Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 24 мая 2015 г.

Деревянная архитектура города Томска



ПАМЯТНИКИ РОДИНЫ. ТОМСКИЕ «ХОРОМЫ»

  
 Комсомольский проспект, дом 16. Фасад, фрагмент
«Не бывал я в Сибири, но много видел сибиряков — это особый народ,— и несокрушимо верю, что он может сделать большую работу». (А.М. Горький)

Эстетическое воздействие архитектуры, ее эмоциональное влияние на человека огромно. Как и природа, архитектура окружает нас и сопровождает в течение всей нашей жизни; она является нашей материальной жизненной средой, и от степени ее художественного совершенства во многом зависит полнота нашего жизнеощущения, наше самочувствие, наше настроение.
В архитектуре города, который живет и развивается многие века, отражается вся его история, и сменяющиеся поколения жителей всегда ощущают историческое прошлое по сохранившимся архитектурным памятникам. Эти исторические напластования позволяют ощутить время как «четвертое измерение» города, которое вносит черты художественной неповторимости в его образ.

Улица Кузнецова, 30. Общий вид дома
Томск, один из старейших городов Сибири, сыграл выдающуюся роль в административно-хозяйственном , экономическом освоении обширных пространств за Уралом и, особенно, в распространении культуры и образования в Сибири.
В XVII веке Томск — крепость и город «служилых» людей, предназначенный для защиты местных народов и русских переселенцев от набегов кочевников.
Затем, с потерей военного значения, Томск, расположенный на перекрестке путей, связывающих Запад и Восток, становится торговым центром обширного края, административным центром огромнейших необжитых пространств. Купеческий город богачей, нажившихся на обширной торговле и «золотой лихорадке» второй четверти прошлого столетия, Томск в конце века становится ареной революционного рабочего движения, в котором горячее участие принимает передовое студенчество.
Ныне Томск - это крупный сибирский город с большим и интересным будущим. И один из красивейших в стране. Томск - промышленный, культурный, учебный и научный центр страны, которому предстоит большое развитие в связи с возрастающим освоением огромных природных богатств края. Эти богатства неисчислимы :безграничная тайга, могучие реки, суровая красота девственной природы Сибири.
Дом с Драконами. ул. Красноармейская, 68, автор фото Павел Андрющенко
Архитектура Томска XVII столетия строга и проста. Огромные венцы крепостных стен и башен, скромные избы первых поселенцев несут печать сурового окружения природы и той самобытности и ясности форм, для выработки которых потребовались долгие века народного творчества. Перенесенные в Сибирь поэтичные формы зодчества русского севера захватывают своей безыскусственностью и лаконизмом.
Затем деревянная архитектура постепенно утрачивает первоначальную простоту и суровость. Во второй половине XVIII и первой половине XIX века в городской архитектуре Томска начинают под влиянием стилей европейской части страны преобладать дома-усадьбы русского барокко и классицизма, умело, своеобразно и талантливо переработанных для дерева местными мастерами. К сожалению, все эти памятники в Томске почти не сохранились

Дом 14 по улице Шишкова. Общий вид
Дом 14 по улице Шишкова. Фасад дома, фрагмент
Дом 14 по улице Шишкова. Красивая резьба


В конце XIX и начало XX столетия отразились сложившиеся в этот период приемы и традиции архитектуры Томска. Купеческий и торговый Томск диктовал свои вкусы. Но в лучших памятниках их создатели избежали излишней пышности и дешевой стилизации. Они используют богатейшие традиции деревянного зодчества русского севера, в течение веков влиявшие на все русское искусство, а также творчески осваивают стилевые особенности и композиционные приемы русского барокко и классицизма, обогащая все это декоративностью и затейливостью, воспринятыми от местных и восточных народов.
Народные мастера проявляют великолепный артистизм, перерабатывая эти разнообразные источники в единое гармоническое целое и создавая произведения, отличающиеся стройностью пропорций, уравновешенностью композиций, богатством и живописностью силуэта, общим величавым, дворцовым строем. Огромную роль в архитектуре этих зданий играет изумительный резной декор, объединяющий и завершающий их образ.
Дом на пересечении ул. Дзержинского (дом 15) и ул. Герцена (дом 40), автор фото Максим Вотяков
Деревянная архитектура Томска — великолепное художественное наследие. Сохранившиеся до наших дней произведения деревянного зодчества стали сейчас достопримечательностью. Они входят в ткань современного Томска и придают его облику черты индивидуальности, своеобразия. В дальнейшем многие из них должны быть сохранены в музее под открытым небом; другие войдут важными композиционными элементами-островками во вновь создаваемые современные ансамбли. Умелое сочетание высокохудожественного старого, чем богат Томск, и выразительного нового способно создать архитектуру неповторимую и прекрасную.
Переулок Сухозерный, 13. Элемент фриза
Разнообразную деревянную архитектуру, изумительную резьбу по дереву можно встре­тить во многих местах необъят­ной России. Ведь, по словам ака­демика И.Э. Грабаря, «резьба, наряду с зодчеством, была лю­бимой областью народного твор­чества, идеалы народа вырази­лись здесь с такой же яркостью, как и в былинном эпосе, в народ­ной песне».
Но в Томске соединение этих двух исконно русских видов искусства достигло редкостной силы, обрело уникальные черты. Каких только имен не дают том­ским хоромам журналисты: «деревянные сказки», «сибир­ские кружева», «пряничное зод­чество»... Особенно красивы де­ревянные дома Томска зимой, когда снег почти до второго эта­жа заносит их, как бы подчер­кивая контраст суровых бревен­чатых стен и ажурного декора­тивного убранства.
Но на этом снимке — лето. Окна с цветами на подоконниках распахнуты, великолепные рез­ные ворота гостеприимно отк­рыты:  милости просим!
Ворота дома 25 по улице К. Маркса
В  архитектурном облике города, возраст которо­го исчисляется несколькими веками, как прави­ло, отражается вся его история, и сменяющие друг друга поколения жителей постоянно чувствуют ее молчаливое присутствие. Время для них словно чет­вертое измерение, которое вносит в образ Родины неповторимые черты...
К сожалению, ранние архитектурные памятники Томска не сохранились — слишком беззащитно дерево пред лицом времени. Но и дошедшие до нас постройки конца XIX — начала XX столетия — чрез­вычайно яркая страница отечественной архитектуры.
Создатели их использовали богатейшие традиции деревянного зодчества русского Севера, творчески осваивали достижения барокко и классицизма, обо­гащая все это затейливой декоративностью, воспри­нятой от восточных народов. Конечно, купеческий Томск пытался диктовать свои вкусы, однако в луч­ших постройках здешние мастера избежали излишней пышности и дешевой стилизации. Сплавляя са­мые разные источники в единое гармоническое це­лое, они демонстрировали великолепный артистизм и создавали произведения, отличающиеся строй­ностью пропорций, богатством и живописностью силуэта, общим величавым — «дворцовым» — видом. Огромную роль в архитектуре зданий играет изу­мительный резной декор, завершающий их образ...
Красноармейская улица, 67 а. Общий вид.

Дом этот стоит в глубине дво­ра. Неожиданно открываясь зри­телю, он мгновенно пленяет своей красотой. Простота за­мысла и богатство форм — вот главное: начиная со стройного общего объема и кончая фили­гранной проработки деталями — все радует глаз.
Красноармейская улица, 67 а. Нижнее и верхнее обрамление окон. Детали на­личников.

Великолепны резные налични­ки окон, выдержанные в клас­сических формах. Но, как до­вольно часто бывает в архитек­туре русской провинции, в этой классике, переведенной рукой народного мастера на язык де­рева, слышится нечто сказочное.
Необыкновенно живое, пульсирующее и дышащее. По­тому и не кажутся надуманными стилизованные жар-птицы, рассевшиеся на фронтонах: они прилетели из той же сказки.

Красноармейская улица, 67 а. Эркер. Небольшое зда­ние взлетает ввысь умело «про­рисованным» силуэтом много­численных башенок, все оно как бы постамент для центральной башни, увенчанной плавно изог­нутым, красивым шатром. Ос­новной объем дома обогащают пристроенные с двух сторон эркеры, завершенные треуголь­ными фронтонами. Стены эрке­ров решены как большие встро­енные окна, что делает их легки­ми и прозрачными.
Красноармейская улица, 67 а. Деталь завершения эркера
Красноармейская улица, 67 а. Угол карниза с водосточной трубой.
Обращает на себя внимание офор­мление водосточных труб. Исключи­тельно аккуратно выполненные, они являются важным элементом худо­жественной выразительности зда­ния. Им придана острота рисунка и формы. Небольшого диаметра, эти трубы на сочленениях и изгибах име­ют профилированные валики и пояс­ки, расширяются, поднимаясь к кар­низу, и при подходе к углу здания стремительно выносятся вверх, за­канчиваясь силуэтными остроконеч­ными завершениями.
Красноармейская улица, 67 а. Завершение эркера
Деревянные двухэтажные дома стоят на улицах Томска тесно в ряд, без отступа от тротуаров, иногда перемежаясь с одноэтажными домиками более ран­ней постройки. На улицу они смотрят своей корот­кой, как бы официальной стороной, а более длинной уходят в глубь двора.
Здания выглядят весьма стройными и в то же вре­мя монументальными. Причиной тому большая вы­сота помещений, часто поставленные окна с узкими простенками и весь вертикальный строй, четко вос­принимаемый, несмотря на горизонтальный ритм рубленых стен. Высокие и просторные помещения, сдвоенные и строенные окна с крупными стеклами кажутся удивительными в Сибири. Такое стремление к величественности, «хоромности» характерно для русского Севера. Да и хорошие каменные цоколи, иногда используемые для жилья, каменные первые этажи — все это тоже напоминает древнерусские горницы и подклеты.
Лаконичная простота уличных фасадов контрасти­рует со сложной конфигурацией стен, выходящих во дворы: тут всегда немало пристроек, эркеров, лоджий, галерей. Подобная усадебная планировка дворов, придающая им своеобразную интимность, свойственна архитектуре русского классицизма; в Томске на нее наложилась и давняя сибирская тра­диция крытых дворов. Со временем побеждает го­родской подход к планировке: вход в дом проруба­ют с улицы и помещают в легкой пристройке, которая завершается остекленной галереей с фигурной кровлей. Для зданий городского типа характерны и срезанные углы, над которыми нависают балконы и эркеры,  тоже увенчанные силуэтной  надстройкой.
Дом 10 по улице Шишкова. Общий вид. Такими вот зданиями, соеди­няющими уют жилого дома и ве­личавость дворца, и был застро­ен купеческий Томск. Каменный низ поддерживает изящный и легкий второй этаж, часто по­ставленные окна создают верти­кальный ритм.
Дом 10 по улице Шишкова. Фрагменты дома
А выше их — ве­ликолепный резной фриз, как бы ковром устилающий весь верх здания. В свою очередь, он неотделим от изящных кронш­тейнов, поддерживающих дале­ко вынесенный карниз, и пилястр классического рисунка, подчер­кивающих углы дома.
Интересно, что в 1911 — 1915 годах в нем жил автор «Угрюм-реки» — замечательный русский писатель В Я. Шишков.

Верха домов вообще - самое интересное тут. Что ж, сказочно причудливые завершения, как бы вступающие в состязание с суровостью бревенча­тых стен, всегда были главной красотой хором. Но не меньшую роль в деревянном зодчестве Томска игра­ют величавые карнизы классических форм. В резуль­тате слияния этих двух, казалось бы, противополож­ных начал сложился особый тип венчания зданий — классический карниз, ритмично прорезаемый не­сколькими небольшими фронтонами, над которыми поднимаются декоративные башенки и шпили.
Главная красота «хором» выражалась в украшении вер­хов, в поисках сказочных, причудли­во и богато украшенных силуэтных завершений, контрастирующих с су­ровостью бревенчатых стен. С другой стороны, не меньшее влияние на за­вершение зданий оказывают стро­гость и величавость карнизов, клас­сических форм с их прямолинейно­стью, глубокой светотенью, большим выносом и развернутым профилем. В результате художественного слияния этих двух, казалось бы, противоположных начал сложился особый тип венчания зданий, получивший широкое распространение в городской ар­хитектуре Сибири и особенно Томс­ка, — классический карниз, ритмично прорезаемый несколькими неболь­шими острыми фронтонами, которые часто завершаются декоративными башенками и шпилями.
Дом 25 по улице Шишкова. Фронтон, фриз и верхнее окно
Эти небольшие, круто поднимающи­еся треугольники фронтонов, без ко­торых не обходится почти ни одно здание, обогащают силуэт здания, являясь одновременно композицион­ными осями фасада. Томские масте­ра не могли обойти и такую глубоко самобытную форму завершения зда­ний, как стройный и высокий шатер (берущий начало от знаменитых шат­ровых храмов русского севера). В деревянной гражданской архитекту­ре Томска шатры, отлично сочета­ющиеся в городском пейзаже с высо­кими елями и соснами, в большом количестве сохранившимися в город­ской природе, находят большое рас­пространение. Однако здесь шатер редко доминирует в общем объеме здания, а является одним из элемен­тов многоглавия — башенок, купол­ков, шпилей, резных решеток, греб­ней и других завершений.
ул. Белинского, 19 автор фото Максим Вотяков. Общий вид. Фрагмент фасада. Кронштейн эркера

Дом 19 по улице Белинского. Угловой аркер


Дом 19 по улице Белинского. Кронштейн эркера

Дом 19 по улице Белинского. Фрагмент фасада

Зданий, подобных этому, в Томске не так уж много. Это более поздние постройки, со­оруженные в конце прошлого — начале нынешнего века, когда в моду вошел так называемый «русский» стиль. В действитель­ности в нем не меньше нарочи­той стилизации, нежели традици­онно русского. Но в фантазии и мастерстве автору постройки никак не откажешь: верх дома буквально пенится фронтонами самой разной формы, а кры­ша — декоративными башнями, шатрами и гребнями. Все вместе создает поистине феерическое зрелище! Очень красивы ско­шенные углы, оформленные гра­неными эркерами, опирающими­ся на большие резные кронш­тейны, каждый из которых — подлинное произведение искус­ства.
Изумителен резной декор домов, которые словно убраны в дивный, праздничный наряд. Богатство резьбы, разной по тематике, форме и технике, пря­мо-таки ошеломляет! Взять хотя бы завершения зда­ний: тут узорчатый гребень тянется по коньку, там диковинные птицы поселились на фронтоне, вот изящная башенка с множеством резных деталей.
А великолепные томские карнизы! Вынесенную плиту украшают накладные розетки, низ обрамляет кружевная бахрома. Поддерживающие плиту кронштейны расставлены в определенном ритме. Между ними — орнаментальные накладки, которые делают еще шире резной фриз, опоясывающий дом над ок­нами второго этажа. А наверху — острые фронтоны, как гребни волн, пенятся узорами красиво вписанных в них решеток!
Обрамление окна — это тоже всякий раз закон­ченное художественное произведение. Поразитель­но разнообразие мотивов: детали барокко и класси­цизма, элементы древнерусских вышивок, колон­ки — резные, витые, точеные...
Оконные украшения всегда подчинены общей композиции. Наличники близко поставленных окон смыкаются между собой, верх накладывается на спускающийся фриз карниза, узорчатый низ сопри­касается с завершениями окон первого этажа. И создается сплошной узор, как бы вышитый на спокойном поле фасада. Причем тектоника и фактура этого поля также решают свою задачу.
Скажем, часто срубы остаются необшитыми. И вот округлая форма бревен так правильна, столь стройны их ряды, что, кажется, будто стена сделана из одного куска. А чередование горизонтальных теневых полос крепко связывает и прекрасно выяв­ляет весь декор здания. Другие дома обшиты доска­ми, оказывается, и это на руку опытному мастеру: обшивка создает ровный фон с едва заметным рит­мом горизонтальных или вертикальных полос.
Дом 21 по улице Дзержинского. Двухъярусная терраса дворового фасада
Есть среди деревянных домов Томска такие, как изысканных форм и пропорций двухэтажная терраса дома 21 по улице Дзержинского или поражающий своей монумен­тальностью въезд во двор дома 14 по улице Шишкова.
Изумителен резной декор. Дом как бы убран в праздничный наряд. Богатый, изысканный, он оформляет все элементы здания. Резьба, наряду с зодчеством, была любимой обла­стью народного творчества, и идеалы его выразились здесь с такой же яркостью и полнотой, как и в былин­ном эпосе, в народной песне. Диву даешься, откуда эта вдохновенная узорная песня запала в душу немуд­реного резчика. Прямо ошеломляет богатство узорной фантазии.
Октябрьская улица, дом 33, Обрамление окон
Каждому членению карниза соответ­ствуют особые формы резных дета­лей. Вынесенную плиту карниза, низ которого иногда обрамляет кружев­ная бахрома тонкой резьбы, украша­ют накладные элементы. Пропильные и профилированные модульоны-кронштейны получают свойственные дереву тонкость доски и. расставлен­ные в своеобразном ритме — сдвоенно или с чередованием парных и одиночных, бросают резкие тени на гладь фриза, придавая ему большое изящество и напоминая узорчатость и филигранность восточных мотивов. Обогащается и фриз. Накладные вставки и розетки между модульонами сложно орнаментованы, широкая резная бахрома свисает под фризом, делая его шире и окаймляя его внизу. Острые фронтоны, нарушая спокойное течение светотени карниза, как гребни волны, искрятся и пенятся кружевными деталями красиво вписанных в них резных решеток; сложный рисунок их вьющегося растительного орнамента выделяется на сочной и глубокой тени. Обрамления окон, имеющих большей частью стройные, вытянутые пропорции, — это всякий раз законченное художественное произведение.

Ул. Шишкова, 14. Ворота дома
Большой интерес представляют и  ворота. Иногда они решаются в простых и тяжелых формах, с глухими плоскостями поло­тен, в других случаях обшивка стол­бов членится, выявляя цоколь и ого­ловок, которому придается характер профилированного завершения. Замечательны богато орнаментиро­ванные устои ворот с накладным горельефом витых пилястр, украшенных капителями. Архитравы, соединяющие эти устои — глухие или резные, — имеют большей частью слегка изогнутую форму.
Улица Пушкина, дом 38. Резные наличники окон. Источник изображения http://a-la-belle.livejournal.com/155933.html
Более близким планом сняты крашеные резные наличники до­ма — они драгоценностью смот­рится  на фоне стены.
Наконец, в каждой томской постройке немало пре­красных деталей, без которых она лишилась бы чего-то очень важного. Фигурных фонарей, венчающих крыши, или водосто­ков, придающих завершенность углам домов. Вот такие-то де­тали, в которых всегда чув­ствуется вековая плотницкая традиция, и придают непо­вторимость томским «хоромам».
Красноармейская улица. 71. Резной фронтон. Источник изображения http://a-la-belle.livejournal.com/155933.html
Наш рассказ был бы неполным без упоминания об убранстве входных крылец с навесами, опирающи­мися на крупные резные кронштейны. Вы, может быть, слышали о знаменитых «крыльцах с рундуками» деревянных шатровых храмов. В городской архитек­туре Томска роль таких рундуков, щедро украшен­ных резьбой, обычно выполняют балконы и эркеры с тонко прорисованными деталями оконных обрам­лений и разного рода перил. Все сооружение неред­ко венчает изысканной формы парапет или выдер­жанный в общем духе здания фронтон. А то — ша­тер с чешуйчатой кровлей.
Довольно часто плоскость фасада обрамляют тон­кие и стройные пилястры, проходящие через оба этажа. Декоративные мотивы их, представляющие собой ряд накладных арабесок и виньеток, исклю­чительно интересны. Рисунок напоминает классиче­скую  помпеянскую роспись, дошедшую до нас в переложении русского классицизма и мастерском исполнении народного художника.
Российско-немецкий дом (ул. Красноармейская, 71), автор фото Павел Андрющенко
Говорить о томском деревянном зодчестве мож­но бесконечно — любой прием отточен, каждая де­таль совершенна. Прекрасные эти дома созданы руками простых зодчих-плотников, чьи имена большей частью неиз­вестны, а мастерство передавалось от поколения к поколению. Все они обладали природным вкусом и отлично владели своим ремеслом, а в творчестве ис­пользовали традиции и новшества русской архитек­туры.
Деревянная архитектура сибирского города Томска. Источник Изображения tai-ru http://fotki.yandex.ru/users/tai-ru/view/208059/?page=1
На этой основе мастера создавали и отрабатывали художественные приемы, которые повторяли в раз­личных сочетаниях на разных постройках. Зодчие варьировали их, внося в каждую композицию новые и свежие элементы. В этом смысле творчество их яв­ляется подлинным искусством импровизации. И вот мы уже целый век любуемся им.

Источники:
Томские «хоромы».// Юный художник. – 1984. - № 7 .- с. 18-22, - (В основу этой публикации легли материалы альбома: Деревянная архитектура Томска. М., «Советский художник», 1975, вступительная статья Э. Дрейзина)

http://a-la-belle.livejournal.com/155933.html   экскурсия по Томску


Комментариев нет:

Отправить комментарий