Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

суббота, 9 октября 2010 г.

Сибирь в картинах Юрия Титова

Титов Юрий Александрович 1926-1998
"Необъятна, могуча Сибирь. Можно отдать всю жизнь, все свое творчество, но не успеть отразить и тысячной доли ее величия, размаха строек, красоты природы, ее людей. Я попытался в своих работах последних лет хоть в малой степени показать зрителю этот удивительный, неповторимый, сказочный край, рассказ о котором, как мне кажется, только начат мною". (Ю.А. Титов)
Титов Юрий Александрович - заслуженный художник РСФСР. Монументалист. Родился в Брянске 22 июня. Учился у Т.И. Катуркина. Участник художественных выставок с 1950 года. Основные произведения: «На порогах Витима» (1957, ХФ РСФСР), «Новые рубежи» (1967, МК РСФСР), «Сталевары» (1968, Серпуховским историко-художественный музей), «Прокатчики» (1969. МК РСФСР), «Пахари» (1969), серия работ о БАМе (1974—1978), «Походные костры» (1975, МК РСФСР), мозаичное панно «XX век» (1975—1979, Воронежская атомная станция), «Въезд в южный якутский угольный комплекс» (1979, г. Нерюнгри Якутской АССР), «Покорителям мирного атома» (1979, Кольская атомная станция).
Источник: Титов Ю. Сибирь, Сибирь...: Альбом. Дневник художника./ Юрий Титов, автор вступительной статьи А.В. Софронов. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 136с., илл.
Трудно сказать, откуда появляются привязанности художника к тому или иному месту нашей Родины и тем более когда он всем своим сердцем прирос не только к тем местам, где он появился на свет, но и уже к совершенно иным, захватывающим его беспредельно и прочно на долгое время его творчества. Когда порой мы читаем скупые биографические данные того или иного художника, не всегда представляем себе степень влияния традиций русской и советской живописи, а они, эти традиции, каждый раз проявляются по-новому. Так было и с Юрием Титовым, с его жадным восприятием мира, событий, умением наблюдать за людьми, видеть в них главные, ведущие черты характера — мужество, решительность, стойкость.
Титов Ю.А. Сибирский мотив
Огромадна Сибирь моя матушка,
Вольно стелется дикая травушка,
Фантастичные земли твои
И бесчисленны реки-ручьи. (автор стихотворения Кочурова О.В.)
Титов Ю.А. В верховьях Енисея
А Сибири просторов громада,
И деревьев гигантских армада
Даль бескрайнюю завоевала,
От морей пролегла до Урала. (автор стихотворения Кочурова О.В.)
 Еще двадцать лет назад по комсомольской путевке Юрий Александрович Титов впервые приехал в Сибирь. На художника произвели огромное впечатление могучие пейзажи Сибири — тайга, бурные горные реки, скалы, где и люди под стать природе. Оказавшись на Витиме, он побывал у верхних порогов, на золотых приисках Бодайбо, где трудовой подвиг рождается, естественно, в работе. Именно в те годы Титов написал динамическую, полную мужества картину «На порогах Витима». На полотне — в напряженном движении плотогоны, беззаветно храбрые богатыри.
Титов Ю.А. Седой Вилюй
... затем поездки в Сибирь стали более систематическими, год за годом. Через три года Юрий Титов уже на сибирской реке Бирюсе, на строительстве дороги Абакан—Тайшет, а в 60-м году на Енисее, на Братской и Красноярской ГЭС
Все проходило перед его глазами; все оставалось в памяти, как недавно ставший легендой подвиг участников экспедиции Кошурникова, отдавших жизнь во имя освоения Сибири.
Титов Ю.А. Голубой Енисей
Здесь безбрежна тайга и горы высокие,
Миры уплывают в сферы далекие,
Горизонты к себе синей дымкой манят,
Исполинские кедры веками стоят. (автор стихотворения Кочурова О.В.)
Титов Ю.А. Енисей-батюшка






















На первых рубежах —
Дыхание эпох.
Здесь чувства и дела
В грядущее врастают.
Тут каждый познает,
Что он бы в жизни смог.
И главное звено
В историю вплетает.
Земля все та же:
Древности полна,
Молчанье  гор  века  остановило.
Несет тысячелетняя волна
Саянских гряд
Причудливый разлив.
Зеленой шубой
бархатной укрылся
Здесь Енисей,
Граниты просверлив,
Тысячеверстым
мускулом забился. (автор стихотворения Николай Мирошников. Источник: Стрежень: Стихи поэтов литературного объединения «Стрежень» на Саяно-Шушенской ГЭС./Составитель В.В. Нагай. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983. - 96с.)

Но где бы ни был наш автор-художник, он, словно за канат, держится за Енисей, который, как на извилистой дороге, то исчезает из поля зрения, то вновь появляется с таким уже хорошим, эпическим названием — Енисей-батюшка.
Но творчество Титова связано не только с Сибирью, в формировании художника оставили большой след тонкие подмосковные пейзажи, горячие цеха Электростали, динамичные образы героев труда Подмосковья. Здесь им созданы картины «Сталевары», «Пахари», серия портретов и пейзажей. На его полотнах появлялись красоты Урала, чем-то близкие сибирским и в то же самое время со своими особенностями. А затем — снова Сибирь. Картина за картиной, в которых проявлялся характер и самого художника и тех, кто был его живой, одухотворенной натурой.
Для художника каждое полотно — новое поле боя. Каждый раз все заново. Как нельзя войти дважды в одну и ту же воду, так нельзя увидеть одно и то же в природе дважды. Где-то была Брянщика, далекая Брянщина, красивая, романтическая, мужественная. Именно на Брянщину любил когда-то уезжать художник, и он не изменял ей, своей родной земле. Но сейчас властно, как песня века, звала Сибирь, полная сил. Художник должен быть там.
 … живопись — это тоже подвиг, вечное движение вперед, вечное познание жизни и природы.
Титов Ю.А. После дождя . Лодки
Голубая мечта!
Поклоняюсь тебе.
Ты моя медсестра,
ты мое вдохновенье.
Ни к чему суета
и везенье в судьбе,
если сердце не чувствует
грусти осенней,
если солнце не крикнет:
 «Лети в небеса!»,
Если ветер воздушной
останется массой,
если болью не станет
чужая слеза,
если все, что ты сделал,
к мечте не причастно. (автор стихотворения Валентина Квасцова. Источник: Стрежень: Стихи поэтов литературного объединения «Стрежень» на Саяно-Шушенской ГЭС./Составитель В.В. Нагай. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983. - 96с.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий