Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 17 января 2017 г.

Народные сказки ненцов



Народ Ненцы
Ненец(ненэч) в переводе с ненецкого означает (человек ) Ненцы занимают обширную территорию Севера европейской части России и Западной Сибири от р. Мезень на западе до низовьев Енисея на востоке. Ненецкий язык признают родным 77 % ненцев. Первоначально ненцев называли самоедами. Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. 
Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы — 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе. 

В облике ненцев сочетаются монголоидные и европеоидные черты. Обычно это невысокие (около 1,6 м) люди со светлой иногда слегка желтоватой кожей, каштановыми или черными волосами, темно-карими глазами.
Традиционными занятиями ненцев являлись рыболовство и охота зверя, птицу и диких оленей. До 18 века домашних оленей разводили только в качестве транспортного средства и как помощника в охоте (домашний олень приманивал диких). С 18 века к традиционным занятиям добавилось оленеводство. Помощником ненца-оленевода стала специально обученная собака – лайка.
Ненецкая мужская и женская одежда отличаются друг от друга по внешнему виду и технологии кроя.
В комплект основной одежды оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, входят малица «сокуй» и обувь «бокари». Малица – единственная у ненцев повседневная одежда. Надевается она мехом внутрь. Малица представляет собой широкую одежду с пришитыми к ней шапкой и рукавицами. Длина – ниже колен. Капюшон при необходимости легко снимается с головы и откидывается назад. Покрой малицы довольно широкий. Передняя часть и спина сшиваются из цельных кусков шкуры, книзу они слегка расклешены. Рукава расширяются к проймам. К концам рукавов пришиваются рукавицы из камуса (шкурка с ног оленя) мехом наружу. (Подробно ЗДЕСЬ  )

Фольклор ненцев
Не может не вызывать восхищения и устное народное творчество ненцев, уходящее корнями в глубокую древность.
Фольклорное наследие, сохранившееся до наших времён, поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой. Оно отражает многовековой социально- исторический опыт народа, его меткий ум, а главное с его помощью можно лучше узнать этот народ.
В религиозных представлениях господствовала вера в «духов» - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя - «Мать земли» - старуха и покровительница, рождающая и хранящая всё живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга, воплощённое мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов - хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения. На священных местах, которыми могли быть камни, утёсы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.
Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.
Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX века получило распространение православие.
Для ненецкого фольклора характерна персонификация (олицетворение), когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако - словечко.
Наиболее распространенным жанром ненецкого фольклора являются эпические сказания сюдбабц и ярабц. Из-за песенного исполнения часто именуются эпическими песнями. Название «сюдбабц» происходит от сюдбя – великан и означает сказание о великанах. Сражение с великанами – тема наиболее древних сюдбабц. Самые распространенные темы сюдбабц – добывание жены и кровная месть.

Народные сказки ненцев
Среди сказок лаханако, вадако выделяют сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Из животного мира чаще других в них действуют мышь, лисица, ворона, медведь, чайка. Сюжеты волшебных сказок в основном типичны для этого жанра. Часто персонажами сказок выступают божества, духи, хозяева местностей. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах ненецкого фольклора – преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.
ПЕРВАЯ КУКУШКА
(Литературная обработка П. Егорова. Художник Х. Аврутис)
Про кукушек так люди рассказывают, старики вспоминают. Жила когда-то бедная женщина. Мужа её медведь помял, осталась она одна с тремя детьми. Дети росли непослушные, работать не любили. Пять раз им мать скажет, а они и на шестой ничего не сделают. Бегают, играют, всю одёжку поизорвут на себе, повымочат — опять матери забота...
Трудно они зимовали. Совсем мать к весне ослабела.
Весна пришла, рыбу пошли на реке ловить.
Простудилась мать, слегла, заболела. Огнём горит, пить просит:
 — Детушки, воды мне принесите!
Не слышат дети, бегают вокруг юрты, друг друга догоняют, смеются.
И второй раз мать позвала их, и третий. Не слышат. А потом проголодались, заглянули домой, видят: мать их весёлко вместо хвоста приладила, крылышки из старых перьев смастерила, лететь собралась.
 - Ху-гу, ху-гу! — плачет она.— Улетаю... Улетаю...
Испугались дети:
 - Мама, не улетай! Мама, мы сейчас принесём тебе воды!
Но поздно. Взлетела мать над юртой, прокричала:
 - Ху-гу! Ху-гу! Из реки теперь пить буду, из озера.
Побежали дети за ней, плачут:
 - На водички! На, мама, водички!
И до сих пор дети, как увидят кукушку, воды ей предлагают. Да не может она снова в женщину превратиться, потому и не вьёт себе гнезда, потому и не растит своих детей — боится, что снова они её в беде оставят.

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ И БУРЫЙ МЕДВЕДЬ
(Пересказ М. Ватагина. Художник Х. Аврутис)
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У са­мого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом. Он сказал:
— Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
Бурый ответил:
— Когда она у тебя была, земля-то? Твоё место в море! Твоя земля — льдина!
Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба. Боролись до полудня — никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал:
— Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я — ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.
Белый медведь сказал:
— Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.
Лесной медведь сказал:
— Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.
Морской медведь сказал:
— А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своем месте и не мешать друг другу.
Лесной медведь пошёл назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря.
С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.

ЛИСИЦА
(Литературная обработка М. Ошарова)
Лисица нашла два чума. В одном из них жили медведь, волк и росомаха, в другом — корова и чайка.
— Тут мирный народ живёт,— подумала лисица и поселилась с коровой и чайкой.
Корова и чайка рассказали лисице, что вдалеке от них стоит чум, а кто живёт в нём — они не знают. Лисица пошла узнавать, кто живёт в этом чуме. Она тихонько подошла к нему и стала под­сматривать, прислушиваться. В чуме было тихо, и возле него никого не было. Лисица увидела развешанные на крыше чума росомашьи шкуры:
— Возьму, это может мне пригодиться.
Лисица стащила одну шкуру и вернулась в свой чум. Вечером она послала чайку к соседям разузнать, что они будут делать завтра.
Чайка вспорхнула и улетела. Лисица и корова недолго ждали её. Чайка прилетела обратно.
 - Ну, что ты узнала? — спросила лисица.— Говори нам.
 - Я тихонько села у дымохода и услышала, как медведь сказал росомахе: «Завтра утром мы с волком пойдём на охоту, а ты останешься домовничать. Пока мы ходим, ты убей корову из соседнего чума и приготовь нам поесть».
 - Хорошо,— сказала лисица,— давайте ложиться спать.
Утром медведь и волк ушли на охоту, росомаха осталась до­мовничать. Лисица подала корове росомашью шкуру и сказала:
— Мы с чайкой пойдём на охоту, а ты сиди в чуме и никого не бойся. Если росомаха придёт к тебе, ты возьми шкуру и скобли её. Росомаха скажет: «Корова, я пришла убить тебя», а ты ей ответь: «Как ты меня убьёшь? Я сама вчера одну росомаху убила, вот теперь сижу и выделываю её кожу».
Только лисица с чайкой ушли на охоту, к корове прибежала росомаха и говорит:
 - Корова, я тебя убью.
 - Подожди немножко,— сказала корова.— Дай мне доскоблить шкуру. Вчера я убила одну росомаху, теперь сижу и мучаюсь с ней.
Росомаха испугалась и убежала. Сидит в чуме и ждёт смерти.
К вечеру лисица и чайка вернулись с охоты. Они убили одну куропатку. Поели. Корова рассказала, как она напугала росомаху.
— Это хорошо,— сказала лисица и послала чайку разузнать, что добыли медведь с волком и что они будут делать завтра.
Чайка вспорхнула и улетела к соседнему чуму. Села тихонько у дымохода и слушает, как медведь говорит росомахе:
— Эх, ты-ы! Коровы испугалась. Завтра останется домовничать волк. Пока мы с тобой на охоту ходим, он убьёт корову и приготовит нам много мяса. Волк не побоится коровы.
Чайка вернулась назад и всё, что слышала, рассказала ли­сице.
— Волка бояться нам нечего. Ложитесь спать.
Ночью лисица сбегала к дальнему чуму, притащила домой волчью шкуру и улеглась спать.
Утром медведь и росомаха ушли на охоту, волк остался до­мовничать. Лисица дала корове волчью шкуру и сказала:
— Мы с чайкой пойдём на охоту, а ты сиди в чуме и никого не бойся. Если придёт к тебе волк, ты возьми волчью шкуру и скажи ему то же, что говорила росомахе.
Лисица с чайкой ушли на охоту. К корове прибежал волк и говорит:
 - Корова, я тебя убью.
 - Не торопись, дай мне доскоблить шкуру,— ответила корова.— Видишь, я вчера убила одного волка, вот теперь сижу и му­чаюсь с ним.
Волк увидел шкуру, испугался и убежал от коровы.
К вечеру лисица и чайка вернулись с охоты. Они убили опять куропатку. Корова рассказала, как она напугала волка. Посмея­лись.
 — Это хорошо,— сказала лисица и снова послала чайку разузнать, что добыли медведь с росомахой и что они думают делать завтра.
Чайка улетела, всё разузнала и вернулась назад:
— Они ничего не добыли. Медведь сидел и говорил волку с росомахой:
«Эх, ребята! Какие ж вы оба трусы. Коровы испугались. Теперь вот и приходится нам всем ложиться спать голодными. Утром вы идите вдвоём на охоту, а я останусь домовничать. Я-то не испугаюсь коровы. Я задавлю её».
Корова заплакала.
— Не плачь,— сказала лисица корове.— Ночью, когда наши соседи покрепче уснут, мы тихонько встанем и убежим отсюда подальше.
Лисица, корова и чайка покинули свой чум. Они бежали всю ночь. Корова устала до того, что еле-еле шагает.
Лисица увидела, что корову оставляют силы, подвела её к де­реву и говорит:
— На этом дереве будем ночевать. Нам нужно скрыть свои следы. Лезьте.
Стало светать. Смотрит лисица: за ними погоня. Медведь, волк и росомаха добежали до дерева и потеряли след. Крутились, крутились. Медведь и говорит:
— Давайте подождём здесь дня. Тогда мы найдём, куда они убежали.
Все трое улеглись под деревом и уснули.
Тут корова оборвалась с дерева и упала на землю, да так на­пугала медведя, волка и росомаху, что те вскочили и — кто куда... Лисица спрыгнула с дерева и сказала:
— Нам вместе не жить, а без меня вы пропадёте. Пока вас не съели, я дам вам такой совет: ты, корова, иди на Енисей, там найдёшь избу, в которой живёт человек. Ты приди к нему и живи с ним. Он будет твоим хозяином. Без хозяина тебе в тундре не жить, у тебя голова плохая. А ты, чайка, отправляйся на полдень. Там ты найдёшь тёплое место и перезимуешь. Тут ты одна пропа­дёшь. Отправляйтесь, а я пойду разыскивать напуганных зверей и дам им тоже совет, как дальше жить. А то они осмелеют и будут мне за вас мстить.
Лисица нашла медведя. Он был напуган коровой так, что не мог встать.
 - Как думаешь ты жить дальше? — спросила лисица.
 - Как жил, так и буду жить,— ответил медведь.
 - Ну нет! Так жить ты не будешь,— сказала лисица.— Пока ты жив, копай землю и на всю зиму ложись спать.
 - А что я буду есть?
 - Лижи свою лапу, и этого хватит. До ползимы лежи на одном боку, а потом перевернись на другой бок и так лежи до весны.
Медведь принялся рыть себе нору. Лисица ушла искать волка. Нашла и говорит ему:
— Пока я не позвала корову, ты лучше иди в тундру и живи там один. На еду можешь давить оленей. Ходи, где хочешь: места я тебе не указываю. Беги.
Волк вскочил и убежал. Лисица пошла искать росомаху. Разыскала и говорит ей:
 - Ты что лежишь?
 - Я испугалась коровы,— ответила росомаха.
 - Хорошо, что корова тебя не убила и не содрала с тебя шкуру. Как же ты думаешь жить?
 - Как? Как жила, так и жить буду.
 - О нет! Так жить ты больше не будешь,— сказала лисица.— Если хочешь остаться живой, послушай меня.
Росомаха до того была напугана коровой, что согласилась сде­лать так, как ей укажет лисица.
— Ты ходи там, где захочешь,— сказала лисица,— ищи людские ловушки и ешь в них добычу. Больше я тебе ничего не скажу. Иди.
Росомаха вскочила и убежала.
— Ну, теперь мне не страшно,— сказала лисица и отправилась искать себе лучшую жизнь.

СВИНЦОВАЯ МУХА
(Литературная обработка П. Егорова. Художник Х. Аврутис)
Медведица пошла по ягоды, медвежонка с собой взяла. Играет медвежонок, бегает, кувыркается, то птицу вспугнёт, то на зверька рыкнет. Весело!
Вот попался ему пенёк трухлявый. Ударил медвежонок по нему лапой, вывернул пенёк, обрадовался.
— Я сильный! Я смелый! — кричит.— Птицы и звери меня боятся. Я деревья с корнями выворачиваю! Встречу человека — одной лапой повалю!
Послушала медведица глупого сынишку и говорит:
— Глупый ты, похвальбушка! На человека вздумал замахиваться... Самого его, может быть, и можно свалить, да есть у человека муха свинцовая, как он выпустит муху из норки, она тут же прилетит, и ты не заметишь, как свалишься...
Послушал медвежонок свою мать и, сколько жил, обходил че­ловека стороною.

ТРИ СЫНА
Жила бедная женщина. Было у нее три сына. Выросли сыновья. Стали сильными, крепкими, а мать их состарилась. Однажды мать говорит своим сыновьям:
— Дети, пора вам самим идти счастье себе искать. Кто не ищет, тот ничего не находит.
Первым собрался в путь старший сын. Напекла ему мать на дорогу лепешек и сказала:
— Ешь эти лепешки. От них у тебя силы прибавится.
Пошел старший сын. Шел-шел, проголодался. Достал он испеченные матерью лепешки, но есть их не захотел: лепешки совсем черствыми стали. Рассердился он на мать, выбросил лепешки и пошел дальше.
Видит — маленький чум показался. Ближе подошел — собака залаяла. На лай собаки из чума вышла сгорбленная старушка. Увидела она юношу и говорит:
— Заходи в мой чум. Ты, наверное, проголодался.
Накормила старуха юношу и говорит:
 - Здесь можешь ты найти счастье, но только слушай меня хорошенько... Недалеко от моего чума есть глубокий родник. Когда настанет ночь, ступай к этому роднику. Много звезд увидишь ты в нем. Если сумеешь все звезды вычерпать, найдешь свое счастье.
 - Ну, это совсем просто,— сказал юноша.— Легко справлюсь с этой работой.
Когда настала ночь, взял старший сын ведро с веревкой, пошел к роднику и принялся за работу. Долго вычерпывал он звезды из глубокого родника, утомился. Заглянул на дно, а там по-прежнему горят звезды. Рассердился юноша, поду­мал: «Посмеялась надо мной старуха. Разве можно вычерпать из родника так много звезд?»
Бросил юноша ведро и вернулся домой...
Ничего не сказала ему мать, только головой покачала.
Пошел на поиски счастья средний сын. Шел он долго, проголодался. Достал испеченные матерью лепешки. Не пон­равились лепешки и среднему сыну. Выбросил он лепешки и пошел дальше.
Вскоре увидел он маленький чум и пришел к той же старухе. Старуха повела юношу в чум. Накормила его и сказала:
— Здесь можешь ты найти свое счастье. Только не делай так, как твой старший брат. Работай хорошенько...
Ночью подошел юноша к роднику. Увидел там очень много звезд. Опустил он ведро на дно родника и стал вы­черпывать звезды. Долго работал, утомился, спина у него заболела. Посмотрел юноша в родник, а там по-прежнему было много звезд.
Рассердился он и подумал: «Как и над моим братом, посмеялась надо мной старуха. Разве может кто-нибудь за одну ночь вычерпать так много звезд?»
Бросил юноша ведро и вернулся домой...
И ему ничего не сказала мать. Только головой покачала, и слезы показались у нее на глазах.
Настал черед отправляться на поиски счастья младшему брату.
— Будь настойчивым и трудолюбивым, сынок,— сказала ему мать. — Не делай так, как твои старшие братья.
Долго шел младший сын, проголодался. Достал он испе­ченные матерью лепешки. Лепешки оказались очень черст­вые, но юноша не бросил их, а стал есть. Потом пошел дальше.
Солнце уже опустилось низко, когда дошел он до малень­кого чума. Залаяла собака, навстречу юноше из чума вышла сгорбленная старуха. Она повела юношу в свой чум и стала угощать его.
Но юноша достал свои лепешки и сказал:
— У меня есть лепешки. Они для меня вкуснее всего — испекла мне их на дорогу моя мать.
И он начал есть лепешки, испеченные матерью.
Как только наступил вечер, младший брат принялся за работу. Много раз опускал он ведро в родник. Пот с него так и катился, но в роднике по-прежнему горели звезды.
Очень долго работал юноша. Разболелись у него руки, болела спина, но он не бросил работы и продолжал вычер­пывать звезды.
Вдруг ведро его ударилось обо что-то твердое. Посмотрел юноша в родник. Видит: вся вода вычерпана, а вместе с водой исчезли из родника и звезды.
Настало утро. На небе показалось солнце. Оно ярко ос­ветило всю землю.
Усталый юноша стоял около родника. Но он был счастлив, работа была закончена.
— Большое дело ты выполнил, юноша,— сказала старуха. — На дне этого родника, под водой, злой волшебник Нылека прятал от солнца свое сердце. Теперь солнце сожгло сердце Нылеки, и он умер. Больше не будет он отнимать оленьи стада у бедных оленеводов и разорять наши пастбища. Теперь все его стойбища, все стада снова будут принадлежать нам.
Обрадовался младший сын, услышав такие слова. Он со­звал всех бедных людей и отдал им пастбища и оленьи стада, принадлежавшие Нылеке. Среди бедняков была и его мать.
С благодарностью посмотрел на нее младший сын. Ведь это она воспитала в нем любовь к труду и упорство в достижении цели.

ДВА БРАТА И ВЕЛИКАН
Жили-были два брата. Один был богач, другой — бед­няк. У бедняка только старый чум да старая мать. А у богача девять тысяч оленей, их пасут девять пастухов, ко­торые живут в девяти чумах. А сам богач живёт ещё в одном чуме — самом большом, самом богатом.
Пришёл однажды бедняк к богатому еды попросить. А тот и слушать его не стал. Выгнал и не дал ни куска.
Так ни с чем и вернулся бедняк к себе в чум.
Утром пошёл он на охоту, А что за охота на пустой желудок? Далеко идти — силы нет, близко охотиться — зверя нет. Без добычи вернулся. И на другой день опять без добычи. И на третий...
Пошла его мать к проруби за водой. Смотрит, на той стороне реки великан стоит. Заметил старуху великан, подъ­ехал к ней на своих огромных лыжах и спрашивает:
 - Что делаешь, бабушка?
 - За водой пришла,— отвечает старуха.— Сын с охоты вернётся — хоть  кипятком свой холодный живот согреет. Мы уже давно ничего не ели. Не везёт ему на охоте.
Задумался великан. Потом вдруг опустил руку в прорубь и сразу же вытащил. А к каждому его пальцу большая рыба прилипла.
Великан отдал рыбу старухе и говорит:
— Вари,  сама ешь,  сына корми.  И скажи  ему:  пусть ловит рыбу, как я.
Попрощался великан, два шага на своих лыжах сделал и пропал.
Вернулся сын с охоты — опять ничего не принёс. А ста­руха ему и говорит:
— Долго мы не ели — теперь наедимся. Смотри, какую жирную рыбу я сварила!
И рассказала сыну о своей встрече с великаном.
Утром бедняк пошёл к проруби. Опустил руку в воду, как это великан делал, и сразу почувствовал, как руку вниз потя­нуло.
Вытащил он её с трудом, смотрит — к каждому пальцу большая рыба прилипла.
С тех пор стали они с матерью сытно жить, великана добрым словом поминать.
Однажды сын и говорит матери:
— Пойду в гости к великану, спасибо ему скажу.
Надел лыжи и пошёл. Долго шёл и, наконец, увидел огромный чум. Около чума остановился, снял лыжи, вошёл. Видит — сидит около огня великан, а напротив него — каменные старик и старуха с раскрытыми ртами.
Обрадовался великан гостю, вскочил на ноги и кричит:
— Мои лыжи, мой пояс, мой аркан, где вы?
В тот же миг к нему подъехали лыжи, пояс обмотался вокруг его огромного брюха, а аркан намотался на руку. Въехал великан в рот каменного старика, а выехал изо рта каменной старухи с куском жирной оленины в руках.
Сварил великан мясо в котле и говорит:
— Ешь, мой гость, угощайся!
Съел бедняк кусочек оленины и сразу наелся:
 - Спасибо,— говорит.— Чувствую,     что     прибавилось силы в моих руках, резвости в моих ногах.
 - Рад, что понравилось тебе моё угощение,— улыбнулся великан.— А вот тебе мой подарок — чудесный мешок. В нём твоё богатство. Но развязать его можешь только в своём чуме. Если не вытерпишь, раньше развяжешь, жизнь твоя станет ещё хуже.
Поблагодарил бедняк великана, взял мешок и пошёл назад, к своему чуму. Несёт мешок, а он лёгкий, как будто совсем пустой. Какое в нём богатство?
Стал бедняк реку по льду переходить, а кто-то ему и говорит:
 - Ты постой, бедняк, постой,
У тебя мешок пустой!
Развяжи-ка ремешок!
Загляни-ка ты в мешок!
Вспомнил бедняк слова великана — не послушал совет­чика. Пришёл он в чум и только тогда развязал мешок. Вылетела из мешка туча оводов, вырвалась через дымник варужу.
Бедняк с матерью выбежали из чума. Что такое? Вокруг чума оленей — считать не пересчитать. Это оводы в них превратились.
Богатым стал младший брат, богаче всех в тундре.
Пришёл к нему старший брат — богач — и просит:
— Расскажи, брат, как ты разбогател.
Младший брат и рассказал ему всё, как было.
Встал старший брат на лыжи, побежал к великану. Ве­ликан и его угостил варёной олениной. Старший брат ел, ел, всю оленину съел.
 - Ох,— говорит,— наелся. Встать не могу. У тебя спать буду.
 - Я тебя не приглашал спать,— рассердился великан,— иди спать в свой чум.
 - Ладно, пойду,— говорит старший брат.— Только дай мне чудесный мешок в подарок.
 - Мешок дам! А как с ним поступить, ты уже знаешь.
Схватил богач мешок, ни спасибо, ни до свидания не сказал и побежал в свой чум.
Стал по льду реку переходить, а кто-то ему и говорит:
 - Ох и глупый ты, богач,
Поглупел ты от удач!
Не спеши, богач, постой!
Ведь мешок-то твой — пустой!
«А мешок и в самом деле пустой! — подумал богач. — Вон какой лёгкий! Обманул меня великан — нет там никаких оленей!»
Не утерпел богач и развязал мешок. Вырвалась из мешка туча оводов, полетели они к чуму богача.
Побежал богач за ними следом, а оводы превратились в волков и загрызли всех его оленей.
Стал старший брат бедняком. Но младший брат никогда не прогонял его, когда он к нему за едой приходил.
Недаром говорится: добрый зла не помнит!

Как собака себе товарища искала
I.
Когда-то собака в лесу жила одна. И стало ей скучно одной жить. Пошла она по лесу искать себе товарища.
Шла, шла, и вот навстречу ей бежит зайчик. Собака ему говорит:
— Зайчик, зайчик, давай вместе жить.
— Что ж,- говорит зайчик,- давай!
Нашли они себе местечко в лесу и, как завечерело, легли спать. Зайчик заснул, а собаке не спится,- начала она лаять. У зайчика сразу и сон пропал.
Вскочил он и говорит собаке:
- Чего ты лаешь? Вот услышит волк, придёт и съест нас с тобой.
Замолчала собака, а сама думает: «Плохого я себе товарища нашла. Робкое у зайчика сердце. Вот волк, тот уж, наверно, никого не боится».
И ушла собака от зайца, пошла волка искать.
II.
Шла, шла по лесу. Вдруг навстречу ей бежит волк. Говорит собака волку:
- Слушай, волк, давай-ка будем вместе жить.
Волк говорит:
- Что ж, вдвоём веселее. Вот завечерело, собрались они спать. Заснул волк, и собака легла. А в самую полночь проснулась собака и залаяла. Испугался волк - душа в пятки ушла, стал он собаку бранить:
- Ты чего лаешь? Вот медведь придёт, обоих нас убьёт.
«Ну,- думает собака,- видно, и волк не очень-то силён, раз медведя боится. Зато уж медведь-богатырь, верно, всех сильней».
III.
Бросила собака волка, пошла медведя искать. Опять по лесу идёт. Шла она, шла, и вот навстречу ей медведь. Подошла к нему собака и говорит:
- Эй, медведь-богатырь, давай вместе жить. Согласился медведь. День прожили, ночь настала. Задремал медведь. А собака опять в самую полночь залаяла.
Проснулся медведь, струсил, сердце в пятки ушло. Принялся он собаку ругать:
- Молчи ты,- говорит,- чего лаешь? Услышит человек, придёт, убьёт нас.
«Ну,- думает собака,- и этот трус. Придётся человека искать». И убежала собака от медведя.
IV.
Бегала она, бегала, весь лес обежала - всё нет человека. Вышла на опушку леса и села отдыхать. А человек как раз в лес за дровами собрался. Тут на опушке и встретила его собака. Подбежала к человеку и говорит:
- Человек, человек, давай-ка вместе жить станем. Человек сказал:
- Что ж, идём со мной!
И увёл человек собаку к себе в дом.
Вот завечерело. Человек заснул. В полночь залаяла собака. А человек не встаёт. Громче залаяла собака. Проснулся человек и закричал:
- Эй, собачка моя, коли ты голодная иди, поешь, а мне спать не мешай.
Замолчала собака, поела и спать легла. Так с тех пор и осталась она у человека. И теперь живёт.
Тут и сказке конец.

Источники:
Белый медведь и бурый медведь: Сказки народов России в пересказах Марка Ватагина; сост., вступ. статья и прим. М. Ватагина; Художники А. Коковкин, Т. Чурсинова. – СПб.: Республиканское издательство детской и юношеской литературы «Лицей», 1992. – 351 с.
Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна. Падерина; художник Х. Аврутис,— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с, ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий