Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 3 января 2011 г.

Аткнин Григорий Алексеевич 1906-1989


Источник: Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х томах./ гл. ред. В.А. Кузмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 1: А-Н. – 432 с.
АТКНИН Григорий Алексеевич (р.?.19О6, улус Аткнин -? 1989 г. Алма-Ата, Казахская ССР), первый хакасский профессиональный художник, член Союза художников Казахстана. Учился на курсах при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1934-1937), на скульптурном факультете (там же, 1937-1938). Преподавал в учительском и педагогическом институте г. Абакана (1946-1950). Проживал в г. Алма-Ата. Аткнин - создатель рисунков первого хакасского букваря (1930), работал в области книжной графики («Алтын Арыг», Абакан,1958;. «Аи Мирген», Абакан, 1959 и др.). Основная техника работ — вышивка. Наиболее значительные работы - портреты Н.М. Мартьянова, В.И. Ленина, Т. Бондарева, Дж. Неру, Джамбула, Сукарно и др. Графические работы Аткнина носят этнографический характер. Коллекция работ художника хранится в Государственном историческом музее, Музее антропологии и этнографии (С.-Петербург), Ташкентском музее прикладного искусства, Центральном государственном музее Республики Казахстан, Государственном музее Индии (г. Дели), Хакасском республиканском краеведческом музее, частных коллекциях (Афганистана, Бирмы, Индонезии). ( И.К. Кидиекова)

 
Источник: Новикова М. Мастер шелковой нити./ Марина Новикова.// Хакасия. - 2006. - 15 сентября, № 174. 
В ноябре 2006 года исполнится 100 лет со дня рождения Григория АТКНИНА — художника-прикладника, мастера художественной вышивки, графика, иллюстратора книг. Имя его, на мой взгляд, незаслуженно забыто. На основе документов, хранящихся в фондах Хакасского республиканского краеведческого музея, публикаций о Г.А. Аткнине я постараюсь исправить эту несправедливость.
В биографии Григория Алексеевича нет ничего необычного. Это был скромный талантливый труженик, всю жизнь занимавшийся любимым делом. Родился он 14 ноября 1906 года в аале Аткнин Усть-Абаканской волости Минусинского уезда в бедной крестьянской семье хакасов-качинцев. В автобиографии, сохранившейся в научно-библиографическом архиве Академии художеств в Санкт-Петербурге, Аткнин пишет: "Мои деды имели небольшое скотоводческое хозяйство и большое количество детей. Отец был девятым сыном, поэтому всей семье приходилось батрачить у баев. Отец и мать в возрасте 17 лет ушли от дедов моих "без телушки и полушки". Через несколько лет в семье было уже четверо детей. В 1914 году Гриша Аткнин пошел в школу, а в 1924 году окончил девять классов школы № 2 в Абакане. С детства мальчик видел многообразие и красочное великолепие хакасской вышивки, бабушка и мать были искусными вышивальщицами. Впервые в руки иглу он взял в 11 — 12 лет, а, повзрослев, стал одним из лучших вышивальщиков в родном аале. В 1926 году Григорий Аткнин успешно выдерживает экзамены на живописный факультет Омского художественного техникума имени М. Врубеля, но материальные трудности вынуждают его оставить учебу и пойти работать на завод.
В 1927 году молодой человек едет в Новосибирск ходатайствовать о поступлении в художественное учебное заведение, но в том году не было разверстки для подготовки национальных кадров. Весь 1928 год Г.А. Аткнин работает чертежником в Новосибирске, а весной 1929 года возвращается в Абакан.
Осенью этого года, потеряв надежду учиться в художественном учебном заведении, Аткнин едет в Москву и поступает в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию на факультет гидромелиорации. Через три года, поняв, что гидромелиорация не его дело, в 1931 году он уходит из института. Работает в Москве чертежником, а весной 1933-го возвращается в Абакан. Устраивается художником в областном отделе народного образования и в Хакасском краеведческом музее.
В 1934 году в Абакан приезжает новосибирский писатель Е. Иванов (Е. Филиппыч). Под впечатлением от увиденного в поездке он пишет книгу "Рождение "Мал-Хадари". Произведение дало представление о прошлом Хакасии и познакомило с переменами, происшедшими в жизни хакасского народа после Октябрьской революции. Проиллюстрировали эту книгу новосибирский график В. Прожогин и Г. Аткнин, выполнивший акварелью и карандашом рисунки с натуры — "Пастух", "Охотник", "Чатханист", "Совпартшкола" и "Шахтер".
В 1934 году, получив направление и сопроводительное письмо от Западно-Сибирского крайкома ВКП (б) и краевого отдела народного образования, Аткнин поступает в институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Первоначально он учится на подготовительных курсах при институте (1934 — 1937 гг.), а затем на скульптурном факультете (1937 — 1938 гг.). Тяжелые жилищные и материальные условия, к сожалению, не позволили ему окончить учебу. Возвратившись в Хакасию, Григорий Алексеевич преподавал в учительском и педагогическом институтах, иллюстрировал книги в Хакасском книжном издательстве, занимался живописью и скульптурой, вышивал.
Еще в Ленинграде Аткнина заинтересовала техника изготовления гобелена. Используя богатые традиции хакасской народной вышивки, он создал свою технику вышивания — портретную.
"Путем комбинирования фона портрета накладной шелковой аппликацией, подсвечиванием этой накладки другой цветной тканью, как живописец на полотне красками, Г.А. Аткнин достигает желаемого оттенка и выразительности. В результате многолетнего кропотливого труда в этой области искусства Аткнин создал редчайшие высокохудожественные своеобразные произведения, состоящие из тончайшей шелковой ткани и шелковых нитей", — так писал о нем П.И. Каралькин.
Аткнин Г.А. Портрет  Бондарева Т.М. Вышивка на коричневом крепдешине  Багетная рама. 1957. Абакан. ХНКМ
"Художники-вышивальщики выполняют свои работы гладью или посредством аппликации. Он умело сочетал и то, и другое. Прямых линий в вышивке нет. С помощью нитей создаются и светотени", — это строки из статьи В. Ширягина. Более чем за полвека творческой деятельности Г.А. Аткнин выполнил свыше 200 портретов выдающихся людей, представителей различных стран и народов, а также жанровых картин. Ленин — один из любимых образов художника. Портреты вождя он выполнял неоднократно, первый раз в 1936 году, в 1946-м по заказу Хакасского областного краеведческого музея Аткнин вышил портреты В.И. Ленина и И.В. Сталина.
Аткнин Г.А. Портрет Сталина И.В. 1946, шелк, шелковая нить, рассыпчатая гладь.  (Картина с сайта http://www.artethno.ru/museum.php?page=1 )
В 1950 году семья Аткниных переезжает в Ташкент, в связи с тем, что супруге Григория Алексеевича Анне Петровне врачи предписали сменить климат. В Узбекистане они живут до 1957 года. Григорий Алексеевич работает художником-иллюстратором в книжных издательствах республики и вышивает на заказ.
За семь "ташкентских" лет он "нарисовал шелком на ткани" множество портретов, пейзажей и панно. Самые значимые из них: панно "300 лет воссоединения Украины с Россией", серия "Зима", "Весна", "Лето" и "Осень", выполненная для Дома ученых Ташкента, портреты композитора П.И. Чайковского, писателей М.Е. Салтыкова-Щедрина и А. Алимжанова, ученого К.А. Тимирязева, В.И. Ленина. Для подарков лидерам зарубежных стран Г.А. Аткнин вышил портреты премьер-министра Индии Д. Неру, президента Индонезии Сукарно, премьер-министра Бирмы У Ну. В настоящее время эти работы хранятся в Государственном музее Индии или частных коллекциях.
 В 1957 году Аткнины вернулись на родину в Хакасию. Григорий Алексеевич работает художником в газете "Ленин чолы" и Хакасском книжном издательстве. Он иллюстрирует книги "Алтын Арыг" (1958 г.) и "Аи Мирген" (1959 г.), Совместно с художниками A.M. Новоселовым, P.C. Ананьиным и А.И. Тумановым Г.А. Аткнин иллюстрирует учебник Н.И. Копкоева "Русский язык для 3-го класса хакасской начальной школы" (1959 г.). Однако главной его страстью остается вышивка. Взоры посетителей четвертой областной художественной выставки и художественной выставки, посвященной 250-летию присоединения Хакасии к России, радовали работы мастера: "Узбечка с хлопком", "Первый сноп", "Танцовщица", "Иллюстрация к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин", "Женская головка", "Портрет В.И. Ленина", "Вид Кремля". 
Портрет Ленина В.И. 1946, шелк, шелковая нить, рассыпчатая гладь.(Картина с сайта http://www.artethno.ru/museum.php?page=1 )

На выставках были представлены и работы, которые Г.А. Аткнин вышил для Минусинского и Хакасского краеведческих музеев, — портреты Н.М. Мартьянова, И.В. Мичурина, крестьянского философа-бунтаря Т.М. Бондарева, командиров партизанской армии А.П. Кравченко, П.Е. Щетинкина. (в 1983 и 1985 годах коллекция Минусинского краеведческого музея пополнилась портретами С.К. Сургуладзе и Н.К. Крупской). Здесь же посетители могли видеть живописные работы художника: "Агитатор у пастуха", "Окрестности Абакана", скульптуры из гипса "Девушка хакаска", "Барельеф Скворцова".
Г.А. Аткнин — автор четырех проектов обелисков в Хакасии и эскиза почетной грамоты и пригласительного билета на празднование 250-летия присоединения Хакасии к России.
В 1962 году Г.А. Аткнин с семьей переезжает на постоянное место жительство в Казахстан. О жизни и творчестве Г.А. Аткнина в Алма-Ате мы узнаем из его писем другу Петру Ивановичу Каралькину: "Настроение при отъезде из Абакана было неважное. Пока не сделал ничего нового, кроме как иллюстрации к нескольким книгам и эскизов ковров".
Сразу по приезде Григорий Алексеевич устраивается художником на Алма-Атинскую ковровую фабрику и работает здесь около двух лет. За короткий срок художник сделал немало. По его эскизам были сотканы ковры "Космонавты", "Урожай", ковер-подарок Союзу писателей Татарии от Союза писателей Казахстана, ковер к юбилею писателя С. Сторулина, несколько ковров с казахским национальным орнаментом. Уволившись с фабрики, Г. Аткнин шесть лет преподает черчение и рисунок в учебных заведениях города, сотрудничает с книжными издательствами, иллюстрируя художественные книги и учебники, рисует плакаты. Однако отрадой души, да и заработком тоже для него по-прежнему остается вышивка. 

В Алма-Ате он вышил портреты поэтов Ш. Руставели, Т. Шевченко, М. Джалиля; писателей А. Чехова, М. Ауэзова, С. Сейфуллина, С. Стальского; композиторов П. Чайковского и М. Глинки; космонавта В. Терешковой; ученых К. Циолковского, С. Обручева. Григорий Алексеевич выполнял заказы частных лиц, делал подарки друзьям и знакомым. Своей волшебной иглой он вышил сначала дочь П. Каралькина Нэлли, а потом маленького внука Сережу (хранятся в семье П. Каралькина). Григорий Алексеевич так рассказывал другу о технике своей вышивки: "Кресты я видоизменил, вписываю их в любые кривые, и они становятся ромбическими, длинными или узкими, убывающими по величине. Мои картины крестом уникальны. Моя гладь рассыпчатая, активная, она лаконичная и экономичная. Это моя находка, результат трудных поисков и экспериментов. Мои картины нельзя сдуть (то есть скопировать) обычным крестом".


Аткнин Г.А. Портрет Жамбыл Жабаев, вышивка  Картина с сайта http://www.kazpost.kz/?page=phil/stamps96
Аткнин делится с другом своими творческими планами и мечтами: "Хочется вышить портрет Миклухи и папуасов... и хижину на сваях под деревьями, но никто не заказывает"; пишет и о своих творческих успехах: "Участвовал в выставке Узбекской декады искусств и литературы и получил благодарность и денежную премию. Мои вещи всегда на выставках хвалят".
Верным помощником в работе Аткнину была супруга Анна Петровна. "Мы с ней работаем "рука об руку" 30 лет, тесно связаны и увлечены одним делом, и давно уже подписываем вышивки А.Г. и А.П. Аткнины", — пишет Григорий Алексеевич в одном из писем. Где бы ни жил Г.А. Аткнин, связи с родиной не прерывал никогда. Он вел активную переписку с друзьями, оставшимися в Хакасии, просил их посылать ему местные газеты и почти каждый год приезжал в родные места. Каждая поездка, по словам самого художника, была для него источником вдохновения и новых планов. В сентябре 1986 года 80-летний Г.А. Аткнин приезжал в Хакасию на открытие своей персональной юбилейной выставки в Хакасском областном краеведческом музее. Это была одна из последних его поездок на родину. В1989 году Григорий Алексеевич Аткнин скончался и был похоронен в Алма-Ате.
Марина НОВИКОВА, старший научный сотрудник Хакасского республиканского краеведческого музея.
Библиография:
Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х томах./ гл. ред. В.А. Кузмин. – Красноярск: Поликор, 2007. – Т. 1: А-Н. – 432 с.
Новикова М. Мастер шелковой нити./ Марина Новикова.// Хакасия. - 2006. - 15 сентября, № 174. 
 Сайты:
http://www.artethno.ru/museum.php?page=1
http://www.kazpost.kz/?page=phil/stamps96

Комментариев нет:

Отправить комментарий