Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

вторник, 29 марта 2011 г.

Калинин Александр Федорович 1922-2003

Калинин А.Ф. Ласточки холст, масло,1969
Калинин А.Ф. родился в 1922 в Иванов Мыс, Омской области
Живописец, работал преимущественно в жанре пейзажа. Окончил Свердловское художественное училище, живописно-педагогическое отделение (1948-1953). Работал в Абаканских художественно-производственных мастерских Красноярского ХФ с 1955. Участник областных, краевых, зональных, республиканских, всесоюзных выставок. Член СХ с 1961. Переехал в Красноярск. Художник Хакасии, входивший в Красноярскую краевую организацию СХ  РСФСР. Умер в 2003 году, в Красноярске.

Александр Федорович Калинин родился в Омской области. В 1941 году, окончив десятилетку, он уходит на фронт. Демобилизовавшись в звании капитана, в 1948 году поступает в Свердловское художественное училище, в 1953 году приезжает в Абакан.
Творческая работа А. Ф. Калинина началась с многочисленных поездок по Хакасии, Туве. Он побывал на границе с Монголией, на крупнейших стройках Сибири, в Саянах. Его вела потребность в новых впечатлениях, желание увидеть большую жизнь Родины, которую он защищал.
Впервые А.Ф. Калинин выступил на 12-й краевой художественной выставке в 1955 году. Работы «На трассе Южсиба», «Станция Оленья речка», «Кедры», «В Саянах» показали, что художник еще не всегда умеет отобрать главное. Заботясь о достоверности изображаемого мотива, он перегружал композицию деталями.
 Калинин А.Ф. Строительство Южсиба 1953
 Раздумья, целеустремленные поиски, большой труд, общение с людьми труда и коллегами по творчеству принесли прекрасные плоды. В 1959 году А. Калинин — участник республиканской художественной выставки «Советская Россия». В работе «Отара на отдыхе» и других художник нашел свой индивидуальный стиль, свою творческую манеру. Его пейзажи одухотворены чувством и мыслью. Эти новые качества особенно зримы в работах, показанных на зональной, а затем и на республиканской выставках, посвященных 50-летию Октября: «Моя земля», «Тропы скотоводов», «Цветет пикульник». «У створа Саянской ГЭС». В них жизненная достоверность сочетается с поэтической настроенностью. Художник стремился не просто воссоздать облик хакасской природы, но выявить ее особенность, своеобразие. Полотно «Тропы скотоводов» — это пейзаж-размышление. По всхолмленным просторам степи к подножию снежных гор извилистыми линиями вьются многочисленные тропы, проторенные отарами. Всматриваясь в хакасскую землю, художник как бы раздумывает о том, что в ней было самым дорогим для народа.
Калинин А.Ф. Хлебоуборка в Хакасии 1950
 «Не случайно эта работа, экспонировавшаяся на выставке «Советская Россия» в Москве, вызывала волнение и радость, — рассказывает И. Кидиекова, — у профессора МГУ Леонида Романовича Кызласова, написавшего теплое письмо благодарности художнику за воспоминания, которые пробудили «Тропы скотоводов» дорогие с детства образы родной земли».
Природа — это та же действительность, и видеть ее можно по-разному. Она может вызвать в человеке чувства наслаждения, любования, но может рождать и сложные ассоциации, глубокие мысли, как, например, полотно  Калинина «Моя  земля». На широких степных просторах раскинулись совхозные поля. Вырывая из общей большой перспективы невспаханную узкую полоску земли с могильными камнями, приближая ее к зрителю крупным планом, художник заостряет внимание на этих «свидетелях» далекой истории, напоминающих о страданиях трудового народа и о кровопролитных битвах происходивших здесь в древности. Настали другие времена—земля вспахана, ее хозяева — счастливые люди наши современники. Написана картина в широкой свободной манере с красивым сочетанием рыжеватых серых и зеленых тонов. Для хакасской природы характерен мягкий свет, не ярко сияющий, а как бы сквозь прозрачную нежную дымку. Это хорошо передает художник в своих пейзажах, располагая зрителя к созерцанию.
 Калинин А.Ф. Хакасия 1969
М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения пишет о художнике:
"В картине «Хакасия» (1969) изображено холодное, серое небо, на котором, словно льдины громоздятся высокие облака. Упругая линия горизонта отделяет от светлого неба темную землю. Спят древние курганы, храня тысячелетние тайны. Три камня-великана на фоне седого ковыля, словно стражи, гордо устремились ввысь".
Калинин А.Ф. Моя земля 1967
"В работе «Моя земля» (1967): на переднем плане невспаханная полоска земли с ковыльными травами и могильными камнями. На втором плане вспаханные поля вперемежку с засеянными полосками земли, на третьем - невысокие горы. Из большой перспективы огромного пространства вспаханного поля, показывая узкую невспаханную полоску земли с ковыльными травами и могильными камнями и приближая ее к зрителю крупным планом, автор заостряет внимание на этих немых свидетелях далекого прошлого. Написана картина в широкой свободной манере с красивым сочетанием рыжеватых, серых и зеленых тонов. Для природы Хакасии характерен мягкий свет, не ярко сияющий, а как бы сквозь прозрачную нежную дымку. Художник в своих пейзажах хорошо передает свет, располагая зрителя к созерцанию и раздумью.
В искусстве Калинина органически соединились строгость живописного строя, выразительность силуэтов и новые пластические решения, отличающиеся динамичностью и обобщенностью форм. В его творчестве конкретные образы родной земли переданы в эпическом величии и романтической приподнятости. Типизация и образность достигнуты минимальными средствами, цветовое единство тщательно обработано. Все это создает гармонию художественного языка и идеи, свидетельствует о настоящем мастерстве и способствует вызывать чувства к размышлению".
А.Ф. Калинина всегда заботил завтрашний день хакасского искусства. Он оказал немалое влияние на развитие пейзажной живописи в Хакасии, способствовал пробуждению творчества многих молодых художников Хакасии. В 1978 году А.Ф. Калинину присвоено звание заслуженного художника РСФСР.
Источники:
  • Союз художников Хакасии: Альбом-каталог./ Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.
  • Живопись Хакасии: Альбом-каталог./ автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с.
  • Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с. - с.80-82

Комментариев нет:

Отправить комментарий