Народ Ненцы
Ненец(ненэч) в переводе с
ненецкого означает (человек ) Ненцы занимают обширную территорию
Севера европейской части России и Западной Сибири от р. Мезень на западе
до низовьев Енисея на востоке. Ненецкий язык признают родным 77 % ненцев.
Первоначально ненцев называли самоедами. Из коренных малочисленных народов
российского Севера ненцы являются самым многочисленным.
Ненцы делятся на две группы:
тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух
автономных округах. Лесные ненцы — 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур
и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в
Ханты-Мансийском автономном округе.
В облике ненцев сочетаются
монголоидные и европеоидные черты. Обычно это невысокие (около 1,6 м) люди со светлой иногда
слегка желтоватой кожей, каштановыми или черными волосами, темно-карими
глазами.
Традиционными занятиями
ненцев являлись рыболовство и охота зверя, птицу и диких оленей. До 18 века
домашних оленей разводили только в качестве транспортного средства и как
помощника в охоте (домашний олень приманивал диких). С 18 века к традиционным
занятиям добавилось оленеводство. Помощником ненца-оленевода стала специально
обученная собака – лайка.
Ненецкая мужская и женская
одежда отличаются друг от друга по внешнему виду и технологии кроя.
В комплект основной одежды
оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, входят малица «сокуй» и обувь
«бокари». Малица – единственная у ненцев повседневная одежда. Надевается она
мехом внутрь. Малица представляет собой широкую одежду с пришитыми к ней шапкой
и рукавицами. Длина – ниже колен. Капюшон при необходимости легко снимается с
головы и откидывается назад. Покрой малицы довольно широкий. Передняя часть и
спина сшиваются из цельных кусков шкуры, книзу они слегка расклешены. Рукава
расширяются к проймам. К концам рукавов пришиваются рукавицы из камуса (шкурка
с ног оленя) мехом наружу. (Подробно ЗДЕСЬ
)
Фольклор ненцев
Не может не вызывать
восхищения и устное народное творчество ненцев, уходящее корнями в глубокую
древность.
Фольклорное наследие,
сохранившееся до наших времён, поражает своим остроумием и глубокой смысловой
нагрузкой. Оно отражает многовековой социально- исторический опыт народа, его
меткий ум, а главное с его помощью можно лучше узнать этот народ.
В религиозных представлениях
господствовала вера в «духов» - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы.
Верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других
божеств и духов, а его жена Я-небя - «Мать земли» - старуха и покровительница,
рождающая и хранящая всё живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума
выступает Нга, воплощённое мировое зло, дух подземного мира, божество,
посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих
духов - хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения. На священных
местах, которыми могли быть камни, утёсы, рощи, ставили идолов в виде
антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.
Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.
Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX века получило распространение православие.
Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.
Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX века получило распространение православие.
Для ненецкого фольклора
характерна персонификация (олицетворение), когда наряду с героями действующим
лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках,
где одушевленное существо именуется лаханако - словечко.
Наиболее распространенным
жанром ненецкого фольклора являются эпические сказания сюдбабц и ярабц. Из-за
песенного исполнения часто именуются эпическими песнями. Название «сюдбабц»
происходит от сюдбя – великан и означает сказание о великанах. Сражение с
великанами – тема наиболее древних сюдбабц. Самые распространенные темы сюдбабц
– добывание жены и кровная месть.
Народные сказки ненцев
Среди сказок лаханако, вадако
выделяют сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Из животного мира
чаще других в них действуют мышь, лисица, ворона, медведь, чайка. Сюжеты
волшебных сказок в основном типичны для этого жанра. Часто персонажами сказок
выступают божества, духи, хозяева местностей. Они же являются главными
действующими лицами и в других жанрах ненецкого фольклора – преданиях,
молитвах-заговорах, шаманских песнях.
ПЕРВАЯ КУКУШКА
(Литературная обработка П. Егорова.
Художник Х. Аврутис)
Про кукушек так люди
рассказывают, старики вспоминают. Жила когда-то бедная женщина. Мужа её медведь
помял, осталась она одна с тремя детьми. Дети росли непослушные, работать не
любили. Пять раз им мать скажет, а они и на шестой ничего не сделают. Бегают,
играют, всю одёжку поизорвут на себе, повымочат — опять матери забота...
Трудно они зимовали. Совсем
мать к весне ослабела.
Весна пришла, рыбу пошли на
реке ловить.
Простудилась мать, слегла,
заболела. Огнём горит, пить просит:
— Детушки, воды мне принесите!
Не слышат дети, бегают вокруг
юрты, друг друга догоняют, смеются.
И второй раз мать позвала их,
и третий. Не слышат. А потом проголодались, заглянули домой, видят: мать их
весёлко вместо хвоста приладила, крылышки из старых перьев смастерила, лететь
собралась.
- Ху-гу, ху-гу! — плачет она.— Улетаю...
Улетаю...
Испугались дети:
- Мама, не улетай! Мама, мы сейчас принесём
тебе воды!
Но поздно. Взлетела мать над
юртой, прокричала:
- Ху-гу! Ху-гу! Из реки теперь пить буду, из
озера.
Побежали дети за ней, плачут:
- На водички! На, мама, водички!
И до сих пор дети, как увидят
кукушку, воды ей предлагают. Да не может она снова в женщину превратиться,
потому и не вьёт себе гнезда, потому и не растит своих детей — боится, что
снова они её в беде оставят.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ И БУРЫЙ МЕДВЕДЬ
(Пересказ М. Ватагина. Художник Х.
Аврутис)
Однажды лесной бурый медведь
пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг,
к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала
дыбом. Он сказал:
— Ты что это, бурый, по моей
земле ходишь?
Бурый ответил:
Бурый ответил:
— Когда она у тебя была,
земля-то? Твоё место в море! Твоя земля — льдина!
Белый медведь встал на дыбы.
Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба. Боролись до
полудня — никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым
заговорил бурый. Он сказал:
— Ты, белый, оказывается,
сильнее. Но я — ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и
что нам делить? Ведь мы с тобой братья.
Белый медведь сказал:
— Верно, мы братья. И делить
нам нечего. Земли наши неоглядны.
Лесной медведь сказал:
— Да, мои леса огромны. Мне
нечего делать в твоих льдах.
Морской медведь сказал:
— А мне нечего делать в твоих
лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своем месте и не
мешать друг другу.
Лесной медведь пошёл назад, в
лес. Морской медведь остался на берегу моря.
С тех пор хозяин леса живёт в
лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.
ЛИСИЦА
(Литературная обработка М. Ошарова)
Лисица нашла два чума. В
одном из них жили медведь, волк и росомаха, в другом — корова и чайка.
— Тут мирный народ живёт,—
подумала лисица и поселилась с коровой и чайкой.
Корова и чайка рассказали
лисице, что вдалеке от них стоит чум, а кто живёт в нём — они не знают. Лисица
пошла узнавать, кто живёт в этом чуме. Она тихонько подошла к нему и стала подсматривать,
прислушиваться. В чуме было тихо, и возле него никого не было. Лисица увидела
развешанные на крыше чума росомашьи шкуры:
— Возьму, это может мне
пригодиться.
Лисица стащила одну шкуру и
вернулась в свой чум. Вечером она послала чайку к соседям разузнать, что они
будут делать завтра.
Чайка вспорхнула и улетела.
Лисица и корова недолго ждали её. Чайка прилетела обратно.
- Ну, что ты узнала? — спросила лисица.—
Говори нам.
- Я тихонько села у дымохода и услышала, как
медведь сказал росомахе: «Завтра утром мы с волком пойдём на охоту, а ты
останешься домовничать. Пока мы ходим, ты убей корову из соседнего чума и
приготовь нам поесть».
- Хорошо,— сказала лисица,— давайте ложиться
спать.
Утром медведь и волк ушли на
охоту, росомаха осталась домовничать. Лисица подала корове росомашью шкуру и
сказала:
— Мы с чайкой пойдём на
охоту, а ты сиди в чуме и никого не бойся. Если росомаха придёт к тебе, ты
возьми шкуру и скобли её. Росомаха скажет: «Корова, я пришла убить тебя», а ты
ей ответь: «Как ты меня убьёшь? Я сама вчера одну росомаху убила, вот теперь
сижу и выделываю её кожу».
Только лисица с чайкой ушли
на охоту, к корове прибежала росомаха и говорит:
- Корова, я тебя убью.
- Подожди немножко,— сказала корова.— Дай мне
доскоблить шкуру. Вчера я убила одну росомаху, теперь сижу и мучаюсь с ней.
Росомаха испугалась и
убежала. Сидит в чуме и ждёт смерти.
К вечеру лисица и чайка
вернулись с охоты. Они убили одну куропатку. Поели. Корова рассказала, как она
напугала росомаху.
— Это хорошо,— сказала лисица
и послала чайку разузнать, что добыли медведь с волком и что они будут делать
завтра.
Чайка вспорхнула и улетела к
соседнему чуму. Села тихонько у дымохода и слушает, как медведь говорит
росомахе:
— Эх, ты-ы! Коровы
испугалась. Завтра останется домовничать волк. Пока мы с тобой на охоту ходим,
он убьёт корову и приготовит нам много мяса. Волк не побоится коровы.
Чайка вернулась назад и всё,
что слышала, рассказала лисице.
— Волка бояться нам нечего.
Ложитесь спать.
Ночью лисица сбегала к
дальнему чуму, притащила домой волчью шкуру и улеглась спать.
Утром медведь и росомаха ушли
на охоту, волк остался домовничать. Лисица дала корове волчью шкуру и сказала:
— Мы с чайкой пойдём на
охоту, а ты сиди в чуме и никого не бойся. Если придёт к тебе волк, ты возьми
волчью шкуру и скажи ему то же, что говорила росомахе.
Лисица с чайкой ушли на
охоту. К корове прибежал волк и говорит:
- Корова, я тебя убью.
- Не торопись, дай мне доскоблить шкуру,—
ответила корова.— Видишь, я вчера убила одного волка, вот теперь сижу и мучаюсь
с ним.
Волк увидел шкуру, испугался
и убежал от коровы.
К вечеру лисица и чайка вернулись
с охоты. Они убили опять куропатку. Корова рассказала, как она напугала волка.
Посмеялись.
— Это хорошо,— сказала лисица и снова послала
чайку разузнать, что добыли медведь с росомахой и что они думают делать завтра.
Чайка улетела, всё разузнала
и вернулась назад:
— Они ничего не добыли.
Медведь сидел и говорил волку с росомахой:
«Эх, ребята! Какие ж вы оба
трусы. Коровы испугались. Теперь вот и приходится нам всем ложиться спать
голодными. Утром вы идите вдвоём на охоту, а я останусь домовничать. Я-то не
испугаюсь коровы. Я задавлю её».
Корова заплакала.
— Не плачь,— сказала лисица
корове.— Ночью, когда наши соседи покрепче уснут, мы тихонько встанем и убежим
отсюда подальше.
Лисица, корова и чайка
покинули свой чум. Они бежали всю ночь. Корова устала до того, что еле-еле
шагает.
Лисица увидела, что корову
оставляют силы, подвела её к дереву и говорит:
— На этом дереве будем
ночевать. Нам нужно скрыть свои следы. Лезьте.
Стало светать. Смотрит
лисица: за ними погоня. Медведь, волк и росомаха добежали до дерева и потеряли
след. Крутились, крутились. Медведь и говорит:
— Давайте подождём здесь дня.
Тогда мы найдём, куда они убежали.
Все трое улеглись под деревом
и уснули.
Тут корова оборвалась с
дерева и упала на землю, да так напугала медведя, волка и росомаху, что те
вскочили и — кто куда... Лисица спрыгнула с дерева и сказала:
— Нам вместе не жить, а без
меня вы пропадёте. Пока вас не съели, я дам вам такой совет: ты, корова, иди на
Енисей, там найдёшь избу, в которой живёт человек. Ты приди к нему и живи с
ним. Он будет твоим хозяином. Без хозяина тебе в тундре не жить, у тебя голова
плохая. А ты, чайка, отправляйся на полдень. Там ты найдёшь тёплое место и
перезимуешь. Тут ты одна пропадёшь. Отправляйтесь, а я пойду разыскивать
напуганных зверей и дам им тоже совет, как дальше жить. А то они осмелеют и
будут мне за вас мстить.
Лисица нашла медведя. Он был
напуган коровой так, что не мог встать.
- Как думаешь ты жить дальше? — спросила
лисица.
- Как жил, так и буду жить,— ответил медведь.
- Ну нет! Так жить ты не будешь,— сказала
лисица.— Пока ты жив, копай землю и на всю зиму ложись спать.
- А что я буду есть?
- Лижи свою лапу, и этого хватит. До ползимы
лежи на одном боку, а потом перевернись на другой бок и так лежи до весны.
Медведь принялся рыть себе
нору. Лисица ушла искать волка. Нашла и говорит ему:
— Пока я не позвала корову,
ты лучше иди в тундру и живи там один. На еду можешь давить оленей. Ходи, где
хочешь: места я тебе не указываю. Беги.
Волк вскочил и убежал. Лисица
пошла искать росомаху. Разыскала и говорит ей:
- Ты что лежишь?
- Я испугалась коровы,— ответила росомаха.
- Хорошо, что корова тебя не убила и не
содрала с тебя шкуру. Как же ты думаешь жить?
- Как? Как жила, так и жить буду.
- О нет! Так жить ты больше не будешь,—
сказала лисица.— Если хочешь остаться живой, послушай меня.
Росомаха до того была
напугана коровой, что согласилась сделать так, как ей укажет лисица.
— Ты ходи там, где захочешь,—
сказала лисица,— ищи людские ловушки и ешь в них добычу. Больше я тебе ничего
не скажу. Иди.
Росомаха вскочила и убежала.
— Ну, теперь мне не страшно,—
сказала лисица и отправилась искать себе лучшую жизнь.
СВИНЦОВАЯ МУХА
(Литературная обработка П. Егорова.
Художник Х. Аврутис)
Медведица пошла по ягоды,
медвежонка с собой взяла. Играет медвежонок, бегает, кувыркается, то птицу
вспугнёт, то на зверька рыкнет. Весело!
Вот попался ему пенёк
трухлявый. Ударил медвежонок по нему лапой, вывернул пенёк, обрадовался.
— Я сильный! Я смелый! —
кричит.— Птицы и звери меня боятся. Я деревья с корнями выворачиваю! Встречу
человека — одной лапой повалю!
Послушала медведица глупого
сынишку и говорит:
— Глупый ты, похвальбушка! На
человека вздумал замахиваться... Самого его, может быть, и можно свалить, да
есть у человека муха свинцовая, как он выпустит муху из норки, она тут же
прилетит, и ты не заметишь, как свалишься...
Послушал медвежонок свою мать
и, сколько жил, обходил человека стороною.
ТРИ СЫНА
Жила бедная женщина. Было у
нее три сына. Выросли сыновья. Стали сильными, крепкими, а мать их состарилась.
Однажды мать говорит своим сыновьям:
— Дети, пора вам самим идти
счастье себе искать. Кто не ищет, тот ничего не находит.
Первым собрался в путь
старший сын. Напекла ему мать на дорогу лепешек и сказала:
— Ешь эти лепешки. От них у
тебя силы прибавится.
Пошел старший сын. Шел-шел,
проголодался. Достал он испеченные матерью лепешки, но есть их не захотел:
лепешки совсем черствыми стали. Рассердился он на мать, выбросил лепешки и
пошел дальше.
Видит — маленький чум
показался. Ближе подошел — собака залаяла. На лай собаки из чума вышла
сгорбленная старушка. Увидела она юношу и говорит:
— Заходи в мой чум. Ты,
наверное, проголодался.
Накормила старуха юношу и говорит:
Накормила старуха юношу и говорит:
- Здесь можешь ты найти счастье, но только
слушай меня хорошенько... Недалеко от моего чума есть глубокий родник. Когда
настанет ночь, ступай к этому роднику. Много звезд увидишь ты в нем. Если
сумеешь все звезды вычерпать, найдешь свое счастье.
- Ну, это совсем просто,— сказал юноша.— Легко
справлюсь с этой работой.
Когда настала ночь, взял
старший сын ведро с веревкой, пошел к роднику и принялся за работу. Долго
вычерпывал он звезды из глубокого родника, утомился. Заглянул на дно, а там
по-прежнему горят звезды. Рассердился юноша, подумал: «Посмеялась надо мной
старуха. Разве можно вычерпать из родника так много звезд?»
Бросил юноша ведро и вернулся
домой...
Ничего не сказала ему мать,
только головой покачала.
Пошел на поиски счастья
средний сын. Шел он долго, проголодался. Достал испеченные матерью лепешки. Не
понравились лепешки и среднему сыну. Выбросил он лепешки и пошел дальше.
Вскоре увидел он маленький
чум и пришел к той же старухе. Старуха повела юношу в чум. Накормила его и
сказала:
— Здесь можешь ты найти свое
счастье. Только не делай так, как твой старший брат. Работай хорошенько...
Ночью подошел юноша к
роднику. Увидел там очень много звезд. Опустил он ведро на дно родника и стал
вычерпывать звезды. Долго работал, утомился, спина у него заболела. Посмотрел
юноша в родник, а там по-прежнему было много звезд.
Рассердился он и подумал:
«Как и над моим братом, посмеялась надо мной старуха. Разве может кто-нибудь за
одну ночь вычерпать так много звезд?»
Бросил юноша ведро и вернулся
домой...
И ему ничего не сказала мать.
Только головой покачала, и слезы показались у нее на глазах.
Настал черед отправляться на
поиски счастья младшему брату.
— Будь настойчивым и
трудолюбивым, сынок,— сказала ему мать. — Не делай так, как твои старшие
братья.
Долго шел младший сын,
проголодался. Достал он испеченные матерью лепешки. Лепешки оказались очень
черствые, но юноша не бросил их, а стал есть. Потом пошел дальше.
Солнце уже опустилось низко,
когда дошел он до маленького чума. Залаяла собака, навстречу юноше из чума
вышла сгорбленная старуха. Она повела юношу в свой чум и стала угощать его.
Но юноша достал свои лепешки
и сказал:
— У меня есть лепешки. Они
для меня вкуснее всего — испекла мне их на дорогу моя мать.
И он начал есть лепешки,
испеченные матерью.
Как только наступил вечер,
младший брат принялся за работу. Много раз опускал он ведро в родник. Пот с
него так и катился, но в роднике по-прежнему горели звезды.
Очень долго работал юноша.
Разболелись у него руки, болела спина, но он не бросил работы и продолжал вычерпывать
звезды.
Вдруг ведро его ударилось обо
что-то твердое. Посмотрел юноша в родник. Видит: вся вода вычерпана, а вместе с
водой исчезли из родника и звезды.
Настало утро. На небе
показалось солнце. Оно ярко осветило всю землю.
Усталый юноша стоял около
родника. Но он был счастлив, работа была закончена.
— Большое дело ты выполнил,
юноша,— сказала старуха. — На дне этого родника, под водой, злой волшебник
Нылека прятал от солнца свое сердце. Теперь солнце сожгло сердце Нылеки, и он
умер. Больше не будет он отнимать оленьи стада у бедных оленеводов и разорять
наши пастбища. Теперь все его стойбища, все стада снова будут принадлежать нам.
Обрадовался младший сын,
услышав такие слова. Он созвал всех бедных людей и отдал им пастбища и оленьи
стада, принадлежавшие Нылеке. Среди бедняков была и его мать.
С благодарностью посмотрел на
нее младший сын. Ведь это она воспитала в нем любовь к труду и упорство в
достижении цели.
ДВА БРАТА И ВЕЛИКАН
Жили-были два брата. Один был
богач, другой — бедняк. У бедняка только старый чум да старая мать. А у богача
девять тысяч оленей, их пасут девять пастухов, которые живут в девяти чумах. А
сам богач живёт ещё в одном чуме — самом большом, самом богатом.
Пришёл однажды бедняк к
богатому еды попросить. А тот и слушать его не стал. Выгнал и не дал ни куска.
Так ни с чем и вернулся
бедняк к себе в чум.
Утром пошёл он на охоту, А
что за охота на пустой желудок? Далеко идти — силы нет, близко охотиться —
зверя нет. Без добычи вернулся. И на другой день опять без добычи. И на
третий...
Пошла его мать к проруби за
водой. Смотрит, на той стороне реки великан стоит. Заметил старуху великан,
подъехал к ней на своих огромных лыжах и спрашивает:
- Что делаешь, бабушка?
- За водой пришла,— отвечает старуха.— Сын с
охоты вернётся — хоть кипятком свой
холодный живот согреет. Мы уже давно ничего не ели. Не везёт ему на охоте.
Задумался великан. Потом
вдруг опустил руку в прорубь и сразу же вытащил. А к каждому его пальцу большая
рыба прилипла.
Великан отдал рыбу старухе и
говорит:
— Вари, сама ешь,
сына корми. И скажи ему:
пусть ловит рыбу, как я.
Попрощался великан, два шага
на своих лыжах сделал и пропал.
Вернулся сын с охоты — опять
ничего не принёс. А старуха ему и говорит:
— Долго мы не ели — теперь
наедимся. Смотри, какую жирную рыбу я сварила!
И рассказала сыну о своей
встрече с великаном.
Утром бедняк пошёл к проруби.
Опустил руку в воду, как это великан делал, и сразу почувствовал, как руку вниз
потянуло.
Вытащил он её с трудом,
смотрит — к каждому пальцу большая рыба прилипла.
С тех пор стали они с матерью
сытно жить, великана добрым словом поминать.
Однажды сын и говорит матери:
— Пойду в гости к великану,
спасибо ему скажу.
Надел лыжи и пошёл. Долго шёл
и, наконец, увидел огромный чум. Около чума остановился, снял лыжи, вошёл.
Видит — сидит около огня великан, а напротив него — каменные старик и старуха с
раскрытыми ртами.
Обрадовался великан гостю,
вскочил на ноги и кричит:
— Мои лыжи, мой пояс, мой
аркан, где вы?
В тот же миг к нему подъехали
лыжи, пояс обмотался вокруг его огромного брюха, а аркан намотался на руку.
Въехал великан в рот каменного старика, а выехал изо рта каменной старухи с
куском жирной оленины в руках.
Сварил великан мясо в котле и
говорит:
— Ешь, мой гость, угощайся!
Съел бедняк кусочек оленины и
сразу наелся:
- Спасибо,— говорит.— Чувствую, что
прибавилось силы в моих руках, резвости в моих ногах.
- Рад, что понравилось тебе моё угощение,—
улыбнулся великан.— А вот тебе мой подарок — чудесный мешок. В нём твоё
богатство. Но развязать его можешь только в своём чуме. Если не вытерпишь,
раньше развяжешь, жизнь твоя станет ещё хуже.
Поблагодарил бедняк великана,
взял мешок и пошёл назад, к своему чуму. Несёт мешок, а он лёгкий, как будто
совсем пустой. Какое в нём богатство?
Стал бедняк реку по льду
переходить, а кто-то ему и говорит:
- Ты постой,
бедняк, постой,
У тебя мешок пустой!
Развяжи-ка ремешок!
Загляни-ка ты в мешок!
У тебя мешок пустой!
Развяжи-ка ремешок!
Загляни-ка ты в мешок!
Вспомнил бедняк слова
великана — не послушал советчика. Пришёл он в чум и только тогда развязал
мешок. Вылетела из мешка туча оводов, вырвалась через дымник варужу.
Бедняк с матерью выбежали из
чума. Что такое? Вокруг чума оленей — считать не пересчитать. Это оводы в них
превратились.
Богатым стал младший брат,
богаче всех в тундре.
Пришёл к нему старший брат —
богач — и просит:
— Расскажи, брат, как ты
разбогател.
Младший брат и рассказал ему
всё, как было.
Встал старший брат на лыжи,
побежал к великану. Великан и его угостил варёной олениной. Старший брат ел,
ел, всю оленину съел.
- Ох,— говорит,— наелся. Встать не могу. У
тебя спать буду.
- Я тебя не приглашал спать,— рассердился
великан,— иди спать в свой чум.
- Ладно, пойду,— говорит старший брат.— Только
дай мне чудесный мешок в подарок.
- Мешок дам! А как с ним поступить, ты уже
знаешь.
Схватил богач мешок, ни
спасибо, ни до свидания не сказал и побежал в свой чум.
Стал по льду реку переходить,
а кто-то ему и говорит:
- Ох и глупый
ты, богач,
Поглупел ты от удач!
Не спеши, богач, постой!
Ведь мешок-то твой — пустой!
Поглупел ты от удач!
Не спеши, богач, постой!
Ведь мешок-то твой — пустой!
«А мешок и в самом деле
пустой! — подумал богач. — Вон какой лёгкий! Обманул меня великан — нет там
никаких оленей!»
Не утерпел богач и развязал
мешок. Вырвалась из мешка туча оводов, полетели они к чуму богача.
Побежал богач за ними следом,
а оводы превратились в волков и загрызли всех его оленей.
Стал старший брат бедняком.
Но младший брат никогда не прогонял его, когда он к нему за едой приходил.
Недаром говорится: добрый зла
не помнит!
Как собака себе товарища искала
I.
Когда-то собака в лесу жила одна. И стало ей скучно одной жить. Пошла она по лесу искать себе товарища.
Шла, шла, и вот навстречу ей бежит зайчик. Собака ему говорит:
— Зайчик, зайчик, давай вместе жить.
— Что ж,- говорит зайчик,- давай!
Нашли они себе местечко в лесу и, как завечерело, легли спать. Зайчик заснул, а собаке не спится,- начала она лаять. У зайчика сразу и сон пропал.
Вскочил он и говорит собаке:
- Чего ты лаешь? Вот услышит волк, придёт и съест нас с тобой.
Замолчала собака, а сама думает: «Плохого я себе товарища нашла. Робкое у зайчика сердце. Вот волк, тот уж, наверно, никого не боится».
И ушла собака от зайца, пошла волка искать.
Когда-то собака в лесу жила одна. И стало ей скучно одной жить. Пошла она по лесу искать себе товарища.
Шла, шла, и вот навстречу ей бежит зайчик. Собака ему говорит:
— Зайчик, зайчик, давай вместе жить.
— Что ж,- говорит зайчик,- давай!
Нашли они себе местечко в лесу и, как завечерело, легли спать. Зайчик заснул, а собаке не спится,- начала она лаять. У зайчика сразу и сон пропал.
Вскочил он и говорит собаке:
- Чего ты лаешь? Вот услышит волк, придёт и съест нас с тобой.
Замолчала собака, а сама думает: «Плохого я себе товарища нашла. Робкое у зайчика сердце. Вот волк, тот уж, наверно, никого не боится».
И ушла собака от зайца, пошла волка искать.
II.
Шла, шла по лесу. Вдруг навстречу ей бежит волк. Говорит собака волку:
- Слушай, волк, давай-ка будем вместе жить.
Волк говорит:
- Что ж, вдвоём веселее. Вот завечерело, собрались они спать. Заснул волк, и собака легла. А в самую полночь проснулась собака и залаяла. Испугался волк - душа в пятки ушла, стал он собаку бранить:
- Ты чего лаешь? Вот медведь придёт, обоих нас убьёт.
«Ну,- думает собака,- видно, и волк не очень-то силён, раз медведя боится. Зато уж медведь-богатырь, верно, всех сильней».
III.
Бросила собака волка, пошла медведя искать. Опять по лесу идёт. Шла она, шла, и вот навстречу ей медведь. Подошла к нему собака и говорит:
- Эй, медведь-богатырь, давай вместе жить. Согласился медведь. День прожили, ночь настала. Задремал медведь. А собака опять в самую полночь залаяла.
Проснулся медведь, струсил, сердце в пятки ушло. Принялся он собаку ругать:
- Молчи ты,- говорит,- чего лаешь? Услышит человек, придёт, убьёт нас.
«Ну,- думает собака,- и этот трус. Придётся человека искать». И убежала собака от медведя.
Шла, шла по лесу. Вдруг навстречу ей бежит волк. Говорит собака волку:
- Слушай, волк, давай-ка будем вместе жить.
Волк говорит:
- Что ж, вдвоём веселее. Вот завечерело, собрались они спать. Заснул волк, и собака легла. А в самую полночь проснулась собака и залаяла. Испугался волк - душа в пятки ушла, стал он собаку бранить:
- Ты чего лаешь? Вот медведь придёт, обоих нас убьёт.
«Ну,- думает собака,- видно, и волк не очень-то силён, раз медведя боится. Зато уж медведь-богатырь, верно, всех сильней».
III.
Бросила собака волка, пошла медведя искать. Опять по лесу идёт. Шла она, шла, и вот навстречу ей медведь. Подошла к нему собака и говорит:
- Эй, медведь-богатырь, давай вместе жить. Согласился медведь. День прожили, ночь настала. Задремал медведь. А собака опять в самую полночь залаяла.
Проснулся медведь, струсил, сердце в пятки ушло. Принялся он собаку ругать:
- Молчи ты,- говорит,- чего лаешь? Услышит человек, придёт, убьёт нас.
«Ну,- думает собака,- и этот трус. Придётся человека искать». И убежала собака от медведя.
IV.
Бегала она, бегала, весь лес обежала - всё нет человека. Вышла на опушку леса и села отдыхать. А человек как раз в лес за дровами собрался. Тут на опушке и встретила его собака. Подбежала к человеку и говорит:
- Человек, человек, давай-ка вместе жить станем. Человек сказал:
- Что ж, идём со мной!
И увёл человек собаку к себе в дом.
Вот завечерело. Человек заснул. В полночь залаяла собака. А человек не встаёт. Громче залаяла собака. Проснулся человек и закричал:
- Эй, собачка моя, коли ты голодная иди, поешь, а мне спать не мешай.
Замолчала собака, поела и спать легла. Так с тех пор и осталась она у человека. И теперь живёт.
Тут и сказке конец.
Бегала она, бегала, весь лес обежала - всё нет человека. Вышла на опушку леса и села отдыхать. А человек как раз в лес за дровами собрался. Тут на опушке и встретила его собака. Подбежала к человеку и говорит:
- Человек, человек, давай-ка вместе жить станем. Человек сказал:
- Что ж, идём со мной!
И увёл человек собаку к себе в дом.
Вот завечерело. Человек заснул. В полночь залаяла собака. А человек не встаёт. Громче залаяла собака. Проснулся человек и закричал:
- Эй, собачка моя, коли ты голодная иди, поешь, а мне спать не мешай.
Замолчала собака, поела и спать легла. Так с тех пор и осталась она у человека. И теперь живёт.
Тут и сказке конец.
Источники:
Белый медведь и бурый медведь: Сказки народов России в
пересказах Марка Ватагина; сост., вступ. статья и прим. М. Ватагина; Художники
А. Коковкин, Т. Чурсинова. – СПб.: Республиканское издательство детской и
юношеской литературы «Лицей», 1992. – 351 с.
Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./
Составитель Эрта Геннадьевна. Падерина; художник Х. Аврутис,— Новосибирск:
Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с, ил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий