Автор повести
– Жорес Петрович Трошев
Источник: Трошев Ж. Северная
рапсодия: Повесть о художнике./ Жорес Петрович Трошев. – Красноярск:
Красноярское книжное издательство, 1989. – 135 с.
СЧАСТЛИВЫЕ
СЛУЧАЙНОСТИ
(Детские годы Мешкова В.И.)
(Детские годы Мешкова В.И.)
Родился
Володя Мешков в чувашской семье в жестокое время: едва в 1919 году Поволжье освободилось
от колчаковщины, белочехов и прочей нечисти, как надвинулся на истоптанные земли
суховей, а следом за ним смертельный голод. Родители Володи рассказывали, что так
и не поняли, как встал на ножки он, ведь вымерла половина деревни Сятро-Кассов.
Да что деревня! Опустошил голод и Ядринский уезд, обезлюдил Казанскую губернию.
Знало Поволжье и прежде голодные годы, но такого ужасающего, охватившего 30 губерний,
не было на памяти людской.
Чудом
выжил Володя — помогли Поволжью далекая Сибирь и международная пролетарская солидарность.
Однако жизнь налаживалась с трудом: у получивших гражданское право чувашей не прибавилось
земли — она была в руках кулаков. Бедняки получили, конечно, помещичьи земли по
ленинскому декрету, но как обрабатывать ее, коли нет ни лошадей, ни плугов? Да и
сеять нечего. Чтобы как-то свести концы с концами, отец Володи Илья Васильевич часто
уезжал на заработки и однажды осел надолго в Вятке, о которой прослышал как о
месте сытном. Мать Елизавета Лукинична, женщина решительная, понимала, что загнала
туда мужа нужда беспросветная, да приютила, может, баба одинокая. Не стала она
больше испытывать судьбу, а со всей семьей снялась с места, прослышав, что есть
земли получше Вятских — Сибирь, откуда в голодные годы приходил хлеб.
Вот
так в восемь лет расстался Володя, не зная еще, что навсегда, с родимой стороной
и очутился в Восточно-Сибирском крае, в Куйтунском районе нынешней Иркутской области.
Все
было внове для мальчишки — и сибирские морозы, и бескрайние просторы, и сибирская
тайга. Много деревенек переменил Илья Васильевич в поисках если уж не «земли обетованной»,
то хотя бы работы, чтобы прокормить семью, пока не решила Елизавета Лукинична: «Хватит!
Осядем в совхозе, благо дом дают. И работа есть». Домом новое жилье назвать можно
было разве что по нужде безысходной, но обмазала, побелила Елизавета Лукинична
бывшую мастерскую-развалюху, и осела здесь семья надолго.
Начались
школьные годы, вперемешку с работой. Это сегодня для школьников и каникулы, и пионерские
лагеря. А в то время не только нужда, а долг сыновий, ответственность перед семьей
понуждали ребятишек приносить домой трудовые рубли. Был Володя и подпаском, и свинопасом,
и сборщиком живицы в химлесхозе. Нелегкая это была работа, только не осталось на
душе у Владимира Мешкова горечи от тех лет: природа вознаграждала за труд и несла
ежедневные открытия. Володя любил рисовать животных, дома, деревья, нигде не расставался
с блокнотиком, не зная еще, что в нем зреет художник.
Дома
до поздней ночи рисовал, вспоминая увиденное, и ежедневно выслушивал попреки отца:
—
Чем деньги тратить на карандаши да бумагу и керосин понапрасну жечь, лучше бы учился
счетному делу. Счетоводу всегда работа будет!
Мать,
истинным и никому не ведомым чутьем понимая, что не баловство это, не забава, а
тоже труд и радость сыновья, одергивала отца.
Первый
конфликт «на почве искусства» у пятнадцатилетнего Володи произошел с отцом после
выпуска особо яркой совхозной стенгазеты. Володя и раньше оформлял ее, вызывая
тщательностью работы похвалы начальства и косые взгляды недовольных едкими карикатурами.
Отец не раз предостерегал: «Не дразни гусей!»
А
Володя и впрямь до «больших гусей» добрался — сделал карикатуры на совхозное руководство.
Разгневанное начальство стенгазету сорвало, однако сохранило, чтобы показать «вещественное
доказательство подрыва авторитета руководителей-партийцев». Осторожные люди предрекали
Володе жестокие кары, отец обещал свои, а мать вопрошала к соседям: «Неужто за
правду бить будут?»
И
в совхозе и в семье разразился скандал, дошедший до политотдела МТС. Отец за голову
схватился, увидев в приехавшей автомашине начальника политотдела Козлова и редактора
эмтээсовской газеты «За социалистическое животноводство» Чупрова.
Козлов
велел совхозному парторгу самолично и принародно поместить стенгазету на место,
кратко, но твердо сказал, что впредь будет строго наказывать тех, кто зажимает критику.
И поблагодарил Илью Васильевича и Елизавету Лукиничну за хорошего сына, добавив,
что теперь политотдел должен позаботиться найти применение таланту Володи Мешкова.
Впервые да еще от такого авторитетного человека услышал Володя о себе — «талант».
А Чупров пригласил с собой «посмотреть редакцию».
Можно
ли это считать счастливой случайностью? Возможно, и случайность, что приехавшие
из-за скандала начальник политотдела и редактор обратили на Мешкова внимание и,
посмотрев его рисунки, пригласили работать в газете. Но в цепи закономерностей юный
художник сам выковал это звено.
Конечно
же, Володе повезло, что редактор Михаил Чупров показал простейшие приемы резьбы
клише на линолеуме. Но уж никакая не случайность, что новая работа сразу же полюбилась
Владимиру Мешкову и определила весь дальнейший его жизненный путь. До обыкновенного,
еще не мастерства, а хотя бы до газетного профессионализма было далеко, но пятнадцатилетний
Володя был единственным в маленьком редакционном коллективе, кто мог разнообразить
сухой шрифт, сделать простой рисунок, а главное — вырезать карикатуру. И так случилось,
что в трагический декабрь 1934 года, потрясенный, как и все советские люди, злодейским
убийством Сергея Мироновича Кирова, решил Владимир, пользуясь фотографией, вырезать
на линолеуме его портрет. Это была не просто его первая линогравюра, это была и
творческая удача. Владимира пригласили работать в Куйтунскую районную газету «Коммунар».
Перед молодым художником раскрывались новые возможности, но в Куйтуне Владимир проработал
недолго: родители решили переехать поближе к Красноярску.
Владимиру
казалось, что пришел конец всем его надеждам и мечтам, что никогда не вернется
он к любимой работе. Со слезами прощался он с редакцией, ставшей и школой и вторым
домом.
Едва
родители обосновались в пригородном селе, Владимир направился в редакцию газеты
«Красноярский комсомолец». Место художника было уже занято, но, ознакомившись с
гравюрами и рисунками Мешкова, его не отпустили, а предложили быть учеником наборщика
и помощником художника. И даже угол подыскали, чтоб не остался с родителями, в
Березовской МТС, где его непременно «захватила» бы газета.
Неловко
чувствовал себя молодой наборщик и художник-самоучка— вроде обиду нанес опытному
художнику, но какая может быть обида в творческом соревновании? Рука Владимира
была тверже, глаз острей, недостаток профессионализма заменяли поразительная работоспособность
и художественное чутье. И пусть не было художественной школы у Мешкова — ее заменяла
жажда познания, неуемное любопытство.
Часами
он мог разглядывать работы патриарха русской линогравюры Ивана Николаевича Павлова,
изучать его легкие, почти невесомые линии, любовался еще недоступными для его понимания
павловскими цветными эстампами. Где-то Володя вычитал краткое описание жизни этого
крупнейшего русского гравера, и тот факт, что Иван Павлов вышел из бедной семьи
и стал известен великому Репину еще мальчиком-подмастерьем глубоко запал в душу.
...Ваня
Павлов осмелился сделать гравюру со знаменитой репинской картины «Не ждали». Поддерживая
его, известный коллекционер Павел Михайлович Третьяков, испрашивая у Репина разрешения
на ксерокопию — гравюру по дереву, просил для мальчика «неизбывной бедности» фотографию
картины. Илья Ефимович Репин тотчас ответил: «Дорогой Павел Михайлович! Я, конечно,
ничего не имею против Вашего гравера и гравирования «Не ждали». Я со Стасовым согласен,
что только из самоучек и бывает настоящий толк, они-то и есть несомненные таланты».
На
какой-то миг показалось, что это не к Ване Павлову, а к нему, Володе Мешкову, относятся
теплые и пророческие слова великого художника.
Тоже
мне, талант! — тут же одернул себя Володя. — Стасов называет самоучек силачами.
Это значит, во всем надо преодолевать себя, не размениваться по мелочам и всему
учиться.
А
учиться Володе Мешкову надо было не просто многому, а всему. Он не закончил семилетку,
в сельской школе не было и учителя рисования. А Володя любил рисовать. И рисовал,
рисовал, не зная еще, хорошо ли делает это. Перечитывая жизнеописания художников,
знаменитых ученых-самоучек, он чувствовал, что для него единственно верный путь
— самообразование. И само время являло ярчайшие примеры, когда люди, не успев получить
официального образования, овладевали высочайшими знаниями и подлинной культурой.
Это
было время, когда превыше всего ценились истинные знания, культура и талант, а не
дипломы «престижных» учебных заведений. Это время родило, воспитало и укрепило
много талантливых людей, которые утверждали себя подвижническим трудом.
Володя
Мешков овладевал азами искусства общечеловеческой культуры самостоятельно. И он
не утратил по сей день чувства благодарности к тем, кто выводил его на дорогу,
воодушевлял, поддерживал.
Владимир
Мешков, работая в «Красноярском комсомольце», довольно часто встречал фамилию —
Староносов. Его линогравюры были уже известны Мешкову. Знающие люди утверждали,
что Петр Николаевич Староносов — тоже самоучка. Но у Староносова учителем, строгим
наставником был знаменитый Иван Николаевич Павлов. А к кому мог обратиться за советом
молодой начинающий художник-гравер?
Жил
и работал в то время в Красноярске крупный художник, ученик великого Сурикова Дмитрий
Иннокентьевич Каратанов. Но, к сожалению, Владимира Мешкова, он не занимался ни
ксилографией — гравюрой на дереве, ни линогравюрой.
— Ну и что? — решил Владимир. — Зато есть у него
много великолепных работ карандашом, пером! Может, и мои
рисунки посмотрит?
рисунки посмотрит?
Нелегко
было преодолеть естественную робость, явиться вот так, незванному, к маститому художнику.
Понимал уже Владимир, что гравюры его, не раз отмеченные и на редакционной летучке,
и товарищами, еще по-ученически несовершенны. И хвалят, чтоб поддержать, вдохнуть
уверенность в свои силы. А чем окажется встреча с Каратановым? Какая необходимость
настоящему, большому мастеру скрывать суровую правду перед учеником, стоящим на
пороге в мир искусства?
Дмитрий
Иннокентьевич жил в доме, некогда принадлежавшем семье Суриковых (тогда этот дом
еще не был музеем), в комнате, сохранившей приметы дорогой старины. Каратанов был
в просторной рубахе-«толстовке», готовился пить чай и радушно усадил Владимира за
стол.
Наметанный
глаз художника сразу же отметил нерусский тип смуглого лица молодого посетителя.
Об этом же свидетельствовало и произношение — мягкое, с легким своеобразным акцентом.
То, что Мешков не северянин, не хакас, Каратанов определил сразу — ему ли, кондовому
сибиряку, не уметь отличить уроженцев Сибири! Но сибиряками были и татары и башкиры.
Так и сказал Дмитрий Иннокентьевич полувопросительно, и, радуясь, хлопнул себя по
коленкам.
— Эх! Чуть-чуть в точку не попал. Значит, чуваш?
И не потомок ссыльных, а новый переселенец? И природу любишь, и Сибирь очаровала?
— посыпались вопросы. Владимир отвечал на них легко, охотно, раскованно, и рисунки
показал все, и высказал сомнения, и советы выслушал, и замечания резкие, но почему-то
совсем не обидные. Расставался Владимир с Дмитрием Иннокентьевичем, чувствуя, что
много ему даст большой мастер, пригласивший заходить запросто, приносить новые
работы.
— И рисунков! Больше рисунков с натуры. Природа,
натура — наш главный Учитель! Всегда помни это.
Только
много лет спустя художнику Мешкову доведется вновь встретиться с Каратановым: обстоятельства
опять резко изменили уже налаженный ритм жизни в Красноярске. Непоседливый отец
в очередной раз решил изменить место жительства и перебрался в Боготол, потом в
Березовку, которая в те годы была районным центром и, в отличие от красноярской,
именовалась Березовкой Дальней.
В
1937 году Владимир Мешков неожиданно получил письмо от Староносова. Страстный пропагандист
линогравюры, П.Н. Староносов пристально следил за оформлением не только центральных,
но и периферийных газет и резко критиковал формализм, неряшливость, небрежность
даже в маленьких «повседневных» клише. А Владимир Мешков «размахнулся» уже до
газетных полос, до оформления праздничных выпусков, до тематических плакатов, делал
двухцветные оттиски. К нему обращались с заказами из других районных газет. Особенное
внимание и даже зависть редакторов вызвали номера боготольской газеты «Колхозное
знамя», посвященные выборам в Верховный Совет СССР, а затем к Дню Конституции СССР.
И
вот письмо Староносова, крупного советского художника-гравера, лично ему, восемнадцатилетнему,
еще безвестному художнику районной газеты! Конечно, в письме были серьезные критические
замечания — к ним не раз, творчески осмысливая, вернется Владимир Мешков, а сейчас
он с трепетом душевным, читал так необходимые добрые слова: «Работы Ваши с первой
и до последней говорят, что Вы вполне овладели материалом — линолеумом, что работа
Ваша не механическая, а сделанная с большим чутьем, с большим знанием, с большой
любовью. Некоторые гравюры можно поставить в пример большинству районов как образец
техники».
И
особенно взволновало Владимира Мешкова предложение Староносова присылать ему новые
оригинальные работы, не только оттиски, но и непременно доски — так на языке специалистов
именуются листы линолеума с вырезанным рисунком. Мешков с еще большим трудолюбием
взялся за новые работы: так хотелось еще и еще раз услышать совет мастера.
И
советы были. Подробные. Добрые. Нелицеприятные. П.Н. Староносов, как и Д.И. Каратанов,
отмечал слабость рисунка у молодого художника, предупреждал, советовал: «Рисуйте,
рисуйте и рисуйте больше! Гравер обязательно должен быть хорошим рисовальщиком.
Вы еще молодой, талантливый, трудоспособный. Заведите у себя карманный блокнот в
ладонь величиной, носите его постоянно, и вмените себе в обязанность ежедневно,
при каждом удобном случае, заносить с натуры портреты, пейзажи, человеческие фигуры,
всевозможные движения человека и т. д. Рисуйте медленно, изучая каждую деталь с
натуры, рисуйте быстро, схватывая построение ног, рук, общей фигуры во время движения,
рисуйте совсем без всякой натуры — по памяти или на основании собранного блокнотного
материала...»
Письма
Староносова, те, что сохранились, пронесенные через войну,— это не просто письма-отзывы,
напутствие, поддержка. Это обширная учебная программа на много лет вперед, рассчитанная
на сильного человека, избравшего один из сложнейших видов графики — гравюру.
Мешков
нигде не учился в общем понимании этого слова. Но разве труд, творческий, практический,
да еще по -газетному оперативный, под пристальным вниманием наставника— не учеба?
Позднее Мешков узнал, что его наставник Петр Николаевич Староносов начал почти так
же, как и он. Об этом рассказал Иван Николаевич Павлов в своей книге «Записки старого
гравера».
«В
1926 году пришел ко мне высокий худой блондин и настойчиво заявил:
—
Я хочу у вас брать уроки гравюры. Петра Николаевича Староносова тогда в Москве еще
никто не знал. Он вернулся в свой родной город после восьмилетних скитаний по Уралу,
Сибири и Кавказу. За это время Староносов воспитал в себе глубочайшее чувство природы,
познал красоту тайги, тундры, уральских гор и озер, нашего северного пейзажа, быт
сибирских народностей. Все это с исключительной остротой взбудоражило заложенные
в нем большие художественные силы и помогло найти ему свои мотивы, свой почерк.
В беседе со Староносовым я почувствовал его теплое человеческое сердце, горячую,
страстную любовь к жизни.
Это
был восторженный романтик, которого покорила суровая мощь природы и который восторгался
красотой человеческих подвигов...»
Владимир
Мешков шел по такому же пути, жадно впитывая все новое. Его терзали сомнения, угнетало
чувство неудовлетворенности. Да, он уже был замечен и отмечен, к нему поступали
заказы из разных газет, но именно газетная спешка, именуемая «газетной оперативностью»,
и смущала его. Огромный объем работы укреплял руку, линолеум становился все более
послушен его резцу, но не оставалось времени для осуществления своих личных, творческих
замыслов.
Он
был еще молод, однако знал уже печальные примеры, когда его собратья, газетные художники,
овладевшие секретами резьбы по линолеуму, вдруг останавливались на месте. Многочисленные
заказы, не только газетные, но и «на потребу ширпотребу», приносили им дополнительные
заработки. Появлялась соблазнительная возможность работать без должной требовательности
к себе. И это было началом конца многих собратьев-художников. Мешков оказался достаточно
талантливым и невероятно целеустремленным, чтобы сохранить себя для советской линогравюры.
Как
художник-гравер Владимир Мешков сложился в предвоенные годы. Его гражданская позиция,
профессия газетного графика, предопределяли ему роль летописца нашей жизни. Произошла
еще одна счастливая случайность, которую верующий человек назвал бы «ниспосланной
свыше»,— именно на Мешкова пал выбор направить его на Север, в Эвенкию. Летом 1939
года его вызвали в крайком партии и сказали:
— Газете «Эвенкийская новая жизнь» нужен художник-график.
Там нет и, наверное, долго еще не будет цинкографии. Эвенки, населяющие округ,
в основе своей неграмотны. Поэтому газетные иллюстрации приобретают особое значение.
Больше наглядности — она доступна, понятна всем. Мы рекомендуем тебя на работу в
северную газету.
Владимир
Мешков сразу же согласился, хотя не очень-то представлял, где эта самая Эвенкия.
Ему рассказали об огромной, почти неизведанной горно-таежной стране, об эвенках-охотниках
и оленеводах, о коллективизации, которая только начинается на Севере, о колоссальной
работе по ликвидации безграмотности и подъему культуры. Не скрывали и предстоящие
трудности: свирепые морозы, нелегкие бытовые условия, огромные расстояния и при
этом единственный вид транспорта зимой — олень.
Но
какая захватывающая перспектива открывалась перед молодым художником: познать неизведанное,
может быть, открыть что-то новое, встретить незнакомый народ и рассказать обо всем
этом посредством графики!
Ехал
он в Эвенкию не один, а вместе с Дмитрием Захаровичем Язевым, новым редактором
эвенкийской газеты, в которой предстояло трудиться и Мешкову.
Комментариев нет:
Отправить комментарий