Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

четверг, 18 августа 2011 г.

Женское украшение Пого

 Пого (ПOFO) - хакасское женское нагрудное украшение, сохранившее за время своего бытования устойчивость формы с незначительными модификациями. Это украшение представляет собой полусферическое, иногда подково- или копытообразное по форме изделие, выполненное в технике вышивки бисером, коралловыми мелкими бусами и перламутровыми круглыми пластинами тана с кораллом посередине. Основной акцент делался на перламутрах тана в нечетном количестве — от трех до девяти. В 19 в. пого носили на уровне живота, современные женщины обычно его носят на уровне груди.

Сваха и невеста - качинки. фото сделал Федоров Н.В. в 1910 году
Назначение пого связано с важным событием в жизни человека — вступлением в брак, созданием семьи. Пого — принадлежность одежды свахи, многодетной благополучной женщины. Пого надевали поверх свадебной одежды. В ансамбле с Пого на свахе должна быть — родовая шапка. 
Прибытие свах

Пого. Качинцы. Усть-Абаканский район, улус Трояков. Рис. Д.П. Черепанова, 1947г.
Термин «Пого», изменяясь во времени, вобрал в себя и сохранил значение родового узла счастья, состоявшего из знаков солнца и луны, ход Солнца по небу — вместилище души, тесно связанные с идеей плодородия, деторождения.
В этимологическом словаре есть глагол поf – / поF арFа, поо рFа, / – завязывать узел.
 Напоминает по форме пого и полумесяц с закругленными рожками. Обтянутый плисом, украшенный перламутровыми пуговицами, между которыми нашивались кораллы и бисер, образуя круги, сердечки, «почки», трехлистники и другие древние узоры. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок силбiрге с мелкими серебряными монетками на концах.
Полусфера – это наиболее важная деталь, несущая главную семантическую нагрузку. Видимо полусфера символизирует небосвод, поэтому строго выполняется во всех нагрудных украшениях. Тана как солярный символ пого часто имеет форму круга с лучами внутри. Существовало мнение, что так изображались астральные знаки или колесницы. 
 В коллекции более ранних пого обнаруживаются три “солнца”: одно в центре, два – ниже со спицами. Не исключено, что эти знаки символизируют ход Солнца по небу, его перемещение из высшего мира в подземный мир.
У многих древних народов существовали представления: когда Луна на небе, Солнце находится в подземном царстве. Солнце передает прошлое настоящему, а настоящее будущему.
Более современные пого, изготовленные в ХХ веке напоминают лик или маску. В таком узоре легко угадываются “глаза”. На некоторых пого четко фиксируются три “глаза”. Центральная пуговица (тана) – это так называемый “третий глаз” или “всевидящее око”. Именно эта деталь подчеркивает в пого его силу как оберега. Можно предположить, что духи – покровители “теси” посредством пуговиц – глаз “взирают” на этот мир. Симметрично в верхней части пого располагаются “уши”. 
Пого имеет две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. Их охраняли перламутровые тана – сам по себе исцеляющий охранительный материал. Раковины каури отпугивали злых духов, кораллы приносят богатство. Ряды бисера вкруговую и бахрома – символы лучей, веревок солнца – укрепляют жизнь человека.
Пого – украшение полифункциональное, несущее в каждой из часто скрытых функций особую смысловую нагрузку.
 Обычно женщины готовили пого своим дочерям перед свадьбой. 
Вот как описывает пого Шибаева Юлия Артемьевна, известный этнограф, которая в советские времена прошла репрессии, в своей книге "Одежда хакасов". Книга была написана по итогам сбора материалов в экспедициях по Хакасии в 1945-1951 гг. 
"В народный костюм входят и украшения. Среди них, бесспорно, наиболее интересны у качинок их нагрудные украшения - пого. Известны они у них давно
Носили их исключительно замужние женщины (но только не вдовы).
Пого представлял собой закругленный кусок плотной ткани или кожи размером примерно 30x30 см. с лицевой стороны покрытый тканью, чаще всего бархатом, и сплошь богато расшитый разноцветными бусами, кораллами, монетами, серебряными и золотыми бляхами, украшенный аграфами, а также круглы­ми перламутровыми пуговицами, что вместе составляло определенный красочный орнамент. Все это покупалось, и стоило пого очень дорого.
К верхним краям пришивали тесьму, которую надевали на шею, и, таким образом, пого ложилось на грудь. Носить пого полагалось поверх идектiг тон и надетый на него сигедек.


Пого Кичили Ивановны Шурышевой 
было справлено еще ее бабушкой по матери.

Это пого, самое позднее, относится к 70-м годам XIX века. Оно считалось очень ценным из-за обилия на нем покупных перламутровых пуговиц.
Каркас пого сделан из четырех слоев простой ткани, которую пропитали мучным тестом и высушили, отчего он стал твердым. С изнанки пого обшито ситцем, а с лица черным бархатом. По последнему суровыми нитками нашиты разноцветный бисер и крупные и мелкие перламутровые пуговицы. Края отделаны подвесками из прозрачных бусинок и тонких золотых мишурных шнурочков (подвески). на которые нанизаны золотистые и цветные бусы и три старинных серебряных гривенника, самый старый из которых 1856 года.
В других пого подвески могут быть дополнены гранены­ми цветными пуговичками, иметь больше монет и т.д.
Орнамент несложен. В нем можно только проследить круги; назван он нами тернихоз - «кругами». Ярче орнамент выражен на более позднем пого бельтирки Карачаковой, где он состоит из 5 таких кругов. Возможно, он когда-то осмыслялся как солярный.
Другие два пого этой же Шурышевой отличаются тем, что форма их каркаса более удлиненная, чем на первом, более старом пого; эти пого были уже справлены ее матерью, т.е. на рубеже XX века.
Пого обычно делает, если она имеет эту возможность, мать еще до замужества дочери, но бывает, что пого делает уже после свадьбы для своей жены муж.
Оба более поздних пого Шурышевой сплошь зашиты бисером, пуговиц на нем, в отличие от первого, немного, и они выполняют определенную роль в орнаменте, который включает в число своих элементов не только круги, но и «почки», «червей» (с русского) и «извилины».
Пого составляет национальную особенность качинской женской одежды, но похожие нагрудные украшения были также у башкир и якуток.
 Хакаль был распространен в центральной Башкирии и представлял собой лопатообразный кусок двойной ткани, закрывавшей всю грудь до талии, обшитый но краям рядами коралла, сплошь зашитый посередине старинными мелкими монетами, круглыми пуговицами, серебряными украшениями и т.д. 
  Держался он на шее посредством завязок. На рубеже нашего века его стали носить некоторые из южных башкирок.

В XIX веке якутское женское нагрудное украшение уже исчезло. Носили его, видимо, как и качинское пого. только замужние женщины. Называлось оно «тигилук» и было «увешано» стеклянными бусами.
А.П. Окладников, говоря о якутском тигилуке. возражает Линдау, считавшему, что тигилук поразительно похож на тунгусские нагрудники. «Якутские нагрудники, - пишет А.П. Окладников, - ближе всего не к тунгусскому переднику, а к аналогичной части женского костюма некоторых других тюркских племен, в том числе сибирских тюрок и башкир». Первоначальным назначением качинского, якутского и башкирского нагрудников, по-видимому, было закрывать грудь, открывавшуюся в прорез ворота рубахи"

Нередко на пого можно увидеть раковины каури. Они известны как обереги с глубокой древности у многих народов Евразии. Каури появились на территории Хакасии еще 3 тысячи лет назад в Карасукскую эпоху. Позже в период Средневековья они были широко распространены в Древнехакасском государстве. Завозились они из Индии по знаменитому Великому шелковому пути через Китай, Тибет, Монголию. 
 Раковины каури по-хакасски называется чысланас, что в переводе значит: чыслан – змея, нас /мас/ – голова, предположительный перевод – “Голова змеи”. И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури называют, тибе тiзi (буквально: зуб верблюда ). Одно из принятых русских названий раковины каури – ужовка, что соответствует по смыслу приведенному ранее. У хакасов считается, что раковина каури обладает свойством притягивать душу ребенка.
В музейных коллекциях пого раннего периода нет бахромы, выполненной из бисера или гирлянд из них, завершающих изделие, хотя на них есть следы их бытования. 
 Нагрудное женское украшение пого дошло до нас из глубины веков. На многих каменных изваяниях (хуртуях- тac), установленных в хакасских степях во II тысячелетии до н.э., угадываются изображения подобных нагрудников. 

При детальном рассмотрении рисунков пого обнаруживается своеобразное стилизованное изображение личин.
 Нагрудник, видимо, связан с почитанием богини Умай, которая дарует молодоженам души детей. Потому-то свахе необходимо было надевать пого на свадьбу, чтобы привлечь в дом молодоженов милость богини и семейное счастье и благополучие. В настоящее время пого получил широкое распространение. Хакасские женщины теперь надевают его не только на свадьбу, но и на любой праздник.
КРАСОТА   ПОГО

  
 

Современные сувенирные украшения в стиле хакасского национального украшения ПОГО

 Источники:

1. Кидиекова И.К. ПOFO./ И.К. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия. В 2-х т./ Гл. редактор В.А. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 2: О-Я. – 320 с. – с. 51

2. Бутанаев В. Любимые наряды./ Виктор БУТАНАЕВ, доктор исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.86-101

3. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года: Научное издание./ отв. ред. Л.Р. Кызласов. – М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 525с.
4. Бутанаев В.Я. Хакасы из провинции Хэйлунцзян./ В.Я. Бутанаев . - Абакан: Издательство Хакасского гос университета им. Н.Ф. Катанова. - 84 с.
5. Шибаева Ю.А. Одежда Хакасов./ Ю.А. Шибаева. – 2-е изд. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. – 140 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий