых плохих соболей. Отдай их матери, пусть отнесёт своим братьям, обменяет на еду.
Парень сделал, как сказал хорёк. Мешки спрятал в большом дупле и с двумя самыми плохонькими соболями пришёл в селение. Мать его лежала и плакала, думала, что сын погиб в лесу.
 - Мне братья сказали, что ты потерялся в лесу.
 - Нет, мама, я не потерялся. Вот тебе соболь. Отнеси его братьям, пусть дадут что-нибудь поесть.
Братья дали за соболя немного крупы и одну сушёную рыбину. Мать сварила кашу, нарезала рыбы, согрела чаю. Сын с матерью поели.
Назавтра мать понесла другого соболя, получше. Взяла с собой мешок из рыбьей кожи. Братья насыпали ей мешок крупы, дали две сушёные рыбины и чашку рыбьего жира. Опять сын с матерью хорошо поели. Спать легли. Ночью пришёл белый хорёк. Проснулись, смотрят: в доме полно самой разной, самой вкусной еды. Мать не понимает: откуда это? А сын знает, он во сне разговаривал с хорьком.
— Ешь, мама, всё, что хочешь, ешь! Это всё наше, — говорит сын.
И завтра был полон дом еды, и послезавтра. Ночью хорёк сказал:
— Теперь иди в лес, забирай свои мешки с соболями. А потом неси их в город, к китайскому купцу. Китаец купит всех соболей, только ты продавай сперва тех, что похуже, а получше оставляй напоследок. Под самый конец вынь чёрных пушистых соболей.
Парень принёс из лесу свои мешки. И поехал в китайский город, к большому купцу. Ловко торговал, как научил хорёк. Когда продал один мешок, у купца кончились деньги. А у парня — второй мешок, там соболя самые лучшие. Парень вынимает соболей, глаза у купца горят, он не может отказаться, лодки с товарами отдаёт, дома отдаёт. А парень ещё лучше шкурки вынимает. Купец слуг своих отдаёт. Парень пушистых чёрных соболей вынимает. Купцу нечем платить, он детей своих отдаёт! Самые красивые шкурки парень вынимает, у купца руки дрожат, он руки к шкуркам протягивает, а денег нет, он обеих жён своих отдаёт! Последнюю, заветную шкурку достаёт парень. Купец говорит:
— Ничего у меня не осталось, но шкурку я беру! Я отработаю! Буду твоим слугой целый год! Только отдай!
Парень согласился. Взял лодки с товарами, приехал в своё селение к матери. А там уже все знают, каким он стал богатым. Дядья к нему пришли и говорят:
— Позволь нам стать твоими работниками, позволь нам колоть для тебя дрова и варить для тебя еду.
Парень отказался. Он взял мать и поехал на лодках в город, где стал вместо купца-китайца хозяином. Ведь дома и слуги там были его, жёны и дети купца теперь тоже были его, да и сам купец на целый год был его слугою.

Нивхская сказка
МЕДВЕДЬ И БУРУНДУК
Жил на Алтае большой старый медведь. Любимая его еда была — кедровые орехи. Стоял в тайге старый толстый кедр — ветки частые, хвоя шёлковая, орехов каждый год на нём множество. Вот и ходил медведь к этому дереву за любимым лакомством.
Но выдался как-то раз такой неурожайный год — во всём лесу и десятка шишек кедровых не найти. Пошёл медведь, как всегда, на промысел, но ничего найти не мог. Заревел от обиды и от голода. Начал кусты и деревья в тайге ломать.
Увидел медведя маленький бурундучок и спрашивает:
 - Дедушка медведь, ты зачем тайгу портишь?
 - Это я со злости да с голода, — ревёт медведь,— почему орехи в этом году не уродились?
— Дедушка медведь, а ты не сердись. У меня еще с прошлого года запас остался. Сейчас я тебе принесу.
И начал бурундук из норки кедровые орехи вытаскивать и угощать медведя. Наелся медведь орехов и успокоился.
— Спасибо тебе, бурундучок!
Захотелось медведю приласкать доброго бурундучка. Поднял он лапу и погладил его по спине.
А лапа у медведя тяжёлая, когти большие — так и остались на спинке бурундука пять чёрных полосок.
И когда другие звери их расспрашивают — почему у них спинки полосатые стали, бурундучки улыбаются и отвечают:
— Это нам на память от дедушки медведя!

Горная красавица
Кукла в костюме нивхов. Источник изображения 
Бедный старик, бедная старуха одни жили. У старика уже сил нет на охоту ходить, вот в юрте и еда у них не каждый день. Одежда вся истрепалась, даже шапка у старика — и та рваная.
Однажды пошёл старик к реке рыбу ловить. На крючок он её ловил. Два раза наживку менял, крючок пустой вытаскивал. Хотел уже домой возвращаться, да подумал:
«Дома старуха сидит голодная. Попробую ещё разок!»
Попробовал. Будто что-то поймалось, руку дёргает. Вытащил он большого сазана. Хотел его колотушкой оглушить, да вдруг увидел — не.простая это рыба. Чешуя у неё лежит не от головы к хвосту, а от хвоста к голове.
— Эге! — сказал старик. — Не буду её убивать. Рыбу с обратной чешуёй сам никогда не видал, а люди, говорят, видели, только поймать не могли. Говорят, волшебная эта рыба. Отнесу её старухе, что она скажет, то и сделаю.
Принёс сазана старухе. Старуха сначала испугалась.
— Не водяного ли чёрта принёс? — сказала.
— Пожалуй, не чёрта, — старик отвечает. — Ещё от деда я слышал: хорошо такого сазана поймать, что хочешь, попросить у него можно.
— Тогда попросим сына! — сказала старуха. Старик для рыбы сруб сделал. Большой кедр свалил,
из его толстых веток сложил этот сруб. С почётом посадил туда рыбу с обратной чешуёй, сказал на прощанье:
— Сына мы у тебя просим!
Сам со старухой в юрту пошёл, спать легли. Старик заснул, старухе не спится. Чуть рассвело, она к срубу побежала. Рыбы сазана там нет, спит в срубе мальчик в красивой одежде и лицом красивый. Обрадовалась старуха, побежала будить старика.
— Вставай скорее! — кричит. — Сын у нас появился. Тут и сам мальчик в юрту вошёл.
— Отец, мать!—так заговорил.— Будем теперь вместе жить. Свою мать-рыбу я в реку выпустил, как она велела.
Стали вместе жить. Хорошо им живётся. Рыбы много, мяса много — всё сын добывает.
Так время идёт. Подрос мальчик, парнем сделался. Однажды говорит он старику:
— Пора мне жениться, отец. В соседнее большое селение иди, дочь богача за меня посватай.
— Хорошо, пойду, — старик отвечает.
Два дня до соседнего селения шёл. Пришёл в богатую юрту, сказал богачу:
— Дочь свою за моего сына не отдашь ли?
— У неё спросим, — богач отвечает.
Посадил старика на шкуры позади себя, в ладони хлопнул, крикнул:
— Эй, рабы, дочь мою позовите!
Пришла дочь. Не красивая, не плохая — гордая очень.
Отец ей говорит:
— Посмотри на того, кто позади меня сидит. Пойдёшь ли за его сына замуж?
Глянула дочка, усмехнулась. Резной берёзовой ложкой по колену себя ударила, вскричала:
— Не ровня мне! — И из юрты вышла. Богач тоже усмехнулся, старику так сказал:
— Слышал, что дочка говорит? — Опять в ладони хлопнул, рабы прибежали. — Этого старика из юрты выкиньте, пинками прочь гоните. В другой раз будет знать, в какой юрте искать своему отродью невесту!
Заплакал от обиды старик, плача, домой пришёл, сыну всё рассказал. А сын смеётся.
— Поешь, отдохни! Завтра опять пойдёшь. Старик говорит:
— Зачем пойду? Снова обиду терпеть? Сын отвечает:
— Не бойся! Теперь всё по-другому будет. Наутро взял старую палку, легонько о шест юрты
ударил — сделалась палка серебряной палицей. Потом старую шкуру встряхнул — в соболью шубу она превратилась. Сын её на отца набросил, серебряную палицу в руку дал. Опять старик в соседнее селение отправился. В юрту богача вошёл. Богач узнал ли гостя, не узнал ли, вскочил, кланяться начал — такой богатой шубы он никогда не носил, такой серебряной палицы сам никогда в руках не держал. Дорогого гостя справа от себя перед очагом посадил, дочку позвал.
Вошла дочка, богач ей говорит:
— Посмотри на того, кто справа от меня сидит. Посмотрела дочка, улыбнулась. Богач опять ей говорит:
— Пойдёшь ли за его сына замуж?
— Выполню твою волю, отец! С радостью пойду. Старик поднялся.
— Что ж, — говорит, — вернусь домой, скажу своему сыну, что согласны вы. Нас ждите, скоро вместе придём.
Спешил старик радостную весть сыну принести, от быстрой ходьбы даже задохнулся. Выслушал всё сын, опять засмеялся:
— Пусть ждут теперь, сколько терпения хватит. Я себе такую невесту найду, чтобы не за соболью шубу замуж шла, а за меня самого.
На другой день стал собираться. Новую рубаху надел, красный халат надел, поверх чёрный, нерпичью юбку надел, многоузорные наколенники, мягкие сапоги с пёстрыми голенищами... Вышел из юрты, копьё на весу держит, лук на перевязи несёт. Слетела с дерева кукушка, на плечо его села. Так с кукушкой на плече в путь отправился парень. Куда, зачем идёт, сам не знает — то ли на охоту, то ли невесту искать.
Рано вышел, солнце ещё только восходит, на своей золотой цепи в небо только начинает подниматься. Наш парень на цепь восходящего солнца забрался, по цепи идёт. Потом гора впереди показалась. Дошёл до неё, кукушке сказал:
— На лысую её вершину подниматься не буду, тут останусь.
Спрыгнул с цепи солнца, на половине горы оказался. Огляделся. Кругом деревья, чуть повыше ключ из-под камней бьёт, от него ручей вниз бежит. Место пустынное, видно, люди здесь не живут, а зверей должно быть много.
— Что ж, поохочусь! — наш парень сказал.
Первым делом поставил себе берестяную юрту, чтобы было откуда уходить, куда приходить. Из камней очажок сложил.
Потом пошёл на птиц и на зверя силки-ловушки настораживать. Много насторожил. Под вечер к своему месту вернулся, начал для очага дрова рубить. Тут его кукушка, что неподалёку на дереве сидела, три раза прокуковала.
«К чему это она кукует?» — наш парень думает.
Кукушка умолкла — женский голос послышался.
— Вот к чему куковала! — сказал себе парень. Поющий голос сверху доносится, всё ближе и ближе
с горы спускается. Смотрит наш парень: с резным коромыслом на плече женщина к ручью идёт, поёт. Вот уже шум её одежд, звон побрякушек слышен. Ой-ой, украшений на ней как много, ой-ой, как наряды её богаты! Ой-ой, сама какая красавица! Чёрные брови, как два соболя, ресницы, что кисточки на ушах зимней белки, две косы — два хвоста чернобурой лисицы. Стоит парень, дрова бросив, на топор опершись, смотрит, как она с горы спускается, как она к ручью подходит, как воду берёт.
Вот взяла воду, вёдра к коромыслу прицепила... Сейчас уйдёт!..
Наш друг топор отбросил, к ней подбежал. За руку красавицу схватил, сам своей смелости испугался, глаза зажмурил. Держит её за руку, уйти не пускает. Долго так стоял. Когда открыл глаза, увидел, чтс ухватился за сломанный сук ели, а та женщина с коромыслом, та красавица со множеством звенящих украшений уже высоко в гору поднялась, только голос её поющий издали доносится.
Вернулся парень к своему месту, дров колоть не стал, огня не разводит, пищу не варит. Лёг в берестяной юрте, спит — не спит, утра ждёт.
Утром ловушки осматривать не пошёл, от ручья боится отойти — может, женщина опять за водой придёт. Весь день прождал, всё у кукушки спрашивал, увидит ли сегодня красавицу. Ничего ему кукушка не отвечала. А когда солнце за гору зашло, без его спроса-вопроса, сама опять три раза прокуковала.
Замолчала кукушка, тут снова красавицы поющий голос послышался. Как вчера, она спустилась к ручью, воды набрала, полные вёдра на берег поставила. Не уходит. Трубку длинную вынула, увешанный цепочками кисет достала, набрала табаку, огонь кремнем высекла, закурила.
Смотрит на неё наш друг, думает:
«Сердце у меня надвое разорвётся, если не обниму её, если слова любви ей не скажу!»
Начал к ней подкрадываться, как песец к куропатке. Она в его сторону головы не поворачивает, курит свою трубку, задумалась. Вот совсем близко подобрался, обнял её. Рванулась женщина из его рук, так рванулась, что оба они в ручей упали. Однако наш друг красавицу не выпустил, ещё крепче её к груди прижал. Хотел ей в глаза заглянуть, тут и увидел, что не женщину он обнимает, а белый камень на дне ручья.
Кое-как выбрался на берег. Слышит — женщина уже на горе вёдрами позвякивает, опять свою песню поёт. Не побежал за ней парень. Рассердился, обиделся. В берестяной шалаш забрался, мокрую одежду у огня сушиться развесил.
— Уйду на рассвете! Для охоты себе другое место поищу. Мне ли, сыну матери-рыбы, ждать-томиться, от женщины насмешку терпеть!
Подсохла одежда, он в лес за ловушками пошёл. Ничего в них не поймалось. Парень ещё больше рассердился. Поснимал все ловушки, в берестяную юрту унёс. Уходить решил, а неспокойно его сердце, всё по красавице томится. Всю ночь не спит.
Только рассветать стало, трижды кукушка прокуковала. Парень ей крикнул:
— Что меня тревожишь! Кукуй не кукуй — не выйду! А выйду, так совсем уйду!
Отвернулся к берестяной стенке, глаза закрыл, перед собой притворяется, что заснуть хочет.
Вдруг за юртой дужки вёдер звякнули, украшения зазвенели. Тихо женщина вошла, у изголовья парня села.
Парень не поворачивается, ей говорит:
— Ты зачем пришла?
Она не отвечает. Сама спрашивает:
— Я сейчас воду из ручья брала, кукушка тебе весть подавала. Ты почему не пришёл?
Вскочил наш друг.
— А ты зачем меня мучала? Глаза мне обманом застилала, насмехалась надо мной!
— Ты сам себя мучал, сам над собой насмехался! Я вольная Горная женщина, когда полюблю, сама приду. Вот и пришла.
— Не нужна ты мне! — парень закричал. — Видеть тебя не хочу! Знать тебя не хочу! Ловушки мои из-за тебя пусты, дичь навстречу моим стрелам не бежит.
Тихо женщина из шалаша вышла. Тут парень заплакал:
— Что наделал?! Зачем прогнал? Своё счастье своими руками оттолкнул.
Но не ушла красавица, за тонкой берестяной стенкой вздыхает. Потом такие слова выговаривать начала:
— Если бросишь, если уйдёшь, о тебе лишь думать буду. Где тцри ноги ступали, там и мои много раз пройдут. В ручей твоя тень падала и сейчас она на воде лежит. У того тёмного места буду я пить. Из многих деревьев в лесу самое высокое далеко видно. Так и ты из всех людей самый лучший, самый красивый. Возьми меня с собой! Твоей сумкой с кремнем, что всегда у пояса висит, стать хочу. Веслом твоей лодки сделаться бы мне, стрелой в твоём колчане, узором на твоей одежде...
Тут не выдержал наш друг, забыл обиду, из шалаша выбежал, к ней подошёл.
— Песня такая кем-то сложена? — спросил. — Или мне ты эти слова сказала?
Посмотрела на него красавица лукаво, ответила:
— Как твоё сердце говорит, так и есть.
— Долго ли тебе собираться в путь-дорогу? — спрашивает парень.
— Так, как стою перед тобой, возьмёшь?
— Возьму!
Пошли вдвоём. К старику и старухе пришли. Там жить стали. Женился наш друг на Горной женщине и не было охотника удачливее его. Всякую дичь убивал, по многу добычи домой приносил.

Источники:

  • http://skazochnymir.ru/sever/53-gornaya-krasavica.html
  • Белый медведь и бурый медведь: Сказки народов России в пересказах Марка Ватагина; сост., вступ. статья и прим. М. Ватагина; Художники А. Коковкин, Т. Чурсинова. – СПб.: Республиканское издательство детской и юношеской литературы «Лицей», 1992. – 351 с.
  • Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна. Падерина; художник Х. Аврутис,— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с, ил.


Комментариев нет:

Отправить комментарий