Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 3 февраля 2015 г.

СИБИРЬ ДРЕВНЯЯ И МОЛОДАЯ



ДЕРЕВЯНКО А.П. СИБИРЬ ДРЕВНЯЯ И МОЛОДАЯ./ А.П. ДЕРЕВЯНКО, директор Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР, член-корреспондент Академии наук СССР.// Юный художник. – 1984. - № 7. – с. 2 – 4. – (РАЗГОВОР НА ВАЖНУЮ ТЕМУ)
СИБИРЬ ДРЕВНЯЯ И МОЛОДАЯ
 «Российское могущество прирастать будет Сибирью» 
(Михаил Ломоносов, великий русский ученый)



 Серебряков Г.А. Земля предков
Сибирь. Огромный, удивительный край нашей Родины. Он занимает половину территории России, превышает площадь всей Европы. Это страна открытий, не­виданного по размаху строительства, расцвета науки и культуры. Печально знаменитая в недавнем прош­лом каторгой да ссылкой окраина царской России и сталинскими лагерями — Сибирь самоотверженным трудом народа преобразилась. Ее несметные богатства служат человеку: это нефть и газ, запасы черных и цветных металлов, угля, древесины, электроэнергии.
Но непросто взять у земли сибирской ее богатства: сурова природа, труднодоступны залежи и место­рождения полезных ископаемых. Поэтому и про­легла на просторах от Байкала до Амура железно­дорожная магистраль, прокладку которой назвали стройкой XX века. Вдоль нее возникли молодые города и поселки, закипела жизнь. Дорога проходит по районам с богатейшими запаса­ми угля, руды, леса, разнообразных минералов.

Жемерикин В. Бригада строителей из Магистрального. Из цикла «Мы на БАМе». Фрагмент. Масло. 1976
Весомый вклад в развитие экономики, производи­тельных сил страны вносит Сибирское отделение Академии наук. Сформирована и претворя­ется в жизнь грандиозная научная программа «Сибирь», цель которой — поиск удобных и выгодных приемов освоения природных ресурсов края, с тем, чтобы как можно скорее поставить их на службу людям. Ведь от темпов развития Сибири во многом зависит экономика нашей страны в целом.
Велика и могуча богатырская силища Сибири — ее щедрой земли, людей. Неповторимый народный характер, своеобразие природной и географической среды, экологические условия Сибири всегда прив­лекали внимание исследователей, ученых, путешест­венников, писателей и художников.
В глубины тысячелетий уходят истоки культуры Сибири. В 1871 году в Иркутске обнаружены прекрасные образцы первобытного искусства, возраст которых около 20 тысяч лет. Эти изделия из кости давно вымерших животных — мамонта и носоро­га — были первыми у нас в стране находками, от­носящимися к столь отдаленному времени.
Уникальные творения доисторических мастеров открыты в годы Советской власти. Во время раскопок палеолитических поселений Мальта и Буреть, про­веденных в 20—30-х годах профессором М.М. Ге­расимовым, не только ученым, но и прекрасным скульптором, и академиком А.П. Окладниковым (кстати, оба они иркутяне, вместе занимались в ар­хеологическом кружке при Иркутском университе­те), найдены многочисленные предметы искусства эпохи палеолита — антропоморфной и зооморфной скульптуры из кости: женские статуэтки, птицы, змеи, изображения мамонтов.
По берегам Ангары, Оби, Томи, Енисея, Лены об­наружены целые галереи наскальных росписей — писаниц, сделанных во времена неолита — 5—8 ты­сяч лет тому назад. Некоторые острова на Ангаре сплошь были покрыты рисунками художников каменного века. Это в основном изображения зверей — красавца тайги лося, основной добычи пер­вобытных охотников, рыб, бытовых сцен. Причем писаницы выполнены на камне и, конечно, не одним человеком — поколениями талантливых людей. По­тому что работа над одним таким изображением занимает многие месяцы, а рисунков — сотни, тыся­чи, и относятся они к разному времени. Поражает мастерство первобытных художников: все делалось сразу, в твердом материале, на века и тысячелетия.
В 20—30-х годах проводились раскопки Пазырыкских курганов на Алтае. Они замечательны обилием и разнообразием памятников художественного твор­чества племен, близких по культуре к скифам При­черноморья. Вечная мерзлота донесла до нас в не­бывалой сохранности погребения людей с лошадь­ми, предметы быта, домашней утвари, декоратив­но-прикладные изделия, относящиеся к V— III векам до нашей эры. Сохранилась даже деревянная колес­ница, сделанная без единого гвоздя, с четверкой упряжных лошадей. Пазырыкские находки относятся к выдающимся экспонатам собрания Государствен­ного Эрмитажа и свидетельствуют о широких свя­зях древнейших народностей Алтая, о преемствен­ности в культуре древнего и аборигенного населе­ния. В последние годы ведутся раскопки «малых» Пазырыкских курганов — захоронений простых общинников.
Многочисленные исследования говорят о самобытности творчества коренного населения Сибири. И это связано с наследованием многих элементов в искусстве, духовной культуре, в живой связи тра­диций сотен поколений. У нанайцев, ульчей, удэгей­цев, например, которые живут по берегам Амура, в поделках из бересты, аппликациях на одежде, го­ловных уборах, рукавицах мы видим те же самые, прошедшие через века сюжеты: знаменитую «амурскую спираль», встречающуюся на глиняных первобытных сосудах, маски-личины, затейливые узоры-плетенки, орнамент в виде рыбьей чешуи, которые бытовали у населения 5 — 6 тысяч лет назад. Очевид­на непрерывность развития культуры народов Сибири и Дальнего Востока. И это еще одно доказатель­ство, что не существовало народов без культуры и вне истории.
В 1851 году с походом в Сибирь Ермака Тимофеевича, о котором Н.М. Карамзин сказал, что он «был роду безвестного, но душою великой», началось освоение огромного таежного края русскими, кото­рые продвигались все дальше на восток. За Ермаком, похороненным воинами Кучума с великими почестя­ми «под кудрявой сосной» на древнем своем Бегишевском кладбище, потянулись другие ватаги кре­стьянской вольницы. Это именно она, безвестная крестьянская вольница, пролегала пути сквозь тайгу и тундру, шла через волоки, по малым и великим сибирским рекам, двигалась неутомимо и неудер­жимо навстречу солнцу, на восток и на север Сиби­ри. Это он, крестьянин, мастер на все руки, строил переправы, рубил остроги и города, вышел к Тихому океану, на Сахалин и Курилы, Камчатку и Аляску — Русскую Америку.
Много было в те годы одаренных и смелых людей, оставивших заметный след в истории сибирской культуры. Но о немногих осталась память. Если говорить о XVII веке, одним из таких людей необык­новенного таланта и широты знаний был Семен Ульянович Ремезов. Историки называют его историком, этнографы — этнографом. Он был первым си­бирским архитектором и градостроителем, худож­ником и картографом. Замечательным произведе­нием графического искусства, где удачно сочетают­ся научное исследование и художественное дарование, стал его «чертеж всей Сибири» — первая карта, куда нанесены крупные реки и озера, города и ост­роги, достопамятные места.
Как во все времена и у всех народов, художест­венные ценности в Сибири создавались руками про­стых людей. Об отменном вкусе безвестных древних зодчих дает представление, например, Спасо-Зашиверская церковь, построенная в 1700 году в городе Зашиверске на Индигирке, за Северным полярным кругом.
В Сибирь пришли талантливые и трудолюбивые люди. И благодаря их творческому труду, под влия­нием культуры русского народа, помноженной на опыт и традиции коренных народов, в XVII — XVIII веках идет быстрый процесс первого освоения Сибири.
Вспомним колонизацию Америки. Араваки, так называли себя обитатели нового континента, ко­торые первыми встретили экспедицию Колумба доб­рыми улыбками и с открытой душой, через 20— 30 лет были истреблены испанскими завоевателями. Союз креста и меча конкисты разрушил цветущие индейские общества ацтеков, майя, муисков, в огне пожарищ были уничтожены колоссальные историче­ские и культурные ценности, от войн, эпидемий и голода погибли миллионы людей, вина которых бы­ла только в том, что они имели другой язык, другую религию.
Освоение Сибири русскими носило совершенно другой характер. Не случайно великий свободолюбец Александр Радищев, находясь в заточении в Илимском остроге, написал замечательный истори­ческий очерк «Сокращенное повествование о при­обретении Сибири». Именно о приобретении, а не о завоевании. И освоение шло в тесном содружестве русской культуры и культуры аборигенов. Народы Сибири сохранили свой язык, культуру, искусство, в годы Советской власти получили письменность.
Богат духовный мир аборигенов Сибири. И одним из проявлений его богатства является фольклор, ко­торый зарождался на заре истории и передавался от поколения к поколению. Героический эпос якутов (олонхо), бурят (гэсэр), алтайский, тувинский, хакасский эпосы широко известны в мире. По под­счетам фольклористов, этот огромный массив тво­рений коллективного ума и художественной фан­тазии по объему составляет около 70 «Одиссей» Го­мера.
С XIX века царское правительство превратило Сибирь в край ссылки. В Сибирь было отправлено много одаренных, умных, высокообразованных лю­дей, оставивших глубокий след в истории и развитии культуры края. Прежде всего, это декабристы. Они много сделали в области народного образования, театра, литературы, исследования природных бо­гатств и развития сельского хозяйства Сибири. Эста­фету духовных, просветительских традиций декаб­ризма продолжили сосланные в Сибирь петрашевцы и Чернышевский… Особенно значительной в развитии культуры Си­бири оказалась вторая половина XIX—начало XX века. Достаточно упомянуть знатока сибирского характера Д.Н. Мамина-Сибиряка или одного из титанов русской живописи — В.И. Сурикова, вели­кого ученого Д.И. Менделеева, автора знаменитого романа «Угрюм-река» В.Я. Шишкова, чтобы оценить вклад, сделанный этими великими сибиряками в сок­ровищницу отечественной культуры.
Давно и прочно вошло в нашу жизнь понятие «сибирский характер». Действительно, когда мы го­ворим о сибиряках, в сознании возникают образы людей с основательностью в делах и мыслях, от­крытостью души ко всему доброму, ее широтой, правдивостью и честностью, пытливостью и трудо­любием, спокойной уверенностью в жизни, завтраш­нем дне. В течение многих лет мне приходится бывать с экспедициями в самых различных местах Сибири и Дальнего Востока. И всегда поражаешься прекрасным качествам характера людей, живущих в этих краях, тем его сторонам, которые формиру­ются под воздействием здешних условий, помогают раскрыться талантам человека, где бы он потом ни жил.
История Сибири и ее сегодняшний день, красоты природы и богатый внутренний мир людей — все это привлекает мастеров советского искусства, за­хватывает глубиной, широтой тематики. Сибири по­святили свои лучшие произведения писатели Г. Марков и В. Астафьев, В. Распутин и В. Шукшин, многие советские художники.
 Арсеньев А. Советский человек, земли хозяин. Плакат. 1977
Задача ученых сегодня — не только поставить на службу человеку природные дары Сибири, но и сохранить, донести до потомков культурные и духовные богатства. Под Новосибирском началось строительство историко-архитектурного музея под открытым небом, где будет собрана архитектура русских и коренных народов, а также древние изваяния, наскальные рисунки. Уже в этом году в пяти километрах от города науки поднимутся главки Спасо-Зашиверской церкви. Фольклористы, этнографы, художники, музыковеды приступили к подготовке уникального 60-томного издания фольклора народов Сибири. Это будет единственное в мире академическое издание подобного рода, первые тома которого на двух языках — языке носителя и русском — выйдут к 70-летию Великого Октября. К этой дате подготавливаются первые тома двадцатитомного свода памятников истории и культуры Сиби­ри и Дальнего Востока. Археологи приступили к на­писанию десятитомной археологии Северной Азии. Все эти работы создаются учеными Сибирского от­деления Академии наук в содружестве с учеными вузов, работниками культуры и искусства.
С каждым годом растет вклад Сибири в хозяйство, экономику, культуру страны, множатся славные де­ла и начинания сибиряков. Явью становится пророчество великого Михаилы Ломоносова о том, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью» — древней и вечно молодой.

2 комментария:

  1. Я никогда не была в Сибири, но когда-нибудь обязательно поеду туда!

    ОтветитьУдалить
  2. Да, в Сибири много интересного, я всю жизнь прожила здесь, главное богатство Сибири - это люди, открытые сердцем и щедрые душой

    ОтветитьУдалить