Доможаков А.В. Два связующих духа с перевесом вправо
Тугужекова В., доктор исторических наук
В ЕДИНОЙ ГАРМОНИИ СО ВСЕЛЕННОЙ
«Недавно в печати промелькнуло сообщение об открытии первой персональной выставки картин Александра Доможакова. Мне захотелось ближе познакомить наших читателей с этим самобытным художником.
...Если заглянуть в Сашин гороскоп, то можно узнать, что он родился в год Козы (Овцы). Примечательно, что именно этот год присутствует в гороскопах многих известных личностей, чье творчество отмечено глубоким философским началом, кое присуще и многим Сашиным картинам. Следует добавить, что родился он в созвездии Весов - точке осеннего равноденствия. Отсюда, наверное, в его полотнах «прочитывается» поиск гармонии, прежде всего гармонии во Вселенной, поиск равновесия между извечно противоборствующими жизнью и смертью, добром и злом. Одна из его картин так и называется «Равновесие» - портрет рока, судьбы.
Доможаков А.В. Козел и Баран. Бумага, тушь. 28,7 х 40,5
У каждого творца своя судьба. Наверное, каждый из них должен пройти через многие испытания судьбы, прежде чем стать художником. Прошел через это и Саша. Хотя казалось, что путь его будет другим, легким....
...В 1973 он возвращается в Абакан.
Заметным событием для Саши в это время явилось знакомство с художником В.Ф. Капелько. Работы Капелько, посвященные древним памятникам Хакасии, как раз выставлялись в областном краеведческом музее вместе с материалами новых археологических находок.
Доможаков А.В. Три духа на коне-корове
Уже после армии и завершения художественного училища, судьба вновь свела Александра с В.Ф. Капелько, который в это время оформлял зал, посвященный древней Хакасии, в областном краеведческом музее. По вечерам Саша стал приходить туда и помогать в оформительских работах. Древнее искусство предков заворожило его, оно дало ему вдохновение на свое собственное их прочтение. Сегодня у А. Доможакова целая серия картин, посвященных этой теме: «Два идола», «Кыргыз», «Улыбающийся идол», ряд других, написанных в 1982 году, и совсем новая - «Медведь-шаман» (1991г.).
Доможаков А.В. Два идола 1982
Много в его рисунках символики. Истоки хакасской символики - тамги - уходят глубоко в древность. Система тамговых знаков, как считает профессор Л.Р. Кызласов, сложилась еще в раннем железном веке. В 1722 году Д.Г. Мессершмидт обнаружил первую хакасскую писаницу, относящуюся к XVII веку, с изображением тамг, животных, а также фигур, нанесенных на скалу красной краской. Ученые Д.А. Клеменц, Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев, И.Т. Савенков и другие внесли немалый вклад в разгадку рисунков древних предков хакасов. Художник В.Ф. Капелько впервые познакомил нас с их рисунками, он сумел перевести эти картины на холст, сделав копии.
Исследования ученых показывают, что хакасские художники XVII-XIX веков для своих рисунков вместо полотна использовали камень, но они никогда не наносили их поверх древних, оставленных еще более древними их предками. Примечательно, что еще в XIX веке хакасские художники выступали как продолжатели традиций предшествующих исторических эпох. Это было утеряно в XX веке.
Доможаков А.В. Шесть духов
И вот - картины А. Доможакова. Сделанные, правда, не на камне, а на холсте, они продолжают традиции наших древних художников. И это мне хотелось бы отметить особо.
Следующая проблема, которая присуща его творчеству, - проблема души. Вера в существование души сопровождала человечество не одну тысячу лет. Английский ученый более пятидесяти лет изучал верования и магические обряды первобытных людей, их представления о душе, он их превосходно описал. Некоторые народы до сих пор сумели сохранить обряды своих древних предков и веру в существование души.
Доможаков А.В. Душа духа
У разных народов существует разное представление о душе или нескольких душах. Представление о душе у хакасов было связано с шаманизмом. У хакасов было представление о существовании нескольких душ. Так, в момент смерти душа (тын) отрывается и превращается в птицу, у взрослых она превращается в журавля, у детей - в ласточку, у врага - в дятла и так далее.
Другая часть души (чула) является хозяином человека и сосредотачивается в зрачках. После смерти она превращается в поминальную душу. В течение года (или трех лет - у кызыльцев) она находится среди людей. Третья часть души умершего получила название черной души, она остается на месте смерти человека и причиняет вред людям. Эту душу изгоняли шаманы. У северных хакасов бытовало мнение еще о нескольких душах. Шаманы же имели особую душу.
Доможаков А.В. Три шамана
Согласно хакасским представлениям, каждый род (сеок) имел и родовую древесную душу. Это были деревья: береза, лиственница, сосна и так далее. Запрещалось рубить родовое дерево, что-либо из него изготавливать. Кто заинтересуется хакасскими сеоками, рекомендую прочесть книгу В.Я. Бутанаева «Этническая история хакасов XVIII- XIX вв.», изданную в Москве в 1990 году.
Шаманизм, который исповедовали хакасы, - это разновидность магии. Магия, как считают ученые, - это специфическая форма мышления. Наверное, не случайно картины А. Доможакова овеяны мистикой. Это «Тайные связи духа», «Рождение духа», «Душа шамана», «Двойник шамана». Они словно хотят напомнить нам о древней вере предков. Эти и ряд других картин притягивают и причащают нас к Великой тайне природы и человечества.
Доможаков А.В. Шаман с перьями
Тему космоса и связи человека с космосом в творчестве А. Доможакова я бы выделила особо. О теме этой - отдельный разговор. Если же коротко, еще в 20-е годы академик В.И. Вернадский выдвинул концепцию о существовании ноосферы (сферы разума) и о переходе биосферы в ноосферу. Многие ученые Запада поддержали эту концепцию, названную антрокосмизмом.
Эта идея была близка Николаю Константиновичу Рериху и его супруге Елене Ивановне. Е.И. Рерих является основателем учения о Живой Этике, создателем русской школы антропософии, у нее немало последователей в нашей стране. Основная идея этого учения заключается в том, что человек - это дитя Природы и Космоса, о существовании гармонической связи человека, природы и космоса. Внутренний мир человека повторяет структуру Вселенной. Человек не только физически, но и духовно не имеет права нарушать великие законы Природы и Космоса.
Доможаков А.В. Айна
Древний наш предок, живший на территории Хакасии, был тесно связан не только с природой, но и с космосом. Существует современная гипотеза о существовании на нашей территории гигантской астрономической лаборатории. Через камни-стелы осуществлялась связь человека с космосом.
Картины А. Доможакова «Космос», «Светило», «Земля», «Три солнца», «Священный олень» и другие говорят нам, что мир человека находится в единой гармонии с миром Вселенной. Жизнь не исчезает во Вселенной. В жизни органично связаны - прошлое, настоящее и будущее. Такое же тесное переплетение времен прошлого, настоящего и будущего отражает и мир картин Александра Доможакова.
Доможаков А.В. Оберег
Несколько слов о пейзажах. На выставке представлен ряд акварельных работ А. Доможакова, посвященных природе горного Алтая: «Улов», «Порог Серп», «Зуб», «Вал». Мне эти картины напоминают чем-то пейзажи Г.И. Гуркина - известного алтайского художника. Гуркин много картин и этюдов посвятил рекам Горного Алтая, и прежде всего - Катуни - матери алтайских рек, давнему предмету культа алтайцев. Для Александра Доможакова природа Горного Алтая очень близка и дорога, как и природа родной Хакасии. С детства у Саши было еще одно увлечение - водный туризм. Он сплавлялся по многим рекам Горного Алтая, Хакасии и юга края, Тянь-Шаня. Полюбил чудный и девственный уголок нашей цивилизации - Горный Алтай.
...
Доможаков А. Равновесие
…Великий индийский философ Шри Ауробиндо различал основные состояния сознания: обычный разум, интуитивный разум и сверхразум. От обычного к просветленному разуму приходят люди искусства, люди творческих устремлений, нашедшие в себе силы не погрязнуть в текущем быту и вещизме, а подняться над ними. Как считает Шри Ауробиндо, такое просветление связано с частичным приоткрыванием интуитивного канала - «третьего глаза», который у обычных людей закрыт плотно шторой житейского разума.
Доможаков А.В. Дух стоящий и дух, идущий к солнцу
Когда же у людей открыт интуитивный канал, человек испытывает удивительные ощущения с природой. Такое единение с природой и Вселенной я ощущаю и в картинах Александра Доможакова. Картины этого художника несут большой философский смысл, несут энергию самого художника». (Статья опубликована в книге:
Доможаков А.В. Оберег
Источник:
Алимова Л.А. В круге Солнца: О художнике Александре Доможакове. IN THE CIRCLE JF THE SUN (ABOUT ALEXANDER DOMOZHAKOV, THE ARTIST)./ Людмила Артемовна Алимова. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2005. - 140 с., илл.
Комментариев нет:
Отправить комментарий