Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 26 февраля 2014 г.

Зотеев Виктор Александрович (1924 – 2008 гг.)



Картина Виктора Зотеева. Пейзаж. Лето. Луг. Цветы
Цитата к его картине: «Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще» (Оскар Уайльд)
ВИКТОР ЗОТЕЕВ: «Зачем люди пишут стихи? Надо высказаться. Так и в живописи...»

Родился 25 сентября 1924 года в городе Кушва Свердловской области. Живописец. Учился в Ни­жнетагильском художественно-промышленном училище. Фронтовик, в 1942 году добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в боях под Орлом и Курском, сражался за освобождение Белоруссии и Польши, закончил войну в Берлине. Кавалер двух орденов Крас­ной Звезды, а также орденов Славы III степени и Отечественной войны II степени. Награжден медалями: «За взятие Кенигсберга», « За взятие Берлина». Демобилизовался в 1946 году. С 1958 года уча­ствовал в краевых, зональных, республиканских, зарубежных выставках. Член Союза художников с 1980 года. В последнее время жил и работал в Ново-Алтайске. Умер Виктор Александрович Зотеев 16 октября 2008 года в Барнауле.
Художник пробовал себя в разных жанрах живописи: в молодые годы задумывал написать историческое полотно на тему освоения Урала, в 60-е годы им были написаны ряд удачных портретов современников, но все же главным жанром стал пейзаж.
За свою творческую жизнь художник Зотеев много раз принимал участие в выставках самого разного уровня. В 1975 году принимал участие в IV Зональной художественной выставке "Сибирь социалистическая" г.  Томск, а через три года, в 1978 году в Республиканской художественной выставке "Советская Россия" г. Москва. В 1980 году представлял свои работы на V Зональной художественной выставке "Сибирь социалистическая" г. Барнаул, а в 1983 году на Всероссийской художественной выставке "Нивы Алтая" г. Москва.
В творческой биографии живописца были и персональные выставки, одна из последних — в 2004 году, посвященная его 80-летнему юбилею. Работы художника Зотеева сегодня признаны классикой алтайского изобразительного искусства. И после ухода из жизни Виктора Александровича его картины активно экспонируются на выставках Алтайского края, Сибири.
Свыше двадцати работ живописца находится в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. Пейзажи В.А. Зотеева находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
В Интернете Зотеев В.А. довольно известный художник, его картины выставлены в Интернет-галереях на продажу, набрав в поисковой строке имя и фамилию этого художника, вы сможете полюбоваться на его творчество. Работал он, в основном, в реалистичном стиле, в жанре пейзажа.
Зотеев Виктор Александрович. Соловецкий монастырь. 1964. Х. м. 80 х 150

Елена Панфило.
Художник-экстремал
с сайта http://www.prirodasibiri.ru/?id_page=8&id_razd=130 – «Природа Сибири»
Особое место, по мнению Натальи Степановны, в ряду художников-пейзажистов, воспевающих красоту алтайской природы, занимает Виктор Александрович Зотеев (1924-2008 гг.). Его, ветерана Великой Отечественной войны, можно вполне справедливо назвать художником-экстремалом.
Вдохновение он искал в самых нетронутых, порой даже суровых краях. Он объездил практически всю Россию, побывал «на этюдах» на Урале, на Колыме, в Якутии, в Магадане… Путешествовал по средней полосе России. Но больше всего его привлекал Алтай.
Художник побывал в его самых труднодоступных местах, до которых добраться можно было только на вертолете. Мог несколько дней провести в тундре в компании своей собаки – лайки Кучума. В своих путешествиях он встречался с разными людьми – геологами, золотодобытчиками, охотниками, которые принимали его как своего…
После этих встреч остались выразительные портреты людей героических профессий.
 – И все же Виктор Александрович считал, что для художника-пейзажиста все это – не главное, – говорит Наталья Степановна, которая была знакома с ним лично. – Можно писать замечательные пейзажи в том месте, где живешь. Мастерская Виктора Александровича находилась в нашем городе в таком районе, который в народе называют Поток. Не самое экологически чистое место. Но он очень часто выходил на этюды прямо у себя на Потоке, отправлялся на аллеи и писал пейзажи. Причем писал свои картины в разное время суток. Он мог прийти к одному месту – допустим, к одиноко стоящей березке, – и написать эту березку утром, потом – в обеденное время, а после этого – вечером, когда садится солнце. Таким образом он старался передать изменение состояния в природе. Писал одно и то же место и в разное время года – зимой, весной, осенью…
Работая над своими пейзажами, он очень тщательно и внимательно наблюдал природу. И очень болезненно воспринимал варварское отношение к ней. Помню, как он переживал, когда кто-то погубил его любимую березку, которую он так часто рисовал. Ведь при этом Виктор Александрович наблюдал, как она растет, как на деревце распускаются первые листочки, как они опадают осенью.
Говоря о каких-либо экологических проблемах, Виктор Александрович часто вспоминал войну, говорил, что страшно было смотреть на землю. Мало того, что она была изрезана окопами, как шрамами, ее рассекали воронки от бомбежек. Все это, конечно же, очень уродовало землю, и ему, как художнику, было больно смотреть на такую картину. Все время хотелось увидеть красоту девственно чистой земли.
Поэтому он после войны так старался забраться куда-нибудь подальше, в места, где открываются ясные просторы, шумят чистые реки, есть кристально чистый воздух. Но из всех своих путешествий художник всегда возвращался на Алтай, и писал алтайскую природу. Причем мотивы он выбирал самые простые.
– Для многих художников в пейзаже важен какой-либо экзотический момент, – говорит Наталья Степановна. – А для Виктора Александровича был важен прежде всего контакт с природой. Он считал, что художник в природе должен почувствовать свою собственную душу. Только тогда он сможет передать подлинную жизнь природы. И Виктору Александровичу это практически всегда удавалось. У него есть ряд пейзажей, посвященных Оби. Писал их он в окрестностях Барнаула, в основном, в районе мясокомбината. Там, с высокого берега, Обь открывалась ему совершенно необычно. Такая красота, такой простор, такое богатство красок!.. Даже не верилось, что где-то рядом большой город.
Виктор Александрович с мольбертом исходил сотни километров в окрестностях Барнаула. И везде находил сюжеты для своих картин.
Знакомые места, казавшиеся многим совсем не интересными, открывались ему с самой неожиданной стороны. Везде художнику встречались любопытствующие – заглядывали в его мольберт, пытались завести беседу. Виктор Александрович с удовольствием вступал в разговоры с такими случайными знакомыми, рассказывал о своих работах, о том, какой видит окружающую природу, почему выбрал именно этот мотив. И таким образом ненавязчиво прививал своим собеседникам бережное отношение к природе.
Такие встречи оставались в памяти людей надолго…
Его работы до сих пор не оставляют посетителей равнодушными. Правда, увидеть в залах музея их пока нельзя – они находятся в фондах и ждут своей встречи со зрителем. Среди них картина, обращенная к природоохранной тематике, а именно – проблеме лесных пожаров.

2 комментария: