Источник: Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные
рисунки хакасов./ Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев. – М.: Изд-во Наука, главная
редакция восточной литературы, 1980. – 176 с.
Читатель
уже подготовлен к тому, что публикуемые в этой книге наскальные рисунки и
изображения на камнях и плитах определяются как хакасские народные рисунки.
Теперь, когда проанализированы их изобразительные приемы, пришло время серьезно
обосновать это.
Ведь в XVIII — начале XX в. на территории Хакасии появились
многочисленные представители других народов и национальностей. Не они ли
создали изучаемые рисунки и не они ли повлияли на изобразительную манеру
местных художников?
Тамговидные
знаки Малоарбатского Писанца, расположенного в зоне современного расселения
бельтиров и сагайцев, более всего сходства обнаруживают с тамгами именно этих
двух территориально-племенных групп хакасов. Некоторые расхождения в начертании
части знаков и сагайско-бельтирских тамг обусловлены тем, что поздний пласт
изображений Малоарбатского Писанца был создан ранее второй половины XIX в., в
то время как для сравнения используются образцы тамг, скопированные в конце
прошлого или даже в начале нынешнего века. После начертания знаков на скале,
следовательно, сменилось как минимум два-три поколения обладателей тамг, т. е.
в данном случае тамги дедов сопоставляются с тамгами их младших сыновей или
даже внуков.
Но
ведь сыновья, если их было несколько, начиная вести самостоятельное хозяйство,
неизбежно были вынуждены вносить какие-то изменения в начертание отцовской
тамги или даже обзаводиться новой. Отсутствие же прямых наследников могло
привести к прекращению использования тех или иных тамг. Таких на скале
насчитывается девять. Из них обращают на себя внимание четыре тамги, увенчанные
дугой (табл. 1,13,19,20,28). Одна из них (знак 79) тождественна, а другие
(знаки 77, 78) явно родственны группе тамг хакасской феодальной знати времен
древнехакасского государства [Кызласов, I960 (I), рис. 9.13). Тождествен
древнехакасскому и знак 32 [Кызласов, 1965 (I), рис. 7,15].
Из
числа тамговидных знаков Малого Писанца у пос. Чистобай один обнаруживает
родство с упомянутыми выше тамгами древнехакасской феодальной знати (знак 80),
другие аналогичны хакасским конца XIX в.
Знаки
Комарковских писаниц из-за отсутствия достаточного количества образцов тамг
качинцев Енисея пришлось сопоставить с тамгами качинцев Абакана и других
подразделений хакасов. Из 36 разных по вычертанию тамг этого памятника только
девять не обнаруживают близких аналогий среди тамг хакасов, другие же
тождественны или сопоставимы с ними. Среди них очень показательны знаки в виде
букв «А» и «Н». С качинскими же тамгами сопоставляются и семь других знаков,
что позволяет с известными оговорками считать весь этот памятник качинским. В
горах Оглахты подавляющее большинство знаков также тождественно или аналогично
позднехакасским, в том числе десять из них — качинским с р. Абакана. В пользу
качинской принадлежности этого памятника свидетельствуют и тамговидные знаки в
виде букв русского алфавита. Еще больше сходства с качинскими обнаруживают
знаки с камней улуса Аёва. Из них особенно интересны буквенные, вырезанные на
бедрах лошадей (табл. 42).
Таблица
42. Скопление плит с рисунками находится в 3 км ниже улуса в логу, на правом берегу Нини.
Именно здесь, на правом отвесном берегу лога, в 400- 500 м от устья, у обнажений
песчаника верхнего яруса, геологи Березовской экспедиции обнаружили в 1971 г. большую глыбу
песчаника с резными, прошлифованными рисунками. Часть ее, на которой были
изображения двух лошадей с тамгами на бедрах, две криволинейные орнаментальные
композиции и часть здания с куполообразной крышей
О
позднем возрасте Малоарбатского Писанца свидетельствует не только почитание Пiзелiг хая в
качестве священной скалы хакасами (особенно охотниками) с устройством здесь
периодических молений с жертвоприношениями, но и легенда, записанная М.И.
Боргояковым в пос. Чистобай, согласно которой изображения этого памятника представляют
собой родоплеменные тамги хакасов, угнанных неприятелем за Саянские горы
[Боргояков, 1974, с. 122]. Возможно, имеется в виду насильственное переселение
части хакасов по приказу джунгарского хана в начале XVIII в. [Копкоев, 1965,
с. 65]. По другому преданию, слышанному нами в Усть-Чуле, всякий проезжающий
хакасский всадник, желающий оставить навечно свою тамгу на этой скале, должен
был подъехать к ней на коне боком, и тогда тамга его с крупа коня чудесным
образом сама переходила на скалу. Малоарбатскую скалу тёйские хакасы называют
Чигiрат хая («Скала рыжего коня»), очевидно, потому, что
тамги на нее нанесены красно-бурой краской, т. е. «сошли» с рыжих коней.
Как
бы то ни было, но скала с изображениями стоит в самом начале очень древней и
наиболее удобной Арбатской конной тропы, ведущей из Хакасии через Саянские
горы в соседнюю Туву, где она выходит по р. Манчурек в долину Ак-Суга. Этой
тропой до сих пор гоняют из Тувы гурты скота и ездят за ним в Туву.
Несколько
строк необходимо уделить происхождению хакасских тамг (хак. таңма).
Н.Ф.
Катанов подразделял их в свое время на собственно хакасские и заимствованные.
К первым он отнес наиболее простые по начертанию знаки в виде кружка, дуги,
треугольника, квадрата. Среди заимствованных он особо выделял «тамги
рунические, взятые с надписей на скалах» [Катанов, 1893 (I), с. 110,111].
Выше
мы уже обращали внимание на то, что несколько тамговидных знаков Малоарбатских
и Чистобайских писаниц обнаруживают родство с тамгами древнехакасской
феодальной знати. То же следует сказать и о некоторых других тамгах современных
хакасов (рис. 15,9—11). Это не случайно, так как тождественными по начертанию с
древнехакасскими оказываются и некоторые другие знаки, преимущественно
простейшие.
Так,
среди опубликованных С.В. Киселевым клейм на вещах того периода имеются знаки
19,55,67 [Киселев, 1951, табл. LIII, рис. 11,12,13]. Ряд других знаков
встречается на зеркалах этого времени. Совпадения в начертании обнаруживаются и
с более древними, таштыкскими знаками. На астрагалах той эпохи имеются знаки
1,16,30,37,55,67,70,83 [Киселев, 1951, табл. XXXVIII, рис. 15,16,18, Кызласов,
1960(11), рис. 53].
И,
наконец, самые древние аналогии позднехакасским тамгам обнаруживаются на
серпах татарской культуры. Значки, имеющиеся на них, вероятно, являются родоплеменными
знаками мастеров-литейщиков, хотя некоторые исследователи сомневаются в этом
[Гришин, 1960, с. 178, 179]. Среди них есть подобные тамгам 9, 37, 48, 55, 67,
83.
Таким
образом, можно предполагать, что часть позднехакасских тамг генетически
связана со средневековыми, а через них и с более древними таштыкскими и
татарскими знаками. Категорически утверждать это нельзя, так как нам пока
неизвестны тамги периода монгольского владычества на Енисее (XIII—XVI вв.).
Таким
образом, принадлежность изображенных тамг хакасам XVIII — начала XX в. доказана
нами. Определена как хакасская и привычка рисовать на отдельных плитках,
покрывающих горные склоны.
Что
еще указывает на национальную принадлежность художников?
Очень
интересны с этой точки зрения изображения клейменых лошадей. Автор рисунков
сам отвечал на вопрос: чьи они?
Таблица
15. рис. 40. Камень 40. Изображение всадника, восседающего на лошади, под ними
— ползущая змея. На бедре коня тамга в виде буквы «Т». Точечная выбивка с
частичной прошлифовкой линий на массивном обломке песчаника
На
одной из оглахтинских плиток есть фигура коня с тамгой в виде буквы «Т» на стегне
(табл. 15,40). На плите из окрестностей улуса Аёва фигуры коней имеют тамги «Н»
(на стегне и лопатке) и «Г» (табл. 42). Буквенные тамги свидетельствуют, что
изображенные кони принадлежали качинцам. В горах Оглахты встречаются и рисунки
коней со знаковыми тамгами хакасов. На правой стороне крупа одной лошади
изображен прямой крест (табл. 33,1), на другой — схематичное изображение «лука»
со стрелой (табл. 34). Прямое отношение всей композиции на скале Хызыл хая к
определенной хакасской фамилии отмечено тамгой, аналогичной монокским
крестообразным фигурам (рис. 13; табл. 47,1) с горы Папальчихи (табл. 2,5).
Важны
для нас и изображения некоторых предметов, характерных для культуры хакасского
народа в его недавнем прошлом.
Таблица
14. рис. 34. Изображение шубы хакасского национального покроя.
Примечательна
шуба (хак. тон), выбитая на одном из камней с горы Оглахты (табл. 14,34).
Покрой ее — хакасский национальный, о чем свидетельствует абрис спины и особой
формы вшивные рукава (ср. [Шибаева, 1959, рис. 11,15,16]). На другой плитке
(табл. 31, 3) изображена женская безрукавка (хак. сигедек) с типичной для
хакасского сигедека разрезной спинкой. Вертикальной линией, вероятно,
обозначена традиционная полоса вышивки [Прыткова, 1961, с. 237].
Таблица
31. рис. 3 Фигура, изображающая, возможно, женскую одежду. Точечная выбивка на
каменной плитке
Несколько
раз на оглахтинских плитках изображены шаманы (хак. хам) в своих традиционных одеяниях
и с орудиями своего культа в руках. Всякий раз они изображены во время камланий
(табл. 11,20,21; 38,1,2) Один из них имеет рогатый головной убор, на остальных
— типичные для хакасских шаманов островерхие шапки со свисающими пучками
птичьих перьев и — однажды — со свисающим сзади хвостом — косой Шаманский
костюм также традиционно хакасский — со многими лентами и бахромой, свисающими
сзади (от накидок —ср. [Прокофьева, 1971, с. 63-70]).
Один
шаман бьет колотушкой в бубен (хак. тÿÿр), круг которого разделен на четыре
части крестом с точками по углам (рис. 6,1; табл. 11,20). Бубен второго
воспроизведен с внутренней стороны и имеет вертикальную рукоять и две
поперечные перекладины с привесками (рис. 6,2; табл. 11,21). С таким же бубном
и в колпаке изображен шаман на ширинской плите (рис. 3,6). В первом случае,
вероятно, представлена наружная сторона бубна с раскраской и точками по углам.
Такое деление лицевой поверхности реальных шаманских бубнов у хакасов известно
[Иванов, 1955, рис. 10, 13—16, с. 18>1]. Это мы видим также на рисунке
бегущего шамана, прикрывшегося бубном с крестообразным делением, с
изображениями подвесок на перекладине, а также непременного дерева (березы) в
правом нижнем секторе (табл. 38,2)
Таблица
38. рис. 2. Бегущий шаман с бубном. Свежая точечная выбивка на скале
Труднее
определить, бубном ли является сердцевидная фигура с кружком в середине,
расположенная на месте грудной клетки последнего шамана, бегущего в сторону
какого-то антропоморфного духа с луком и стрелой в руках (табл. 38,1). На то,
что это изображен шаман, указывают развевающиеся сзади ленты и отогнутый назад
колпак. Известно, что на хакасских бубнах шаман, «охотящийся» на злых духов,
изображался с луком и стрелой [Иванов, 1955, с. 217—218].
Таким
образом, изображения шаманов со специфическими хакасскими реалиями хорошо
подтверждают хакасскую принадлежность изучаемых рисунков.
Ярким
подтверждением позднего происхождения и хакасской принадлежности рисунков
служат также орнаментальные композиции, встреченные на многих из описанных
памятников. Типологически эти узоры подразделяются на геометрические,
растительные и образные.
Рис.
19. Старые хакасские деревянные ящички (абдыра) с геометрическим резным
орнаментом: 1 — Мм, инв. N 3I24
Аналогичным
образом подразделяется и современный хакасский орнамент. Так, геометрический
(или прямолинейный), по классификации С.В. Иванова, характерен для предметов из
дерева и кости, т. е. в первую очередь для резьбы, а растительные мотивы
преобладают в народной вышивке и на изделиях из войлока [Иванов, 1961, с.
371].
Рис.
19. Старые хакасские деревянные ящички (абдыра) с геометрическим резным
орнаментом: 2—Мм, инв. N 3126.
Орнаментальные
композиции рисунков на камне в большинстве случаев значительно уступают по
тщательности воспроизведения деталей узорам на другом материале. Многие из них
выглядят как небрежно сделанные наброски. Наиболее богаты орнаментами камни с
горы Оглахты. Геометрические композиции представлены здесь рисунками на шести
плитах, а растительные — на двух.
Рис.
20. Резные изображения на передней стенке старинного хакасского сундука из
улуса Картоев на р. Б. Есь. Резьба Т.С. Тахтаракова (до 50-х годов XIX в.) из
сööка хызыл хая. Хранится в Абаканском музее
На
самой маленькой плитке из оглахтинской коллекции вертикальные линии вырезаны
по всей поверхности. Они соединены между собой короткими косыми штрихами — «в
елочку» (табл. 11,2.2). На другой плите рядом с фигурами лошадей и человека
вырезана прямоугольная сетка, клетки которой в средней части перечеркнуты по
диагонали (табл. 20,55). Еще на одном камне оказалась композиция из нескольких
вписанных друг в друга прямоугольников (табл. 14,34). Орнаменты такого рода
характерны для деревянных хакасских ящичков-абдыра, где они занимают обычно
плоскости стенок (рис. 19). Среди оглахтинских рисунков встречаются пятиконечные
звезды (табл. 22,63)
Таблица
22. рис. 63. Изображение пятиконечной звезды. Точечная выбивка на угловатом
обломке песчаника
Отметим,
что пятиконечные звезды на памятниках искусства XIX — начала XX в. постоянно
встречаются у всех саяно-алтайских народов (тувинцев, алтайцев, шорцев [Иванов,
1954, рис. 69,70,73,77; Кызласов, 1958]). Вырезаны они на старинной доске для
резки табака (хак. чарды) из Минусинского музея (инв. № 3128) и на деревянных
ящичках хакасов, например на недавно обнаруженном сундуке 150-летней давности,
вся передняя стенка которого покрыта резными изображениями, составляющими целую
композицию (рис. 20, ср. [Патачаков, 1972]). Наконец, на плите 35 (табл. 14)
выбит диагонально перечеркнутый квадрат (такая фигура нарисована краской и на
Комарковской писанице— табл. 3,III,7). И
пятиконечные звезды, и подобные квадраты часто использовались в хакасском
прикладном искусстве для украшения деревянных изделий [Иванов, 1954, табл.
32,15,16; Иванов, 1961, с. 371; Минусинский музей, инв. № 3218, 3231; ср. рис.
20]
Рис.
23. Резные изображения на стенках хакасской шкатулки (абдыра); Мм, инв. № 2413)
Растительный
орнамент встречается на двух оглахтинских плитах. На одной из них представлена
фигура в виде двух слитых вершинами сердец. Верхнее - обрамлено линией со
спирально закрученными концами, от которой, в свою очередь, расходятся
несколько плавно изогнутых линий со спиралями на концах (табл. 14,36). Вторая
же плита буквально испещрена процарапанными тонкими линиями (табл. 23, 64)
Таблица
23. Беспорядочно разбросанные по плоскости большой плиты песчаника резные
рисунки нескольких лошадей, косули или оленя, цветов и орнаментальных фигур из
изогнутых линий.
Здесь
есть и различные комбинации из закрученных спиралей, и воспроизведения
трехлепестковых цветов, и розетки. Все они, несомненно, копируют отдельные
элементы хакасской народной вышивки (табл. 49). Подобные узоры вообще присущи
позднехакасским писаницам.
Еще
более интересны композиции растительного узора, вырезанные на большой плите из
окрестностей улуса Аёва (табл. 42). Две из них представляют собой полноценные
орнаментальные фигуры, хорошо сопоставимые с симметричными образцами хакасской
народной вышивки (рис. 21,1,3), а третья — отдельный элемент вышивки (табл.
43).
Растительная
орнаментальная композиция есть и на Комарковской писанице (табл. 3,1V). Ей
довольно точно соответствует одна из вышивок на обшлаге хакасской шубы,
хранящейся в Минусинском музее (рис. 21,2)
Рис.
21. Образцы хакасской народной вышивки
Образных
орнаментальных композиций среди рисунков на камнях и скалах нам известно только
четыре. В Комарковой невдалеке от крупной поясной фигуры с надписью «Иванъ
богатыр» тщательно, очень тонкими линиями изображены две противостоящие птицы
(видимо, петухи) и между ними стилизованное древо жизни.
Рис.
22. Комарково. Композиция на плоскости XIX: петухи у древа жизни. Красная
краска
Подобную
сцену можно встретить в искусстве народов чуть ли не всего Старого Света.
Читателю она, конечно, особенно хорошо знакома по русским вышивкам. Однако
комарковское изображение (табл. 5.XIX; рис. 22) значительно отличается от
подобных сцен на русских изделиях рядом важных особенностей. Так, на
восточноевропейских вышивках ноги птиц обычно очень короткие, хвосты же пышные
(часто «ветвистые»), иная и форма крыльев (см., например, [Маслова, 1978, рис.
13, а,б; 15,17,23, 25 и др.]). Голенастость, короткохвостость этих птиц и
остроугольность их крыльев мы уже отмечали. Среди образцов декоративно-прикладного
искусства хакасов подобные сцены до сих пор не были известны. Но зато есть
изображения птиц, выполненные подобным же образом. Примером является резьба на
одном из абдыра Минусинского музея [Иванов, 1954, рис. 35—2а]. Изображения на
дереве исполнены значительно грубее наскального рисунка, но все же хорошо
видно, что у двух птиц с абдыра поднятые вверх крылья имеют ту же угловатую
форму, причем у одной крыло заштриховано и параллельными линиями. Так же длинны
и трехпалы ноги этих птиц. Хвосты их, как и у комарковских, короткие (рис. 23).
Фигура,
разделяющая птиц на выполненном охрой рисунке, представляет собой два
соединенных основаниями трехлепестковых цветкА — очень популярного элемента
хакасской вышивки (рис. 21,2). Довольно точной и убедительной аналогией служит
образец качинской вышивки в виде соединенных основаниями двух одинаковых фигур,
оканчивающихся зубцом с двумя боковыми отогнутыми назад отростками (рис.
21,5). Таким образом, отпадают последние сомнения в инородном происхождении
нашей композиции. Еще раз напомним, что в Хакасии сцены противостояния птиц
известны в декоративно-прикладном искусстве и в средневековье, по крайней мере
с IX—X вв. (см. пряжку Минусинского музея, инв. № 9089 и [Киселев, 1951, табл.
56,3]).
Остальные
образные орнаментальные композиции выбиты на одном из камней с горы Оглахты
(табл. 12, 26)
Таблица
12. рис. 26. Посередине плиты — ажурное изображение человека, но голова здесь
отсутствует. Справа от него — антропоморфная маска или личина с глазами в виде
кружков. Они обрамлены с трех сторон линиями. «Рот» передан изогнутым овалом с
зигзагообразной линией зубов внутри. Продолжение ее за контуром рта образует
спирально закрученные усы. Нос обозначен одной линией, в верхней части
раздваивающейся, а в нижней — соединенной со ртом. У второй «маски»,
расположенной слева от антропоморфной фигуры, ямки «глаз» окаймлены
четырехугольниками, «рот» обозначен ромбиком. Контур нижней части «лица»
показан сдвоенными угловатыми линиями. С правой стороны к верхнему углу
обрамления «глаз» примыкает разделенная надвое треугольная фигура с дугами по
углам. С другой стороны к верхнему углу четырехугольника примыкает овал с двумя
«усиками», а к нижнему — такой же овал, но с четырьмя «усиками». Выше выбита
ажурная стилизованная фигура, напоминающая перевернутое изображение птицы с
распростертыми крыльями и неизвестный предмет (табл. 12,26).
В
левом верхнем его углу находится ажурная фигура, отдаленно напоминающая
обращенную вниз головой летучую мышь с распростертыми крыльями. Это образец для
вышивки. Справа от нее — сложная фигура, которая напоминает по очертаниям
антропоморфную личину или маску с «глазами» — точками, обрамленными
четырехугольниками и «ртом» в виде ромбика. Ее пересекает вертикальная полоса.
Нижняя часть «лица» угловато оконтурена двойной линией. От верхнего левого
угла обрамления «глаз» отходит овал с двумя спиралями. Подобный же овал с
четырьмя «усиками» изображен и у нижнего угла. Треугольная украшенная
несколькими линиями фигура примыкает и к верхнему углу обрамления «глаз». В
целом, вероятнее всего, здесь перед нами не орнаментальная композиция, а
«выкройка» женской безрукавки, уже узнанной на другом оглахтинском рисунке
(табл. 31,5). В пользу такого сравнения говорят: общая Т-образность фигуры при
трапециевидной нижней части и широких коротких боковых частях — «рукавах» и
передних полах; вертикальная линия от «ворота» до «подола» и другие детали
(«уголки» и «ромб» подола, линии по «рукавам» и т. д.), сопоставимые с расположением
орнамента на реальных изделиях. Дополнительные фигуры — это образцы вышивок,
присоединенные к выкройке сигедека в нужных мостах, т. е. там, где их полагалось
вышить.
И,
наконец, у правого края камня располагается еще одна «маскообразная»
орнаментальная композиция. Ее «глаза» — в виде кружков, окаймленных с трех
сторон линиями. Большой «рот» разделен внутри зигзагом, концы которого
спирально закручены (некоторое подобие усов). «Нос» начинается прямо от
изображенных галочкой «бровей» и, проходя через все «лицо», соединяется со
«ртом». Это, вероятно, также образчик для вышивки (как, очевидно, и последняя
на этой плитке антропоморфная фигура без головы; ср. подобные ей на табл.
12,25, сверху), напоминающий действительные личины демонов — хранителей дома,
которые были известны предкам хакасов в средневековый период [Кызласов, 1965
(III), рис. 53,54,651.
О
хакасской принадлежности этих рисунков свидетельствуют и спирально закрученные
линии — характерный элемент хакасской вышивки художественной обработки металлов
[Клеменц, 1886, с, 55].
Есть
орнаментальная композиция и на Малоарбатском Писанце (табл. 1,32). К сожалению,
она сохранилась не полностью, поэтому нет возможности для ее сопоставления с
конкретными хакасскими узорами.
Анализируя
сцену противостояния птиц, мы отмечали возможность зарождения этого мотива в
средневековье. Еще с большей уверенностью можно говорить и о преемственности
других видов орнамента. Для эпохи древнехакасского государства было характерно
господство растительно-цветочного орнамента, воспроизводимого на многочисленных
бронзовых и золотых изделиях, многие элементы которого сохранились и в
современном искусстве хакасов [Киселев, 1951, с. 616, 617]. Геометрический
орнамент, как и ныне, использовался тогда, очевидно, в основном для украшения
изделий из дерева и в инкрустациях по железу. Сохранились довольно
многочисленные предметы из склепов предшествующей таштыкской эпохи. Орнамент
на них геометрический, в большинстве случаев близкий или даже тождественный
современному [Кызласов, I960 (II), рис. 35, 38—41].
Хакасской
принадлежности рисунков не противоречат и некоторые другие изображенные на них
реалии. Например, на одной из оседланных лошадей хорошо различим чепрак,
имеющий по углам украшения в виде двулистника (табл. 32). На реальных чепраках
подобные украшения были металлическими, нередко покрытыми серебряной насечкой
[Патачаков, 1958, рис. 28]. Изображение на одной из плиток рядом с
человеческими фигурами кремневого ружья на сошках (табл. 12,25), употреблявшегося
хакасами с XVIII и до начала XX в. (хак. тас мылтых), находит прямую параллель
в аналогичном изображении в сцене охоты, вырезанной на абдыра [Иванов, 1954,
рис. 35,3]. О том же свидетельствуют рисунки топоров современного типа на
плите из улуса Аёва (табл. 43), изображенные вместе с образцом для хакасской вышивки
и со схематичным воспроизведением двухколесной «арбы», находящей себе полную
аналогию (по манере изображения обоих колес в плане) на писанице с горы Куня, в
18 км выше Оглахтинских гор по Енисею [Вяткина, 1961, с. 207|.
Характерны
для хакасов и рисунки верблюдов (табл. 6,30,46), в том числе — запряженного в
арбу (на этот раз изображенную в профиль — табл. 46,1). Дело в том, что
разведении хакасами верблюдов и употреблении для перевозки грузов двухколесных
телег в XVIII и даже в начале XIX в. сообщает ряд авторов-современников
[Георги, 1776, с. 13; Спасский, 1821, с. 102; Пестов, 1833, с. 86]. Не вызывает
удивления выбивание хакасами на скалах православных крестов (табл. 13,32) или даже
увенчанных ими церквей (хак. тигiриб; табл.
45,2), а также, очевидно, колокольни, на верху которой выбит «открывающий
звоны» человек — звонарь (табл. 45,1). Как известно, православие в Хакасии, как
и в остальной Сибири, насаждалось уже с XVII в., но, восприняв внешние
его формы в быту и даже в погребальном обряде, аборигенные народы Сибири
совмещали православие с шаманизмом вплоть до современности.
Рис.
24. Бубен койбальской шаманки Соткаан. Рисовал 12 июля 1896 г. с натуры Тапай
Чертыков (сеок туран)» (копия по Н.Ф. Катанову [Катанов, 1897]). Объяснения:
А
— небесный мир; а — солнце (кÿн), б — луна (ай), в —Венера (Солбан), г — звезды
(чылтыс).
Б — подземный мир; д — священная береза (пай казын,), е —дух, патрон шамана (ээзi), ж — желтые девы, русалки (сарығ кыс), з —черные люди (хара кiзi), и — воплощения духов: водяного (суғ ээзi), горного (тағ ээзi), к — вещие черные птицы (хара хус), л — сам шаман (хам позы),
Б — подземный мир; д — священная береза (пай казын,), е —дух, патрон шамана (ээзi), ж — желтые девы, русалки (сарығ кыс), з —черные люди (хара кiзi), и — воплощения духов: водяного (суғ ээзi), горного (тағ ээзi), к — вещие черные птицы (хара хус), л — сам шаман (хам позы),
м
— волк (пÿÿр), н — горный дух (тағ ээзi).
В — три слоя земли, отделяющие небесный мир от подземного»
В — три слоя земли, отделяющие небесный мир от подземного»
Отметим,
что православные кресты, колокольни и церкви вырезали на скалах в XVIII—XIX вв.
также и шаманисты эвенки в бассейне верхней Лены [Окладников, 1977, с. 119,
табл. 125—130,132]. Что касается воспроизведения на камне построенных русскими
зданий, в том числе и двухэтажных с окнами (табл. 44), то хакасская
принадлежность этих изображений подтверждается тем, что аналогичные картины
вырезались на стоявших в юртах деревянных ящичках. На одном абдыра с большим
знанием натуры изображена, очевидно, пострадавшим за что-то человеком даже
минусинская тюрьма. Тщательно вырезано деревянное здание с зарешеченными
окнами, по бокам которого стоят двухэтажные сторожевые башни (одна из башен
передана в разрезе), а справа в воротах — часовой с ружьем [Иванов, 1954, рис.
35,1].
Для
окончательного закрепления вывода о хакасской принадлежности изучаемых
рисунков на камнях и скалах сравним примененные в них изобразительные приемы с
особенностями рисунков на бытовых предметах, изготовленных хакасами.
Антропоморфные
изображения часто встречаются в народном рисунке хакасов. Особенно
многочисленны они на культовых предметах: на бубнах и тöсах. Наиболее типичны
здесь, как и на рисунках на камнях и скалах, линейные изображения (рис. 24).
Преобладают воспроизведения головы контурным кружком; силуэтные редки. Так же
как и на скалах, ноги часто изображаются простой обращенной углом вверх
«галочкой». Но наиболее характерно обозначение ступней ног. Часто показаны
колени. На руках — растопыренные пальцы [Иванов, 1954, 1955]. Все это, как мы
видели, и составляет особенности антропоморфных линейных изображений на камнях
и скалах. На хакасских бубнах часто встречаются линейно выполненные фигуры с
одним отростком на голове [Иванов, 1955, рис. 9,15 и др.] — такие встречены на
писаницах и на оглахтинских плитках (табл. 4,72; 8,9; 29,85; 38). На
оглахтинских плитках есть несколько изображений женщин. Их возраст и общественное
положение иной раз подчеркнуты двумя косами (табл. 8,5; 10,77). Две косы носила
у хакасов только взрослая замужняя женщина. Две косы — характерная черта и для
женских изображений на бытовых и культовых изделиях хакасов, например на бубнах
[Иванов, 1955, рис. 44,5,6].
Среди
наскальных линейных рисунков фигуры женщин отличаются почти обязательным изображением
грудей, показанных с обеих сторон от вертикальной линии, передающей туловище
(табл. 8,5,70; 10,17; 21,59; 31,2]. Обозначены и другие признаки пола. Таковы
же и условные приемы изображения женских фигур на хакасских предметах культа
[Иванов, 1954, рис. 44,7,8; Иванов, 1955, рис. 1,1,13 слева]. На одной из плит
с горы Оглахты есть и профильное изображение женщины (табл. 21,55). Контурные
антропоморфные фигуры наскальных рисунков тоже находят себе аналогии. Так,
изображение на оглахтинской плите 15 (табл. 9) словно сошло с одного из
хакасских тöсов, хранящихся в Музее этнографии народов СССР [Иванов, 1955,
рис. 1,2]. Известна на рисунках тöсов и манера сохранять в контурных изображениях
центральную вертикальную линию [Иванов, 1955, рис. 2,2]. Это уже знакомо нам по
рисункам на камнях (табл. 20,55,56; рис. 17). Передача туловища
четырехугольной фигурой (табл. 7,3) также встречается на одном из хакасских
тöсов [Иванов, 1955, рис. 2,/]. Силуэтные рисунки (типа табл. 20,55; 24,69)
также встречаются на бубнах [Иванов, 1954, рис. 44,1,10,12; 47,1]. Даже
странным на вид антропоморфным фигурам с треугольными головами (табл. 12,25)
можно найти аналогии в уплощенных головах ряда фигур, нарисованных на бубнах
[Иванов, 1955, рис. 8]. Расклешенные брюки, изображенные на таких фигурах с
оглахтинского камня, подобны штанам, «надетым» на лучника одного из хакасских
бубнов [Иванов, 1954, рис. 44,25; Иванов, 1955, рис. 19]. Интересные
антропоморфные «геометризированные» изображения с гор Оглахты (табл. 12,25,26)
— редкость, такая трактовка необычна для хакасского народного искусства. Но на
одном ящнчке-абдыра Минусинского музея удалось обнаружить геометризированные
человеческие фигуры без рук; туловища здесь вырезаны в виде нескольких
вписанных друг в друга ромбов, а головы имеют форму трапеции (рис. 14,2).
Два
человека, изображенные на скале в горах Оглахты (табл. 38,7 и 40,1), и четыре
антропоморфные фигуры на плитах стреляют из луков (табл. 21,59; 26,77,78;
28,52). Дело не в том, что на бытовых и культовых предметах хакасов можно
найти множество изображений луков и лучников: хорошо знакомое национальное
оружие хакасов недавнего прошлого не могло не найти отражения в народном
искусстве. Гораздо важнее, что на хакасских рисунках человек, стреляющий из
лука, изображался так, словно правая его рука упирается в бедро или бок, а не
держит стрелу и тетиву [Иванов, 1954, рис. 44,22,25; Иванов, 1955, рис. 8;
12,2; 15,7]. Совершенно та же поза и у фигур лучников на оглахтинских рисунках
(табл. 26,78 и 40,1). На других рисунках на камнях правая рука стреляющего
тоже опущена к пояснице, хотя и держит стрелу. На хакасских бубнах есть и
такие фигуры [Иванов, 1955, рис. 13,2]. Особенно часто так стреляют всадники.
С
изображениями хакасских бубнов сопоставимы и целые композиции, состоящие из
антропоморфных фигур. Мы имеем в виду встреченные на оглахтинских плитах
рисунки стоящих рядами «человечков» (табл. 7,4). Так же как и на бубнах (рис.
24), они часто держатся за руки (табл. 8,6; 10,18,19; 18,49).
«Иванъ
богатыр» — эта надпись на уже неоднократно упоминавшемся рисунке Комарковской
писаницы может поколебать уверенность в том, что его выполнил хакас. Большие
размеры изображения и на первый взгляд необычная трактовка самой фигуры,
казалось бы, подтверждают эти сомнения. Однако наличие здесь надписи на
русском языке вполне оправданно, так как художник хотел изобразить именно
русского «богатыря», а не своего соплеменника. К тому же русские надписи
(вспомним и высеченное слово «конь» — табл. 15,48), буквенные тамги и арабские
цифры для обозначения годов не должны нас удивлять, когда приходится иметь
дело с рисунками хакасов конца XIX — начала XX в. Они встречаются также и на
бытовых предметах (например, на абдыра, кисетах и т. д.). Особенно характерны
они для качинцев. Более всего общаясь с русскими из-за чересполосного проживания
с ними, качинцы, не имея учителей и школ, очень давно самоучкой, по домам
изучали русский язык и грамоту. Именно о них сообщают некоторые авторы конца
XVIII в.: «Из качинских татар весьма мало крещеных, но довольно достаточно
знающих по-русски читать и писать» [Пестерев, 1793, с. 14].
Что
же касается формы туловища и головы комарковского изображения, то она сближает
его с малоизвестной науке областью хакасского рисунка — изображениями человека
на затесях деревьев [Савенков, 1884—1889, л. 46, 47; Иванов, 1954, рис. 38].
Подобная трактовка человеческой фигуры встречается и на бытовых предметах
хакасов. Аналогична, например, фигура часового с ружьем, вырезанная на одной
из шкатулок-абдыра Минусинского музея. На многих рисунках людей хакасы
изображали и лица, точкой обозначая глаза, прямой линией, часто проходящей
через все лицо,— нос, рот показан редко, но всегда это — прямая черточка
[Иванов, 1955, рис. 2,2; 13,2; 16,2; Иванов, 1954, рис. 42; 41,19; 46,2].
Интересно, что лицо, тождественное по трактовке «Ивану-богатырю», удалось
обнаружить на алтайском бубне, хранящемся в Минусинском музее (инв. № 2183).
Лица с обозначением бровей вообще часто встречаются среди рисунков алтайцев
[Иванов, 1954, рис. 80,83,84]. Отсутствие пока такого типа лиц в произведениях
изобразительного искусства хакасов свидетельствует, скорее всего, только об
очень слабой его изученности.
Среди
антропоморфных изображений осталось сравнить особенности всадников, нарисованных
на камнях, скалах и на предметах хакасского быта. Как мы видели, всадники как
бы вырастают из конских спин. Лишь иногда перевернутой «галочкой» показаны их
ноги. Оба приема как раз характерны для хакасских рисунков на бубнах и абдыра
[Иванов, 1954 и 1955]. Аналогичны и позы всадников. Однако самая распространенная
поза наездников, изображенных на камне,— одна рука, вытянутая вперед, держит
повод, вторая, вероятно, с камчою, опущена вниз — довольно редко встречается на
бубнах. Всадники на бубнах чаще всего так же одной рукой держат повод, но
вторая рука, согнутая в локте, уперта в бок. Только дважды выбит на камне
всадник в той же позе (табл. 17,45; 40,1). Но зато у всех трех наездников,
нарисованных краской на Комарковской писанице, руки расположены именно так
(табл. 6,XXIV—4,5,7). Интересна резьба на стенке упоминавшегося уже сундука со
сценой охоты лыжников на оленя, с изображением табуна коней, двух коров и
теленка. Здесь же вырезаны и фигуры четырех всадников, представляющие все
основные приемы изображения всадников хакасскими резчиками и художниками (рис.
20).
Иногда
на бубнах всадники изображены в виде фертообразных фигур — «руки в боки»
[Иванов, 1955, рис. 8,1,2]. Есть подобные наездники и на оглахтинских рисунках
(табл. 28,85; 34). Но они там как бы стоят на конских спинах (ср. табл. 28,84;
34). Такая трактовка позы всадников в общем-то близка к аппликациям на
шаманских лентах. Здесь конь и всадник — отдельные фигурки, и изображение
человека находится выше конской спины в стоячей позе [Иванов, 1954, рис. 42, с.
582; Иванов, 1955, рис. 4,4; 5,2—5]. Аналогичные всадники, стоящие на лошадях,
известны в резьбе шорцев и алтайцев [Иванов, 1954, рис. 59,1 и 108,8].
Рисунок
правящего повозкой кучера (табл. 32) может на первый взгляд показаться не хакасским.
Подобные экипажи, способ запряжки с дугой, да и сам сюжет [ср. Маслова, 1978,
с. 139,6] не типичны для традиционной культуры хакасов. Но манера изображения —
хакасская. Колеса и рама повозки подобны изображению телеги на камне из окрестностей
улуса Аёва (табл. 43). Но еще более характерна лошадь. Стоячие ушки, изогнутая
шея, поднятые передние и особенно выгнутые назад задние ноги — все это передано
в типичной манере. Так же изображен здесь и верховой конь без всадника. На его
спине—по-хакасски украшенный чепрак седла и загадочный остроугольный предмет,
о котором уже шла речь при разборе изобразительных приемов оглахтинских
рисунков лошадей (табл. 32).
Среди
рисунков на предметах быта хакасов встречаются различные приемы воссоздания
образа лошади. Многие из них не обнаружены на писаницах. Но все основные
особенности, присущие рисункам на камнях и скалах, находят себе аналогии на
предметах из этнографических коллекций. Прежде всего, следует отметить, что и
эти произведения изобразительного искусства хакасов также подразделяются на выполненные
красками и резные. Но количественное соотношение иное - резных изображений
лошадей известно очень немного. Поэтому приходится сравнивать изображения,
различающиеся по технике нанесения. Среди хакасских рисунков известны контурные
строго профильные изображения коней с двумя ногами. Постановка ног характерна
для второй разновидности наскальных рисунков (табл. 15,58; [Иванов, 1954, рис.
35,1]). В целом же «двуногие» кони не характерны для хакасских рисунков — видимо,
это присуще резным изображениям.
Подобную
трактовку конской фигуры представляет еще один вид прикладного искусства
хакасов — аппликация. Имеющиеся здесь изображения [Иванов, 1954, рис. 42;
Иванов, 1955, рис. 4, 5] очень близки к силуэтным рисункам на камне (табл.
15,39). Именно на аппликациях чаще всего изображены непропорционально толстые и
короткие ноги. На одной ленте от шаманского костюма встречаем аналогию третьей
разновидности профильных изображений [Иванов, 1954, рис. 42]. Третью
разновидность в постановке ног демонстрируют и резные изображения на абдыра.
Но это уже кони второй группы — с передачей всех четырех ног животного (рис.
20). Особенно близок им резной рисунок коня на оглахтинском камне 52 (табл.
19). Одна из этих лошадей изображена с седлом и чепраком, по форме совершенно
тождественным оглахтинско-аёвским резным рисункам.
Первая
разновидность постановки ног наскальных изображений — обе прямые ноги вытянуты
вперед — очень характерна для рисунков хакасов на бубнах [Иванов, 1955, рис. 8,9].
Примером может служить и уже неоднократно упоминавшийся сундучок-хачахас с
резной стенкой (рис. 20). В резьбе по дереву встречаем и «незамкнутый контур»
[Иванов, 1954, рис. 36,3; 51] —прием, знакомый нам по нескольким оглахтинским
изображениям. Известны фигуры, показанные и двойной П-образной линией [Иванов,
1955, рис. 20,7). Провисающий живот у остальных линейных конских фигур (табл.
26,75)—характернейшая черта и нарисованных на бубнах лошадей [Иванов, 1955], и
вырезанных на дереве [Иванов, 1954, рис. 37]. Не менее часто здесь встречается
и непропорционально вытянутое туловище на слишком коротких ногах [Иванов, 1955,
рис. 8]. Известны и «пятнистые» кони [Иванов, 1955, рис. 17], и животные,
изображенные в «скелетном» стиле [Иванов, 1955, рис. 20,2].
Среди
изображений оленей в произведениях декоративно-прикладного искусства хакасов
встречаются выполненные «незамкнутым контуром» [Иванов, 1954, рис. 51].
Особенно характерна, как и в рисунках на камне, «древовидная» манера в
изображении рогов животного [Клеменц, 1890, рис. 96; Минусинский музей, инв. №
3184- Иванов 19о4 рис. 38,8; 51; Иванов, 1955, рис. 12,2; 20,1; ср. также рис.
20].
Может
показаться, что абсолютно не хакасским является образ человека верхом на олене,
выбитого вместе с тремя человечками на
одной из оглахтинских плиток (табл. 28). Но нет сомнения в том, что
художественные и технические особенности этого рисунка ничем отличаются от
соседних (силуэтный олень и линейный человечек, же «стоящий» на олене, как и
подобные ему «стоят» на лошадях- табл. 28,82,83). Всадник на северном олене
изображен и на бельтирском бубне, хранящемся в Абаканском музее [Вайнштейн,
Долгих, 1963].
На
хакасских бубнах находим аналогии и другим фигурам. Так, например, почти копией
птицы с оглахтинской плитки 75 (табл. 25) является птица на сагайском бубне
[Иванов, 1955, рис. 14,2]. На бубнах же имеются изображения солнца, подобные
солнцу с ширинской писаницы.
И
еще один момент. Известно, что хакасы в настоящее время не проживают на
правобережье Енисея. Между тем именно там располагаются Комарковская,
Сисимская, Шалаболинская, Кривинская и другие не затронутые нами здесь
писаницы, на которых ныне отчетливо выделяются сходные хакасские рисунки
XVIII—XIX вв. Но ведь известно, что даже в конце XIX в. на правом берегу Енисея
проживали — как отдельными улусами, так и в русских деревнях — не только
койбалы, но и качинцы, сагайцы и даже кызыльцы [Катанов, 1891,с. 135; Левашова,
1946; Патачаков, 1958, с. 56]. По статистике на 1854 г. в правобережных
волостях только Минусинского уезда проживало 1506 хакасов. Следовательно,
правобережные поздние писаницы также создавались хакасским населением.
Все
приведенные нами выше данные не оставляют никаких сомнений в хакасской
принадлежности публикуемых рисунков на камне. Совершенно очевидно, что эта
отрасль самобытного народного искусствам представляет единое целое с другими
видами декоративного и прикладного искусства хакасов, и прежде всего с резными
и выполненными красками рисунками. Рисунки на камнях не только не «копировали
наскальные изображения более древних эпох, но создавались независимо от них в
традиционной и самобытной хакасской манере, характерной для резьбы по дереву,
рисованию красками и углем, а также для аппликации и даже для вышивки.
Своеобразие и самобытный характер рисунков на камне, отсутствие значительных
следов влияния на них русского искусства делают их исключительно ценным
источником для изучения народного творчества хакасов в недавнем прошлом. Отныне
нельзя изучать народное творчество хакасов без учета памятников их искусства,
оставленных на камнях и скалах на века.
***
Теперь,
когда мы хорошо научились отличать хакасские народные рисунки на скалах и
камнях от древних писаниц, можно смело выделить их среди уже опубликованных
другими авторами. Так, например, из числа памятников, описанных И.Т. Савенковым
(копии рисунков, правда, не всегда точны), хакасскими являются [Савенков, 1910]
рисунки на плитах курганов близ Доможакова улуса — на левом берегу р. Абакан
(табл. 1,XIV); Оглахтинская писаница (табл. 2,IX,XXIII; 5,XVI; 6,1), часть
Майдашинской (табл. 1,VIII), Копёнской (табл. 2,ХШ; 6,3—6; 7,3—6), Трифоновской
(табл. 6,II; 8,1), Сисимской красочной
(табл. 9,X1II,XVII), Атамановской (табл. 7,VII), Караульного утеса (табл.
2,XIV) и Кулахской красочной (табл. 1,IХ,Х,ХII — на Енисее; Тесинcкой (табл. 3,II,III,V,VII,VIII,XIV; 4,III,IX,XIV,XVII)
— на р. Тубе; Сулекской и Печищенской (табл. 2,1; 2,XXVI, XXXII; 8,II,XIII) -
на Черном Июсе, а также нанесенных красной краской писаниц бассейнов рек Маны и
Колбы [Писемский плёс, Борок, Биджайский, Тихий плес, Колба, Унгутская пещера
(табл. 9,11—111, VIII—X,XIV-XVLXXI)], и
Бирюсы (табл. 9,Х1Х). Сюда же следует отнести собранные тем же исследователем
рисунки углем на затесях деревьев [Савенков, 1910, табл. 4XIV.XVI.XVII; табл.
7,9-11,13,14,16,18,19].
При
просмотре альбома рисунков, собранных в 1887—1889 гг. экспедицией финского
археологического общества под руководством И.Р. Аспелина, выяснилось, что
хакасские рисунки зафиксированы [Appelgren-Kivalo, 1931] на курганных плитах
близ улуса Орак в Северной Хакасии (рис. 19—20), на Сулекской Писаной горе
(рис. 66,68—73) по Черному Июсу, близ Костищево (рис. 106,107,111,112), на
Уйбатском чаатасе (рис. 167,179), в долине р. Аскиз (рис. 215), на р. Большой
Сыр (рис 272,274), близ улуса Чаптыкова на правом берегу р. Абакан (рис. 287).
Среди
рисунков, зафиксированных А.В. Адриановым как на Шалаболинской (Тесинской)
писанице на р. Тубе, так и на горе Куне по левому берегу Енисея, также имеются
хакасские рисунки [Вяткина, 1949, LVI—13,19,35,38—40,41,81; Вяткина, 1961,
XLII—15]. На Куне они дополнительно выявлены Н.В. Леонтьевым (шаман с бубном и
др.).
Обзор
поздних писаниц, при учете публикуемых нами, показывает, что все наскальные
рисунки хакасов объединяются общими особенностями изобразительных приемов,
техники нанесения и близкими сюжетами. Очень важно, что единое наскальное
творчество фиксируется у разных территориальных групп населения Южной и
Северной Хакасии, правобережья Енисея и Восточного Саяна (рис. 28). Это является
дополнительным свидетельством того, что уже к XVII—XVIII вв. хакасы
представляли собой единую сложившуюся народность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий