ДЕРЕВЯНКО А.П. СИБИРЬ ДРЕВНЯЯ И МОЛОДАЯ./ А.П.
ДЕРЕВЯНКО, директор Института истории, филологии и философии Сибирского
отделения Академии наук СССР, член-корреспондент Академии наук СССР.// Юный
художник. – 1984. - № 7. – с. 2 – 4. – (РАЗГОВОР НА ВАЖНУЮ ТЕМУ)
СИБИРЬ ДРЕВНЯЯ И МОЛОДАЯ
«Российское могущество прирастать будет Сибирью»
(Михаил Ломоносов, великий русский ученый)
Серебряков Г.А. Земля предков
Сибирь. Огромный,
удивительный край нашей Родины. Он занимает половину территории России,
превышает площадь всей Европы. Это страна открытий, невиданного по размаху
строительства, расцвета науки и культуры. Печально знаменитая в недавнем прошлом
каторгой да ссылкой окраина царской России и сталинскими лагерями — Сибирь
самоотверженным трудом народа преобразилась. Ее несметные богатства служат
человеку: это нефть и газ, запасы черных и цветных металлов, угля, древесины,
электроэнергии.
Но непросто взять у земли
сибирской ее богатства: сурова природа, труднодоступны залежи и месторождения
полезных ископаемых. Поэтому и пролегла на просторах от Байкала до Амура
железнодорожная магистраль, прокладку которой назвали стройкой XX века. Вдоль нее возникли молодые города и поселки,
закипела жизнь. Дорога проходит по районам с богатейшими запасами угля, руды,
леса, разнообразных минералов.
Жемерикин В. Бригада строителей из Магистрального. Из
цикла «Мы на БАМе». Фрагмент. Масло. 1976
Весомый вклад в развитие
экономики, производительных сил страны вносит Сибирское отделение Академии
наук. Сформирована и претворяется в жизнь грандиозная научная программа
«Сибирь», цель которой — поиск удобных и выгодных приемов освоения природных
ресурсов края, с тем, чтобы как можно скорее поставить их на службу людям. Ведь
от темпов развития Сибири во многом зависит экономика нашей страны в целом.
Велика и могуча богатырская
силища Сибири — ее щедрой земли, людей. Неповторимый народный характер, своеобразие
природной и географической среды, экологические условия Сибири всегда привлекали
внимание исследователей, ученых, путешественников, писателей и художников.
В глубины тысячелетий уходят
истоки культуры Сибири. В 1871 году в Иркутске обнаружены прекрасные образцы
первобытного искусства, возраст которых около 20 тысяч лет. Эти изделия из
кости давно вымерших животных — мамонта и носорога — были первыми у нас в
стране находками, относящимися к столь отдаленному времени.
Уникальные творения доисторических
мастеров открыты в годы Советской власти. Во время раскопок палеолитических
поселений Мальта и Буреть, проведенных в 20—30-х годах профессором М.М. Герасимовым,
не только ученым, но и прекрасным скульптором, и академиком А.П. Окладниковым
(кстати, оба они иркутяне, вместе занимались в археологическом кружке при
Иркутском университете), найдены многочисленные предметы искусства эпохи
палеолита — антропоморфной и зооморфной скульптуры из кости: женские статуэтки,
птицы, змеи, изображения мамонтов.
По берегам Ангары, Оби, Томи,
Енисея, Лены обнаружены целые галереи наскальных росписей — писаниц, сделанных
во времена неолита — 5—8 тысяч лет тому назад. Некоторые острова на Ангаре
сплошь были покрыты рисунками художников каменного века. Это в основном
изображения зверей — красавца тайги лося, основной добычи первобытных
охотников, рыб, бытовых сцен. Причем писаницы выполнены на камне и, конечно, не
одним человеком — поколениями талантливых людей. Потому что работа над одним
таким изображением занимает многие месяцы, а рисунков — сотни, тысячи, и
относятся они к разному времени. Поражает мастерство первобытных художников:
все делалось сразу, в твердом материале, на века и тысячелетия.
В 20—30-х годах проводились
раскопки Пазырыкских курганов на Алтае. Они замечательны обилием и
разнообразием памятников художественного творчества племен, близких по
культуре к скифам Причерноморья. Вечная мерзлота донесла до нас в небывалой
сохранности погребения людей с лошадьми, предметы быта, домашней утвари, декоративно-прикладные
изделия, относящиеся к V— III векам до нашей эры. Сохранилась даже деревянная
колесница, сделанная без единого гвоздя, с четверкой упряжных лошадей.
Пазырыкские находки относятся к выдающимся экспонатам собрания Государственного
Эрмитажа и свидетельствуют о широких связях древнейших народностей Алтая, о
преемственности в культуре древнего и аборигенного населения. В последние
годы ведутся раскопки «малых» Пазырыкских курганов — захоронений простых
общинников.
Многочисленные исследования
говорят о самобытности творчества коренного населения Сибири. И это связано с
наследованием многих элементов в искусстве, духовной культуре, в живой связи
традиций сотен поколений. У нанайцев, ульчей, удэгейцев, например, которые
живут по берегам Амура, в поделках из бересты, аппликациях на одежде, головных
уборах, рукавицах мы видим те же самые, прошедшие через века сюжеты: знаменитую
«амурскую спираль», встречающуюся на глиняных первобытных сосудах,
маски-личины, затейливые узоры-плетенки, орнамент в виде рыбьей чешуи, которые
бытовали у населения 5 — 6 тысяч лет назад. Очевидна непрерывность развития
культуры народов Сибири и Дальнего Востока. И это еще одно доказательство, что
не существовало народов без культуры и вне истории.
В 1851 году с походом в
Сибирь Ермака Тимофеевича, о котором Н.М. Карамзин сказал, что он «был роду
безвестного, но душою великой», началось освоение огромного таежного края
русскими, которые продвигались все дальше на восток. За Ермаком, похороненным
воинами Кучума с великими почестями «под кудрявой сосной» на древнем своем
Бегишевском кладбище, потянулись другие ватаги крестьянской вольницы. Это
именно она, безвестная крестьянская вольница, пролегала пути сквозь тайгу и
тундру, шла через волоки, по малым и великим сибирским рекам, двигалась
неутомимо и неудержимо навстречу солнцу, на восток и на север Сибири. Это он,
крестьянин, мастер на все руки, строил переправы, рубил остроги и города, вышел
к Тихому океану, на Сахалин и Курилы, Камчатку и Аляску — Русскую Америку.
Много было в те годы
одаренных и смелых людей, оставивших заметный след в истории сибирской
культуры. Но о немногих осталась память. Если говорить о XVII веке, одним из
таких людей необыкновенного таланта и широты знаний был Семен Ульянович
Ремезов. Историки называют его историком, этнографы — этнографом. Он был первым
сибирским архитектором и градостроителем, художником и картографом.
Замечательным произведением графического искусства, где удачно сочетаются
научное исследование и художественное дарование, стал его «чертеж всей Сибири»
— первая карта, куда нанесены крупные реки и озера, города и остроги,
достопамятные места.
Как во все времена и у всех
народов, художественные ценности в Сибири создавались руками простых людей.
Об отменном вкусе безвестных древних зодчих дает представление, например,
Спасо-Зашиверская церковь, построенная в 1700 году в городе Зашиверске на
Индигирке, за Северным полярным кругом.
В Сибирь пришли талантливые и
трудолюбивые люди. И благодаря их творческому труду, под влиянием культуры
русского народа, помноженной на опыт и традиции коренных народов, в XVII — XVIII веках идет быстрый процесс первого освоения Сибири.
Вспомним колонизацию Америки.
Араваки, так называли себя обитатели нового континента, которые первыми
встретили экспедицию Колумба добрыми улыбками и с открытой душой, через 20— 30
лет были истреблены испанскими завоевателями. Союз креста и меча конкисты
разрушил цветущие индейские общества ацтеков, майя, муисков, в огне пожарищ
были уничтожены колоссальные исторические и культурные ценности, от войн,
эпидемий и голода погибли миллионы людей, вина которых была только в том, что
они имели другой язык, другую религию.
Освоение Сибири русскими
носило совершенно другой характер. Не случайно великий свободолюбец Александр
Радищев, находясь в заточении в Илимском остроге, написал замечательный исторический
очерк «Сокращенное повествование о приобретении Сибири». Именно о
приобретении, а не о завоевании. И освоение шло в тесном содружестве русской
культуры и культуры аборигенов. Народы Сибири сохранили свой язык, культуру,
искусство, в годы Советской власти получили письменность.
Богат духовный мир аборигенов
Сибири. И одним из проявлений его богатства является фольклор, который
зарождался на заре истории и передавался от поколения к поколению. Героический
эпос якутов (олонхо), бурят (гэсэр), алтайский, тувинский, хакасский эпосы
широко известны в мире. По подсчетам фольклористов, этот огромный массив творений
коллективного ума и художественной фантазии по объему составляет около 70
«Одиссей» Гомера.
С XIX века царское
правительство превратило Сибирь в край ссылки. В Сибирь было отправлено много
одаренных, умных, высокообразованных людей, оставивших глубокий след в истории
и развитии культуры края. Прежде всего, это декабристы. Они много сделали в
области народного образования, театра, литературы, исследования природных богатств
и развития сельского хозяйства Сибири. Эстафету духовных, просветительских
традиций декабризма продолжили сосланные в Сибирь петрашевцы и Чернышевский… Особенно
значительной в развитии культуры Сибири оказалась вторая половина XIX—начало
XX века. Достаточно упомянуть знатока сибирского характера Д.Н. Мамина-Сибиряка
или одного из титанов русской живописи — В.И. Сурикова, великого ученого Д.И.
Менделеева, автора знаменитого романа «Угрюм-река» В.Я. Шишкова, чтобы оценить
вклад, сделанный этими великими сибиряками в сокровищницу отечественной
культуры.
Давно и прочно вошло в нашу
жизнь понятие «сибирский характер». Действительно, когда мы говорим о
сибиряках, в сознании возникают образы людей с основательностью в делах и
мыслях, открытостью души ко всему доброму, ее широтой, правдивостью и
честностью, пытливостью и трудолюбием, спокойной уверенностью в жизни, завтрашнем
дне. В течение многих лет мне приходится бывать с экспедициями в самых
различных местах Сибири и Дальнего Востока. И всегда поражаешься прекрасным
качествам характера людей, живущих в этих краях, тем его сторонам, которые
формируются под воздействием здешних условий, помогают раскрыться талантам
человека, где бы он потом ни жил.
История Сибири и ее
сегодняшний день, красоты природы и богатый внутренний мир людей — все это
привлекает мастеров советского искусства, захватывает глубиной, широтой
тематики. Сибири посвятили свои лучшие произведения писатели Г. Марков и В.
Астафьев, В. Распутин и В. Шукшин, многие советские художники.
Арсеньев А. Советский человек, земли хозяин. Плакат.
1977
Задача ученых сегодня — не
только поставить на службу человеку природные дары Сибири, но и сохранить,
донести до потомков культурные и духовные богатства. Под Новосибирском началось
строительство историко-архитектурного музея под открытым небом, где будет
собрана архитектура русских и коренных народов, а также древние изваяния,
наскальные рисунки. Уже в этом году в пяти километрах от города науки
поднимутся главки Спасо-Зашиверской церкви. Фольклористы, этнографы, художники,
музыковеды приступили к подготовке уникального 60-томного издания фольклора
народов Сибири. Это будет единственное в мире академическое издание подобного
рода, первые тома которого на двух языках — языке носителя и русском — выйдут к
70-летию Великого Октября. К этой дате подготавливаются первые тома
двадцатитомного свода памятников истории и культуры Сибири и Дальнего Востока.
Археологи приступили к написанию десятитомной археологии Северной Азии. Все
эти работы создаются учеными Сибирского отделения Академии наук в содружестве
с учеными вузов, работниками культуры и искусства.
С каждым годом растет вклад
Сибири в хозяйство, экономику, культуру страны, множатся славные дела и
начинания сибиряков. Явью становится пророчество великого Михаилы Ломоносова о
том, что «Российское могущество прирастать будет Сибирью» — древней и вечно
молодой.
Я никогда не была в Сибири, но когда-нибудь обязательно поеду туда!
ОтветитьУдалитьДа, в Сибири много интересного, я всю жизнь прожила здесь, главное богатство Сибири - это люди, открытые сердцем и щедрые душой
ОтветитьУдалить