Гуркин Г.И. Озеро горных духов
«Творчество Григория Ивановича Гуркина неисчерпаемо. Оно принадлежит к выдающимся явлениям сибирского искусства. Огромный интерес оно представляет и в контексте развития искусства всей страны, ибо сочетает в себе национальное и общечеловеческое. Каждое поколение будет открывать искусство художника заново, настолько оно богато чувствами, мыслями, ассоциациями». (Л.И. Снитко, искусствовед)
Григорий Иванович Гуркин был один из первых алтайских художников, учеником И. И. Шишкина, который и скончался на его руках.
Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из рода Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерской школе родного села, а в свободное время часто заходил в иконописную мастерскую, где с удовольствием выполнял мелкие поручения: растирал краски, помогал ученикам готовить доски.
Православный по рождению и воспитанию, он весьма смутно представлял себе быт и религию алтайцев. Лишь позднее, в годы творческого рассвета, художник всерьез занялся изучением алтайского быта, оставив тысячи рисунков
Гуркин Г.И. Алтайцы
И.И. Шишкин и А.А. Киселев, в классе которого он был вольнослушателем Академии, открыли его истинное призвание: пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину художник встает на собственный путь.
Начав свой творческий путь как ученик И.И. Шишкина и А.А. Киселева, алтайский художник от изображения конкретной натуры в ранних работах переходит к созданию большой композиционной картины с передачей характера алтайского пейзажа.
Г. ГУРКИН. Хан-Алтай. 1907 г. Холст. Масло. Томский
областной краеведческий музей
Так возникает "Хан-Алтай" (1912 год), картина, первый вариант которой относится к 1903 году, а последний создан незадолго до смерти. В лучших своих работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.
Лариса Снитко, Алтайский музей изобразительных и
прикладных искусств
ПЕВЕЦ ГОРНОГО АЛТАЯ
Имя Григория Ивановича
Гуркина, родоначальника живописи на Алтае, стало известно более шестидесяти лет
назад.
Путь в искусство для Гуркина
был не совсем обычным. Проведший юность среди людей, далеких от искусства, он
рано почувствовал тягу к творчеству. Тайком от отца мальчик бегает в
иконописную мастерскую,
единственное место, где
учили рисовать.
Мечта полностью заняться
живописью все более крепнет в нем. И вот осенью 1897 г. Гуркин отправляется на
перекладных до Томска, а там, заручившись некоторыми рекомендациями,— в
Петербург.
Его рисунки и живописные
работы были одобрены И.И. Шишкиным. Это решило судьбу Гуркина: он не был принят
в Академию художеств, но стал заниматься в мастерской Шишкина, а потом в Академии
художеств по классу А. А. Киселева. В 1905 г. Гуркин возвращается на Алтай, и с этих
пор вся его жизнь и творчество связаны с родными местами.
На его полотнах появляются
родные аилы, курящиеся голубоватые утренние дымки, капельки росы, дрожащие на
листьях папоротника, березы, окутанные нежным зеленым облачком, и пламенеющие в
предзакатную пору снежные пики.
Вершиной всего творчества
Гуркина стало монументальное полотно «Хан-Алтай», над которым художник работал
много лет. Картина написана в двух вариантах. Первый относится к 1907 г. и
хранится в Томске.
Лучше всего о картине можно
сказать словами самого автора, писавшего во вступлении к каталогу выставки:
«Все вокруг первобытно, грандиозно и величаво... Какой везде простор и какая
мощь!.. Это ты, заколдованный, угрюмый, царственный Алтай! Это ты окутался
туманами, которые, как мысли, бегут с твоего могучего чела в неведомые страны.
Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь
свои заветные добрые думы...»
Гуркин известен не только как
живописец, страстно влюбленный в суровую красоту Алтая, но и как мастер
рисунка, этнограф. Он оставил после себя богатый иллюстрированный материал о
быте алтайского народа, копировал
наскальную живопись эпохи неолита.
В годы Советской власти
осуществилась давнишняя мечта художника. В 1931 г. в городе Горно-Алтайске под
его руководством была организована художественная школа.
В письме к одному из своих
учеников Гуркин как бы подытожил свои педагогические принципы:
«В труде — моя любовь, мой
отдых и моя радость. В нем — мое воспитание, красота, здоровье и благополучие.
Твердо, неуклонно иди этим путем...»
Всего в творческом наследии
этого незаурядного художника насчитывается более 5000 произведений. Наиболее
богато представлено его творчество в Алтайском музее изобразительных и
прикладных искусств.
Гуркин Г.И. Вид на Белуху
Творческий путь художника в 20-30-е годы тесно связан с социалистической новью Алтая, это значит что его без конца эксплуатируют: ни один праздник в Горном Алтае, да и в Новосибирске не обходится без участия художника. Плакаты, разрисовки и другая поденная работа становятся неотвязной обязанностью художника.
Гуркин Г.И. Кочевье в горах
...В 1937 году художника обвинили в национализме, и 11 октября он погиб в застенках НКВД. Обстоятельства смерти до сих пор остаются невыясненными.
Григорий Иванович Гуркин был реабилитирован в 1956 году.
Григорий Иванович Гуркин был реабилитирован в 1956 году.
Гуркин Г.И. Пейзаж с валунами
Источники сайты:
- http://photo.sibnet.ru/alb11503 здесь картины Гуркина Г.И.
- http://www.culturemap.ru/?region=163&topic=16&id=2515 биография Гуркина Г.И.
- http://altai-photo.ru/stuff/1/obshhij_razdel/choros_gurkin_biografija_mastera/25-1-0-24
- http://asu.cs.nstu.ru/choros/
biography.php - сайт, посвященный Гуркину Г.И. – биография, картины, отзывы на его картины
Дом-музей Г.И. Чорос-Гуркина недалеко от с. Узнезя Чемальского района
Комментариев нет:
Отправить комментарий