Источник: Ларина Л.Н. Александр Доможаков и его этноархаика./ Л.Н. ЛАРИНА, главный хранитель Новокузнецкого художественного музея.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). – с.281-284
Этноархаика — течение в современном искусстве, представители которого пытаются связать с помощью изобразительных средств образы и знаки исторической древности своей земли с самыми новейшими тенденциями. Художественная стилистика течения соединяет в себе заимствования из творчества старых мастеров, достижения русского авангарда, новые идеи и формы постмодернизма.
Одним из первых хакасских художников, серьезно увлекшихся этноархаикой, стал Александр Викторович Доможаков. После окончания Красноярского художественного училища им. В.И. Сурикова он вернулся в Абакан и занимался преподавательской деятельностью в художественных школах и учреждениях детского творчества. С 1997 года Доможаков становится членом Союза художников России. Его увлечение традиционной культурой, этнографией и археологией было вполне естественным, закономерным для того времени, когда многие художники, «устав от реализма, потянулись к архаике». Не совсем обычным был его подход к этой теме и ее воплощение в искусстве. В творчестве Александра Доможакова, к сожалению, безвременно ушедшего из жизни, наблюдалась не просто попытка художественной реконструкции духовного универсума предков, а стремление путем чувственного вживания через внутреннее перевоплощение передать сущностное в историческом прошлом. Художник стремился сделать, наверное, невозможное — «ощутить и увидеть мир глазами предков», он хотел «писать так, как это было свойственно древним». Это была попытка духовного освоения мироздания древних с точки зрения взаимоотношения таких основных его частей, как природа и человек. Это попытка ощутить очарование утраченной ныне, но существовавшей изначально их сопричастности друг другу и гармонии. Для достижения этой цели художник часто использовал древние символы, существовавшие на территории Южной Сибири. Символы имеют место в любом обществе, одни из них меняются в соответствии с потребностями времени, другие переосмысливаются и сохраняются в силу традиции. С их помощью каждое поколение интерпретирует картину мира. Как ни странно, но пласт наиболее архаичных символов, представлений и верований особенно устойчив и жизнеспособен. Эти символы Доможаков каким-то непостижимым образом чувствовал, находил и не просто цитировал, а органично встраивал в живописную ткань или графический рисунок.
В кризисные 1990-е годы Доможаков выбирает позицию художника, который археологизирует культуру, накопившую критическую массу для очередного «распада» и утрачивающую свои смысловые формы. Но ортодоксальность видения, своеобразие художественного подсознания оказывается способным интегрировать в своих формах «утраченные» слои, хранить, сберегать не только ушедшие образы-знаки, но и еще не выговоренные, потенциальные смыслы. Проблема выживания этих сакральных знаков-ориентиров оставалась актуальной почти во всех его работах этого периода: «Звук луны» (1990), «Мир наки» (1992), «Желтый конь с духом» (1993), «Белое», «Белое и черное», «Солнце-всадник», «Движение» (1994). Пространство в этих работах становится единой плоскостью, одним миром, где нет первого и второго планов, первостепенных и второстепенных персонажей и объектов. Есть вечность, в которой все предначертано и определено. В искусстве он стремится выразить сущностные качества «духа своего места», «духа своей территории» через обращение к знакам исторического прошлого.
Доможаков еще в начале 1990-х годов работал в русле этноархаики. В творчестве Александра в этот период прослеживаются основные образы, имеющие помимо древнетюркской сложную общецивилизационную семантику: всадник, лодка, знак солнца, юрта, впоследствии ставшие ключевыми в его работах.
Для художника важны этнографические детали, орнамент, элементы которых он искусно вплетает в структуру своих произведений. Подчас кажется, что он, разрывая народный орнамент, берет один его элемент и рассматривает его как некую самоценность, знак, фрагмент, как воплощение целого, как носитель информации о целом. В этом проявлялся своеобразный подход к идее всеединства мира, всеобщности макро- и микрокосмоса («Белое и черное»). Он пытается создать синтетический универсальный язык, вобравший в себя суть понятий не только своего народа, но и общечеловеческого значения.
Доможаков принадлежал именно к национальным художникам. Хакасское народное искусство никогда не отличалось замкнутостью и легко вбирало в себя все влияния, необходимые ему для развития, неизменно сохраняя при этом национальную самобытность. Этнический компонент в его живописи тесно переплетается и с русским народным, и с общими тенденциями в мировом изобразительном искусстве. Если первый компонент был заложен изначально в подсознании на уровне архетипа, то второй был приобретен на протяжении жизни.
Для сохранения творческого наследия Доможакова много сделал художник Александр Кобыльцов, осуществив фотосъемку более четырехсот работ. Родственники передали 460 произведений в фонды Хакасского республиканского краеведческого музея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий