Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 19 февраля 2017 г.

Шорцы - малый народ Сибири. Шорские сказки



Шорцы -
малый народ Сибири
Шорцы («шор-кижи» или «тадар-кижи», «кижи» — «человек»), малый народ Сибири, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых районах Республики Хакасия, Республики Алтай, Красноярском и Алтайском крае. Шорцы - потомки местных самодийских и угорских племен, смешавшихся с группами тюркоязычных.
По данным Всероссийской переписи 2010 года численность шорцев составила около 13 тыс. человек.
Шорец. Возвращение с гор. Источник изображения 
В составе этноса шорцев выделяются две этнографические группы: северная, или лесостепная («абинская») и южная, или горно-таежная («шорская»). Облик очень многих шорцев несёт в себе мало монголоидного: они светловолосы, сине- и зелёноглазы.
Шорцы — тюркоязычный народ, по языку к шорцам наиболее близки алтайцы и хакасы, а по культуре — алтайцы и чулымцы. Большинство шорцев говорят на шорском языке, который относится к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы восточно-хунской ветви тюркских языков.

Дети шорского народа. Источник  изображения 
В 17-18 веках русские называли Шорцев "кузнецкими татарами ", "кондомскими и мрасскими татарами", абинцами. Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый и др.), волостей и управ (Таяш-Чоны - Таяшская волость) или рек (Мрас-кижи - мрасские люди, Кондум-чоны - кондомский народ), за пределами территории проживания - аба-кижи (аба - род, кижи - люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распространилось и было введено как официальное в 20 веке.
Охотой занимались от 75 до 90 % шорцев. Промышляли зверя в пределах родовой охотничьей территории артелями по 4-7 человек (первоначально — из родственников, потом — из соседей).
Жили в сезонных жилищах из ветвей и коры (одаг, агыс). Пользовались лыжами (шана), подшитыми камусом. На ручной нарте (шанак) или волокуше (суртке) тащили груз. Добычу делили между всеми членами артели поровну.
Основным источником питания служило и рыболовство, в низовьях рек оно было основным занятием, в других местах им занималось от 40 до 70 % шорцев. По реке передвигались с помощью шестов на лодках-долблёнках (кебе) и берестянках.
Горная Шория. Источник  изображения 
Дополнительным занятием было и собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика. Корни и клубни выкапывали корнекопалкой — «озуп», состоявшей из изогнутого черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце. Собирали много орехов и ягод, в 19 веке уже и на продажу.
Степные шорцы употребляли молочные продукты: кислое молоко, пресный сыр (пыштак), творог, масло, зажиточные покупали конину. Из ячменной муки делали брагу (абыртка) и водку (арагы). Весьма распранён был и чай.
У северных шорцев издавна большое значение имело кузнечное дело, добыча и плавка железной руды (отсюда и русское наименование северных шорцев  — «кузнецкие татары»). Именно поэтому и появилось название  «Земля Кузнецкая», а затем и Кузбасс.
Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь, ими  платили дань (албан) джунгарам и енисейским киргизам.
Шорцы в национальных одеждах. Источник  изображения 
Мужская и женская одежда состояла из рубахи (кунек), штанов (чембар) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах и на подоле. Зимой одевали несколько халатов, их носили запахивая слева направо и подпоясывая кушаком. Женская рубаха была длиннее мужской, с вырезом на груди.
Южные шорцы делали одежду из волокон конопли и кендыря, северные — чаще из покупных тканей. Зажиточные шорцы носили зипуны, овчинные шубы. Обувь шорцев — кожаные сапоги с длинными голенищами (одук или чарык). Женщины носили платки, мужчины шапки — картузы из ткани, кожи, бересты или круглые холщевые шапки, в форме колпака.
Фольклор шорцев
Исполнительница шорских песен, композитор Чылтыс Таннагашева. Источник
Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптығ ныбақтар — сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и другин песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «қомус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.
Начиная с 1985 года, возобновились традиционные праздники шорцев — праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам, сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, спортивными состязаниями.
Как говорил Андрей Ильич Чудояков, выдающийся шорский деятель: "Фольклор это голос народа и земли, на которой живёт этот народ. Будете знать голос земли, на которой живёте, - и она поможет вам в трудную минуту или вы сможете обратиться к ней за советом".

Шорские сказки
«В верховьях текущего моря жил мальчик Оолак. Однажды он свалил две лиственницы, волоком перетащил на берег, сбил плот и вниз по
течению...» (Сказка «Настоящая жена». Рис. Л. Тупиковой) Источник
Жанр сказки в шорском языке обозначается термином «ныба» (по диалектам и говорам - «шорчек», «нартпа»). Герои волшебных сказок зачастую не имеют имён, их называют просто мальчик, паренёк, одинокий паренёк, глупый охотник и т.п., т.е. словами нарицательными. Имя собственное в сказке не играет той роли, что в героических сказаниях. социально-бытовых сказках поддержка Богов почти вовсе отсутствует, человек уже сам распоряжается своей судьбой, что даёт ему стимул для собственной активности.

Как появилась гора Темиртау
Шорка. Художник Игорь Буканов
Вот какую легенду сложил шорский народ о происхождении горы Темиртау: "Была у Шории дочь – красавица. Слух о её необыкновенной красоте  далеко по земле разнёсся. Прослышали и два брата, сыновья Алтая.  Пришли посмотреть на девушку.
Да, видимо, в недобрый час пришли, так как страшная гроза обрушилась на землю. Но не растерялись братья, изловили огненную змею-молнию, растоптали ее и засыпали землей. В благодарность за спасение дочь Шории полюбила сразу обоих юношей и не смогла сделать выбор – кому отдать предпочтение. 
Братья – алтайцы не смогли принять такую любовь: «Выбирай кого-то одного из нас», - сказали они ей.  Разгневалась красавица, и ее сердце стало железным, превратилась она в железную гору Темиртау. А два брата окаменели там, где застало их это печальное известие, тоже став горами. 
И по сию пору стоят неподвижно два брата неподалеку от красавицы Темиртау".

ДОГАДЛИВАЯ ВЫДРА
(Запись Н. Дыренковойи, литературная обработка А. Смердова. Художник Х. Аврутис)
Поглядишь, так зверям и птицам вроде совсем вольно и без­заботно живётся: нет среди них ни родовитых князьков, владею­щих самыми обильными и добычливыми угодьями, ни богачей, жадных и хитрых, закабаляющих вечно своих бедных родичей долгами и обманом. А всё-таки и им приходится ежегодно и вы­куп за себя выплачивать, и дань в срок приносить: птицам — свои­ми перьями, а зверям — шерстью. Ведь каждую весну все звери, птицы линяют — скидывают с себя тёплые пушистые шубы и своё зимнее оперение. Вот этой одёжкой или украшениями своими они платят албан-дань и повинность духам — хозяевам земли и воды. Живущие на суше звери и птицы хозяевам гор и тайги албан вы­плачивают, обитающие в воде — хозяевам рек и озёр дань несут...
Из зверей только одна выдра ни горному, ни водяному хозяи­ну албан платить не желает, хитро от него увертывается. Она ведь попеременно то на берегу, то в воде живёт. И когда хозяин горы её спросит:
 - Где ты, зверюга, проживаешь?
Выдра лукаво отвечает:
 - В воде живу!
А когда хозяин реки допрашивает:
 - Где ты, красавица, обитаешь?
Она в ответ:
 - В тайге, на горе жилище моё!..
Когда хозяин горы сердито её к ответу требует:
— Кому ты, непокорная, албан платишь?
Выдра, посмеиваясь в усы, говорит:
— Хозяину реки должна платить! — А спрашивающему о том же хозяину воды дерзко отвечает:
 — Хозяину горы я должна дань приносить!..
Так ни тому, ни другому албана и не платит. Поэтому выдра весной и не линяет — красивой и пышной шёрстки не меняет...

КАК ПТИЦЫ ОГОНЬ ДОБЫВАЛИ
(Запись Н. Дыренковойи, литературная обработка А. Смердова. Художник Х. Аврутис)
Было это, когда добрый Ульгень горы и реки, деревья и травы сотворил, людьми, зверями, птицами, рыбами землю и воду насе­лил. Птицам в их гнёздах тепло и уютно жилось, перьями и пухом они были одеты. Зверям в берлогах и норах тоже вольготно было, их шерсть густая от холода укрывала. О рыбах и говорить нечего. У всех еды было вдоволь, добывать её было легко, словом, всем хорошо жилось.
Одному человеку было плохо: он голым был, в жилище его огня не было, чтобы согреться возле него в зимние холода, мясо или коренья на нём сварить или зажарить. Холодно и голодно людям было. И стали они птиц просить-умолять:
— Вы, птицы, вокруг всей земли летаете, в небо — к солнцу и звездам поднимаетесь, горы огнедышащие переваливаете,— только вы и можете добыть и принести нам огонь...
Птицы во все концы земли разлетелись, в небо взвились.
Журавль, в небесное жилище Ульгеня поднявшись, сказал:
— Тобою созданные люди на земле от мороза коченеют, от голода погибают, дай огонь им!
Ульгень разгневался и на людей, и на журавля, даже искорку огня из своего очага отказался дать, как журавль ни упрашивал, выгнал его из жилища, а сам спать улёгся.
Подождал журавль, пока Ульгень хорошенько заснёт, поти­хоньку к очагу подобрался, длинной своей ногой из очага пылаю­щий уголёк выхватил, в длинном клюве своём уголёк зажав, стремглав на землю опустился, огонь людям принёс...
Другая птица — орлица, над высокими горами пролетая, на скалу подоблачную отдохнуть присела. Лишь коснулась своими когтями скалы, камень искры высек, от которых сухие деревья загорелись. Орлица, осколок скалы в своих когтях зажав, в доли­ну к людям вернулась, сказала:
— Если два камня друг о дружку ударить — искры посыплются, огонь можно разжечь...
С тех пор и научились люди из камня огонь высекать.

Словарь шорских слов:
Айран - напиток из кислого молока
Алып - богатырь
Анчи - охотник
Анымчок - до свидания
Арака - водка
Кай - эпическое фольклорное произведение, а также способ исполнения - горловое пение.
Кайчи — народный сказитель, певец
Камча - плетка
Кан (хан) - часть составного имени
Кижи - человек, шор-кижи - шорец
Кижим - подседельный потник
Комус - шорский народный музыкальный инструмент, род балалайки
Кыз - девушка
Оол - парень
Саадак - чехол для боевого лука
Тасхыл, таг - гора
Той - пир, празднество, чаще свадебное
Улус - село
Челпан — увесистый выступ с наветренной стороны горы


Источники:
http://shor-people.ru/files/shor_skaz_leg.pdf - Здесь много шорских сказок
Белый медведь и бурый медведь: Сказки народов России в пересказах Марка Ватагина; сост., вступ. статья и прим. М. Ватагина; Художники А. Коковкин, Т. Чурсинова. – СПб.: Республиканское издательство детской и юношеской литературы «Лицей», 1992. – 351 с.
Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна. Падерина; художник Х. Аврутис,— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с, ил.
Сысолятин Г.Ф. С вершины века: Избранное./ Геннадий Филимонович Сысолятин. – Абакан: Издательство Хакасского госуниверситета им. Н.Ф. Катанова, 2000. – 396 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий