Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 11 октября 2010 г.

Асочакова Аграфена Захаровна 1939

Художник живописец. Аграфена Захаровна Асочакова родилась 1 сентября 1939 года в селе Бельтыры Аскизского района. Окончила Красноярское художественное училище им. Сурикова, отделение живописи в середине 60-х годов. Член Союза художников России с 1992 года. Участник художественных выставок с 1972 года. Долгое время работала в художественных мастерских, сейчас имеет свою творческую мастерскую. Известны созданные ею портреты журналиста С. К. Доброва, врача В. Ф. Доможакова, шахтера Тахтобина и другие. В 70-е годы часто выезжала на строящиеся ударные стройки Хакасии, Картину "Вахта в Саянах" в 1989 году подарила Всероссийскому фонду культуры в Москве. А.З. Асочакова постоянный участник городских, республиканских, зональных и других выставок. В 1993 году Аграфена Захаровна принята в Союз художников России. Произведения хранятся в Абаканской, Черногорской, Шушенской картинных галереях, в Российском фонде культуры в Москве.

Асочакова А.З. Автопортрет 1975 Картон, масло 35х24,5
Асочакова А.З. Букет из разных цветов 1998 Холст, масло 60х87

Асочакова А.З. Земля предков 1990
Асочакова А.З. Натюрморт с айраном 1980
Автор статьи М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения пишет о художнице:
«Работы А.З. Асочаковой привлекают не только яркостью колорита, декоративностью цвета, но и непреодолимым влечением к традициям народного хакасского искусства. Обращение к народному искусству у Асочаковой вызвано не романтическим интересом к народному примитиву. Для нее, человека, выросшего в крестьянской среде, оно явилось способом творческого мышления, явлением, органически связанным с его собственным видением мира. Асочакова пришла к народному искусству путем неустанных исканий и поисков, как бы «изнутри» народного искусства, сумев поднять его до уровня современного художественного мышления и профессионального мастерства. Художницей созданы образы хакасских женщин разных жизненных судеб и профессий: врача Г.Н. Доможаковой (1976), певицы К.Е. Сунчугашевой (1980), рядовой милиции Килижековой (1977), доярки Э. Шулбаевой (1986).
Тема женщины и женской судьбы, иногда радостной, но чаще трудной, остается одной из главных в творчестве художницы. Она создала свой женский образ в хакасском искусстве - внешне неброский, но полнокровный и привлекательный. Интересны живописцу все человеческие возрасты, но с особым вниманием автор вглядывается в молодые лица девушек. В картинах «Песнь о моей земле» (1984) и «Тун Пайрам» (1984) ее привлекает молодость, девушки пышут здоровьем, веселым задором, уверенные, обаятельные, женственные, с характерными хакасскими лицами. В этих картинах соединяются благородство характеров, душевная теплота и нравственная чистота хакасских женщин.
Но зачастую ее увлекает больше передача красочности национального костюма, чем психологического состояния человека. Своеобразной живописной школой была и остается для Асочаковой работа над натюрмортом, составленным из произведений народных хакасских мастеров. В процессе творчества художница воссоздает на полотнах традиционную посуду, одежду, орнамент и многое другое, как бы вновь становится участником их появления на свет, что помогает ему проникнуть в самую суть, в структуру народного творчества. Часто эти предметы служат художнице отправным пунктом для поисков новых, более совершенных цветовых и формальных решений. Уходя от натуры, живописец заостряет форму, сближает контрастные цвета. Фантазия и воображение помогают ей порвать рамки натурализма. Но даже в этих случаях в картине продолжает ощущаться влияние народных хакасских росписей и вышивок.
Любовь к яркому чистому цвету, к весомой форме, несколько примитивный, но необыкновенно выразительный рисунок- все заимствовано у народного искусства. В натюрмортах А.З. Асочаковой: «Со старинным кувшином» (1978), «С айраном» (1980) и «С кувшином» (1988),- персонажами картин стали предметы народного быта - бронзовые и железные кувшины, варежки, кисеты, шубы и ткани, украшенные национальным орнаментом, курительные трубки, кожаные фляжки и пиалы, наполненные айраном, кошмы из войлока. Через простые и законченные по форме и декору изделия народных мастеров художница стремится передать аромат особого мира национального быта. Предметы, изображенные в натюрмортах, являются звеньями прошлого и настоящего, говорят о неразрывности времен, о непреходящих ценностях. Истоки и силу своего творчества А.З. Асочакова видела в обращении к народным корням, являющимся основой культуры и духовной жизни.
Асочакова А.З. Натюрморт с кувшином 1988
Асочакова А.З. Натюрморт с цветами х.м. 70х50 2003

Асочакова А.З. Натюрморт с чайником 1993 Холст, масло 100х80

Асочакова А.З. Натюрморт со старинным кувшином 1978 Холст, масло 100х79

Асочакова А.З. Песнь о моей земле 1984 Холст, масло 115х90

Асочакова А.З. Песнь о моей земле 1984.
Искусствовед Высоцкая Т.В., заслуженный работник культуры, пишет о творчестве художницы:
«Очень цельно и последовательно начало развиваться творчество Аграфены Захаровны Асочаковой, посвятившей себя воспеванию и выявлению национальной природы хакасского народа. Ее портреты и композиции демонстрируют то свободу живописных импровизаций, то декоративных обобщений, открывая обаяние пластики лиц и фигур, поз и жестов, тонкое проникновение в характеры персонажей. Она писала широко по манере, раскованно в колорите, подспудно любуясь национальным и утверждая национальное. И если некоторые авторы обращались к этой теме эпизодически, то для Асочаковой она стала программой, естественной и принципиальной позицией - уловить, запечатлеть, опоэтизировать тему «хакасский народ».
Асочакова А.З. Портрет актрисы-студентки Собаниной В.И.

Асочакова А.З. Портрет певицы К.Е. Сунчугашевой 1987 Холст, масло 110х75

Асочакова А.З. Тун-Пайрам 1984

Хроника областных, республиканских, региональных, всероссийских, зарубежных и международных выставок. 1991-2009 АСОЧАКОВОЙ Аграфены Захаровны:

1994- «Дарящие свет». Союз «Женщины Хакасии», в/зал «ENS», Абакан
1995- республиканская выставка, посвященная 50-летию Победы, Абакан
1997- «Дни культуры Республики Хакасия в Москве», в/зал СХ РФ на Тверской, Москва
1998- «Сибирь-8», посвященная 150-летию В.И. Сурикова, Красноярск
2000- региональный проект «Алтын-чер Саяно-Алтая. Диалог культур на пороге 3-го тысячелетия. Искусство Хакасии», Новокузнецкий художественный музей
2000- 1-я городская выставка-конкурс «Золотая кисть», в/зал «Жарки», Абакан
2001- 2-я городская выставка-конкурс «Золотая кисть», в/зал «Жарки», Абакан
2002- 3-я городская выставка-конкурс «Золотая кисть», в/зал «Жарки», Абакан
2007- 13 женщин-художниц «Весна, женщины, цветы». Живопись, графика, ДПИ, Абакан

Библиография:
  • Союз художников Хакасии: Альбом-каталог./ Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.
  • Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии: Учебное пособие для учителей и учащихся. - Абакан, 1997
  • Алтын-чер Саяно-Алтая. Диалог культур на пороге 3-го тысячелетия. Цикл выставок. Искусство Хакасии: Научно-художественный сборник./ автор-составитель Л.Н. Ларина. - Новокузнецк, 2000
  • Живопись Хакасии: Альбом-каталог./ автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с. - с.13-16
  • Из фондов Абаканской картинной галереи: Каталог./ Сост. В.Е. Финочка, Т.М. Исаева, Т.С. Попова, С.А. Ткаченко; Текст Э. Казанцевой, Т. Поповой. – Абакан: Администрация города Абакана, Управление культуры, молодежи и спорта, 2007. – 48с.
  • Первая городская выставка-конкурс «Золотая кисть»./ Администрация г.Абакана. Некоммерческое партнерство "Абаканский Союз художников": каталог, живопись, графика. - Абакан, 2000. - 6с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий