Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

суббота, 5 февраля 2011 г.

Карачакова-Картина И.Н. - история ее коллекции антиквариата

КАРАЧАКОВА-КАРТИНА Ирина Николаевна (родилась 03.05.1919, с. Уйбат, Усть-Абаканского района, Хакасской автономной области. Умерла 25.09.1989, г. Ленинград), скульптор, коллекционер, меценат, член Союза художников СССР с 1957. Окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Е.И. Репина (мастерская В. Синайского, 1949). Как скульптор работала в художественном фонде г. Ленинграда, имела мастерскую. Оригинальность дарования вела ее к поискам сочной, энергичной пластин. Об этом говорят ее работы «Портрет шахтера Балыкова» и другие. В 1957 стала победителем Всесоюзного конкурса, который должен был увековечить 250-летие присоединения Хакасии к России. Ее проект совместно с И.И. Фоминым был признан лучшим. Карачакова-Картина - известный коллекционер. Вместе с мужем Г.И. Козаченко, искусствоведом Русского музея, а после его смерти одна, сумела собрать произв. русских, западноевропейских и восточных мастеров живописи, декоративно-прикладного исскуства, ныне хранящихся в Хакасском краеведческом музее, известное, как «Наследие И.Н. Карачаковой». (Автор статьи И.К. Кидиекова)
Ирина Николаевна Карачакова — из очень богатого знатного рода Картиных, "Последняя принцесса", как называют ее ученые. Это в стылые годы репрессий она вынужденно сменила фамилию. Вся ее жизнь — цепь удивительных событий. 
Начал коллекционировать произведения искусства муж Ирины Николаевны — искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Русского музея Георгий Исидорович Козаченко. Всю свою жизнь он собирал произведения искусства, особенно европейской, восточной и русской живописи, предметы прикладного искусства, художественную мебель.
В послевоенные годы Козаченко сумел приобщить к искусству свою жену, будущего самобытного скульптора, хакаску Ирину Карачакову-Картиной. Он очень любил свою жену, оказал огромное влияние на раскрытие ее художественного таланта и формировании ее эстетических вкусов. Георгий Исидорович оказывал также существенную поддержку ее родным. Получив известие, что мать Ирины Николаевны умерла, а племянница жены осталась одна, привез девочку из Усть-Абакана в Ленинград и отправил учиться.
Но блокадные годы стоили ему здоровья. Жизнь Г.И. Козаченко оборвалась рано, он умер в 1954 году, всего лишь на 51-ом году своей жизни.
Похоронив горячо любимого мужа, Ирина Николаевна но до конца своей жизни хранила его сорочку и волосы, как память о нем. После смерти мужа ответственность за домашнюю коллекцию легла на Ирину Николаевну. И она не только сохранила ее, но и сумела существенно приумножить. Хотя каких ей это стоило лишений, трудно даже представить.
Она жила в коммуналке на Васильевском острове. В двух небольших комнатах старинные картины и скульптуры едва помещались. Они были свернуты, стиснуты, поставлены друг на друга. 
Ирина Николаевна практически все деньги тратила на приобретение старинных вещей — мебели, картин, скульптур, светильников. И это надо было где-то хранить. Соседи возмущались, заставляли все выбросить. Или говорили: «Продай! Озолотишься». Но она даже не ездила никуда на отдых — боялась оставить свои сокровища без присмотра. Сон её был очень чуток: она боялась за свою коллекцию, хотя квартира была на пульте, под сигнализацией.
 Две небольшие комнатки с печным отоплением производили удручающее впечатление, Общая кухня да скандальные соседи, которые после смерти её мужа буквально терроризировали Ирину Николаевну: толкнули однажды так, что сломала ребро и руку.
"Я устала от такой жизни, боюсь, если заболею, не смогу сохранить коллекцию, — говорила она. — В комнатах сыро, я не могу достаточно приобретать топлива, а ведь картинам нужна постоянная температура. Не хватает денег и на материалы для работы...»
Соседи строчили кляузы, угрожали, отбирая у вдовы Козаченко комнату.  Часть коллекции, к сожалению, даже была ими украден.
 Эльза Михайловна Кокова вспоминала, как они познакомились с Ириной Николаевной в 1974 г. в Ленинграде:
- Назначив встречу в гостинице «Октябрьская», мы с писателем М.Е. Кильчичаковым долго ждали нашу землячку. Ее не было. Думали, уже не придет... И вдруг она подбегает, раскрасневшаяся, взволнованная... «В чем дело?» - спрашиваем. Вместо ответа она показала нам синяки на руках. Так соседи по коммунальной квартире в очередной раз расправились со «странной» Карачаковой за то, что ее скульптуры занимали лишние полметра общей площади.
Позднее эту «коммуналку» на Васильевском острове мы посетили вместе с нашим председателем облисполкома Василием Архиповичем Угужаковым. Соседи бранились. Хозяйка, обрадованная нашему приходу, сварила картошку: больше нечем было угостить.

 Э.М.  Кокова, тогда студентка Ленинградского театрального института, заступившись за Ирину Николаевну, написала письмо первому секретарю Ленинградского обкома КПСС. Об этом узнали в Хакасии. Василий Архипович Угужаков, тогдашний председатель исполкома Хакасского областного Совета депутатов трудящихся, в июле 1973 года обратился с ходатайством к председателю исполкома Ленинградского городского совета, подробно изложив мотивы своей просьбы:
«...Кроме собственных произведений Ирина Николаевна унаследовала от мужа коллекцию ценнейших произведений изобразительного искусства XVII-XIX вв., а также произведения советских авторов, которые представляют музейный интерес и являются предметом научного изучения. Эти уникальные собрания произведений искусства Ирина Николаевна предназначила в дар родной Хакасии, что явится бесценным вкладом в развитие культурной жизни Хакасии. С целью принятия и размещения бесценного подарка в г. Абакане в 1974-1975) гг. по специальному проекту будет построено музейное здание.
Стремясь сохранить и улучшить условия хранения произведений искусства, Ирина Николаевна уделяет много труда и средств их реставрации, сохранению, но ввиду тяжелых бытовых условий, создаваемых ее соседями, тов. Карачакова и Хакасский облисполком очень обеспокоены за судьбу уникального собрания ценнейших произведений искусства. В связи с вышеизложенным исполком Хакасской автономной области убедительно просит Вас выделить двухкомнатную квартиру скульптору И.Н. Карачаковой. С искренним уважением председатель исполкома областного Совета депутатов трудящихся В. Угужаков».

Старинная мебель из коллекции И.Н. Карачаковой

Угдужаков, будучи членом Президиума Верховного Совета РСФСР,  добился, чтобы Ирине Николаевне для работы и хранения коллекции создали надлежащие условия. Горсовет выделил ей двухкомнатную квартиру, просторную мастерскую. В.А. Угужаков также выхлопотал ей персональную пенсию, льготы по оплате за жильё.
«Я бесконечно благодарна Василию Архиповичу за его заботу, хотелось в знак уважения сделать его портрет, но ему всегда некогда позировать», — сетовала Ирина Николаевна.
Во время болезни, а затем после смерти мужа она нуждалась в деньгах. И всё же находила возможность помогать нашим студентам, обучавшимся в институте имени Репина, — Михаилу Бурнакову, Андрею Топоеву, учила пять лет свою племянницу Ирину Картину, которая сейчас живёт в Германии. Часто говорила, вот накоплю денег, и поеду в гости к Ирине в Росток.
Старинное зеркало из коллекции И.Н. Карачаковой

…многие советовали: «Продай что-нибудь из коллекции и живи нормально!»
Но Ирина Николаевна ни одной скульптуры, ни одной картины не продала, свято веря в их бесценность. А сама по-прежнему жила очень скромно.
Жизнь художника зависела от наличия заказов, и она не баловала Ирину Николаевну постоянной работой. Из-за нужды ей часто приходилось расставаться со старинными украшениями и предметами. Но вырученные деньги сразу тратились на другой предмет старины.
 Гипсовый слепок со знаменитой скульптуры Микеланджела "Скорчившийся мальчик"

В круг друзей Ирины Николаевны входила семья художника Г. Верейского. В ее коллекции хранится много литографий, рисунков этого замечательного графика. Много интересных произведений прикладного искусства стран Дальнего Востока она приобрела при содействии коллекционера С.П. Варшавского, собирателя нэцкэ и японской гравюры, автора замечательной книги «Подвиг Эрмитажа». Приятельницей Ирины Николаевны была родная сестра А.В. Колчака Александра Васильевна Боброва, вдова крупного государственного деятеля, — человек удивительной красоты и внутреннего обаяния. Она прожила более 90 лет, оставаясь всегда гостеприимной, безукоризненно причесанной и одетой.
 Гравюра Анны Остроумой-Лебедевой из коллекции И.Н. Карачаковой


А какими были азартные обмены, хитроумные комбинации коллекционеров? О том, что сколько стоило при обменах произведениями искусства, судить очень трудно. Главным было торжество партнеров, если собрание пополнялось вожделенным предметом.
Когда Ирина Николаевна приобретала особо интересную вещь, она устраивала прием для своих друзей, который превращался в настоящее светское мероприятие. На скатерть ставился старинный английский сервиз, столовый серебряный набор, старинный итальянский штоф необыкновенной красоты. Над большим столом начала XIX века зажигалась роскошная зеленая люстра из «дубовых» листьев. Царила божественная красота и благолепие. Это была замечательная игра в условиях вынужденной творческой бездеятельности.
Старинная мебель из коллекции И.Н. Карачаковой

В коллекции И.Н. Карачаковой оказались произведения мирового искусства, за которыми «охотились» крупные музеи. Так, Эрмитаж несколько раз предлагал очень большие деньги за французские шпалеры, выполненные в мастерской Одрана, за художественную бронзу средневекового Китая, за художественную мебель эпохи Возрождения. Все это состояло на учете в главном управлении культуры исполкома Ленгорсовета.
Донателло 1386-1466 Италия. Голова на блюде. Иоанн Креститель. Мрамор

Предметом особой страсти Ирины Николаевны была антикварная мебель. Ее привлекала двойственная природа произведений прикладного искусства, их одновременная принадлежность миру обиходных вещей и миру духовной культуры, их назначение и служить человеку в быту, и вызывать чувство прекрасного. Она восхищалась выдумкой, мастерством, бесконечным терпением умельцев, делавших эти вещи, их способностью одухотворять предметы обыденного назначения. Как была приятна залощенность этих предметов! Ведь они испытали на своем долгом веку сотни, а может быть, тысячи любовных прикосновений — мастера, подмастерья, торговца, первого хозяина, его наследников, антикваров, путешественников... 
Старинная мебель из коллекции И.Н. Карачаковой

Обдумывая судьбу своих художественных собраний, Ирина Николаевна пришла к выводу, что единственным достойным завершением жизненного пути стал бы дар ее собрания государству. Можно, конечно, было что-то продать Эрмитажу и Русскому музею. Ее бывший сокурсник по Академии художеств, известный монгольский художник Ц. Ядамсурэн, просил Карачакову продать всю коллекцию Монгольской Народной Республике. Он сулил помимо большого вознаграждения и заказ на выполнение большой монументальной скульптуры в Улан-Баторе.
В это время руководство Хакасской автономной области держало Ирину Николаевну обещанием начать работу над памятником «Дружба». Студенты, ленинградские земляки скульптора одолевали ее своими философскими размышлениями о смысле жизни и долге, смущая своим идеализмом мечущуюся в противоречиях женщину. 
из коллекции И.Н. Карачаковой
Разочарование скульптора в возможности реализовать самый главный ее труд — монумент «Дружба» — освещалось надеждой на осуществление творческого замысла. Ее уверяли в том, что в Хакасии будет построен музей изобразительных искусств, где ее собрание займет достойное место.
В письме к председателю облисполкома В.А. Угужакову Ирина Николаевна предложила безвозмездно передать Хакасии свою коллекцию с условием строительства музея по дипломному проекту ее племянницы Ирины Картиной. Фрагмент из ее письма:
"Глубокоуважаемый Василий Архипович! Здравствуйте! На днях у меня побывала Эльза Михайловна Кокова, рассказывала о Хакасии, о возросшей культуре и достижениях, а так же передала про разговор с Вами по поводу создания Музея в Абакане и о той заинтересованности проявленной Вами к этому вопросу. Меня не занимает вопрос утверждения моего имени, это не главное, но я горю желанием приобщить к миру прекрасного народ наш..."
 Старинный гобелен из коллекции И.Н. Карачаковой


Незамедлительно последовало письмо от начальника областного управления культуры:
«Ирина Николаевна! Я прошу меня извинить, дело в том, что при беседе с В.А. Угужаковым он мне сообщил о том, что Вы высказали любезное предложение о безвозмездной передаче художественных произведений Вашего мужа для экспонирования их в выставочных залах Хакасии. Мы были бы очень благодарны Вам, Ирина Николаевна — дочери Хакасии — за Ваши патриотические чувства. Нам представлена сейчас хорошая художественная мастерская с общим залом для оформительских работ, выставочным залом и мастерскими, в которых работают В. Тодыков, М. Бурнаков, А. Калинин и другие. Мастерская занимает весь нижний этаж пятиэтажного жилого дома и подвальное помещение (все по нижнему этажу). С уважением — А. Танзыбаев, 4 марта 1971г."
 Бронзовые статуэтки

Такая бесцеремонность явно озадачила Ирину Николаевну. Естественно, передавать коллекцию в подвал абаканской пятиэтажки она не захотела. В Ленинград через некоторое время приехал помощник председателя облисполкома В.М. Росляков. С ним опять обговариваются условия дарения коллекции Хакасии: строительство музея, забота о пополнении коллекции, издание каталога. Был составлен текст завещания.
... Она хотела, чтобы художественная коллекция принадлежала целиком ее народу.
Андреа дель Вероккио 1435-1488. Италия. Мальчик с дельфином. 1470 Бронза

В 1973 году И.Н. Карачакова известила руководство Хакасской автономной области о решении преподнести в дар Хакасии собранные ею коллекции. Она пишет завещание:
"...Я, Карачакова Ирина Николаевна, проживающая в г. Ленинграде, Васильевский остров, 2 линия, дом № 3, квартира № 12 — настоящим завещанием, на случай своей смерти, делаю следующее распоряжение: собрание произведений живописи и скульптуры русских и западноевропейских художников 16—19 веков, коллекцию предметов декоративно-прикладного искусства и художественной мебели 16 — 18 веков, согласно прилагаемому к настоящему завещанию списку, а также все последующие приобретения, созданные лично мною, завещаю Областному управлению культуры, г. Абакан, Дом Советов..."
 Предположительно, портрет кисти И. Репина

Из Хакасии пришло благодарственное письмо:
"Глубокоуважаемая Ирина Николаевна! Хакасский обком КПСС и исполком областного Совета депутатов трудящихся выражают Вам искреннюю благодарность за Ваш щедрый дар своему народу, который станет основой создания музея изобразительного искусства. Вы можете быть уверенной в том, что нами будут приняты все зависящие от нас меры по проектированию, строительству и в ближайшие годы открытию музея для всенародного посещения. Обком КПСС и исполком облсовета от имени всех трудящихся области, выражая Вам, Ирина Николаевна, чувства благодарности за бесценный дар, от души желают новых творческих успехов и доброго здоровья. Секретарь Хакасского обкома КПСС А. Крылов. Председатель исполкома областного Совета депутатов трудящихся В. Угужаков. 18 января 1974 г.»
Дезитерио де Сатиньяно 1430-1464 Италия. Благословляющий Христос младенец. Бронза

Своим даром Ирина Николаевна Карачакова хотела выразить почтительное отношение к земле предков и верила, что этот дар будет воспринят как ее вклад в достояние хакасского народа. Она мечтала преподнести собранные в течение жизни сокровища лично. 
До сих пор власти Хакасии так и не выполнили ни одного из своих клятвенных обещаний: не построили здание музея, не поставили памятник «Дружбы», не расширяют коллекцию Карачаковой. Нет даже достойного надгробного памятника на могиле «дочери Хакасии» в Абакане. Вот уже отмечено 300 лет воссоединения Хакасии с Россией...
В.М. Беклемишев. Танцовщица. 1916. Бронза

Тут хочется привести слова директора Минусинского краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова Людмилы Николаевны Ермолаевой:
«Отчего судьба бывает так несправедлива? Человек стремится сделать добро, а на него не обращают внимания. Он предлагает создать художественный музей, а в ответ - ничего...»
 Неоднократно Ирина Николаевна писала письма-ходатайства о создании в Хакасии музея изобразительных искусств, чтобы можно было все собранные экспонаты передать на родину, но... Вот поэтому как-то при встрече Ирина Николаевна со слезами на глазах сказала Эльзе Михайловне: «Неужели мне даже не удастся перерезать ленточку в будущем музее?»
«Я успокаивала ее, как могла, - вспоминала Эльза Михайловна, - но видела: она не верит и знает, что и я многому из того, о чем ей говорю, тоже до конца не верю».
Да, Ирина Николаевна мечтала сама перерезать ленточку на открытии музея, но этой ее мечте тоже не суждено было сбыться.
Кстати, такого музея до сих пор нет...
из коллекции И.Н. Карачаковой

С годами её все больше тянуло на родину. 
Поездки на родину не были так часты, как этого хотелось бы. Но и в те редкие дни, когда удавалось побывать в Хакасии, Ирина Николаевна стремилась к общению, это ей доставляло большое удовольствие. Глубокий ум, искренность, дружелюбие, оптимизм привлекали к ней людей разных возрастов.
Как-то в середине 80-х годов,  Ирина Николаевна поделилась своим желанием: если бы начальство области выделило ей хотя бы двухкомнатную квартиру в Абакане... Очень хотелось ей в оставшиеся годы пожить и поработать в милой её сердцу Хакасии. Вместе с Г.Г. Котожековым, тогда редактором газеты «Ленин Чолы» (сейчас «Хакас чирi»), обивали мы пороги областных чиновников, но всё было напрасно...
И.Н. Карачакова-Картина среди журналистов газеты «Ленин чолы». Конец 1950-х гг.

В эти же годы состоялась её последняя поездка в Хакасию. Она словно прощалась с речкой Ташебой, с местечком Харот, где родилась, — все места обходила одна, делая пешком в день по 20-25 километров.
 В последние годы жизни Ирина Николаевна часто болела и иногда в течение всего дня не находила в себе силы встать. Заставляли ее подняться друзья-коллекционеры, приходившие похвастаться удачной находкой или предлагавшие интересный обмен. Ирине Николаевне хватало сил ходить в антикварные лавки, особенно если ей звонили антиквары или продавцы этих магазинов, с которыми она дружила многие годы. Она педантично сохраняла ярлыки комиссионных магазинов. Многие из них относились к тем далеким временам, когда антикварный рынок был еще наводнен бесценными произведениями искусства. 
Мишель Одран, Гобелен серии «Месяцы Луки». Франция. 1737-1740

Например, сохранился ярлык на лист с рисунком Леона Бакста с подтверждением авторства комиссией Государственного Эрмитажа.
За год до смерти она попала в больницу, и туда к ней пришли итальянцы. Они очень настойчиво просили продать за очень круглую сумму валюты итальянскую скульптуру. 
Представители итальянского музея, приезжавшие в Ленинград, давали за эту голову римлянина Ирине Николаевне два миллиона (в то-то время!). Два раза просили. Но Карачакова не отдала. Хотя часто ей приходилось отказывать себе в самом необходимом. Хрупкая женщина сохранила непреклонность и в тот день, и во все последующие, отпущенные на ее жизнь. 
Неизвестный автор. Италия. Портрет Нерона. Мрамор 53-х 24 

25 августа 1989 года Ирины Николаевны не стало. Умерла она в Ленинграде. 
Коллекция, её работы, которые Ирина Николаевна завещала родной Хакасии, после её смерти чуть не ушли в чужие руки. Бывший секретарь обкома партии Михаил Саражаков, работник органов госбезопасности Владимир Карлов, директор национального театра Эльза Кокова сумели тогда их вызволить и перевезти в Абакан. Но неоконченные работы скульптора И.Н. Карачаковой, её рабочие инструменты остались в её мастерской, которую, узнав о её смерти, опечатали руководители Союза художников Ленинграда.

2 сентября 1989 года на аэродром города Абакан приземлились два самолета: один с телом Ирины Николаевны Карачаковой-Картиной, другой - с ее коллекцией, подаренной Хакасии.
Рассказывают, что «когда самолет, перевозивший тело И.Н. Карачаковой-Картиной в Абакан, взлетел, в салоне отключили тепло... и вдруг вопреки всему из «ниоткуда» появилась большая необыкновенно красивая бабочка. Она села на крышку гроба - и так почти весь полет сопровождала Ирину Николаевну. Было ощущение, что душа «последней хакасской принцессы» летит на родину».
... тело И.Н. Карачаковой-Картиной было перевезено в Хакасию и захоронено на кладбище в Абакане.
 Старинный шкаф с личными вещами И.Н. Карачаковой-Картиной

 Скульптор, коллекционер, меценат, И.Н. Карачакова-Картина подарила своим землякам огромное творческое наследие: более 2000 предметов живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, художественной мебели.
В коллекцию собранных ею вещей входит различная мебель XVI—XIX веков. Например, потрясающе красивый итальянский кессон с резными купидончиками эпохи Возрождения, кресла в стиле русского романтизма с модными тогда египетскими мотивами, стол-бюро с инкрустацией красным и очень дорогим палисандровым деревом, стул в стиле «Александр-1» с крылатым сфинксом, другая уникальная мебель из редчайшей карельской березы.

Кроме мебели в так любимом ею стиле русского романтизма, Ирина Николаевна сберегла для нас две работы Федота Шубина — скульптурные портреты Павла и Потемкина, некоторые картины XVII века западно-европейской школы, еще требующее ручной атрибуции. А она длится достаточно долго.
Поражают своей красотой скульптура нефритового коня, уникальный, французской работы, веер с восточными мотивами, который чуть не «уплыл» в Германию, поскольку его не было в завещании. Как, впрочем, и каминные часы удалось не потерять.
П. Пюже 1620-1694 Франция. Портрет дофина Людовика XIV. Мрамор

Эльза Михайловна Кокова, ныне покойная, рассказывала: «Когда после смерти Ирины Николаевны раскрыли ее сберкнижку, на счету числилось всего три тысячи рублей. Все свои заработки она вкладывала в коллекцию! Она не могла лишний раз поехать в Хакасию: не было денег».
 Эльзя Михайловна передала в дар музею перчатки Ирины Николаевны и сказала:
... Вот ее перчатки.
— Посмотрите, какие они миниатюрные, наши руки не войдут в них, — сказала Кокова, — Такие руки могли быть только у принцессы,
И такое благородное сердце — только у человека высшей, королевской пробы. Благодаря этому сердцу и этим рукам мы прикасаемся сегодня душой к творчеству, гармонии и красоте.

Многие считали Ирину Николаевну одиноким человеком.
— Но в одиночестве есть своя прелесть — можно мечтать, размышлять, — сказала И.К. Кидиекова. — Жизнь состоит не только из сегодняшнего дня. Я считаю Ирину Николаевну абсолютно счастливым человеком. Ведь не после каждого остается такая память.
...Ирина Николаевна была маленькой хрупкой женщиной, но сердце у нее было большое. Она жила для людей, хотела им открыть красоту мира.
Антуан Каузевокс (1640-1720). Венера на черепахе. Франция. XIX в.

Проходят годы, десятилетия, но до сих пор судьба Ирины Николаевны, ее жизнь, отданная искусству и людям, волнует нас. Она достойна восхищения и увековечивания. В ней было столько доброты, щедрости, внимания не только к своим землякам. «Дорогая Ирина Николаевна. Сегодня мы получили 100 рублей и в восхищении от Вашей доброты, точности и отзывчивости, - писали в письмах ей Бернштейны. Желаем Вам от всего сердца, чтобы люди, с которыми Вам придется иметь дело, так же были добры, внимательны, как Вы». 
 ... Не осуществилась её мечта вволю надышаться запахами трав и цветов милой родины. Нет нашей хрупкой, но мужественной принцессы. Но на века оставила она нам бессмертные свои творения и ценнейшую художественную коллекцию.
Впервые часть коллекции была показана 19 декабря 1989 г. как часть выставки «Интерьеры XIX-XX веков».
В настоящее время часть коллекции Ирины Николаевны занимает небольшое по размеру помещение второго этажа пристройки к Краеведческому музею. 
В основе экспозиции «Дворянское гнездо» в XНКМ им. Л.Р. Кызласова находятся произведения живописи и скульптуры русских и западноевропейских художников XIX в., коллекции предметов декоративно-прикладного искусства и художественной мебели XVI-XVIII вв., подаренные Ириной Николаевной Хакасии, и ее скульптурные работы разных лет. 
И сегодня еще много экспонатов ее коллекции пылятся в запасниках музея... Доколе?
 Источники:
Кидиекова И. Завещание Ирины Карачаковой./ Ирина Кидиекова; фото А. Клюева// Сокровища культуры Хакасии./ Сост. И.Л. Кызласов, А.М. Тарунов. – М.: Научно-информационный издательский центр (НИИЦентр), 2008. – 512 с. - С.333-339
Овчаренко Г. Последней принцессы дар./ Г. Овчаренко.// Шанс (газетная вырезка)
Жизнь, отданная искусству: К 90-летию со дня рождения И.Н. Карачаковой-Картиной, члена Союза художников СССР./ сост. Чепашева А.Ф., Бойко А.О.; Министерство культуры Республики Хакасия, Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2009. – 28с.
Чебодаева М. « Харачах» из рода Картинных./ М. Чебодаева.// Хакасия. – 1994, 5 апреля, № 68. – с.6
Чебодаева М. Обретение утраченной родины./ Майна Чебодаева.// Хакасия. - 1999
Абдина Е. Всё остается людям…/ Елена Абдина.// Абакан. – 1999. – 14 мая, № 55. – с.3
Халтурина Н. «Завещаю своим землякам»./ Нина Халтурина.// Абакан. – 2004. – 18 июня. № 67. – с.7
Баинова Н. Ирина Карачакова – Первый хакасский скульптор/ Наталья Баинова.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10)

Комментариев нет:

Отправить комментарий