Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 20 декабря 2012 г.

Ортонулов Игнат Иванович, 1933 г.р.

 Его мысли:

  • «Все в мире повторяется беско­нечно, меняются только об­стоятельства происходящего. Художник лишь свидетель процесса и пристрастный ком­ментатор черного и белого, большого и малого, смешного и трагичного...» (Игнат Орнотулов)
  • «Я себя считаю очень богатым человеком. Если подумать, ведь я богат! Смотрите, сколько картин… Богатство — это моя любимая работа, здоровье и душевный покой. Сегодня меня радует, что я рано утром просыпаюсь, вижу солнце, облака, цветы, слышу птиц. Значит, я жив! Меня продолжает вдохновлять всё, что дано Творцом!» (Игнат Ортонулов)
  • «Творческая работа она и есть творческая работа... Художник не должен категорически откидывать какие-то вещи. Он должен всем себя питать и быть очень гибким». (Игнат Ортонулов)
  • «Наверное, у художника эксперимент должен быть каждодневным, иначе он застынет, закостенеет, не перейдет на более высокий уровень. Художник должен обязательно совершенствоваться. Сегодняшнее время предлагает разные источники для знакомства с разнообразным творчеством, оригинальными техниками, и художник должен  видеть, что творится вокруг и «держать нос по ветру»... (Игнат Ортонулов)

 Художник картины Игнат Ортонулов
Цитата к картине:
«Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносима» (Владислав Гжегорчик)
Биография Игната Ортонулова:
Родился 15 марта 1933 году в селе Балыктуюль Улаганского района, Горно-Алтайской автономной области. Окончил Алма-Атинское художественное училище в 1962 году. График, живописец. Заслуженный художник РСФСР 1988, Народный художник Республики Алтай 2044, член Союза художников. С 1968 года работает в Горно-Алтайском отделении Алтайского книжного издательства. Проиллюстрировал свыше 150 книг алтайских авторов, не­сколько томов алтайского героического эпоса. За оформление эпоса «Маадай-Кара» в 1981 году удостоен серебряной медали ВДНХ СССР. Участ­ник многих международных, всероссийских и ре­гиональных выставок.
На выполненных мастером иллюстрациях к алтайскому героическому эпосу дети и взрослые приобщаются к истории своего древнего народа.
Его картины и графические работы не просто нравятся зрителям, их высоко оценивают маститые мастера кисти. Они вошли в антологию художественного мастерства республики. Творчество художника отмечено на республиканском уровне. Он стал первым лауреатом государственной премии имени Чорос-Гуркина. Игнат Ортонулов является, среди прочего, автором герба Республики Алтай, отмечает пресс-служба Госсобрания.



Герб Республики Алтай. С сайта http://my-gerb.com/cat.html?itemid=63

Автор рисунка герба И.И. Ортонулов. Герб принят 24 июня 1993 года. Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации за № 187.
Государственный герб Республики Алтай представляет собой сине-голубой круг, окаймленный узкой полоской золотистого цвета. На сине-голубом фоне изображены: в верхней части круга трехглавая вершина одной из высочайших гор Центральной Азии - Белухи - Уч Сумера; в центре - белый грифон - Кан-Кереде с головой и золотистыми крыльями птицы и туловищем снежного барса - ирбиса; в нижней части круга - орнаментальное изображение двух самых больших рек Алтая - Бии и Кату ни с их притоками; между ними треножник - огненно-золотистого цвета очаг - символ крепости и вечности родного дома.; волнистые линии под треножником - очагом - символ Телецкого озера - Алтын-Келя.

 Ортонулов И.И. Созвездие Орион. с сайта http://www.ab.ru/~muzei/exhibitions/2011/ex14_2011.htm

В живописи последних лет Игнат Иванович обращается к традициям древнего алтайского искусства. Потомок древнего алтайского рода, он использует традиции народного искусства, его сложный символический язык для создания образов глубокого философского содержания. Раньше он больше занимался графикой, станковой гравюрой и стенописью. Это были очень привлекательные для него жанры, и в них, конечно же, была возможность и для экспериментов. В музее Ортонулов делал пазырыкские росписи по стенам. К сожалению, теперь они все пропали...

Ортонулов И.И. Цветы маральника, 2004 год http://www.gorno-altaisk.info/news/2922

Вот что рассказал И.И. Ортонулов о своем учителе:
 — Мой учитель Николай Васильевич Шагаев. Он родился здесь, жил здесь, потом переехал в новосибирский Академгородок. Мы с ним более 20 лет по Алтаю ездили. Все этюды мои, которые теперь в Аносе, я  вместе с ним написал... Николай Васильевич - пейзажист. Здесь он учился живописи у Григория Гуркина и Николая Чевалкова, а в Ленинграде - у прекрасной художницы М. Асламазян в художественно-педагогическом училище. И вот пейзажу научил меня именно Николай Васильевич. Это получилось незаметно. Я работал вместе с ним и вдруг понял, что у нас взгляд на пейзаж одинаковый, мазки похожие, и иногда наши работы даже путают... Вот здесь, на стене его палитра с кистью — когда-то он подарил мне свой этюдник. Его работы у меня есть...

 Ортонулов И.И. Горы Алтая
Я окончил педагогическое отделение Алма-Атинского художественного училища и больше всего увлекался графикой. Путешествуя вместе с Шагаевым, я научился писать пейзажи. Как в  Горном Алтае жить и не писать его красоту? Николай Васильевич был «отцом» горно-алтайских художников. Многие с ним ездили, и он очень хорошо к нам относился.
И уже с малых лет впитывал в себя как губка знания и любовь к окружающей природе. А превратить в профессию окрылённую душу юности, его талант и чувство прекрасного помогла учёба в Алма-атинском художественном училище.
 Ортонулов И.И. Кыш (зима), 1986 год http://www.gorno-altaisk.info/news/2922
Вернувшись после учебы в родной край, молодой художник всю свою жизнь посвятил преподаванию детям искусства рисунка. Кроме того, он активно сотрудничает с книжными издательствами. И сейчас на его творческом счету более ста книг, которые оформлены и проиллюстрированны рукой графика.

Мальчик Ырысту. Алтайская сказка./ Пересказ Анна Гарф, Павел Кучияк; художник Игнат Ортонулов. - Горно-Алтайск, 1975. – 14 с. с сайта http://detbook.ru/category/tonkie-knizhki-dlya-malenkix/ortonulov
И
, конечно же, живопись присуща творчеству Игната Ивановича. Немало картин выставлял художник на различных выставках, где зрители восторгались великолепными уголками природы Горного Алтая, талантливо отображённые живописцем.

Ортонулов И.И. Отражение гор, 2003 год http://www.gorno-altaisk.info/news/2922

Личная жизнь художника сложилась непросто. Жена художника Валентина Ивановна Ортонулова тоже художник. Они  вместе учились и вместе закончили Алма-Атинское художественное училище. Жена всецело понимает своего мужа - художника, и сама много работает. У них шесть детей, и трое из них выбрали творческие профессии. Но супругам пришлось пережить тяжелую утрату. Самый младший сын Мерген, трагически погиб в двадцать лет. Он тоже прекрасно рисовал, и осталось много его работ. Он был очень талантлив...


Большая одаренность позволяет Игнату Ивановичу проявлять себя в живописи, различных видах станковой графики, создавать развернутые циклы иллюстраций, например, к героическому эпосу "Маадай-Кара" - духовной вершине алтайского народа. Собрание в музее работ Ортонулова достаточно полно представляет его творчество, содержанием которого, по замечанию кандидата искусствоведения В. И. Эдокова, является "...жизнь Горного Алтая во всех его проявлениях - во времени и пространстве. Здесь все алтайское - природа, эпос, история и современность". Своеобычность графика И. Ортонулова заключается, видимо, в том, что ему дан прекрасный дар лаконично, с любовью и на высокой поэтической ноте отбирать, видеть в самом простом, обыденном, природном мотиве, все яркое, выразительное, по сути - душу природы. Работа Ортонулова пронизана своеобразной мелодией. Ее ритм сродни ритму сказаний алтайского былинника - кайчи.



Ортонулов И.И. Табунщики, 1968 г. Линогравюра. 86,2 х 61,7, с сайта http://www.altaiinter.info/project/culture/Cronology/Arts%20of%20Altai/Landscapes/peiz02.htm

Начиная с тихого всплеска, звук набирает силу и, расширяясь, в своей пульсации, в эпических моментах, достигает, кажется, космических масштабов. Именно на этих гармонических принципах "построена" его линогравюра " Табунщики". Сюжет прост: два пастуха ловят коней в несущемся диком табуне. Отблески "оживки" белого цвета - лучи солнца, дробят черный цвет, скупо передают детали и очертания гор. Их взрывной, беспокойный ход точно передает нарастающий лавинообразно топот ног многих степных скакунов. Взмах руки и спирали аркана подчеркнула кульминацию сцены и одновременно как бы подчинила все в листе круговому ритму.

Источники:

  • Журнал Эксперт – Сибирь. – 2005 год. - № 10. – с. 46, Ракурс
  • Интернет - ресурсы

Комментариев нет:

Отправить комментарий