Неркаги Анна Павловна , ненецкая писательница и подвижница, «апостол
тундры»
Источник изображения http://fedpress.ru/news/society/news_society/1422521023-annu-nerkagi-vydvinuli-na-nobelevskuyu-premiyu
Анна Павловна Неркаги (Неркаги в переводе с ненецкого - род
негнущихся) ненецкий прозаик, член Союза писателей СССР, лауреат премии им.
Н.М. Чукмалдина. Она удивительна не только своим творчеством, умением владеть
писательским словом. Она восхищает людей любовью к своему народу, восхищает
тем, что «не щадит живота своего ради ближнего своего». Всю свою жизнь она
посвятила Богу и детям-сиротам. Она построила Храм в честь Архистратига Божия
Михаила на фактории Лаборовая,
и просит только, чтобы в этот храм приехал
служить священник – монах… Это самая горячая ее мечта – обрести служителя в
Храме…
Салехардское благочиние. Храм в честь Архистратига Божия Михаила ф.
Лаборовая. Источник изображения http://yamalrpc.ru/gallery.php?id=59
Анна Неркаги бесконечно любит свою землю, и полагает все
свои силы, чтобы ее малый народ – ненцы жили долго-долго и не вымирали… Ее
повести и очерки пронизаны болью за сохранение тундры и людей, занимающихся
северными промыслами и живущих в одном ритме со всей северной природой.
Анна Павловна размышляет:
«Еду я в автобусе с буровиками и слушаю, о чем они говорят.
Только о деньгах. Сколько получили, сколько собираются получить. Как мастер
обманывает их, записывая заниженную выработку. Помолчали и снова о деньгах. А я
думаю, вот сижу я – ненка. Хоть бы кто-нибудь подсел ко мне и спросил, как я
живу. Рада ли я тому, что они делают с моей землей. Что от их ударного труда скоро
в тундре не останется живого места, и нам придется переехать в города, где наши
мужики сопьются и умрут. Или хотя бы просто поболтали со мной о чем угодно.
Нет. Они не замечают меня. Я для них – пустое место. Они снова помолчали и
снова заговорили о деньгах. Что же это за люди!? У них вместо сердца – купюры.
Страшный человек пришел сюда. Он не щадит ни земли, ни людей. И будет ли ему
прок от заработанных денег…»
«Нужно не искать искусственных развлечений, которые отдаляют
от Бога, а научиться любить повседневность, как праздник. Утром шагать быстрее,
чем днем. Лицо всегда должно быть приветливым и радостным. Как начнешь утро,
так и день пройдет. И вся жизнь. Нельзя ждать от жизни одних удовольствий.
Праздник – это состояние души. Это, когда Бог в душе во всех обстоятельствах,
даже скорбных. Не нужно бояться страданий и трудностей. Выбор верного пути и
спасения непременно будет сопряжен со страданиями. Ведь Сам Господь пострадал
за нас. В тундре человек постоянно получает подсказки того, как идти по жизни
прямо. Когда олень сбивается в сторону, его бьют по рогам, и он возвращается на
прямой путь».
14 сентября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
посетил факторию Лаборовая, расположенную в Приуральском районе Ямало-Ненецкого
автономного округа (Салехардская епархия). Фото: свящ. Игорь Палкин. Источник
изображения http://www.patriarch.ua/photogallery.aspx?id=2367&pid=2367
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
На фактории Лаборовая создана единственная в России
национальная кочевая школа. Ее создатель - известная писательница и подвижница
Анна Неркаги обучает тундровых детей основам православия. Здесь живут и учатся
45 человек. Первый храм на этой земле она возводила вместе с педагогами школы.
Анна Неркаги лично провела патриарха по поселку и рассказала о своих нуждах и
чаяниях. Так, по ее просьбе в поселке должен появится монах - настоятель
прихода. Земля, наделенная особой благодатью - так назвал предстоятель РПЦ это
место. Поблагодарил главу региона за поддержку подобных начинаний и выразил
готовность также содействовать Анне Неркаги во всех вопросах. В своем обращении
патриарх Кирилл предостерег всех, кто сегодня осваивает северные земли от
грубого и неосторожного обращения с древней культурой.
Анна Павловна размышляет:
«Без веры вообще невозможно ничему хорошему детей научить.
Эти дети-сироты со всей Байдарацкой тундры собраны. Это мои дети, моя приемная
семья. Мы – самодостаточные люди. Все, что создано в школе, сами на свои
средства строим и своими руками. Природа у нас красивая, земля вообще красивая.
Я перед собой поставила задачу: показать не только внешнюю красоту, но и
внутреннюю, глубинную красоту земли, потому что внешняя красота без глубин вообще
ничего не значит. Поэтому все наши вылазки-походы облекаются в
духовно-нравственную форму.
Мы с ребятами делимся всем и собираемся в своем маленьком государстве установить христианские отношения между людьми. Здесь мы стараемся друг друга не обижать, водку не пить, не богохульствовать и по мере своих сил любить друг друга – терпеть, прощать. По этим принципам и живем. Это основная цель лесной школы – оказывать акты милосердия детям-сиротам. Все просто, нет никакого излишества, только природа и присутствие Господа. Я не хочу судить мир. Какой бы он ни был сегодня – это Его мир».
Мы с ребятами делимся всем и собираемся в своем маленьком государстве установить христианские отношения между людьми. Здесь мы стараемся друг друга не обижать, водку не пить, не богохульствовать и по мере своих сил любить друг друга – терпеть, прощать. По этим принципам и живем. Это основная цель лесной школы – оказывать акты милосердия детям-сиротам. Все просто, нет никакого излишества, только природа и присутствие Господа. Я не хочу судить мир. Какой бы он ни был сегодня – это Его мир».
Анна Неркаги
Это мой путь
Источник изображения http://murmanout.ru/events/nerkagi
Сейчас, оглядываясь назад, на прошедшее время, я могу с
уверенностью сказать, что жизнь писателя - не возраст тела, а Состояние Души.
Все, что произошло со мной, дает право утверждать это. Более того, возраст
писателя, прежде всего, есть Состояние Совести.
Прошло пятнадцать лет молчания. За это время Душа моя прожила минимум сто пятьдесят лет, но не нашего человеческого времени, а какого-то совсем другого. Я не могу объяснить его словами, но чувствую. И чувствую неимоверную старость.
Не могу не сказать о наиглавнейшем, что понято мной. Господу понадобилось пятнадцать лет, чтобы призвать меня к труду, назначенному мне. К ответственности за слово, за прожитую жизнь в миру. Теперь знаю, что мне можно, а чего нельзя. Теперь признаю с радостью, что я всего лишь заблудшая овца, блудное дитя и что придет час, когда вернусь в Отчий дом. Но не для того, чтобы в нем отдохнуть, а держать ответ перед Отцом, как распорядилась дарами, что были отпущены.
Многие, читающие сейчас Исповедь мою, примут слова о дарах как пересказ библейской притчи. А меж тем это глубочайшая истина. К ней Господь провел меня через такие страдания Души, о которых больно не только говорить, - даже писать, но я не ропщу. Понимаю, насколько Он милостив, ибо заслуживаю гораздо большей кары. Десять лет, с провалами, когда за годы не писалось ни одной строчки, когда рукописи забрасывались в самые дальние углы чума, когда приступы невыносимой дьявольской гордыни заполняли все мое существо, писалась повесть "Молчащий". И в тот момент, когда я вынесла смертельный приговор и "Молчащему", и всему моему творчеству - не писать больше вообще. Господь наказал меня так, что я до сих пор плачу. Он взял мою девочку, которую я любила больше всего на свете. Так что "Молчащий" ро-дился в часы, в дни и годы страданий. Я не прошу у читателя прощения за эту повесть. Многие меня осудят. И суда не боюсь. Знаю только одно: если бы не написала, то предстала бы перед Судом Отца. За трусость, за низость Духа, за Безверие.
Теперь отчетливо вижу путь, лежащий передо мной, и, естественно, он не розами усыпан. Но это мой путь. Отступление от него чревато непоправимыми последствиями в этом мире. И там, где предстоит нам Вечное творчество и любовь.
Не творить - нет худшего наказания.
Не любить - нет горестней участи.
Я стою в начале. Только сейчас поняла, что стою в начале Того Единственного пути, который мне предначертан. И что в жизни кончилось мое личное время и началось другое. Богово. Ни один момент его не принадлежит мне, и не может быть потрачен по моей воле, но по воле Отца Вечного.
Прошло пятнадцать лет молчания. За это время Душа моя прожила минимум сто пятьдесят лет, но не нашего человеческого времени, а какого-то совсем другого. Я не могу объяснить его словами, но чувствую. И чувствую неимоверную старость.
Не могу не сказать о наиглавнейшем, что понято мной. Господу понадобилось пятнадцать лет, чтобы призвать меня к труду, назначенному мне. К ответственности за слово, за прожитую жизнь в миру. Теперь знаю, что мне можно, а чего нельзя. Теперь признаю с радостью, что я всего лишь заблудшая овца, блудное дитя и что придет час, когда вернусь в Отчий дом. Но не для того, чтобы в нем отдохнуть, а держать ответ перед Отцом, как распорядилась дарами, что были отпущены.
Многие, читающие сейчас Исповедь мою, примут слова о дарах как пересказ библейской притчи. А меж тем это глубочайшая истина. К ней Господь провел меня через такие страдания Души, о которых больно не только говорить, - даже писать, но я не ропщу. Понимаю, насколько Он милостив, ибо заслуживаю гораздо большей кары. Десять лет, с провалами, когда за годы не писалось ни одной строчки, когда рукописи забрасывались в самые дальние углы чума, когда приступы невыносимой дьявольской гордыни заполняли все мое существо, писалась повесть "Молчащий". И в тот момент, когда я вынесла смертельный приговор и "Молчащему", и всему моему творчеству - не писать больше вообще. Господь наказал меня так, что я до сих пор плачу. Он взял мою девочку, которую я любила больше всего на свете. Так что "Молчащий" ро-дился в часы, в дни и годы страданий. Я не прошу у читателя прощения за эту повесть. Многие меня осудят. И суда не боюсь. Знаю только одно: если бы не написала, то предстала бы перед Судом Отца. За трусость, за низость Духа, за Безверие.
Теперь отчетливо вижу путь, лежащий передо мной, и, естественно, он не розами усыпан. Но это мой путь. Отступление от него чревато непоправимыми последствиями в этом мире. И там, где предстоит нам Вечное творчество и любовь.
Не творить - нет худшего наказания.
Не любить - нет горестней участи.
Я стою в начале. Только сейчас поняла, что стою в начале Того Единственного пути, который мне предначертан. И что в жизни кончилось мое личное время и началось другое. Богово. Ни один момент его не принадлежит мне, и не может быть потрачен по моей воле, но по воле Отца Вечного.
Анна Неркаги
Отрывок из повести «Молчащий»
(А. Неркаги. Молчащий: Повести. – Тюмень: «СофтДизайн», 1996. – С.272)
Источник изображения http://tv-show-best.ru/video/cUdBYTBEeEFQX1U%3D
Пора зрелости... Чудное время. Оно одинаково для всего
живого. Дерево в эту пору шумит не под любым ветром. Кора его гладка,
бледно-зелена и недоступна морщине. Ствол могуч, прекрасен. Луч, обнимающий
его, подобен женщине, душа и тело которой не разъедены сомнениями в собственной
красоте. Корни, питающие его, сильны, добры и щедры. Птица в пору зрелости
любит дыхание облаков больше, чем тепло земли. Редко пробует силу крыльев,
поднимаясь на высоту, парит спокойно. Голос подаёт нечасто, лишь в минуту
высокого торжества или великой боли. Не кричит суматошно при виде добычи,
отлетает без клёкота, если молодь опередит. Шуметь и волноваться — дело
молодое, говорит его медленный величавый полёт, не прерываемый суетливостью.
Бестолково заболтавшаяся птица может разбиться о гранит его груди.
Зрелость духа... Есть в жизни каждого из нас особое время. Оно приходит внезапно...
Когда высоко в небесах за плотной завесой облаков, за ночной громадой гор рождается первый луч, ещё не видимый никому, живые существа, будь то цветок-травинка, животное иль человек, чудесно дрожат от предвкушения света и тепла.
Наступающее утро потревожит человека, не давая ему вернуться в сень сна и лени. Если человек работящий, у него чешутся руки от желания приступить к своему радостному труду. Человек думающий поспешит к мысли красивой, сильной и светлой. Понимая, что мысль — орудие Добра и должна быть одета в прекрасные изящные одежды, как дерево в листья иль хвою, как поляна в цветы и травы. Мысль - «орудие» веков, но мысль, одухотворённая светом и любовью, — знак вечности.
Первый луч, пробившийся сквозь плотную завесу мрака, убеждает человека, что можно прожить Большую хорошую жизнь, полную духовных подвигов во имя Господа. Луч солнца призывает каждого из нас творить радость и любовь. Как в старости взывают наши старенькие родители, прося любви и защиты, так Отец Духа просит своё, ибо кончается у человека время личное и начинается другое... Богово. Оно не принадлежит ему, ни одно мгновение жизни уже не является своим и не может быть потрачено по воле человека, но по воле Отца...
Зрелость духа... Есть в жизни каждого из нас особое время. Оно приходит внезапно...
Когда высоко в небесах за плотной завесой облаков, за ночной громадой гор рождается первый луч, ещё не видимый никому, живые существа, будь то цветок-травинка, животное иль человек, чудесно дрожат от предвкушения света и тепла.
Наступающее утро потревожит человека, не давая ему вернуться в сень сна и лени. Если человек работящий, у него чешутся руки от желания приступить к своему радостному труду. Человек думающий поспешит к мысли красивой, сильной и светлой. Понимая, что мысль — орудие Добра и должна быть одета в прекрасные изящные одежды, как дерево в листья иль хвою, как поляна в цветы и травы. Мысль - «орудие» веков, но мысль, одухотворённая светом и любовью, — знак вечности.
Первый луч, пробившийся сквозь плотную завесу мрака, убеждает человека, что можно прожить Большую хорошую жизнь, полную духовных подвигов во имя Господа. Луч солнца призывает каждого из нас творить радость и любовь. Как в старости взывают наши старенькие родители, прося любви и защиты, так Отец Духа просит своё, ибо кончается у человека время личное и начинается другое... Богово. Оно не принадлежит ему, ни одно мгновение жизни уже не является своим и не может быть потрачено по воле человека, но по воле Отца...
Из биографии Анны Неркаги
Источник изображения http://likeforyou2.ru/anna-pavlovna-nerkagi.html
Родилась 15 декабря 1952 года в чуме, в горах Полярного
Урала, где у подножия хребта Сайрей в ягельных долинах пас стада ее
отец-ненец. Административно эти пастбища относятся к поселку Лаборовая
Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.
В 1970 году окончила среднюю школу-интернат в пос. Аксарка Приуральского района, поступила в Тюменский индустриальный институт на геологоразведочный факультет.
По состоянию здоровья окончила лишь два курса. С 1975 по 1976 год работает методистом в Тюменском областном управлении культуры, пишет повести о людях тундры, о делах и людях Заполярья.
В 1977 году "Молодая гвардия" издает ее первую повесть "Анико из рода Ного" (отд. главы печатались в 1975 г. в альманахе "Самотлор"), затем журнал "Урал" печатает ее повесть "Илир". Обе повести выходят позже в издательстве "Современник". Следующее произведение писательницы - повесть "Белый ягель" - появилось после значительного перерыва (1995), первоначально в сокращенном варианте (альманах "Под сенью Нохар-Юха"), а затем в полном (1996). Последнее на сегодня произведение Неркаги - повесть "Молчащий" (1996).
В 1970 году окончила среднюю школу-интернат в пос. Аксарка Приуральского района, поступила в Тюменский индустриальный институт на геологоразведочный факультет.
По состоянию здоровья окончила лишь два курса. С 1975 по 1976 год работает методистом в Тюменском областном управлении культуры, пишет повести о людях тундры, о делах и людях Заполярья.
В 1977 году "Молодая гвардия" издает ее первую повесть "Анико из рода Ного" (отд. главы печатались в 1975 г. в альманахе "Самотлор"), затем журнал "Урал" печатает ее повесть "Илир". Обе повести выходят позже в издательстве "Современник". Следующее произведение писательницы - повесть "Белый ягель" - появилось после значительного перерыва (1995), первоначально в сокращенном варианте (альманах "Под сенью Нохар-Юха"), а затем в полном (1996). Последнее на сегодня произведение Неркаги - повесть "Молчащий" (1996).
Со второй половины 1980-х Анна Павловна Неркаги – не только
культурный, но и один из общественных лидеров Ямала, всего Тюменского Севера.
Болью за родную культуру и землю полна её публицистика этих лет. Перу Анны
Неркаги принадлежат также социально-бытовые и этнокультурные очерки,
печатавшиеся в «Уральском следопыте», газете «Красный Север» и других изданиях.
С 1994 года Анна Неркаги возглавляла крестьянско-фермерское хозяйство
«Надежда», которое занималось обслуживанием и снабжением оленеводов Байдарацкой
тундры. Она – автор концепции и руководитель семейно-родовой этнической школы.
Школа начала работать с конца 90-х годов на базе начальной школы поселка Лаборовая.
В основе ее работы лежит принцип «этнопедагогики», где дети получают
традиционные знания о родном крае. Сегодня Анна Павловна Неркаги является одним
из крупнейших северных писателей. Ее произведения – концентрация гордости, боли
и непомерной ответственности за прошлое, настоящее и будущее своего народа.
Она специалист в организации качественного и доступного
образования для детей, чьи родители ведут кочевой образ жизни. В школе на
фактории Лаборовая весь календарный год для детей проводятся этнокультурные и
этнопедагогические занятия.
Живое неформальное общение в православной среде дает быстрые
просветительские всходы в детских умах и душах местных жителей, - утверждает
ненецкая писательница. По благословению архиепископа Тюменского и Тобольского
Димитрия, детский летний православный лагерь принял 45 подростков:
воспитанников Анны Неркаги, православной гимназии из Тобольска, детей
Лаборовской тундры, вожатых - членов молодежного отделения ассоциации «Ямал -
потомкам!»
9 декабря 2014 года в Салехарде состоялась презентация
художественного фильма «Белый ягель», который является экранизацией повестей
Анны Неркаги «Анико из рода Ного» и «Белый ягель». Произведения писательницы
рассказывают о жизни коренных народов ямальского Севера, бережно сохраняющих традиции
предков.
Из отзыва на фильм ОЧЕНЬДЖА: «… в тундре привыкли не торговаться, а помогать друг другу,
чем можно. Потому что выжить можно, лишь отдавая себя другим людям.
Сегодня их спасаешь ты, завтра они спасут тебя.
Мир ненцев невероятен. Откуда взялась у Владимира Тумаева любовь к нему — я не знаю. Но она сочится с кадра. Я не вижу на экране варварства и примитивности. Я вижу иной мир, совершенный в своем соответствии Закону Жизни. А вокруг — величие и красота. Особенно потрясают ночные съемки. Посреди голого блина заснеженной степи есть только ненец. А вокруг него — Вселенная. И больше нет ничего. Большая Земля — фантом. А безграничное прекрасное небо — реальность. Смотришь на кочевника и понимаешь, что все эти небоскребы, кофейни, сауны, театры, макдональдсы, окружающие нас — это не комфорт и уют. Это заборы, закрывающие от нас Вселенную».
Мир ненцев невероятен. Откуда взялась у Владимира Тумаева любовь к нему — я не знаю. Но она сочится с кадра. Я не вижу на экране варварства и примитивности. Я вижу иной мир, совершенный в своем соответствии Закону Жизни. А вокруг — величие и красота. Особенно потрясают ночные съемки. Посреди голого блина заснеженной степи есть только ненец. А вокруг него — Вселенная. И больше нет ничего. Большая Земля — фантом. А безграничное прекрасное небо — реальность. Смотришь на кочевника и понимаешь, что все эти небоскребы, кофейни, сауны, театры, макдональдсы, окружающие нас — это не комфорт и уют. Это заборы, закрывающие от нас Вселенную».
Источники:
https://www.miloserdie.ru/article/anna-nerkagi-nauchitsya-lyubit-povsednevnost
- здесь подробно о биографии Анны
http://www.livelib.ru/author/302119
здесь о книгах Анны
http://gcbs.ru/pub/pis/Nerkagi/Nerk.htm
здесь публикации , посвященные творчеству Анны
http://www.kinopoisk.ru/film/419042
здесь фильм «Белый ягель», снятый по повести Анны «Белый ягель»
http://newlib.net/read/202821/p1
здесь можно прочитать повести Анны
Спасибо за статью! Вы делаете замечательное дело.
ОтветитьУдалитьМеня поразила судьба этой удивительной женщины
Удалить