ПАМЯТНИКИ
РОДИНЫ. ТОМСКИЕ «ХОРОМЫ»
Комсомольский
проспект, дом 16. Фасад, фрагмент
«Не бывал я в Сибири, но много видел сибиряков
— это особый народ,— и несокрушимо верю, что он может сделать большую работу».
(А.М. Горький)
Эстетическое
воздействие архитектуры, ее эмоциональное влияние на человека огромно. Как и
природа, архитектура окружает нас и сопровождает в течение всей нашей жизни;
она является нашей материальной жизненной средой, и от степени ее
художественного совершенства во многом зависит полнота нашего жизнеощущения,
наше самочувствие, наше настроение.
В архитектуре города, который живет и развивается многие века, отражается вся его история, и сменяющиеся поколения жителей всегда ощущают историческое прошлое по сохранившимся архитектурным памятникам. Эти исторические напластования позволяют ощутить время как «четвертое измерение» города, которое вносит черты художественной неповторимости в его образ.
В архитектуре города, который живет и развивается многие века, отражается вся его история, и сменяющиеся поколения жителей всегда ощущают историческое прошлое по сохранившимся архитектурным памятникам. Эти исторические напластования позволяют ощутить время как «четвертое измерение» города, которое вносит черты художественной неповторимости в его образ.
Улица Кузнецова, 30.
Общий вид дома
Томск,
один из старейших городов Сибири, сыграл выдающуюся роль в
административно-хозяйственном , экономическом освоении обширных пространств за
Уралом и, особенно, в распространении культуры и образования в Сибири.
В XVII веке Томск — крепость и город «служилых» людей, предназначенный для защиты местных народов и русских переселенцев от набегов кочевников.
В XVII веке Томск — крепость и город «служилых» людей, предназначенный для защиты местных народов и русских переселенцев от набегов кочевников.
Затем,
с потерей военного значения, Томск, расположенный на перекрестке путей,
связывающих Запад и Восток, становится торговым центром обширного края,
административным центром огромнейших необжитых пространств. Купеческий город
богачей, нажившихся на обширной торговле и «золотой лихорадке» второй четверти
прошлого столетия, Томск в конце века становится ареной революционного рабочего
движения, в котором горячее участие принимает передовое студенчество.
Ныне
Томск - это крупный сибирский город с большим и интересным будущим. И один из
красивейших в стране. Томск - промышленный, культурный, учебный и научный центр
страны, которому предстоит большое развитие в связи с возрастающим освоением
огромных природных богатств края. Эти богатства неисчислимы :безграничная
тайга, могучие реки, суровая красота девственной природы Сибири.
Дом с Драконами. ул. Красноармейская, 68, автор фото Павел
Андрющенко
Архитектура
Томска XVII столетия строга и проста. Огромные венцы крепостных стен и башен,
скромные избы первых поселенцев несут печать сурового окружения природы и той
самобытности и ясности форм, для выработки которых потребовались долгие века
народного творчества. Перенесенные в Сибирь поэтичные формы зодчества русского
севера захватывают своей безыскусственностью и лаконизмом.
Затем
деревянная архитектура постепенно утрачивает первоначальную простоту и
суровость. Во второй половине XVIII и первой половине XIX века в городской
архитектуре Томска начинают под влиянием стилей европейской части страны
преобладать дома-усадьбы русского барокко и классицизма, умело, своеобразно и
талантливо переработанных для дерева местными мастерами. К сожалению, все эти
памятники в Томске почти не сохранились
Дом 14 по улице
Шишкова. Общий вид
|
Дом 14 по улице
Шишкова. Фасад дома, фрагмент
|
Дом 14 по улице
Шишкова. Красивая резьба
|
|
В
конце XIX и начало XX столетия отразились сложившиеся в этот период приемы и
традиции архитектуры Томска. Купеческий и торговый Томск диктовал свои вкусы.
Но в лучших памятниках их создатели избежали излишней пышности и дешевой
стилизации. Они используют богатейшие традиции деревянного зодчества русского
севера, в течение веков влиявшие на все русское искусство, а также творчески
осваивают стилевые особенности и композиционные приемы русского барокко и
классицизма, обогащая все это декоративностью и затейливостью, воспринятыми от
местных и восточных народов.
Народные мастера проявляют великолепный артистизм, перерабатывая эти разнообразные источники в единое гармоническое целое и создавая произведения, отличающиеся стройностью пропорций, уравновешенностью композиций, богатством и живописностью силуэта, общим величавым, дворцовым строем. Огромную роль в архитектуре этих зданий играет изумительный резной декор, объединяющий и завершающий их образ.
Народные мастера проявляют великолепный артистизм, перерабатывая эти разнообразные источники в единое гармоническое целое и создавая произведения, отличающиеся стройностью пропорций, уравновешенностью композиций, богатством и живописностью силуэта, общим величавым, дворцовым строем. Огромную роль в архитектуре этих зданий играет изумительный резной декор, объединяющий и завершающий их образ.
Дом на пересечении ул. Дзержинского (дом 15) и ул. Герцена (дом 40), автор фото Максим Вотяков
Деревянная
архитектура Томска — великолепное художественное наследие. Сохранившиеся до
наших дней произведения деревянного зодчества стали сейчас
достопримечательностью. Они входят в ткань современного Томска и придают его
облику черты индивидуальности, своеобразия. В дальнейшем многие из них должны
быть сохранены в музее под открытым небом; другие войдут важными
композиционными элементами-островками во вновь создаваемые современные
ансамбли. Умелое сочетание высокохудожественного старого, чем богат Томск, и
выразительного нового способно создать архитектуру неповторимую и прекрасную.
Переулок Сухозерный, 13.
Элемент фриза
Разнообразную
деревянную архитектуру, изумительную резьбу по дереву можно встретить во
многих местах необъятной России. Ведь, по словам академика И.Э. Грабаря,
«резьба, наряду с зодчеством, была любимой областью народного творчества,
идеалы народа выразились здесь с такой же яркостью, как и в былинном эпосе, в
народной песне».
Но в Томске соединение этих двух исконно русских видов искусства достигло редкостной силы, обрело уникальные черты. Каких только имен не дают томским хоромам журналисты: «деревянные сказки», «сибирские кружева», «пряничное зодчество»... Особенно красивы деревянные дома Томска зимой, когда снег почти до второго этажа заносит их, как бы подчеркивая контраст суровых бревенчатых стен и ажурного декоративного убранства.
Но на этом снимке — лето. Окна с цветами на подоконниках распахнуты, великолепные резные ворота гостеприимно открыты: милости просим!
Но в Томске соединение этих двух исконно русских видов искусства достигло редкостной силы, обрело уникальные черты. Каких только имен не дают томским хоромам журналисты: «деревянные сказки», «сибирские кружева», «пряничное зодчество»... Особенно красивы деревянные дома Томска зимой, когда снег почти до второго этажа заносит их, как бы подчеркивая контраст суровых бревенчатых стен и ажурного декоративного убранства.
Но на этом снимке — лето. Окна с цветами на подоконниках распахнуты, великолепные резные ворота гостеприимно открыты: милости просим!
Ворота
дома 25 по улице К. Маркса
В
архитектурном облике города, возраст
которого исчисляется несколькими веками, как правило, отражается вся его
история, и сменяющие друг друга поколения жителей постоянно чувствуют ее
молчаливое присутствие. Время для них словно четвертое измерение, которое
вносит в образ Родины неповторимые черты...
К
сожалению, ранние архитектурные памятники Томска не сохранились — слишком
беззащитно дерево пред лицом времени. Но и дошедшие до нас постройки конца XIX
— начала XX столетия — чрезвычайно яркая страница отечественной архитектуры.
Создатели
их использовали богатейшие традиции деревянного зодчества русского Севера,
творчески осваивали достижения барокко и классицизма, обогащая все это
затейливой декоративностью, воспринятой от восточных народов. Конечно,
купеческий Томск пытался диктовать свои вкусы, однако в лучших постройках
здешние мастера избежали излишней пышности и дешевой стилизации. Сплавляя самые
разные источники в единое гармоническое целое, они демонстрировали
великолепный артистизм и создавали произведения, отличающиеся стройностью
пропорций, богатством и живописностью силуэта, общим величавым — «дворцовым» —
видом. Огромную роль в архитектуре зданий играет изумительный резной декор,
завершающий их образ...
Красноармейская улица,
67 а. Общий вид.
Дом этот стоит в
глубине двора. Неожиданно открываясь зрителю, он мгновенно пленяет своей
красотой. Простота замысла и богатство форм — вот главное: начиная со
стройного общего объема и кончая филигранной проработки деталями — все радует
глаз.
|
Красноармейская улица,
67 а. Нижнее и верхнее обрамление окон. Детали
наличников.
Великолепны резные
наличники окон, выдержанные в классических формах. Но, как довольно часто
бывает в архитектуре русской провинции, в этой классике, переведенной рукой
народного мастера на язык дерева, слышится нечто сказочное.
Необыкновенно живое, пульсирующее и дышащее. Потому и не кажутся надуманными стилизованные жар-птицы, рассевшиеся на фронтонах: они прилетели из той же сказки. |
Красноармейская улица,
67 а. Эркер. Небольшое здание взлетает ввысь умело «прорисованным» силуэтом
многочисленных башенок, все оно как бы постамент для центральной башни,
увенчанной плавно изогнутым, красивым шатром. Основной объем дома обогащают
пристроенные с двух сторон эркеры, завершенные треугольными фронтонами.
Стены эркеров решены как большие встроенные окна, что делает их легкими и
прозрачными.
|
Красноармейская улица,
67 а. Деталь завершения эркера
|
Красноармейская улица,
67 а. Угол карниза с водосточной трубой.
Обращает на себя
внимание оформление водосточных труб. Исключительно аккуратно выполненные,
они являются важным элементом художественной выразительности здания. Им
придана острота рисунка и формы. Небольшого диаметра, эти трубы на
сочленениях и изгибах имеют профилированные валики и пояски, расширяются,
поднимаясь к карнизу, и при подходе к углу здания стремительно выносятся
вверх, заканчиваясь силуэтными остроконечными завершениями.
|
Красноармейская улица,
67 а. Завершение эркера
|
Деревянные
двухэтажные дома стоят на улицах Томска тесно в ряд, без отступа от тротуаров,
иногда перемежаясь с одноэтажными домиками более ранней постройки. На улицу
они смотрят своей короткой, как бы официальной стороной, а более длинной
уходят в глубь двора.
Здания
выглядят весьма стройными и в то же время монументальными. Причиной тому
большая высота помещений, часто поставленные окна с узкими простенками и весь
вертикальный строй, четко воспринимаемый, несмотря на горизонтальный ритм
рубленых стен. Высокие и просторные помещения, сдвоенные и строенные окна с
крупными стеклами кажутся удивительными в Сибири. Такое стремление к
величественности, «хоромности» характерно для русского Севера. Да и хорошие
каменные цоколи, иногда используемые для жилья, каменные первые этажи — все это
тоже напоминает древнерусские горницы и подклеты.
Лаконичная
простота уличных фасадов контрастирует со сложной конфигурацией стен,
выходящих во дворы: тут всегда немало пристроек, эркеров, лоджий, галерей.
Подобная усадебная планировка дворов, придающая им своеобразную интимность,
свойственна архитектуре русского классицизма; в Томске на нее наложилась и
давняя сибирская традиция крытых дворов. Со временем побеждает городской
подход к планировке: вход в дом прорубают с улицы и помещают в легкой
пристройке, которая завершается остекленной галереей с фигурной кровлей. Для
зданий городского типа характерны и срезанные углы, над которыми нависают
балконы и эркеры, тоже увенчанные
силуэтной надстройкой.
Дом 10 по улице
Шишкова. Общий вид. Такими вот зданиями, соединяющими уют жилого дома и величавость
дворца, и был застроен купеческий Томск. Каменный низ поддерживает изящный и
легкий второй этаж, часто поставленные окна создают вертикальный ритм.
|
Дом 10 по улице
Шишкова. Фрагменты дома
А выше их — великолепный
резной фриз, как бы ковром устилающий весь верх здания. В свою очередь, он
неотделим от изящных кронштейнов, поддерживающих далеко вынесенный карниз,
и пилястр классического рисунка, подчеркивающих углы дома.
Интересно, что в 1911 — 1915 годах в нем жил автор «Угрюм-реки» — замечательный русский писатель В Я. Шишков. |
Верха
домов вообще - самое интересное тут. Что ж, сказочно причудливые завершения,
как бы вступающие в состязание с суровостью бревенчатых стен, всегда были
главной красотой хором. Но не меньшую роль в деревянном зодчестве Томска играют
величавые карнизы классических форм. В результате слияния этих двух, казалось
бы, противоположных начал сложился особый тип венчания зданий — классический
карниз, ритмично прорезаемый несколькими небольшими фронтонами, над которыми
поднимаются декоративные башенки и шпили.
Главная красота «хором» выражалась в украшении верхов, в поисках сказочных, причудливо и богато украшенных силуэтных завершений, контрастирующих с суровостью бревенчатых стен. С другой стороны, не меньшее влияние на завершение зданий оказывают строгость и величавость карнизов, классических форм с их прямолинейностью, глубокой светотенью, большим выносом и развернутым профилем. В результате художественного слияния этих двух, казалось бы, противоположных начал сложился особый тип венчания зданий, получивший широкое распространение в городской архитектуре Сибири и особенно Томска, — классический карниз, ритмично прорезаемый несколькими небольшими острыми фронтонами, которые часто завершаются декоративными башенками и шпилями.
Главная красота «хором» выражалась в украшении верхов, в поисках сказочных, причудливо и богато украшенных силуэтных завершений, контрастирующих с суровостью бревенчатых стен. С другой стороны, не меньшее влияние на завершение зданий оказывают строгость и величавость карнизов, классических форм с их прямолинейностью, глубокой светотенью, большим выносом и развернутым профилем. В результате художественного слияния этих двух, казалось бы, противоположных начал сложился особый тип венчания зданий, получивший широкое распространение в городской архитектуре Сибири и особенно Томска, — классический карниз, ритмично прорезаемый несколькими небольшими острыми фронтонами, которые часто завершаются декоративными башенками и шпилями.
Дом 25 по улице Шишкова.
Фронтон, фриз и верхнее окно
Эти
небольшие, круто поднимающиеся треугольники фронтонов, без которых не
обходится почти ни одно здание, обогащают силуэт здания, являясь одновременно
композиционными осями фасада. Томские мастера не могли обойти и такую глубоко
самобытную форму завершения зданий, как стройный и высокий шатер (берущий
начало от знаменитых шатровых храмов русского севера). В деревянной
гражданской архитектуре Томска шатры, отлично сочетающиеся в городском
пейзаже с высокими елями и соснами, в большом количестве сохранившимися в
городской природе, находят большое распространение. Однако здесь шатер редко
доминирует в общем объеме здания, а является одним из элементов многоглавия —
башенок, куполков, шпилей, резных решеток, гребней и других завершений.
ул. Белинского, 19 автор фото Максим Вотяков. Общий вид. Фрагмент фасада. Кронштейн эркера
|
Дом 19 по улице
Белинского. Угловой аркер
|
Дом 19 по улице
Белинского. Кронштейн эркера
|
Дом 19 по улице
Белинского. Фрагмент фасада
|
Зданий,
подобных этому, в Томске не так уж много. Это более поздние постройки, сооруженные
в конце прошлого — начале нынешнего века, когда в моду вошел так называемый
«русский» стиль. В действительности в нем не меньше нарочитой стилизации,
нежели традиционно русского. Но в фантазии и мастерстве автору постройки никак
не откажешь: верх дома буквально пенится фронтонами самой разной формы, а крыша
— декоративными башнями, шатрами и гребнями. Все вместе создает поистине
феерическое зрелище! Очень красивы скошенные углы, оформленные гранеными
эркерами, опирающимися на большие резные кронштейны, каждый из которых —
подлинное произведение искусства.
Изумителен
резной декор домов, которые словно убраны в дивный, праздничный наряд.
Богатство резьбы, разной по тематике, форме и технике, прямо-таки ошеломляет!
Взять хотя бы завершения зданий: тут узорчатый гребень тянется по коньку, там
диковинные птицы поселились на фронтоне, вот изящная башенка с множеством
резных деталей.
А
великолепные томские карнизы! Вынесенную плиту украшают накладные розетки, низ
обрамляет кружевная бахрома. Поддерживающие плиту кронштейны расставлены в
определенном ритме. Между ними — орнаментальные накладки, которые делают еще
шире резной фриз, опоясывающий дом над окнами второго этажа. А наверху —
острые фронтоны, как гребни волн, пенятся узорами красиво вписанных в них
решеток!
Обрамление
окна — это тоже всякий раз законченное художественное произведение. Поразительно
разнообразие мотивов: детали барокко и классицизма, элементы древнерусских
вышивок, колонки — резные, витые, точеные...
Оконные
украшения всегда подчинены общей композиции. Наличники близко поставленных окон
смыкаются между собой, верх накладывается на спускающийся фриз карниза,
узорчатый низ соприкасается с завершениями окон первого этажа. И создается
сплошной узор, как бы вышитый на спокойном поле фасада. Причем тектоника и
фактура этого поля также решают свою задачу.
Скажем,
часто срубы остаются необшитыми. И вот округлая форма бревен так правильна,
столь стройны их ряды, что, кажется, будто стена сделана из одного куска. А
чередование горизонтальных теневых полос крепко связывает и прекрасно выявляет
весь декор здания. Другие дома обшиты досками, оказывается, и это на руку
опытному мастеру: обшивка создает ровный фон с едва заметным ритмом
горизонтальных или вертикальных полос.
Дом 21 по улице
Дзержинского. Двухъярусная терраса дворового фасада
Есть
среди деревянных домов Томска такие, как изысканных форм и пропорций
двухэтажная терраса дома 21 по улице Дзержинского или поражающий своей монументальностью
въезд во двор дома 14 по улице Шишкова.
Изумителен
резной декор. Дом как бы убран в праздничный наряд. Богатый, изысканный, он
оформляет все элементы здания. Резьба, наряду с зодчеством, была любимой областью
народного творчества, и идеалы его выразились здесь с такой же яркостью и
полнотой, как и в былинном эпосе, в народной песне. Диву даешься, откуда эта
вдохновенная узорная песня запала в душу немудреного резчика. Прямо ошеломляет
богатство узорной фантазии.
Октябрьская улица, дом
33, Обрамление окон
Каждому
членению карниза соответствуют особые формы резных деталей. Вынесенную плиту
карниза, низ которого иногда обрамляет кружевная бахрома тонкой резьбы, украшают
накладные элементы. Пропильные и профилированные модульоны-кронштейны получают
свойственные дереву тонкость доски и. расставленные в своеобразном ритме —
сдвоенно или с чередованием парных и одиночных, бросают резкие тени на гладь
фриза, придавая ему большое изящество и напоминая узорчатость и филигранность
восточных мотивов. Обогащается и фриз. Накладные вставки и розетки между
модульонами сложно орнаментованы, широкая резная бахрома свисает под фризом,
делая его шире и окаймляя его внизу. Острые фронтоны, нарушая спокойное течение
светотени карниза, как гребни волны, искрятся и пенятся кружевными деталями
красиво вписанных в них резных решеток; сложный рисунок их вьющегося
растительного орнамента выделяется на сочной и глубокой тени. Обрамления окон,
имеющих большей частью стройные, вытянутые пропорции, — это всякий раз
законченное художественное произведение.
Ул. Шишкова, 14. Ворота
дома
Большой
интерес представляют и ворота. Иногда
они решаются в простых и тяжелых формах, с глухими плоскостями полотен, в
других случаях обшивка столбов членится, выявляя цоколь и оголовок, которому
придается характер профилированного завершения. Замечательны богато орнаментированные
устои ворот с накладным горельефом витых пилястр, украшенных капителями.
Архитравы, соединяющие эти устои — глухие или резные, — имеют большей частью
слегка изогнутую форму.
Улица Пушкина, дом 38. Резные
наличники окон. Источник изображения http://a-la-belle.livejournal.com/155933.html
Более
близким планом сняты крашеные резные наличники дома — они драгоценностью смотрится на фоне стены.
Наконец, в каждой томской постройке немало прекрасных деталей, без которых она лишилась бы чего-то очень важного. Фигурных фонарей, венчающих крыши, или водостоков, придающих завершенность углам домов. Вот такие-то детали, в которых всегда чувствуется вековая плотницкая традиция, и придают неповторимость томским «хоромам».
Наконец, в каждой томской постройке немало прекрасных деталей, без которых она лишилась бы чего-то очень важного. Фигурных фонарей, венчающих крыши, или водостоков, придающих завершенность углам домов. Вот такие-то детали, в которых всегда чувствуется вековая плотницкая традиция, и придают неповторимость томским «хоромам».
Красноармейская улица.
71. Резной фронтон. Источник изображения http://a-la-belle.livejournal.com/155933.html
Наш
рассказ был бы неполным без упоминания об убранстве входных крылец с навесами,
опирающимися на крупные резные кронштейны. Вы, может быть, слышали о
знаменитых «крыльцах с рундуками» деревянных шатровых храмов. В городской
архитектуре Томска роль таких рундуков, щедро украшенных резьбой, обычно
выполняют балконы и эркеры с тонко прорисованными деталями оконных обрамлений
и разного рода перил. Все сооружение нередко венчает изысканной формы парапет
или выдержанный в общем духе здания фронтон. А то — шатер с чешуйчатой
кровлей.
Довольно
часто плоскость фасада обрамляют тонкие и стройные пилястры, проходящие через
оба этажа. Декоративные мотивы их, представляющие собой ряд накладных арабесок
и виньеток, исключительно интересны. Рисунок напоминает классическую помпеянскую роспись, дошедшую до нас в
переложении русского классицизма и мастерском исполнении народного художника.
Российско-немецкий дом (ул. Красноармейская, 71), автор фото Павел
Андрющенко
Говорить
о томском деревянном зодчестве можно бесконечно — любой прием отточен, каждая
деталь совершенна. Прекрасные эти дома созданы руками простых
зодчих-плотников, чьи имена большей частью неизвестны, а мастерство
передавалось от поколения к поколению. Все они обладали природным вкусом и
отлично владели своим ремеслом, а в творчестве использовали традиции и новшества
русской архитектуры.
Деревянная архитектура сибирского
города Томска. Источник Изображения tai-ru http://fotki.yandex.ru/users/tai-ru/view/208059/?page=1
На
этой основе мастера создавали и отрабатывали художественные приемы, которые
повторяли в различных сочетаниях на разных постройках. Зодчие варьировали их,
внося в каждую композицию новые и свежие элементы. В этом смысле творчество их
является подлинным искусством импровизации. И вот мы уже целый век любуемся
им.
Источники:
Томские «хоромы».// Юный
художник. – 1984. - № 7 .- с. 18-22, - (В основу этой публикации легли материалы
альбома: Деревянная архитектура Томска. М., «Советский художник», 1975,
вступительная статья Э. Дрейзина)
http://a-la-belle.livejournal.com/155933.html
экскурсия
по Томску
Комментариев нет:
Отправить комментарий