Первая стела могильника Верх-Аскиз I
Древнехакасские изваяния и стелы объединяет общий самобытный стиль изобразительного искусства, сложившийся на территории Хакасии. Это искусство изумляет своей особой манерой исполнения изображений, завораживает загадочностью представленные образов, удивляет сложностью композиции. В нем воедино слились как приверженность одному канону, так и разнообразие изобразительных решений; как реализм, так и глубокий символизм.
Этот стиль уникален, за пределами Хакасско-Минусинской котловины подобные стелы и изваяния неизвестны. Многие сравнивают их по значимости и таинственности с каменными великанами острова Пасхи.
Человек высекал и вырезал изображения на изваяниях и стелах в то время, когда еще не знал железа, используя каменные и бронзовые орудия. После этого еще более изумляешься изяществу и мастерству исполнения. Так же удивляет многообразие нанесенные образов и сюжетов. И все же при более тщательном их рассмотрении видно, что изображения повторяются и присутствуют художественные каноны, которым следовали древние ваятели.
Оригинальное древнее хакасское искусство состоит из трех типов памятников – монументальные изваяния, стелы и миниатюрные изваяния.
Монументальные изваяния
Первый тип - это скульптуры-изваяния, которые представляют собой обычно столбообразные, сигаровидные или саблевидные каменные обработанные глыбы, достигающие в высоту 3—4 м. На них на узкой грани, немного ниже центра, высекались личина и отходящие от нее другие изображения.
Изваяние с озера Белё. Красно-коричневый песчаник.
Стелы
Второй тип - рисунки, нанесенные на плоские каменные плиты-стелы как техникой процарапывания, так и прочерчиванием и прошлифовкой толстых линий. На стелы наносились изображения как личин, так и животных.
Вторая стела могильника Верх-Аскиз I
Изваяния миниатюрные
Особый вид изваяний – это миниатюрные изваяния, или портативные, переносные. К настоящему времени известно 7 таких памятников, найденных в разных районах Хакасии. У местного населения они получили название «кёзе палазы» — «дитя менгира».
Миниатюрное изваяние с реки Уйбат. Серый гранит
При систематизации изображений главное место занимает личина - центральный элемент большинства изваяний и стел. Личины можно разделить на несколько групп:
- Простые личины,
- Личины с реалистическими чертами,
- Нереалистические личины,
- Сложные личины с сочетанием реалистических и нереалистических черт,
- Личины с отсутствием контур лица.
Простые личины
Первая группа - это простые личины, имеющие глаза в виде точек, поперечную линию вместо носа и рот. Эти изваяния представлены первой стелой Могильника Уйбат III, раскопанного И.П. Лазаретовым, и изваянием с устья реки Камышта.
Первая стела могильника Уйбат III
Такие личины встречаются, как на изваяниях, так и на стелах. Имеется она и на известной стеле, найденной возле села Онхаков. Помимо личины здесь изображены лучи, отходящие от нее и оканчивающиеся точками. Книзу от личины прочерчены зигзагообразные линии, между которыми прорисованы кружки. По сторонам от него показаны извивающиеся змеи.
Онхаковская стела
Личины с реалистическими чертами
Вторая группа характеризуется личинами с реалистичными чертами. Изваяние, названное хакасами «Хыс кезе», что означает «девушка-Менгир», привезенное с окрестностей с. Бельтыры.
Изваяние Хыс кёзе
Уникальна личина у саблевидного изваяния Хыс тac (девушка-камень), приведенного из села Полтаков. У него личина расположена не в центральной гости изваяния, а на самом верху. Также у него показаны волосы и височные кольца.
Изваяние Хыс тас
Нереалистические личины
Третья группа- самая многочисленная группа личин. Они трактуются как, нереалистические или фантастические. Наиболее типична для этой группы личина у изваяния, которое хакасы назвали «Киме тac», что означает «камень-лодка». Его нашли недалеко от Черного озера. Существует предание, записанное этнографом Виктором Яковлевичем Бутанаевым, что оно служило культовой коновязью для лошадей горные духов. Изваяние Киме-тас — самое высокое из известных изваяний, оно достигает 4,7 метра.
Изваяния Киме тас
Личина на этом изваянии, расположенная на узкой грани по центру столбовидного камня, вытянута и разделена на три гости горизонтальными полосами. В нижней гости расположен рот, в средней изображен нос. (В верхнем сегменте расположены глаза, при этом на лбу у личины имеется «третий глаз», и он также изогнутыми линиями отделен от другие подбородок, этой личины также отделен дугообразными линиями.
Личина изваяния Киме тас
В стороны от лица, продолжая линии на нем, отходят небольшие изогнутые отростки. В верхней гости у личины нарисованы «коровьи рога» и стилизованные звериные уши. Вверх ото лба с «третьим глазом» отходит столп со схематичными изображениями небольших личин, а в стороны от него отходят извилистые отростки.
Солярный знак на изваянии Киме тас
По бокам изваяния и на задней его стороне изображены так называемые солярные знаки в виде круга и отходящих от него четырех симметрично расположенные треугольников.
В центре круга обычно нарисован еще один небольшой круг или большая точка. Этот знак - очень распространенный символ для древнего искусства. По бокам выше личины изображены два идущих вверх быка, которые довольно часто изображались как на изваяниях так и отдельно на плитах. Помимо этого животного, встречаются изображения оленей и птиц.
Сложные личины с сочетанием нереалистических и реалистических черт в одном изваянии
Четвертая группа изваяний – изображения, в которых переплетаются как реалистичные так и нереалистичные черты в рамках одной личины. Яркий представитель подобного изображения – это Ширинского изваяния, располагавшегося когда-то у озера Шиpa. Оно знаменито в первую очередь общей сложностью композиции.
Ширинское изваяние. Вид сбоку и спереди
Его личина разделена по всем канонам нереалистической личины и также имеет признаки животного - рога и уши. Но при этом у личины вполне реалистично и рельефно выполнен нос. Вместо третьего глаза здесь изображен солярный знак вверху.
Ширинское изваяние. Личина
Как и у многих изваяний, отходит ото лба столп, наполненный внутри личинообразными знаками, а на самом верху столпа и самого изваяния размещается небольшая реалистичная личина. Интересно, если смотреть на изваяние в фас, то под центральной личиной можно увидеть рельефно высеченные женские груди и солярный знак, на выпуклом животе. Но если посмотреть сбоку, то можно сразу заметить, что под личиной идет изображение морды зверя с раскрытой пастью и оскаленными зубами.
Ширинское изваяние. Лик зверя
При этом те выпуклости, которые в фас воспринимаются как груди, при рассмотрении в профиль оказываются глазами зверя. Также в профиль видны отходящие от шеи личины и холки зверя, изогнутые в локтях руки. Их одновременно можно воспринять и как руки зооантропоморфной личины, и как лапы зверя. В нижней части на боку изваяния имеются два солярных знака.
Нереалистичные и реалистичные личины встречаются на знаменитом общеизвестном изваянии Улуг Хуртуях тac наверху расположена реалистичная личина, внизу — нереалистичная.
Изваяние Улуг Хуртуях тac , когда хранилось в ХНМК
Это изваяние до недавнего времени хранилось в коллекции Краеведческого музея и было привезено с окрестностей села Онхаков.
Личины с отсутствием контур лица
Пятый вид – это вид нереалистических личин, у которых отсутствует контур лица, они часто изображались охрой на скалах. Встречаются они и на стелах. В коллекции музея такие личины имеются как на изваяниях (изваяние из чаа таса у с. Сартыгой), так и на плитах, например, на плите, найденной в селе Бутрахты.
Плитка из села Бутрахты
Изваяние из чаатаса у села Сартыгой
Фантастические звери
Обнаружена так же группа стел с изображением нереальных, фантастических зверей, порой устрашающего вида.
Плита с реки Аскиз
Стела из кургана Черновая красно-коричневый песчаник
Изваяния со звериными навершиями
Особое внимание привлекают изваяния, на вершине которых высекалось изображение животного – барана, лося. Приходится только удивляться фантазии древнего человека, умевшего создавать подобные шедевры. Причем эти изображения проявляются лишь при очень внимательном рассмотрении изваяния, и при особом освещении. Таковы изображения Верхбиджинского барана, Майдашинского барана.
Изваяние Верхбиджинский барана
Майдашинский баран. Хранится в Минусинске
Изваяния миниатюрные
Особый вид изваяний – это миниатюрные изваяния, или портативные, переносные. К настоящему времени известно 7 таких памятников, найденных в разных районах Хакасии. У местного населения они получили название «кёзе палазы» — «дитя менгира».
Кёзе палазы из села Аскиз
Изваяния разнообразны по форме, но в целом преобладают «сигаровидные», с уплощенной нижней стороной и расширенным передним концом. По характеру изображений изваяния миниатюрные подразделяются на два вида. На изваяниях первого вида выбиты изображения той же антропоморфной личины «Первосущества» и сопутствующих ей персонажей, что и на монументальных памятниках.
На изваяния второго типа высечена только одна скульптурная голова животного (быка, хищного зверя или рыбы), которая располагается на расширенном конце камня. С изваяниями сближаются еще более миниатюрные каменные предметы, условно именуемые жезлами.
Миниатюрное изваяние из села Устинкино
Они изготовлены из красной яшмы и все, за исключением ножевидного жезла, найденного в Абакане, имеют вид тщательно отполированных сигарообразных стержней. Конец фрагментарно сохранившегося жезла из деревни Калы украшен скульптурной фигуркой человека с поджатыми к туловищу ногами. На всех остальных изваяна скульптурная головка быка, иногда безрогого. Жезлы такого типа найдены также за пределами Минусинской котловины, в Туве и Монголии. По мифологическому содержанию образы изваяний и жезлов тождественны образам монументальных древних изваяний и стел.
Разностилевые изваяния
Можно еще выделить в особую группу памятники, объединяющие в себе стили разных эпох и культур Хакасской земли, когда по изображениям созданным в более раннее время, выбивались изображения представителями последующих культур.
Это изваяниями с силуэтами животных поверх антропоморфных личин, и выбивка рунических надписей по боковой поверхности изваяний, на грани которых высечены были личины в более раннее время.
Источник:
Тараканов В.В. Коллекция каменных изваяний и стел Окуневской культуры./ В.В. Тараканов. – Абакан: хакасский национальный краеведческий музей, 2006. – 16с.
Дух камня, которому поклонялись древние. Возможно, в чём-то помогали людям эти духи. Скорей всего, камни - это другой тип сущности, которые несут определённые энергетические послания.
ОтветитьУдалитьМне думается, что древние люди поклонялись не столько Духу камня, как божествам, которых они изображали на этих камнях. Причем некоторые изображения настолько интересны и своеобразны, что заставляют думать о том, что древние люди видели инопланетян и отобразили их облик. Но это чисто мое виртуальное предположение... Улыбаюсь...
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
Удалить